Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Рыбы

Экологическое занятия для старших дошкольников

Тема: «Рыбье царство в реке Усманке».

Цель: дать понятие, что в водоеме, также как на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, раков, насекомых, растений; пополнять словарь новыми словами: рогоз, стрелолист, кубышка, клоп-водомерка, жук-плавунец и т. д.; воспитывать бережное отношение к водным обитателям.

Ход занятия

- Ребята, кто из вас летом купался в реке? А какие реки вы знаете в нашем воронежском крае? (Ответы детей).

- А хотите, мы с вами отправимся в путешествие по замечательной реке Усманке? (Дети соглашаются.)

Воспитатель предлагает детям посмотреть карту Воронежской области, и вместе они находят на ней реку Усманку.

- Как можно добраться до реки? (На машине, на автобусе, на электричке.)

- Поедем все вместе на электричке. Электричка быстро доставит нас на место.

(Обыгрывают электричку, отправляются в музыкальный зал, оформленный в соответствии с тематикой: пол накрыт желтой скатертью - песок, нарисованы водоросли, рыбы, сверху все накрыто голубой марлей - водой.)

- Ребята, мы попали в речное царство. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый желтый песок на дне Усманки! Интересно познакомиться со всеми жителями этого таинственного царства.

- Кто знает, как называется это растение? По берегам Усманки часто встречается этот житель. (Это камыш.) В народе его просто называют камыш, а научное его название - рогоз. У него длинные узкие листья, а вверху коричневый, будто бархатный, початок. А рядом с рогозом другое растение - стрелолист. Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей).

- Правильно, у него листья крупные, похожие на треугольные стрелы. В листьях стрелолиста много крахмала и, если их высушить и растолочь, то можно испечь вкусные лепешки.

- Посмотрите на это красивое растение, вы его наверняка знаете. Как оно называется?

- Это кувшинка и лилия. Листья кувшинки и лилии лежат сверху воды. Посмотрите, а это их корни, они крепко держатся за илистое дно.

- Как вы думаете, на что похожи листья кувшинок? (Плавающий островок, блюдо, аэродром для стрекоз.)

- Посмотрите, кто это бегает по воде? (Жучки.)

- Это клоп-водомерка. Как вы думаете, почему его так назвали? (Меряет шагами воду.)

- По воде он бегает очень быстро и не тонет, так как он очень маленький и легкий. Его ножки смазаны жиром и широко раздвинуты, он как будто скользит на лыжах по воде.

- А это жук-плавунец. По названию можно догадаться, что он - хороший пловец. Этот жук - хищник. Сам маленький, а питается головастиками и рыбешками.

- Ребята, а хотите поиграть? Вы будете рыбками и головастиками, а Артем будет жук-плавунец. (Подвижная игра.)

- Ребята, а кто из вас знает, кто такие головастики? (Ответы детей).

- Правильно, это маленькие дети лягушки. Мама-лягушка откладывает икру, из каждой икринки вылупляется головастик. Головастики совсем не похожи на свою маму. Посмотрите чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

- Постепенно у головастиков отпадает хвост, вырастают лапки, и он становится лягушонком.

Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом речных птиц, а еще лягушки украшают реку своим пением - кваканьем.

- Давайте попробуем спеть песню, как лягушки. (Дети квакают на разные голоса и прыгают по-лягушачьи.)

- Ребята, посмотрите, кто это ползет к своей норке? (Это рак.)

Дети рассматривают рака, описывают его внешний вид.

- Своими клешнями рак защищается и ловит добычу, а усами ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. Раки живут только в чистой воде. Если люди будут беречь водоемы от загрязнений, в них будут обитать раки.

- А вот и рыбье царство - гордость реки, пища для животных и людей. Чтобы было в реке много рыбы, надо реку охранять.

- Посмотрите, какие красивые рыбы водятся в нашей реке Усманке. Кто знает этих рыб, как они называются? (Ответы детей).

- Что помогает рыбам плавать в воде? (Тело, хвост, плавники и т. д.)

Дети рассматривают рыб, отмечают характерные особенности, рассказывают из личного опыта, где они встречали таких рыб, и т.д.

- Ребята, а это что за страшная рыба притаилась в зарослях? (Щука.)

- Щука - опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам.

Игра «Караси и щука».

- В реке Усманке много разных рыб. Давайте перечислим еще раз, кто живет в рыбьем царстве (сом, щука, угорь, карась, лещ, плотва, окунь, сазан и т.д.)

- А теперь послушайте сказку про Сазанчика.

Воспитатель читает стихотворение.

Сказка про Сазанчика

Жил Сазанчик в приветливой речке;

Прогуляться любил недалечко:

В камышовую рощу мохнатую,

На речную полянку покатую,

Где трава, и тростник, и песок,

И весла голубого кусок.

Стало скучно Сазанчику в речке,

Неуютно в уютном местечке.

Он подумал: «Что же мне ждать?

В глупой речке зачем пропадать?»

А навстречу ему Окунек:

«Эх, Сазанчик, тебе невдомек:

Рыбам жить можно только в реке,

Пропадешь от реки вдалеке!»

Но Сазанчик махнул плавником

И не стал говорить с Окуньком.

Вот и берег - большая страна

Над спокойной водою видна.

И Сазанчик глядит, не дыша:

До чего же земля хороша!

И Сазанчик подпрыгнул разок

И упал на горячий песок.

Эх, Сазанчик, попал он в беду –

Даже думать забыл про еду!

Стал Сазанчик метаться и биться,

Шепчет: «Надо назад воротиться!»

Еле-еле до речки добрался,

Сам не помнит, как жив он остался.

А в реке столько свежей воды!

А в реке столько вкусной еды!

Светит доброе солнце зеленое,

Не горячее, не раскаленное,

И трава золотая растет...

И счастливый Сазанчик плывет!

(И. Токмакова)

- О чем эта сказка? Что случилось с Сазанчиком? Почему Сазанчик чуть не погиб? Какой вывод для себя можно сделать, прослушав эту сказку? Почему нельзя забирать животных из тех мест, в которых они живут?

- Ребята, понравилось вам в рыбьем царстве?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это рыбье царство в реке Усманке? (Не засорять реку, не бросать мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков и головастиков, не мучить лягушек, не пугать в камышах диких уток и гусей; если увидим живую рыбку на берегу, поможем ей добраться до воды в свой дом.)

Жить в подводном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!

Человек - природе друг!

Похожие статьи:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе ДОУ

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: Животные

Занятие по математике в старшей группе детского сада

Загадки про рыб с ответами для 1 класса

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Геометрические фигуры

Нет комментариев. Ваш будет первым!