Свидетельство о публикации бесплатно

Информационно-познавательный классный час 9-10 класс

Классные часы для старшеклассников

Деловая игра в 9 классе

Информационно-познавательный классный час для старших классов

Дети выступают в роли ведущих информационно-развлекательного канала. Канал может «выходить в эфир» с определенной периодичностью. Первый выпуск информационного канала может пройти по шаблону, предложенному в сценарии, затем дети сами начинают ориентироваться в информации, собирать факты с определенной направленностью. Такая форма работы способствует развитию детей: возрастает познавательная активность, повышается речевая культура, улучшается микроклимат в классе. Материалы для выступлений дети могут брать из газет, журналов, телепередач, из Интернета. Но главным источником информации должна стать книга. В последнее время появились целые серии популярных детских изданий: справочники, энциклопедии, дайджесты. Дети увидят, что работа с этими изданиями, участие в информационном канале могут стать хорошим способом самоутверждения.

Цели: ознакомить детей с событиями в мире науки; расширять кругозор детей; формировать позитивное отношение к таким качествам, как наблюдательность, любознательность, воспитание уважительного отношения к умственному труду; побуждать к поиску информации, к саморазвитию, к активной жизненной позиции; развивать познавательные навыки, умения ориентироваться в информационном пространстве, критическое мышление.

Форма проведения: ролевая игра.

Подготовительная работа: для первого выпуска канала учитель назначает ведущего, «репортеров», знакомит их с примерным содержанием выступлений (можно сделать ксерокопию, разрезать по количеству участников).

Оборудование: подшивки газет, журналов, справочники, энциклопедии.

Оформление:

- у классной доски полукругом расставить стулья, отодвинув

передние парты;

- на доске написать содержание информационного канала (переписать из плана классного часа).

План классного часа

I. Вступительное слово. Представление.

II. Информационный канал «Эврика!».

1. Горячие новости.

2. Научный хит.

3. Это любопытно.

4. Крупным планом.

5. Телескоп.

6. Планета игр.

7. Улыбки ученых.

8. Трибуна.

III. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

(Звучит музыка, к доске выходят все ведущие, рассаживаются полукругом.)

I. Вступительное слово. Представление

Ведущий 1. Сегодня открывается наш классный информационный канал «Эврика!». Возглас «Эврика!» означает «нашел», «понял», «открыл». Радость открытия - это чувство, которое объединяет и Архимеда, и Колумба, и обыкновенного школьника, который решил задачу, и человека, нашедшего интересный факт в океане информации.

Ведущий 2. Если вы испытали радость такого открытия и хотите поделиться своей радостью с другими, приглашаем вас стать репортерами нашего информационного канала. Требования к информации у нас очень простые.

Ведущий 1. Первое - злободневность и актуальность: нужно рассказывать о том, что затрагивает всех нас.

Ведущий 2. Второе - объективность: как бы вы ни относились к фактам, старайтесь быть беспристрастными, не навязывать своих оценок.

Ведущий 1. Третье - достоверность: рассказывая о событиях и фактах, обязательно нужно указывать источник информации (книгу, газету, телевидение, Интернет).

Ведущий 2. Сегодняшний выпуск посвящен миру науки. Все, что происходит в этом мире, касается каждого из нас.

Ведущий 1. Сегодня на нашем канале вас ждут: горячие новости, любопытные факты, хиты и улыбки из мира науки.

Ведущий 2. Начинаем выпуск. II. Информационный канал «Эврика!»

Горячие новости

Ведущий 1. Все материалы идут в прямом эфире. Внимание - первое включение. С вами - ведущие рубрики «Горячие новости» (имена, фамилии).

Ведущий 3. Сейчас в мире остро стоит энергетическая проблема. Многие страны активно используют биотопливо, переходят на альтернативные источники энергии: ветер, солнце. Российские ученые тоже разработали автономную солнечную электростанцию. Она называется «Фотон». Уже сейчас «Фотон» освещает подъезды домов, парки, набережные. Экономия составляет 74 тысячи рублей в год только на одном подъезде!

Ведущий 4. А вот экологически безопасное биотопливо начинает угрожать дикой природе. Так утверждают экологи. В Малайзии, Индонезии идет вырубка тропических лесов под плантации масличной пальмы. Уничтожаются дикие животные и растения, наносится огромный вред живой природе.

Ведущий 3. Вскоре у экспертов, составляющих Красную книгу, значительно прибавится работы. Экологи пришли к выводу, что к концу текущего столетия более 900 видов птиц окажутся под угрозой вымирания. Печальная участь ждет и тигров. Еще 100 лет назад на Земле было не менее 100 000 этих животных. Однако в настоящее время в природе осталось не более 3000 тигров. Везде, где тигр еще встречается в диком состоянии, он находится под угрозой исчезновения.

Ведущий 4. Оказывается, обезьяны умеют складывать числа в уме! Это экспериментально доказали американские ученые. Причем точность и скорость арифметических операций почти не отличалась от людей (у макак-резусов 76%, а у студентов по тем же тестам - 94%).

Это любопытно

Ведущий 1.А теперь свою коллекцию любопытных фактов вам предлагают (имена, фамилии).

Ведущий 5. Один американский исследователь недавно выпустил книгу «Сто самых влиятельных личностей в истории, расставленных по порядку». Первые места в книге занимают основатели мировых религий: Христос, Магомет, Будда, Конфуций, апостол Павел.

Ведущий 6. Среди 100 гениев больше всего ученых и изобретателей - 37. В числе первых - Ньютон, Гуттенберг, Эйнштейн, Пастер, Галилей, Дарвин.

Ведущий 5. Музы представлены крайне скупо - по двое гениев от литературы, искусства и музыки. Шекспир и Гомер, Микеланджело и Пикассо, Бетховен и Бах.

Ведущий 6. Географическое распределение гениев неравномерно. Африка дала лишь трех, Латинская Америка одного гения - Боливара, Азия - 18, США - 7, остальные 71 родились в Европе. Из них - трое уроженцев России. Ленин, Сталин, Петр Великий.

Ведущий 5. Но это точка зрения американского автора. Интересно, как бы выглядел этот список, если бы его составляли у нас в России?

Ведущий 6. Некоторые научные открытия, в том числе те, которые перевернули мир, были сделаны совершенно случайно.

Ведущий 5. Все знают, что Архимед, опустившись в ванну, открыл закон, впоследствии названный его именем, о погруженных в воду телах и выталкивающей их силе.

Ведущий 6. Ньютон открыл закон Всемирного тяготения, когда на него упало знаменитое яблоко.

Ведущий 5. Дмитрий Иванович Менделеева увидел свою таблицу элементов во сне.

Ведущий 6. А германский ученый Вильгельм Рентген во время опытов увидел, как на стене появилась проекция его собственной руки. Так он открыл излучение, которое получило его имя.

Ведущий 5. Шотландский ученый Александр Флеминг случайно открыл пенициллин, когда обнаружил, что сине-зеленая плесень в одной из чашек убила всех стафилококков.

Ведущий б. Но как бы ни были сделаны открытия, все они переживают три этапа. Вначале о первооткрывателе говорят: «Он с ума сошел! Этого не может быть!». Потом: «В этом что-то есть». Потом используют это изобретение, говоря: «Это же так просто».

Ведущий 5. Совсем как та школьница, которая заявила: «Бедные гении, они вынуждены были открывать то, что мы проходим в школе».

Научный хит

Ведущий 1. Все мы следим за хитами в музыке, кино, играх. Есть хиты и в мире науки. И самым настоящим научным хитом в России сейчас стали нанотехнологии. О них беседуют (имена, фамилии).

Ведущий 6. Нанотехнологии. У всех на слуху сейчас это модное слово. Все твердят, что за ними будущее, что с их помощью Россия станет самой передовой страной мира. Но мало кто может объяснить, что же это такое.

Ведущий 7. «Нано» в переводе с латинского - это карлик. Нанотехнология - это карликовая технология, которая работает с очень маленькими величинами - 1 миллиардная доля метра. Это ничтожно малая величина, сопоставимая с размерами атомов. Нанотехнологи из атомов собирают новые молекулы, в результате чего создаются новые вещества.

Ведущий 6. Ну, и где могут пригодиться эти нанотехнологии?

Ведущий 7. Да они уже сейчас широко используются: это и строительные материалы, и новые способы обработки зерна, и лекарства, которые заживляют раны, и новые полимеры, и новые средства лечения тяжелых заболеваний, и многое другое. Некоторые продукты нанотехнологий уже можно купить в магазинах.

Ведущий 6. И какую пользу ожидать человеку от этого «нано»- будущего?

Ведущий 7. Возможности нанотехнологий огромны: это и борьба со старостью, и восстановление поврежденных органов человека, и очистка от радиации, и новые материалы.

Ведущий б. Мне попалась такая заметка. Двигатель любого автомобиля в среднем работает без масла 15 минут. А если смазать его детали новым нанопокрытием, он работает тысячи часов без ремонта. И детали не изнашиваются. Дольше служат и подшипники, обработанные новым материалом.

Ведущий 7. Нанотехнологиии могут пригодиться и в самолетостроении. На корпусе самолета от 30 до 50 миллионов заклепок. Если их убрать, самолет станет намного легче, а полеты станут безопаснее. Ученые предложили сваривать детали корпуса. И разработали аппарат для лазерной сварки с применением наночастиц. Когда-то по морям ходили суда с клепанными корпусами, после изобретения сварки все корабельные корпуса стали сварными. На очереди - самолеты. Только «варить» их будут с помощью наночастиц.

Крупным планом

Ведущий 1. В пестрой мозаике новостей и фактов много открытий, изобретений, достижений и рекордов. И за всем этим всегда стоит человек, его дело. В рубрике «Крупным планом» мы рассказываем о выдающихся людях и их судьбах и характерах. Сегодня эту рубрику представляет {имя, фамилия).

Ведущий 2. Многие представляют себе ученых скучными, важными сухарями, которые ничего, кроме своей науки, знать не хотели. Но это не так. В этом я убедилась, когда узнала о жизни выдающегося русского химика Александра Михайловича Бутлерова. В течение полутора веков русская химическая школа не знала равных в мире. И у истоков этой школы стоял Бутлеров. Он создал теорию строения органических веществ, без которой современная органическая химия, биохимия, химическая физика, генетика не могли бы существовать. Но, оказывается, становиться химиком Бутлеров и не собирался. Его увлечением была живая природа - бабочки, насекомые. Химия его лишь занимала в детстве - когда он приготовлял порох для фейерверков, когда смешивал и нагревал какие-то жидкости, наблюдая их бурное бульканье в колбе. В Казанский университет он поступил, чтобы стать ботаником, написал диссертацию о бабочках Волги и Урала. Но тут судьба его круто переменилась.

Химию в университете ему преподавал выдающийся русский химик Зимин. Он и разглядел в студенте-ботанике будущее светило. Зимин посоветовал оставить Бутлерова на кафедре химии для подготовки к профессорскому званию. О выдающемся русском химике вскоре узнал весь мир. Бутлеров переехал в Петербург, стал академиком Петербургской академии наук. Но слава не вскружила ему голову. О Бутлерове говорили, что он был великим ученым, очень мало похожим на великого ученого. Был он хорошим охотником, спортсменом, веселым и жизнерадостным человеком. Кроме того, обладал большой физической силой: придя к друзьям и не застав их дома, он обычно вместо визитки оставлял кочергу, согнутую в виде буквы «Б». А еще любил Александр Михайлович пчел. Да не просто любил, а был крупнейшим в этом деле знатоком. Он сделал улей со стеклянной стенкой и мог часами наблюдать за жизнью пчелиной семьи. Пчелы ползали по его лицу, голове, гудели в бороде, но это вроде бы и не мешало ему. В течение долгих лет он изучал пчел и даже издал руководство для пчеловодов «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства».

Жизнь великих людей, их открытия, эпоха - все это помогает понять и современность, и самих себя.

Телескоп

Ведущий 1. Самые злободневные и насущные проблемы науки и техники затрагиваются во многих телепередачах. О самых интересных из них рассказывают {имена, фамилии).

Ведущий 8. Научно-популярные программы есть на каждом канале. Мне кажется, самые интересные - это {перечисляет программы). Эти программы учат видеть невероятное в очевидном. Вот, например, передача (называет передачу, коротко рассказывает о ней). Есть и другие программы (перечисляет). Мне кажется, молодым очень нужны такие программы, в них обычно участвуют специалисты: ученые, педагоги, инженеры, изобретатели. Они обсуждают научные загадки и тайны, а это всегда дает новые идеи.

Планета игр

Ведущий 1. Что нового на планете компьютерных игр? На вопрос такой ответ даст нам только Интернет! И ведущий рубрики «Планета игр» (имена, фамилии).

Ведущий 9. Самые популярные сайты об играх - это (называет сайты). На них постоянно печатают рейтинг игр, рассказывают о новинках. Например, новинками этого месяца стали такие игры: (перечисляет). А в десятку лучших игр вошли (называет). Прежде чем покупать какую-то новинку, мне кажется, хорошо бы узнать о ней, прочитать мнения других. В этом Интернет может очень хорошо помочь.

Улыбки ученых

Ведущий 1. Наука - это серьезная вещь, но ученые - очень остроумные и веселые люди. Коллекция научных улыбок - от (имена, фамилии).

Ведущий 10. Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.

- Что вы делаете так поздно? - спросил Резерфорд.

- Работаю, - последовал ответ.

- А что вы делаете днем?

- Работаю, разумеется, - отвечал ученик.

- И рано утром тоже работаете?

- Да, профессор, и утром работаю, - подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого. Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:

- Послушайте, а когда же вы думаете?

Ведущий 11.В начале научной карьеры Эйнштейна один журналист спросил его жену, что она думает о своем муже?

- Мой муж гений! - сказала госпожа Эйнштейн. - Он умеет делать абсолютно все, кроме денег.

Ведущий 10. Эрнст Резерфорд пользовался следующим критерием при выборе своих сотрудников. Когда к нему приходили в первый раз, Резерфорд давал задание. Если после этого новый сотрудник спрашивал, что делать дальше, его увольняли.

Ведущий 11.А вообще-то, всем известно, что ученый - это человек, который может объяснить, почему механизм работает, но не может объяснить, почему он не работает.

Трибуна

Ведущий 1. Последняя рубрика классного канала называется «Трибуна». На нашей трибуне - открытый микрофон. Кто хочет высказаться, оставить критические замечания, пожелания для нашего классного канала? (Дети встают, высказываются.)

Спасибо всем за внимание, за умные и дельные замечания. Время работы нашего канала истекло. Следующее включение будет (называет дату). Ждем новых интересных фактов, событий, новостей.

III. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие впечатления остались от нашего «первого канала»? Кто вас сегодня удивил? Захотелось ли и вам стать ведущими рубрик? (Ответы детей.)

Литература

1. Голованов Я. Этюды об ученых. М.: Молодая гвардия, 1983.

2. Физики шутят. М.: Мир, 1966.

Похожие статьи:

Классный час 9 класс на тему: Вредные привычки

Конспект классного часа для 9 класса

Психологический классный час, 9-10 класс

Познавательная программа о музыке, 9 класс

Тематический классный час 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!