Классный час 4 класс

Классный час 4 класс. Волшебные стекла

Цели: развивать творческие способности детей; способствовать формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе; воспитывать толерантность по отношению к окружающим людям; развивать память, внимание; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: жетоны-пенсне; очки из картона; фотографии или рисунки с изображением знаменитых очкариков - людей и литературных персонажей; карточки с надписями «охотник», «домохозяйка», «спортсмен»; орнамент для конкурса «Снайперы»; магнитофон; бинокли (3 шт.); цветной картон; ножницы; клей; обручи (2 шт.).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Беседа «Очки - самый полезный аксессуар».

III. Игра «Волшебные стекла».

IV. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Отгадайте загадки и узнаете, о чем пойдет речь.

Носят их все на носу,

Дома, в городе, в лесу,

Молодежь и старички.

Эти два кружка... (очки).

 

Надеваю на глаза

Два стеклянных колеса.

Для чего нужны колеса?

Чтобы видеть дальше носа. (Очки.)

II. Беседа «Очки - самый полезный аксессуар»

Классный руководитель. Ребята, скажите, для чего люди носят очки? (Ответы детей.)

Правильно, чтобы лучше видеть. Мы так привыкли видеть людей в очках, что трудно представить то время, когда их не было. Людям с плохим зрением приходилось справляться с этим кто как мог.

Чтобы понять, как очки помогают человеку лучше видеть, нужно знать, что представляет собой глаз. Глаз имеет форму шара с небольшой выпуклостью впереди. В центре этой выпуклости находится зрачок, через отверстие которого луч света проникает в темную внутренность глаза. Луч света проходит через отверстие в зрачке к хрусталику. Хрусталик фокусирует свет, давая изображение видимого предмета на задней стороне глазного яблока. Здесь есть перегородка из светочувствительных клеток, которая называется сетчаткой.

У некоторых людей глазное яблоко немного вытянуто спереди назад, у других глазное яблоко слишком короткое, и хрусталик не может фокусировать четкое изображение на сетчатке. Очки как бы дают глазу дополнительный хрусталик, корректирующий работу хрусталика глаза так, что на сетчатке фокусируется четкое изображение.

- А еще для чего люди носят очки? (Ответы детей.)

Да, многие люди считают это красивым, некоторые хотят быть похожими на известных людей. Кроме того, сейчас очки делают легкими, красивыми, они могут стать элементом стиля, модным аксессуаром.

- Что такое аксессуары? (Ответы детей.)

Аксессуар - это мелкий предмет, деталь, сопутствующая чему - нибудь. Например, аксессуары одежды - это предметы, дополняющие костюм: брошь, ремень, запонки, очки.

III. Игра «Волшебные стекла»

Классный руководитель. Сегодня вы все побываете в роли людей, носящих очки, и поучаствуете в интересной игре под названием «Волшебные стекла». За победу в каждом конкурсе вы будете получать жетоны-пенсне. (Показывает.)

- Что такое пенсне? (Ответы детей.)

Пенсне - это очки без заушных дужек. Слово «пенсне» заимствовано из французского языка и означает «зажим для носа». Пенсне держится на носу за счет пружинки, защемляющей переносицу.

Итак, прежде чем вы начнете побеждать в конкурсах и зарабатывать жентоны-пенсне, разделимся на две команды.

(Учитель делит класс на две команды, вместе с детьми придумывает названия команд.)

Конкурс 1. «Снайперы»

К доске прикреплен лист бумаги с мелким орнаментом. От каждой команды выходит по одному человеку. Глядя в бинокль, участники начинают рисовать такой же орнамент на чистом листе. (Посмотрел - нарисовал деталь - передал эстафету следующему. Побеждает команда, которая выполнит задание первой и «снайперски» нарисует орнамент.)

Конкурс 2. «Стилист»

Командам предлагается разработать универсальную модель очков, например, для спортсмена, охотника, домохозяйки. Также надо продемонстрировать получившуюся модель и рассказать о ее возможностях.

Побеждает команда, у которой наиболее оригинальные очки. Если команда-соперница угадывает, для кого предназначены очки, то также получает жетон-пенсне.

Для конкурса учитель выдает детям проволоку, картон, цветную бумагу, ножницы и т. д.

Конкурс 3. «Мартышка и очки»

На голову одного из своих игроков каждая команда надевает как можно больше картонных очков. Победа присуждается тому участнику, на котором останется наибольшее количество очков после того, как он подпрыгнет вверх.

Конкурс 4. «Знаменитые очкарики»

На доске изображения известных людей и литературных героев в очках. Нужно назвать имя человека и род его деятельности, а если это литературный герой, то назвать, из какого он произведения, например доктор Айболит, Слоненок («38 попугаев»), волшебник Гудвин, Знайка, бабушка Красной Шапочки, Гарри Поттер, Черепаха

(«Львенок и Черепаха»), Кролик («Винни-Пух и все, все, все»), Джонни Депп, Ричард Гир, Джон Леннон и т. п.

Конкурс 5. «Очки гиппопотама»

Каждой команде выдают «очки гиппопотама» (связанные между собой 2 обруча). В обручах должно оказаться как можно большее число членов команды. Побеждает команда, у которой через «очки гиппопотама» «видит мир» большее число людей.

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Сегодня вы поучаствовали в веселой и увлекательной игре «Волшебные стекла». Посмотрим, какой команде удалось набрать больше очков. (Подсчитывает жетоны-пенсне.)

Итак, сегодня победила команда (название). Приветствуем победителей и дарим им громкие продолжительные аплодисменты!

- Понравилось ли вам участвовать в игре?

- Какой конкурс запомнился?

- Есть ли у вас любимый герой, который носит очки?

- Что нового вы узнали на классном часе?

Дополнительный материал

О самых обыкновенных очках

«Куда же девались мои очки?» - это восклицание приходилось слышать каждому из нас. Потерявший очки растерянно обшаривает свои карманы, ищет их на столе и под столом и наконец со смущенным видом обращается к окружающим:

- Не видали ли вы моих очков?

Окружающие редко выражают сочувствие пострадавшему. С человеком, можно сказать, произошла катастрофа: он потерял свои глаза. А ему читают нравоучение:

- Надо было класть на место. Сам виноват. Вот и ищи теперь.

Нет таких насмешек, которые не приходилось бы терпеливо сносить потерявшему очки. Но делать нечего. Пусть уж смеются, пусть ворчат, только бы помогли разыскать эти бесследно исчезнувшие и такие необходимые стекла. Ведь без них и книгу не прочтешь, и письмо не напишешь, и на улице номер троллейбуса не увидишь. Вся семья участвует в поисках. Одни отодвигают диваны, другие ползают под кроватями. Младшие члены семейства, взобравшись на стулья, заглядывают на самые верхние полки, куда очки могли бы залететь только в том случае, если бы у них вместо дужек были крылья.

И вот наконец из другой комнаты раздается торжествующий возглас:

- Вот они! Ну кто же это кладет очки под подушку? Ты их, должно быть, положил туда, чтобы лучше видеть сны.

Все смеются. Смеется и сам владелец очков. Наконец-то они нашлись! Как трудно было без них! Очки водружены туда, куда и полагается, - на нос. И все сразу успокаиваются.

Простая вещь - очки, а какая чудесная! Всего только два стеклышка, а как они нужны глазам, которые плохо видят!

Вот, должно быть, обрадовались люди, когда были изобретены очки. Впрочем, ни одна вещь на свете не появляется сразу в готовом виде. И очки тоже не всегда были такими, как теперь. Сейчас у них два стекла и оправа с дужками. А в старину не было никакой оправы, не было дужек, а вместо двух стекол было только одно. И делали его не из стекла, а из прозрачного горного хрусталя.

Когда люди читали, они не подносили лупу из горного хрусталя к глазу, а клали на страницу. Лупа делала свое дело - увеличивала буквы. Но она не могла увеличить сразу много букв. И ее приходилось во время чтения передвигать по строчке.

Такой лупой пользовались еще тысячу лет назад ученые в Средней Азии.

А лет семьсот назад один немецкий поэт даже воспел «волшебное стекло» в стихах:

Когда под старость нам темно

Становится вокруг

И начинает изменять

Нам книга - старый друг, -

Берем волшебное стекло.

Чтобы читать нам помогло.

Тут сказано «стекло», а не стекла, потому что до двух стекол еще не додумались. Лупу, которую в эти времена уже делали из стекла, а не из горного хрусталя, вставляли в оправу с ручкой.

Стекло брали за ручку и подносили к глазу.

Потом сообразили, что раз у человека два глаза, то и стекол должно быть два. Но держать два стекла перед глазами было очень неудобно. Как же перелистывать страницы, если обе руки заняты? Как писать? Как снимать нагар со свечи?

Решили: пусть нос помогает глазам смотреть. Стекла вставили в железную оправу, соединили железным хомутиком и посадили на нос.

Такие очки были уже гораздо удобнее.

Недаром так радовались люди новому изобретению.

Сохранилась рукопись, написанная в 1299 г. одним монахом.

Он пишет: «Я чувствовал себя столь отягченным годами, что не мог ни писать, ни читать без тех стекол, которые называются очками и которые недавно изобретены к великой пользе старых людей с ослабевшим зрением».

И все-таки этим старинным очкам было еще далеко до современных.

Очки частенько слетали с носа на стол и на пол. Приходилось их поднимать или ловить на лету и снова сажать на нос. Хорошо еще, если они не разбивались при этом опасном полете.

Но даже когда очки не падали, они кривились то направо, то налево, словно ездок, не умеющий сидеть на лошади.

Чтобы очки хорошо сидели на носу и не досаждали хозяину, их стали привязывать ремешком к голове. Но ремешок нередко сползал вниз с затылка и предоставлял очкам больше свободы, чем требовалось. Тут-то вспомнили, что у человека, кроме глаз и носа, есть еще уши, которые тоже можно заставить работать. К оправе приделали «оглобли».

Так нос и уши помогли глазам видеть. С виду очки стали наконец такими, какие мы носим и сейчас.

Конечно, наши теперешние очки гораздо лучше, чем те, которые были в старину. Оправу делают не из тяжелого металла, а из легкой пластмассы. Но дело не только в оправе. В очках главное - стекла.

И вот стекла научились изготавливать так, чтобы каждый человек-даже с самым плохим зрением - мог выбрать подходящие очки для своих глаз.

Придумав очки, человек исправил самого себя: к своим настоящим глазам пристроил стеклышки и от этого начал лучше видеть.

Кроме того, благодаря очкам люди заметили, что даже с самым хорошим зрением не увидишь простым глазом того, что можно увидеть, глядя сквозь увеличительное стекло.

Еще в XIII в. один ученый писал о том, что с помощью вогнутого или выпуклого стеклышка можно сделать так, чтобы большое казалось маленьким, маленькое - большим, далекое - близким, скрытое - видимым. «Мы можем даже сделать, - писал он, - чтобы Солнце, Луна и звезды как бы спустились ниже».

За такие наблюдения и еще за многое другое старого ученого объявили колдуном и посадили в тюрьму. «Шутка ли, ведь он Солнце хочет свести с неба!» - говорили темные, невежественные люди.

Но науку нельзя держать за тюремной решеткой. В разных странах люди продолжали делать опыты и наблюдения со стеклами.

Когда два стекла держали одно перед другим, они увеличивали во много раз сильнее, чем одно. Но держать стекла в руках было так же неудобно, как держать перед глазами очки. Посадить два стекла на нос - одно перед другим - тоже было немыслимо. Какой длинный нужен был бы для этого нос! Гораздо проще было вставить стекла в трубу, а трубу укрепить в стоящей на столе подставке.

Один путешественник рассказывает в своих записках, как он однажды в гостях у ученого, «осведомленного во многих тайнах природы», видел, что на столе среди всевозможных приборов стояла труба из позолоченной латуни. Трубу поддерживали три медных дельфина. А основание было в виде круга из черного дерева. «На этот круг, - пишет путешественник, - помещали маленькие вещи, и мы видели их чудесным образом увеличенными».

Так лет триста пятьдесят назад появились первые микроскопы.

Они увеличивали гораздо меньше, чем современные. И все-таки когда люди смотрели в трубу микроскопа, перед их глазами возникал новый мир, о котором они раньше и не подозревали.

Чтобы увидеть еще никем не виданных животных и диковинные деревья, мореплаватели пересекали океаны, подвергаясь по пути всяким опасностям и борясь с бурями. А здесь достаточно было взять каплю воды из ближайшей лужи и поместить ее под микроскоп, чтобы обнаружить множество самых странных существ. Эти существа, покрытые ресничками, сновали с места на место в поисках пищи.

В книге «Тайны природы, открытые при помощи микроскопов» ученый XVII в. Антони Левенгук писал, как он удивился, когда увидел в микроскоп, увеличивавший в 160 раз, крошечные существа, двигавшиеся «самым потешным образом».

Ученые стали рассматривать все, что попадалось под руку. Разглядывая хвост головастика, они увидели, как движется кровь по тоненьким трубочкам - сосудам. Вскрыв пчелу, они узнали, что она устроена совсем не так просто, как думали раньше. Ученые с удивлением говорили, что у нее есть и сердце, и кишечник, и желудок.

Как-то к знаменитому ученому Галилею зашел его друг. Он застал Галилея в постели. Рядом на столе стояли и лежали какие-то трубы. Галилей показал своему другу трубу для наблюдения самых маленьких вещей.

- С помощью этой трубы, - сказал Галилей, - я видел блох, которые казались большими, как ягнята, и убедился в том, что они покрыты волосами и что у них очень острые когти, благодаря которым они могут ходить, не падая, даже по стеклу.

Но у Галилея была и другая труба, с помощью которой можно было, не сходя с места, путешествовать по Вселенной. Об этом путешествии он написал книгу, которую назвал «Вестник звезд». Наведя трубу телескопа на небо, Галилей увидел, что на Луне есть высокие горы. Посмотрев на планету Юпитер, он обнаружил целых четыре луны, которые словно гонялись одна за другой. Он взглянул на Млечный Путь, и его туманные струи рассыпались на множество звезд.

С каждым десятилетием, с каждым веком все лучше делались микроскопы и телескопы. Много потрудились над этим и русские изобретатели.

В XVIII в. замечательные микроскопы и телескопы делал в мастерской Академии наук ученый и инженер Иван Петрович Кулибин. Для одного микроскопа ему нужно было выточить крошечные стеклышки толщиной меньше миллиметра. И сделать это надо было очень точно. Кулибин и его помощники отлично справились с этой работой. Их микроскоп был лучше всех, которые до того делали не только в России, но и в других странах. А ведь русским изобретателям приходилось все открывать заново: чужеземные мастера хранили в тайне и состав стекла, и способ шлифовки.

С тех пор прошло много лет. Современные микроскопы увеличивают не в сто и не в двести раз, как когда-то, а в две и в три тысячи раз. С помощью микроскопов открыт целый мир мельчайших невидимых существ - микробов. Это помогает людям побеждать болезни, вызываемые микробами.

Теперь есть и электронные микроскопы, которые увеличивают в десятки тысяч раз. Если в такой микроскоп посмотреть на лезвие безопасной бритвы, оно покажется пилой с большими неровными зубьями.

В электронный микроскоп удалось разглядеть самых мелких микробов, которые в обычный микроскоп были не видны.

А телескоп?! С его помощью астрономы увидели далекие миры, свет от которых до нас идет сотни миллионов лет.

А все началось с самых обыкновенных очков или, вернее, с маленького прозрачного камешка, который клали на страницу книги.

Игры, развивающие глазомер

Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежит такая мысль: «Глаза человека - это измерительный прибор». Хороший глазомер нужен людям всех профессий, но особенно топографу, геологу, агроному, лесоводу, токарю, ткачу, водителю, летчику, спортсмену. Глазомер - это способность определять размеры предметов и расстояний на глаз, без каких-либо измерительных приборов. Токарь определяет диаметр обтачиваемого изделия, когда станок находится еще в движении, и только затем проверяет точным измерительным инструментом. Ткач следит за правильностью движения челнока на ткацком станке, когда станок работает и никакой инструмент, кроме глаза, здесь нельзя использовать. Точно так же и водитель определяет расстояние от своей машины до той, что находится перед ней.

Игра «Проверь, потом отмерь»

Разрезать лист на полосы шириной 10-15 см и раздать их играющим.

Игрок смотрит на какой-либо предмет под разным углом: в вертикальном, горизонтальном, наклонном положении. Затем отрывает полосу, равную длине этого предмета, и прикладывают ее к нему, чтобы проверить свой глазомер. Побеждает тот, у кого самое точное совпадение.

Игра «Крышка для банки»

На столе несколько банок различной величины и формы. Брать их в руки нельзя.

У каждого игрока кусок картона, на котором необходимо сначала нарисовать крышки, затем вырезать их так, чтобы они точно совпали с отверстиями банок. Банки можно выбирать любые, какие кто захочет.

Вырезанной крышкой нужно накрыть банку. Побеждает тот, у кого крышки точно совпали с отверстиями банок.

Игра «Определи на глаз количество»

- Сколько спичек укладывается в один ряд на дне обычной спичечной коробки?

- Сколько спичек в целой коробке?

- Сколько орехов в банке?

- На какой странице закладка в закрытой книге?

- Сколько книг на полке?

- Сколько букв в одном газетном листе?

- Пощупав лист, определите, сколько страниц в данной книге.

Игра «Каков объем?»

Играющие проверяют на глаз вместимость сосудов различной формы. Это полезно для различных жизненных ситуаций, например при покупке жидких и сыпучих продуктов в магазине, при подготовке к походам и поездкам и т. п.

Поставить перед игроками различные сосуды: банки, флаконы, графины, бутылки и даже кастрюли. Играющие должны на глаз определять их вместимость. Затем с помощью литровой банки, мензурки, стакана, который вмещает 200 мл воды, в присутствии игроков проверить данные. Награда победителям - стакан сока.

Игра «Сколько места занимает предмет?»

Ведущий быстро показывает игрокам какой-либо предмет (блюдце, тетрадь, ручка и т. д.).

Участники, приготовив для себя четыре соломинки или тонкие палочки, узкие полоски бумаги или четыре спички без головок, ограничивают на глаз с четырех сторон место, в котором должен поместиться предмет.

Игра «Сантиметр всегда с собой»

Предложить ребятам максимально раздвинуть большой и указательный пальцы и определить на глаз, сколько сантиметров между кончиками пальцев. Затем игроки измеряют сантиметром расстояние, проверяя свои предположения.

Определить на глаз, сколько сантиметров между указательным и средним пальцами, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем.

Определить свой рост и шаг в сантиметрах.

Игра «Нарисуй, вырежи, проверь»

Распределиться по парам. Друг для друга игроки рисуют на нелинованной бумаге небольшой квадрат, треугольник, круг и фигуру с несложным извилистым контуром.

Нарисовав эти фигуры, игроки показывают рисунки друг другу. Брать их в руки не разрешается. Необходимо посмотреть на фигуры и запомнить их размеры. Затем на такой же нелинованной бумаге игроки рисуют фигуры по памяти, стараясь сохранить такие же размеры и повторяя неточности чертежей.

После этого вырезают фигуры по контуру, накладывают на те фигуры, которые были нарисованы вначале, и смотрят, у кого получилось точнее.

Игра «Взвесь на руке»

На несколько предметов разной величины наклеивают номера, затем эти предметы взвешивают, а их массу записывают на бумажках.

Игрокам предлагается прикинуть массу предметов, далее расставить их по массе от самого легкого до самого тяжелого и наоборот. Можно записать массу по номерам.

Похожие статьи:

Классный час о вреде курения, 4 класс

Познавательная игра для учащихся начальных классов. Наша Родина

Классный час в 4 классе. Самовоспитание

Классный час 4 класс на тему Добро

Классный час «Правила поведения в общественных местах», 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!