Конспект классного часа для 8 класса по теме Суворов

Классный час в 8 классе ко Дню воинской славы России

Сценарий классного часа для 8 класса «Морской Суворов»

Гордиться славою предков не только можно, но и должно.

А. Пушкин

Вариант классного часа, посвященного Дню воинской славы России (11 сентября 1790 г. - победа у мыса Тендра).

По сравнению с предыдущим сценарием здесь более подробно рассказывается о самом сражении, вводится игровой блок - викторина.

Цели: ознакомить детей с героическими страницами истории русского флота; формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала; воспитывать уважение к прошлому своего народа; помочь детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

Подготовительная работа с детьми:

- назначить группу учеников (10 человек), которая будет готовить информационный блок классного часа (все тексты - в сценарии; можно сделать одну ксерокопию и разрезать по количеству участников);

- для подготовки к викторине «Морской бой» предложить остальным детям выбрать капитанов команд и дать им ключевые слова-ответы; сказать, чтобы они выяснили значение неизвестных слов и понятий в энциклопедиях или поручили это сделать членам своих команд.

Список ключевых слов к викторине: отдать швартовы, бросить якорь, греческий огонь, камбуз, кают-компания, кабельтов, миля, ярд, фут, лечь в дрейф, левый галс, семафорная азбука, тельняшка, три белых полоски на воротнике, адмиральский час, драить палубу с песочком, бриг, корвет, брандер.

Оформление:

- выставить картины, фотографии морских пейзажей, портрет Ф. Ушакова, макеты, фотографии, рисунки парусников.

- на доске записать:

11 сентября - День воинской славы России.

Победа русской эскадры Ф. Ушакова над турецким флотом у мыса Тендра (1790 г.).

План классного часа

I. Вступительное слово «Дни воинской славы».

II. Информационный блок:

1. Выход к Черному морю.

2. Бой у Тендры.

3. Значение победы.

4. Воин и святой.

III. Игровой блок. Викторина «Морской бой»:

1. Первый тур. Разминка «Внимание!».

2. Второй тур «Морская азбука».

3. Третий тур «Морская эрудиция».

IV. Заключительное слово «Долг патриота».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Дни воинской славы»

Классный руководитель. Сегодняшний классный час посвящен Дню воинской славы России. Таких дней в современном календаре всего 15. Пятнадцать славных дат, отмеченных кровью и ратным трудом наших предков. Каждый гражданин России, а тем более будущий защитник Отечества, должен знать об этих священных для нашего народа датах. Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение - это битвы, в которых решалась судьба нашего народа, судьба Русского государства. И это самые славные наши победы. И в одном ряду с ними историки поставили еще одну победу: 11 сентября - День победы русских моряков под командованием Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.). И эта победа, и жизнь самого Федора Ушакова - удивительные явления русского духа. Что в них удивительного? Об этом нам расскажут участники творческой группы, которые готовили информационный блок классного часа.

(Участники творческой группы выходят к доске.)

II. Информационный блок

Выход к Черному морю

Ученик 1. Петр Первый отвоевал Балтийское море у шведов, и воды Балтики стали свободны для плавания русских кораблей. А на Черном море продолжали хозяйничать турки. В 1783 г. Крым был присоединен к России, но Турция не могла смириться с потерей своего влияния на Черном море и начала военные действия против России. Главной военной базой России на Черном море был Севастополь. Севастопольской эскадрой командовал контр-адмирал Федор Ушаков. Он разбил турецкий флот в Керченском проливе и помешал туркам высадить десант в Крыму. С тех пор турки стали бояться русского флота, потому что русские моряки показали, что они могут побеждать.

Ученик 2. Чтобы закрепиться в Крыму, русской армии нужно было занять турецкие крепости, крупнейшими из которых были Очаков и Измаил. А флот должен был поддержать нашу армию с моря. В устье Дуная направилась русская гребная флотилия. Но турки сосредоточили там главные силы своего флота и не давали прохода русским кораблям. И тут на помощь подоспела севастопольская эскадра ф. Ушакова. В бою у мыса Тендра она уничтожила турецкую эскадру. А день, когда это произошло, стал Днем воинской славы России. Это была очень крупная победа.

Бой у Тендры

Ученик 3. Как проходил этот бой? 28 августа на помощь русским кораблям из Севастополя вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ушакова. Она включала в себя 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 23 вспомогательных судна, около 1400 орудий. Рано утром эскадра обнаружила турецкие корабли, беспорядочно стоявшие у мыса Тендра на якорях. Турецких кораблей было намного больше, чем наших, но, заметив русских, турки обрубили якорные канаты и начали в панике отходить к Дунаю. Ушаков приказал преследовать врага. Началась погоня. И противнику все-таки не удалось уйти от боя!

Ученик 4. Около 15 часов русские корабли сблизились с противником и завязали бой всем строем, особенно сильно атакуя неприятельский центр, где находился линейный корабль турецкого главнокомандующего. Пять часов длился жестокий бой. Снаряды рвали паруса, сметали с палуб людей. Но мастерство русских моряков заметно превосходило турецких. Ушаков добился своего в ближнем бою. Огромная турецкая корабельная эскадра постепенно сбивалась в кучу, теряла строй. Федор Федорович смело ломал привычные представления о тактике парусного флота в морских сражениях, ведя бой по-своему. Русские, подойдя как можно ближе к врагу, крушили его суда залпами из орудий всех калибров. Флагман «Рождество Христово» подавал всем достойный пример.

Ученик 5.Турецкий флот постепенно приходил в замешательство. К закату солнца его боевая линия оказалась разбитой. Корабли неприятеля вновь обратились в бегство, но теперь уже беспорядочное. Выходя из боя, они разворачивались и уходили в разные стороны. При этом попадали под особо страшные продольные залпы Русской артиллерии. Султанский флот уходил в темноте, не зажигая на судах огни. Чтобы увеличить скорость, турки сбрасывали в воду пушки. Ушаков следовал за ними, пока не наступила ночь. Турки были подавлены храбростью русских моряков и невиданной для многих поколений флотоводцев тактикой адмирала «Ушак-паши» - так они называли Ушакова.

Ученик 6. Когда полностью стемнело, Ушаков велел зажечь фонари и приказал экипажам отдыхать.

Ушаков положил корабли в дрейф, и их сносило течением в сторону турецких парусников, которые бросили якоря и спустили паруса. На рассвете турки обнаружили, что русские корабли оказались буквально на расстоянии ружейного выстрела от них. Грохнула сигнальная пушка, и флот султана вновь обратился в бегство. При этом выяснилось, что один из русских фрегатов оказался в окружении четырех неприятельских кораблей и мог оказаться в плену. Все замерли в ожидании. Выручила находчивость командира фрегата капитан-лейтенанта Нелединского. Не поднимая флага, он под парусами пошел вместе с турецкой эскадрой. В предрассветной дымке они приняли его за своего. Постепенно отставая, он смог вернуться к своим.

Ученик 7. Ф.Ушакову удалось догнать и вновь атаковать эскадру противника с близкой дистанции.

Первым погиб адмиральский корабль «Капудание», с ним на дно ушла и казна турецкого флота. Это был груз сокровищ, которые турки вывозили из Крыма. Следом погиб еще один корабль, 66-пушечный «Мелеки-Бахри», что в переводе на русский означает «Владыка морей». Преследуя противника, российская эскадра 29-30 августа захватила в плен еще три неприятельских судна. От повреждений турки потеряли еще несколько кораблей.

Значение победы

Ученик 8. В этом славном сражении адмирал Ф. Ушаков одержал еще одну блестящую победу над противником. Русская эскадра нанесла поражение турецкой эскадре, вдвое превосходящей по численности. Турки потеряли три своих самых лучших корабля. Потери турецких экипажей в людях были огромны - более 2 тыс. человек. Победа была полной. Корабли русского Черноморского флота отделались лишь небольшими боевыми повреждениями. Потери в людях: а всего 21 погибший и 25 раненых. Сражение у мыса Тендра открыло путь русской гребной флотилии в Дунай, сыграло важную роль в победе России в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

Воин и святой

Ученик 9. Федор Федорович Ушаков - это выдающийся адмирал. Человек удивительной судьбы.

Он родился в семье обедневшего дворянина, у которого было только 19 душ крепостных. Всего в своей жизни он добился сам, своим трудом, своим старанием и волей. Он стал выдающимся флотоводцем, которым гордится Россия. А Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, поставив его имя рядом с такими именами, как Александр Невский и Дмитрий Донской.

Ученик 10. С именем Ф. Ушакова неразрывно связана история Севастополя, история Черноморского флота. Ф. Ушакова называли гением. Он умел побеждать, когда у противника было вдвое больше людей, кораблей, оружия. При этом противник нес огромные потери, а Ф. Ушаков терял лишь несколько матросов. Ни один матрос Ф. Ушакова не попал в плен.

Ученик 9. Ушаков вел очень строгую, почти монашескую жизнь. У него не было семьи, детей. Его домом, его семьей был флот, а его детьми были моряки. Они и называли его «батюшка наш Федор Федорович». Моряки его обожали и боготворили. А офицеры брали с него пример и старались тоже быть защитниками и отцами для своих экипажей.

Ученик 10. Ушакова называли «Суворов на море». Суворов любил и уважал Ушакова, называл его своим другом. Между ними действительно было много общего. Они оба создали свою науку побеждать, только Суворов - на суше, а Ушаков - на море. Оба не проиграли ни одного сражения. Оба уважительно относились к солдатам, ценили смекалку, инициативу. И оба были настоящими патриотами и думали не о своей личной славе, а о славе Отечества.

Ученик 9. Во время Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ф. Ушакова. Эти награды вручались морякам за мужество и храбрость в бою с противником, превосходящим в силе.

Считалось огромной честью для моряка получить такую награду.

III. Игровой блок. Викторина «Морской бой»

Классный руководитель. А теперь у нас тоже будет сражение - «Морской бой». Сражение будет учебное, поэтому участвовать в нем будут 2 команды «своих». В учениях их обычно называют «синие» и «зеленые». Пусть это будет левая и правая половина класса. Прошу капитанов подняться на капитанский мостик - выйти к доске.

(Капитаны выходят.)

Вам нужно будет ответить на вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл. Вы можете отвечать сами или дать слово члену своего экипажа. Судить ваши ответы будут участники творческой группы. Прошу их выйти на командный пункт, и подготовить карту учений.

(Два участника творческой группы, чертят таблицу из 2-х колонок («синие» - «зеленые»). Один судья будет фиксировать правильные ответы «синих», другой - «зеленых».)

Первый тур. Разминка «Внимание!»

Классный руководитель. Первый тур - разминка, проверка внимания. Это качество, без которого просто нельзя отправляться в дальнее плавание. Проверим внимание ваших экипажей. Дайте ответы на вопросы (задает командам вопросы по очереди):

1. Сколько дней воинской славы было установлено законом России? (15.)

2. Как прозвали Ушакова турки? (Ушак-паша.)

3. Где была главная военно-морская база России на Черном море? (В Севастополе.)

4. Как назывался флагманский корабль Ушакова в бою у Тендры? («Рождество Христово».)

5. В бою у Тендры турецкие корабли на всех парусах убегали от русских и смогли оторваться. А утром оказалось, что русская эскадра буквально у них под носом. Почему это произошло? (Турки, оторвавшись от русских, бросили якоря, а корабли Ушакова дрейфовали, и ветром их отнесло к турецкой эскадре.)

6. После ночи один из русских фрегатов оказался в окружении турецких кораблей. Как удалось командиру избежать плена? (Когда турки опять бросились убегать, он, не поднимая флага, начал отставать и оторвался от турецкой эскадры.)

7. Какой ценный груз ушел на дно вместе с кораблем «Капудания»? (Сокровища, вывозимые турками из Крыма.)

8. Как переводится на русский язык название турецкого корабля «Мелеки-Бахри»? («Владыка морей».)

9. Сколько русских моряков погибло в бою у Тендры? (21.)

10. Сколько моряков потеряли турки в этом бою? (2 тыс.)

11. Сколько крепостных душ имел отец Ушакова? (19.)

12. Каким флотом руководил Ушаков? (Черноморским флотом.)

13. Сколько моряков Ушакова попали в плен? (Ни одного.)

14. Назовите трех святых воинов России. (Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков.)

15. Сколько сражений проиграл Ушаков? (Ни одного.)

16. Как называли моряки адмирала Ушакова? («Батюшка Федор Федорович».)

17. За что награждали орденом Ушакова во время Великой Отечественной войны? (За мужество и храбрость, проявленные в бою с численно превосходящим противником.)

18. Почему в православных церквях можно увидеть икону с изображением Федора Ушакова? (Потому что он причислен клику святых.)

19. В какой войне Ушаков и Суворов участвовали вместе? (В русско - турецкой войне.)

20. Где находится мыс Тендра? (В Крыму.)

Классный руководитель. Разминка закончена. Какой экипаж оказался внимательнее?

(Судья 1 объявляет итоги.)

Второй тур «Морская азбука»

Классный руководитель. Что ж, разминка показала, что моряки в обеих командах внимательны, умеют слушать и слышать. Но понимают ли они морской язык? Это мы проверим входе второго тура. Он называется «Морская азбука».

(Классный руководитель задает командам вопросы по очереди.)

1. Поступила команда «отдать швартовы». Что нужно делать? (Нужно отвязать трос, которым корабль крепится к берегу.)

2. Поступила команда «бросить якорь». Что нужно делать? (Бросить якорь. Остановить корабль.)

3. Почему греческий огонь нельзя тушить водой? (Это горючая смесь, которая воспламеняется именно от контакта с водой.)

4. Для чего на корабле камбуз? (Для приготовления пищи - это кухня.)

5. Что делают в кают-компании? (Это столовая - едят, отдыхают.)

6. Какое расстояние длиннее: один кабельтов или одна миля? (Миля.)

7. В футе три ярда или в ярде три фута? (В ярде три фута.)

8. Куда будет двигаться корабль, если капитан отдал команду «лечь в дрейф»? (В сторону ветра или течения.)

9. Куда будет дуть ветер, если корабль идет левым галсом? (В левый борт корабля.)

10. Чем передают буквы в семафорной азбуке? (Флажками желто - красного цвета.)

Прошу судей объявить результаты второго тура.

(Судья 2 объявляет результаты.)

Третий тур «Морская эрудиция»

Классный руководитель. Как видим, пока лидирует команда (название). Ну а победитель определится в третьем туре. Этот тур называется «Морская эрудиция» (задает командам вопросы по очереди):

1. Какую одежду матроса писатель Соболев назвал «морская душа»? (Тельняшку.)

2. Что означают три белые полоски на воротнике моряка? (Три великие победы XVIII в.: за Гангут, Чесму и Синоп.)

3. Когда на флоте наступает адмиральский час и что нужно в это время делать? (Ежедневно в 7 7.00. Это предобеденный перерыв. Нужно слегка перекусить перед обедом.)

4. Откуда взялся обычай драить палубу с песочком? (Моряки ходили по палубе босиком и, чтобы пятки не занозить, полировали палубу песком.)

5. Самое глубокое море России, (Берингово.)

6. Самое мелководное море России. (Азовское.)

7. Самое большое море России. (Берингово.)

8. Самое маленькое по площади море России. (Азовское.)

9. Самое холодное море России. (Восточно-Сибирское.)

10. Самое теплое море России. (Черное.)

11. Самое чистое море России. (Чукотское.)

12. Самое соленое море России. (Японское.)

13. Сколько мачт у брига? (Две.)

14. Сколько мачт у корвета? (Три.)

15. Брандеры - так назывались специальные суда в парусном флоте. Для чего они были предназначены? (Брандер - небольшое парусное судно, которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними.)

16. Какой корабль назвали «Дедушкой русского флота»? (Ботик Петра.)

Морской поединок закончен. Экипажи могут отдохнуть. А судьи объявят результаты.

(Судья 1 объявляет результат.)

Ну что ж, бой был на равных. Поздравим победителя, команду (называет команду) залпом аплодисментов.

(Дети аплодируют победителям.)

IV. Заключительное слово «Долг патриота»

Классный руководитель. Сегодня мы вели разговор об одном из 15 Дней воинской славы России. В этот день решалась судьба России, судьба русского народа. Это день подвига, день самопожертвования во имя Отечества. Казалось бы, кому сейчас нужно вспоминать о далеком сражении в водах Черного моря? Но мне кажется, что память о Днях воинской славы очень нужна нашим современникам. Мы живем в трудное время, и многие привыкли оправдывать этим свою слабость, трусость, эгоизм. Адмирал Ушаков и его воины тоже жили в сложное время. Это было время войн, жестоких страданий, трагедий. Пять императоров сменились за время службы Ушакова. Но Ушаков и его солдаты выполняли свой воинский, христианский, патриотический долг - верой и правдой служили Отечеству. Я хочу прочитать цитату А. Пушкина, которую я взяла эпиграфом к нашему классному часу (читает). И память о великих предках в наше трудное и сложное время поддерживает силы, спасает от слабости, дает надежду на возрождение нашего Отечества. Ведь нам есть с кого брать пример.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что осталось в памяти после сегодняшнего классного часа? Что для себя вы сегодня открыли?

- К сожалению, ничего не знал об этой победе и очень мало знал об Ушакове.

- Удивило то, что Ушаков признан святым. Это очень необычно, думаю, в других странах такого адмирала не было.

- Так захотелось, чтобы и в наше время были адмиралы и генералы, которых так любят солдаты и матросы,

- Запомнился случай с фрегатом, который оказался среди турецких судов и как он хитростью избежал погибели.

- Удивительно, как можно после такого жестокого боя отделаться такими малыми потерями - 21 моряк, притом что противник потерял в 50 раз больше. Ушаков действительно гений!

Похожие статьи:

Конспект классного часа для 8 класса

Конспект классного часа в 8 классе по теме: Боевые искусства

Конспект классного часа в 8 классе по теме: Шаляпин

Классный час в 8 классе на тему: Вред наркотиков

Классный час в 8 классе по теме «Дети и деньги»

Нет комментариев. Ваш будет первым!