Свидетельство о публикации бесплатно

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Геометрические фигуры

Комплексное занятие в старшей группе детского сада на тему «Друг на друга не похожи...»

Цель занятия: организовать реализацию умения узнавать в основе изображений геометрические фигуры, использовать основные геометрические фигуры и другие символы для обозначения отдельных предметов и действий.

Оборудование и материалы: геометрические загадки, картонные фигуры для организации разминки, заготовки для аппликации, клей, цветные карандаши.

Предварительная работа

Прочитаем и обсудим «Сказку о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа, рассмотрим иллюстрации.

Часть I. Говорящие фигуры, или Геометрический шифр

Цели: развитие зрительного восприятия, воображения, логического мышления, внимания, чувства ритма; формирование умения работать по инструкции.

Педагог обращает внимание детей на загадки, присланные новыми друзьями ребят — Кругом, Квадратом и Треугольником. На занятиях, во время прогулки, в повседневных наблюдениях ребята учились узнавать в форме различных предметов геометрические фигуры. Сейчас им предлагается произвести обратное действие: догадаться, какой предмет зашифрован при помощи геометрической фигуры.

Задание 1. Среди облаков — желтый круг. (Солнце.)

Задание 2. Среди сугробов —- три круга, поставленных один на другой. (Снеговик)

Задание 3. Перекресток, три круга на столбе. (Светофор.)

Задание 4. Два одинаковых изображения разного размера: круг на треугольнике. (Взрослый человек и ребенок.)

Задание 5. Три треугольника, расположенные один под другим. (Ель.)

Детям предлагается дополнить изображение в соответствии с тем, что они увидели в нарисованном на картинке символе.

Геометрическая разминка (игра «Топ и Хлоп»).

Педагог. А знаете ли вы, ребята, что при помощи геометрических фигур можно писать письма, записывать задания и даже организовать разминку? «Прочитайте» схему, зная, что большим треугольником обозначен громкий хлопок.

Детям нужно догадаться, что маленький треугольник обозначает тихий хлопок, озвучить разные ритмические рисунки. Узор можно выкладывать из картонных фигур.

Детям предлагаются такие задания: расшифруй, продолжи, озвучь узор, придумай свой узор. Если они легко справляются с заданием, можно сразу добавить новые элементы: прыжок (стрелка, указывающая вверх), поворот (стрелки вправо и влево), топнуть ногой (стрелка вниз) и др. Детям нужно догадаться, что обозначает новый элемент узора, придумать свои обозначения.

Узоры на рисунке можно прочитать и озвучить так:

• хлоп (громко), хлоп (тихо), поворот вправо, хлоп (громко), хлоп (тихо), поворот влево;

• хлоп, хлоп, топ, хлоп, хлоп, топ;

• хлоп, хлоп, топ, хлоп, хлоп, прыг.

Часть II. Друг на друга не похожи

Цели: формирование умений совместно планировать действия в речевом общении, передавать содержание сказки с опорой на иллюстрации.

При помощи геометрических фигур дети создают иллюстрацию к сказке Романа Сефа о кругленьких и длинненьких человечках.

Детям предлагается выбрать больше всего понравившийся эпизод сказки, найти соответствующую иллюстрацию. Дети объединяются в микрогруппы, получают конверты с фигурками разной формы и цвета, цветной бумагой, шаблонами для изготовления различных фигур, ножницы. Нужно определить, как с их помощью можно изобразить героев сказки, передать ее сюжет.

Итог работы: предложить детям рассказать, что они научились сегодня делать при помощи геометрических фигур.

Последующая работа

На следующем по расписанию занятии выполняется аппликация, недостающие фрагменты изображения дорисовываются. Каждой коллективной работе нужно придумать название. Необходимо познакомить детей с параметрами оценки качества выполнения аппликации: фигуры верно подобраны, точно вырезаны, приклеены аккуратно. Отмечается также соответствие выполненной работы замыслу, обсуждаются особенности поведения во время работы: соблюдение правил безопасности и взаимодействия, самостоятельность, планомерность, последовательность.

В дальнейшем, продолжая работу по ознакомлению детей с геометрическими фигурами и способами их изучения, помимо традиционных форм работы, можно использовать следующие:

• выполнение заданий геометрической разминки на занятиях и на прогулке, в свободное время, создание подобных заданий;

• разгадывание геометрических загадок;

подвижная игра «Займи место». Проводится во время прогулки. Дети стоят в круге. Выбирают водящих. Их задача, двигаясь из противоположных частей фигуры в разные стороны, как можно быстрее добраться и занять место другого. Для каждого тура игры выбираются новые водящие. Через несколько туров дети перестраиваются, образуя треугольник, квадрат, овал и т.д. Детям предлагается определить, вокруг какой фигуры бежать легче, попытаться понять, почему.

Похожие статьи:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Огонь в жизни человека

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Профессии»

Конспект интегрированной НОД в старшей группе ДОУ

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ

Физкультурное занятие в старшей группе. Конспект

Нет комментариев. Ваш будет первым!