Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»),

Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

- Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо?

- Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

- А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т. д.)

- Ребята, возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя. Расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают.)

- Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

Айога

В роду самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит - не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

- Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

- Я в воду упаду.

-А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвется! - отвечает Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю...

...Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

- Горячая она. Руки обожжешь, - отвечает мать.

- Я рукавицы надену, - говорит Айога.

- Рукавицы мокрые.

- Я их на солнце высушу.

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепешку. Мне не жалко.

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у нее в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!

Плавала-плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.

Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них Айога. Как вы догадались? Айога - ленивая, а соседская девочка какая? (Трудолюбивая.) Айога - злая, а другая девочка ... (добрая). Айога - жадная, а другая девочка ... (щедрая).

- О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

- Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не идти.)

- Какая Айога? (Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.)

- Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая...)

- Кто помог матери? (Соседская девочка.)

- Какая она? (Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покорная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая...)

- Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

- Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

- А в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относится к своей маме и как можно объяснить в этом случае пословицу «Как аукнется, так и откликнется».

Посидим в тишине

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

 

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

 

И сказала я лучу:

- Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

 

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит - и я молчу.

 

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул по мне.

«Ничего, - шепнул он будто, -

Посидим и в тишине!»

(Е. Благинина)

- Ребята, вам понравилась девочка в этом стихотворении? (Ответы детей).

- Какими словами ее можно охарактеризовать? (Добрая, внимательная, послушная, тихая, умная, милосердная и т. д.)

- Как вы думаете, когда ее мама проснется и попросит дочку что-нибудь сделать, как поступит девочка? (Ответы детей).

- Как отнесется мать к послушной дочери? (Ответы детей).

- Правильно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и по справедливости.

- Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».

- Правда, иногда получается, что помощь бывает не всегда удачной, как, например, в стихотворении Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» мальчик помогал маме.

Лемеле хозяйничает

Мама уходит,

Спешит в магазин.

- Лемеле, ты

Остаешься один.

 

Мама сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи.

 

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.

 

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова...

У Лемеле только

Одна голова!

 

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

«Ты здесь поиграй!»

 

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком.

 

Но долго пришлось

С петухом воевать –

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

(Л. Квитко)

- Ребята, вот какой у мамы растет помощник! Что мы ему пожелаем? (Чтобы он лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой и, конечно, оставался таким же трудолюбивым помощником и любящим сыном.)

Похожие статьи:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Геометрические фигуры

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: Животные

Занятие по математике в старшей группе детского сада

Конспект интегрированной НОД в старшей группе ДОУ

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Рыбы

Нет комментариев. Ваш будет первым!