Классный час по профориентации для студентов колледжа

Разработка классного часа для студентов колледжа

Тема: «Кем в дальнейшем нам бы стать?» (дискуссионный профориентационный практикум)

Цели:

• Оказание помощи учащимся в выборе профессии после окончания УНПО.

• Мотивация правильного выбора профессии.

• Ознакомление учащихся с некоторыми специальностями среднего профессионального образования.

Предварительная работа. На данном классном часе речь пойдет о выборе дальнейшего жизненного пути учащимися после окончания училища или лицея. Форма проведения — дискуссионный практикум, следовательно, классному руководителю желательно подготовить (распечатать) тексты рекомендаций и памяток для каждого обучающегося.

В данном сценарии предложены советы классному руководителю по организации профориентационной работы с учащимися УНПО. Поэтому до проведения конкретного классного часа классному руководителю желательно ознакомиться с данными рекомендациями.

Памятка классному руководителю.

Технология профориентации с учащимися.

Технологию профессиональной ориентации учащихся училищ или лицеев можно представить следующим образом.

1. Постановка цели. В отличие от технологии психолого-педагогической диагностики, в профессиональной ориентации цель практически всегда одна — достижение учащимися более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних учащихся это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других — длинная дорога вместе с классным руководителем и родителями в поисках своего призвания.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости обучаемых.

Требования к анкете по изучению профессиональных намерений учащихся могут быть следующими:

• она должна содержать вопросы, позволяющие составить общее представление об учащемся, т.е. имя, возраст, профессии родителей, их место работы и отношение родителей к профессиональному выбору подростка;

• для выявления интересов ребят к учебным дисциплинам следует узнать их любимые учебные предметы, но еще важнее — нелюбимые, что позволит определить соответствие профессионального выбора и интересов к учебным предметам и сведений об успеваемости;

• информация о том, чем любит заниматься учащийся в свободное время, соотносится с учебными интересами и поможет уточнить сведения о профессиональных склонностях подростка;

• необходимо также выяснить, кто или что повлияло на выбор профессии, когда произошел профессиональным выбор. Эта информация поможет определить устойчивость профессиональных интересов обучаемых.

3. Изучение учебных интересов учащихся. Психологи часто используют для изучения интересов подростков к учебным предметам известную методику «Карта интересов». Она состоит из характеристик видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами (например, «Нравится проводить физические опыты»). Можно использовать методику Л. Голомштока и О. Мешковской. На основе «Карты интересов» ими была создана «Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов» (ОДАНИ). Методику можно найти в книгах по профессиональной ориентации.

4. Информирование учащихся о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения дальнейшего профессионального образования. Для этой цели можно использовать самые различные методы профессионального просвещения, и среди них такие, как беседа на тему «Защита профессий», встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии и многое другое. Центральным звеном в этой работе должно быть разъяснение известной классификации профессий на группы по объекту труда: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковые системы», «человек — художественный образ». Классному руководителю желательно воспользоваться классификатором специальностей среднего профессионального и высшего образования для ознакомления будущих выпускников училища или лицея со специальностями, которые можно приобрести в учебных заведениях Российской Федерации.

5. Изучение профессиональных склонностей учащихся. Для этой цели можно использовать методику Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

6. Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей старших подростков. Для осуществления этого этапа профессиональной ориентации лучше привлечь профессионального психолога. Для классного руководителя, владеющего методами психологической диагностики, предоставляется возможность самому провести подобную диагностику с использованием профессиональных методик.

7. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, и практически любой человек может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей и соответствующих личностных особенностей.

Для других профессий этого недостаточно — они предъявляют строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека. В последнюю группу входят профессии летчика, космонавта, машиниста, подводника, монтажника-высотника и др. Для этих профессий особенно важно знать противопоказания.

Классному руководителю вовсе не обязательно изучать их по специальной литературе. Достаточно на уровне здравого смысла дать представление об элементарных противопоказаниях. Например, людям с плохим зрением не стоит выбирать профессии, которые требуют хорошего зрения. Людям, имеющим сердечные заболевания, нельзя работать на высоте или под землей. Людям с заболеваниями позвоночника или нарушениями в опорно-двигательном аппарате противопоказаны профессии, требующие длительного нахождения на ногах, и т. п.

8. Заключительный этап профессиональной ориентации  - профессиональная консультация обучаемых — не является завершающим в работе по развитию интересов, склонностей и способностей учащихся. Наоборот, главная цель профессиональной консультации — на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для подростка по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.

Существует несколько правил, которые классный руководитель обязан соблюдать при проведении профессиональной консультации: 1) педагог не может рекомендовать какую-либо одну профессию и даже несколько профессий — это этическая норма психологов всего мира, занимающихся профессиональной ориентацией; 2) неправильный выбор жестоко мстит впоследствии, поэтому педагог должен не торопиться делать вывод о профессиональной деятельности, которая будто бы подходит молодому человеку. Пусть вопрос о выборе профессии остается открытым — человек сам должен принять окончательное решение. Учащемуся необходимо самостоятельно сделать профессиональный выбор, а психологи и педагоги могут только оказать ему помощь.

Разговор с учащимися проще вести по следующей схеме. Е.А. Климов предлагает учитывать восемь важнейших сторон выбора профессии. Каждая сторона может служить предметом разговора с подростком, что поможет ему в самоопределении. Назовем эти восемь сторон выбора, которые совершенно равноправны и одинаково значимы в профессиональном выборе.

1. Личные профессиональные планы. Речь идет о той профессии, которую выбирает школьник.

2. Мнение родителей о профессиональном выборе. (По Климову — позиция старших.) Родители знают своего ребенка лучше других, и их мнение должно быть учтено при выборе профессии, однако не стоит слепо следовать рекомендации родителей.

3. Мнение учителей или позиция учителя (классного руководителя, преподавателя). Учитель-профессионал (классный руководитель) способен дать квалифицированный совет — ведь он наблюдал учащегося несколько лет и в деятельности, и в свободном общении со сверстниками.

4. Информированность о профессии, которую выбирает подросток. Речь пойдет о том, насколько учащийся знает особенности выбираемой (или выбранной) профессии, условия труда.

5. Склонности учащегося выявляются для того, чтобы, в первую очередь, помочь ему сориентироваться в мире профессий. Разговор может быть очень полезен, если он пойдет о том, какие положительные и отрицательные стороны видит учащийся в предпочитаемом виде деятельности.

6. Способности учащегося должны быть обязательно учтены как предпосылка успешности будущей профессиональной деятельности.

7. Уровень притязания. Это соответствие желаний старшего подростка и его возможностей. Притязания могут быть адекватными, т. е. уровень знаний, интеллектуальное развитие и способности соответствуют уровню выбираемой профессиональной сложности. Уровень притязаний может быть завышенным и заниженным.

8. Мнение товарищей (однокурсников) по поводу выбора профессии или позиция товарищей (однокурсников). Эта позиция имеет как бы две стороны. Во-первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и способностей личности может быть учтено при выборе профессии отдельным учащимся. Во-вторых, учащихся следует предостеречь от ошибки, когда выпускники поступают куда-либо «за компанию» с товарищем, чтобы играть по-прежнему в одной команде или просто потому, что не хочется расставаться.

Ход классного часа.

Классный руководитель: Тема сегодняшнего разговора очень актуальная. После окончания нашего училища (лицея) перед вами встает проблема выбора последующей формы обучения или приобретения навыков будущей профессии.

На сегодняшнем классном часе мы обсудим некоторые проблемы выбора дальнейшего жизненного пути после получения диплома начального профессионального образования. Я буду предлагать вам различные ситуации. А вы постарайтесь аргументированно доказать свое согласие или несогласие с некоторыми утверждениями или примерами в этих ситуациях. Итак...

Ситуация первая. Пути выбора профессии.

В большинстве случаев в этой ситуации выпускник училища или лицея выбирает один из нескольких вариантов последующих действий.

Первый вариант — следование «выбору толпы», т. е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения: «Большинство ребят из нашей группы поступают в колледж, говорят, там здорово!» В таком случае выбор совершенно не осмыслен, просто хочется и в дальнейшем быть в «своей» компании, да еще если е этом колледже (или в группе ребят, поступающих в данное учебное заведение) учится девушка (или парень), которая нравится молодому человеку.

Второй вариант — выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. Выбор неосознанный, выпускник не проанализировал свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии.

Третий — «вынужденный вариант», т. е. после окончания училища (лицея) формируются профильные учебные группы конкретной направленности при базовом колледже или институте. Срабатывает административный подход данного образовательного учреждения — в каждой учебной группе должны обучаться именно по столько студентов, перейти в другую профильную учебную группу уже нет возможности, так как «он уже набран». Учащиеся (будущие студенты) должны обучаться в этих учебных группах головного колледжа или вуза, так как это традиция (особенность) данного учебного заведения.

Четвертый — «предрешенный вариант» или «навязанная роль», для которой характерна ситуация следования родительскому выбору. За такого выпускника все решили другие. Он может интересоваться компьютером больше всего на свете, не понимать химию, иметь склонности к профессиям «человек-техника» — и по настоянию родителей после училища (лицея) выбирать химико-биологический факультет колледжа. Дело в том, что сам он ничем конкретным не интересуется, а родители-врачи рекомендуют поступать в медицинский университет.

Наконец, пятый вариант — неопределенный, несложившийся выбор — характерен для учащихся, относящихся к «диффузной» группе, которая отнюдь не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в училище (лицее) заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Они легко перемещаются в любой вариант, так как в конце концов за них выбирают учебное заведение их заботливые родители.

Согласны ли вы с данными утверждениями? Аргументируйте свои выводы.

Ситуация вторая. Какие специальности имеются в вузах и колледжах?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, можно воспользоваться Перечнем направлений подготовки и специальностей по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) (Приложение № 2 к письму Минобразования России № 19-52-104ин/19-28 от 29 января 2004 г. См. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. — 2004. № 5. С. 24—53.)

Давайте познакомимся с извлечением из данного документа.

Перечень направлений подготовки и специальностей по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) с указанием уровней образования (высшее профессиональное образование (ВПО), среднее профессиональное образование (СПО)...

Код

Наименование специальности

Уровни об

разования

ВПО

СПО

1

2

3

4

(извлечение)

010000 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

010100 Математика +

010101 Математика +

010200 Математика. Прикладная + математика 010300 Математика. Компьютерные науки + 010400 Информационные технологии +

010500 Прикладная математика и информатика +

010501 Прикладная математика и информатика +

010502 Прикладная информатика (по областям) +

010503 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем +

010600 Прикладные математика и физика +

010700 Физика +

010701 Физика +

010702 Астрономия +

010703 Физика Земли и планет +

010704 Физика конденсированного состояния вещества +

010705 Физика атомного ядра и частиц +

010706 Физика кинетических явлений +

010707 Медицинская физика +

010708 Биохимическая физика +

110709 Биоинженерия и биоинформатика +

010800 Радиофизика +

010801 Радиофизика и электроника +

010802 Фундаментальная радиофизика + и физическая электроника

010803 Микроэлектроника и полупроводниковые + приборы

010900 Механика +

010901 Механика +

011000 Механика. Прикладная математика +

020000 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

020100 Химия +

020101 Химия +

020200 Биология +

020201 Биология +

020202 Антропология +

020203 Зоология +

020204 Ботаника +

020205 Физиология +

020206 Генетика +

020207 Биофизика +

020208 Биохимия +

020209 Микробиология +

020300 Геология +

020301 Геология +

020302 Геофизика +

020303 Геохимия +

020304 Гидрогеология и инженерная геология +

020305 Геология и геохимия горючих ископаемых +

020400 География +

020401 География +

020500 География и картография +

020501 Картография + +

020600 Гидрометеорология +

020601 Гидрология + +

020602 Метеорология + +

020603 Океанология +

020700 Почвоведение +

020701 Почвоведение +

020800 Экология и природопользование +

020801 Экология +

020802 Природопользование +

020803 Биоэкология +

020804 Геоэкология +

В приведенном примере крестиком обозначено наличие подготовки специалистов по высшему или среднему профессиональному образованию, а цифрами обозначен код данной специальности согласно общероссийским стандартам среднего профессионального и высшего образования.

Как видно из приведенного примера, Общероссийский классификатор специальностей содержит перечень всех специальностей российских высших и средних специальных учебных заведений.

Выпускник училища (лицея) должен знать, что все учебные заведения страны пользуются этим классификатором, т. е. выбранную будущую специальность вы можете получить в любом регионе России, где имеются учебные заведения по подготовке этой специальности. Содержание образования по специальностям также одинаково во всех регионах страны, так как подготовка специалистов организована согласно стандартам образования — единым требованиям по подготовке специалистов во всех учебных заведениях России. Естественно, каждое учебное заведение отличается друг от друга традициями, социальными условиями для студентов, количеством преподавателей с учеными степенями и т. д. Но теоретические знания по специальности можно получить одинаковые в любом городе или регионе.

Заинтересовал ли вас данный Перечень специальностей?

Ситуация третья. Помогут ли вам в выборе профессии данные характеристики технических специальностей?

Ознакомьтесь (прослушайте) краткие характеристики некоторых технических специальностей среднего профессионального образования (код специальности указан с учетом среднего профессионального образования) и аргументированно докажите, подходят ли вам данные специальности в дальнейшем получении профессионального образования.

1201 Технология машиностроения.

Технолог — это специалист широкого профиля, который знает, как:

• изготовить или отремонтировать то или иное изделие;

• выбрать наиболее экономичный вариант производства продукции на основе использования новых технологий, оборудования, компьютерной техники.

Область профессиональной деятельности:

• научное и конструкторско-технологическое обеспечение конкурентоспособной продукции машиностроения.

Объектами профессиональной деятельности являются:

• технологическая оснастка;

• производственные и технологические процессы, их проектирование и внедрение, освоение новых технологий;

• методы и средства испытаний и контроля качества изделий машиностроения.

Квалификация выпускника — техник.

Форма обучения — очная.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

• на базе среднего (полного) общего образования — 2 года 10 месяцев;

• на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев.

2203 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Инженер-программист — это человек будущего. Работа с компьютером — это всегда освоение нового.

Область профессиональной деятельности:

• области науки и техники, которые включают в себя совокупность средств и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение ЭВМ, систем и сетей; автоматизированных систем обработки информации и управления; систем автоматизированного проектирования, программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.

Объектами профессиональной деятельности являются:

• вычислительные машины, комплексы системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления;

• системы автоматизированного проектирования;

• математическое, информационное, техническое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Квалификация выпускника — техник.

Форма обучения — очная.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

• на базе среднего (полного) общего образования — 2 года 10 месяцев;

• на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев.

2014 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники.

Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники — это область производства, которая обеспечивает нормальное функционирование аппаратуры различного назначения.

Область профессиональной деятельности:

• обеспечение работоспособности, наладка и ремонт радиотехнических систем;

• выполнение производственно-технологической, организационно-управленческой, конструкторско-технологической деятельности на промышленных предприятиях.

Объектами профессиональной деятельности являются:

• промышленные предприятия;

• мастерские по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры;

• телерадиокомпании;

• предприятия связи и коммуникаций.

Квалификация выпускника — техник.

Форма обучения — очная.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

• на базе среднего (полного) общего образования — 2 года 10 месяцев;

• на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев.

2201 Вычислительные машины, комплексные системы и сети.

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети — это отрасль техники, осуществляющая производство и техническое обслуживание вычислительной техники.

Область профессиональной деятельности:

• производство и эксплуатация вычислительных машин, комплексов, компьютерных сетей, аппаратно-программных систем на базе микроконтроллеров.

Объектами профессиональной деятельности являются:

• техническое обслуживание, сборка, настройка и ремонт вычислительных систем, устройств и их функциональных узлов;

• разработка, установка и адаптация технических средств и программного обеспечения аппаратно-программных систем на базе микроконтроллеров.

Квалификация выпускника — техник.

Форма обучения — очная.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

• на базе среднего (полного) общего образования — 2 года 10 месяцев;

• на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев.

1712 Средства механизации и автоматизации.

Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт средств механизации и автоматизации? — область производства, которая включает совокупность средств и методов применяемых для поддержания работоспособности техники к использованию в производственном процессе.

Область профессиональной деятельности:

• техническое обслуживание и ремонт электроавтоматики, электропривода и гидропривода, устройств управления автоматизированного промышленного оборудования.

Объемами профессиональной деятельности являются:

• мероприятия по поддержанию технической исправности, работоспособности и ремонт средств механизации и автоматизации;

• модернизация промышленного оборудования.

Квалификация выпускника — техник.

Форма обучения —- очная.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

• на базе среднего (полного) общего образования — 2 года 10 месяцев;

• на базе основного общего образования— 3 года 10 месяцев.

0601 Экономика, бухгалтерский учет и контроль.

Бухгалтер — это специалист, обеспечивающий функционирование и использование информации об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятия, финансовых результатах, себестоимости продукции, собственности.

Область профессиональной деятельности:

• организационно-аналитическая;

• экономическая;

• финансово-контрольная.

Объектами профессиональной деятельности являются:

• предприятия различных организационно-правовых форм;

• контролирующие и регулирующие государственные и муниципальные органы;

• аудиторские фирмы.

Квалификация выпускника — экономист-бухгалтер.

Форма обучения — очная.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

• на базе среднего (полного) общего образования— 1 год 10 месяцев;

• на базе основного общего образования — 1 год 10 месяцев.

0602 Менеджмент.

Менеджер — это специалист по управлению бизнесом, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью его сотрудников, обеспечивающий высокую эффективность производства и реализацию продукции и услуг.

Область профессиональной деятельности:

• организационно-управленческая;

• информационно-аналитическая.

Объектами профессиональной деятельности являются:

• предприятия различных форм собственности;

• коммерческие, банковские и биржевые структуры.

Квалификация выпускника — менеджер.

Форма обучения — очная.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

• на базе среднего (полного) общего образования — 1 год 10 месяцев;

• на базе основного общего образования — 2 года 10 месяцев.

Подведение итогов классного часа. В качестве подведения итогов можно провести собеседование с учащимися по следующим вопросам:

• Чем был полезен для вас сегодняшний разговор?

• Вы уже определились с выбором дальнейшего жизненного пути? Кто из вас желает начать трудовую деятельность, а кто желает продолжить профессиональное обучение?

• Чей голос будет решающим в вашем дальнейшем жизненном самоопределении: родителей, преподавателей, однокурсников или ваше личное мнение?

Похожие статьи:

Классный час на тему «Толерантность», 11 класс

Классный час «Добро и зло», 10-11 класс

Правовой брейн-ринг для студентов колледжа

Нравственный классный час в 11 классе

Итоговый классный час в 11 классе. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!