Конспект классного часа на тему: Дружба в 7 классе

Беседа-рассуждение в 7 классе «О товариществе и дружбе»

Цели: учить ребят быть дружными, добрыми, отзывчивыми, верными и честными в отношениях друг с другом; побуждать видеть чужую боль и, самое главное, уметь вовремя прийти друг другу на помощь.

Подготовка: прочитать произведения А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», Ю. Тынянов «Пушкин», И. С. Кон «Дружба».

Ход классного часа

1. Проведение анкетирования.

- Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

- Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

- Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

- Какие проступки ты смог бы простить другу?

- Чего не смог бы простить ему?

- Всегда ли ты говоришь другу правду?

- Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли публично выступить против друга, если тот не прав?

- Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

- Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

- В чем, по-вашему, сходство между дружбой и любовью?

- Почему дружбу можно назвать школой любви?

2. Письмо о своем друге.

Классный руководитель предлагает ребятам написать о своем друге. Можно писать не конкретно о ком-то из своих друзей, а вообще, рассуждая таким образом: «Друг - это тот, кто...», «Друг и приятель - это не одно и то же, так как...», «Самый лучший друг - это мама, потому что...».

Классный руководитель. Товарищество и дружба - удивительные отношения, возникающие между людьми.

В Толковом словаре В. И Даля дано такое определение дружбы - «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Аристотель считал: «Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны. Понимание друга как другого Я обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентации, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы - верность, постоянство, честность.

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь - береги», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей - узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Надежный фундамент дружбы - чувство товарищества. Оно зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Понятие товарищество не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII веке слово «товарищ» означало соратник. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немцами. Во все времена особенно ценилось боевое товарищество.

Ученик читает стихотворение:

Дрались по-геройски, по-русски

Два друга в пехоте морской.

Один паренек был калужский,

Другой паренек - костромской!

 

Они точно братья сроднились,

Делили и хлеб, и табак.

И рядом их ленточки вились

В огне непрерывных атак.

 

В штыки ударяли два друга, -

И смерть отступала сама!

- А ну-ка дай жизни, Калуга!

- Ходи веселей, Кострома!

 

Но вот под осколком снаряда

Упал паренек костромской...

- Со мною возиться не надо, -

Он другу промолвил с тоской. -

 

Я знаю, что больше не встану, -

В глазах беспросветная тьма!..

- О смерти задумал ты рано!

Ходи веселей, Кострома!

 

И бережно поднял он друга,

Но сам застонал и упал.

- А ну-ка дай жизни, Калуга, -

Товарищ чуть слышно сказал.

 

Теряя сознанье от боли,

Себя подбодряли дружки,

И тихо по снежному полю

К своим доползли моряки!

 

Умолкла свинцовая вьюга,

Пропала смертельная тьма...

- А ну-ка дай жизни, Калуга!

- Ходи веселей, Кострома!

В. И. Лебедев-Кумач

Классный руководитель. Академик Д. С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.

Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится все труднее и труднее подружиться. Помните и это».

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих

человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявление порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь. Такие, о которых многие мечтают.

Некоторые ребята любят командовать: требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

Ученик читает стихотворение:

Все живут - не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной –

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: «Молчала бы!».

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

Классный руководитель. У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их. Учащиеся читают стихотворение:

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

«А я-то в дружбу нашу верил!

Но больше дружбы не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом - ты, матросом - я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька - что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так несмело

Вошел с поникшей головой:

- Прости уж! Сердишься?.. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

С. Погореловский

Классный руководитель.  Дружба несовместима эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который трудную минуту не помог в беде, опасности. Учащиеся читают стихотворения:

И к тому, что похвалят

И к тому, что ругают,

Ко всему постепенно

Человек привыкает.

К ежедневной заботе,

К еженощному бденью,

К напряженью при взлете.

К пустоте при падении.

Привыкает к сраженьям,

К тишине и порядку,

Привыкает к лишеньям,

Привыкает к достатку,

К незнакомому краю,

Что вдали возникает...

Словом, к аду и раю,

Человек привыкает.

К знойной ярости юга,

К черноте бездорожий.

Лишь к предательству друга

Он привыкнуть не может.

Е. Николаевская

Мысль о том, что друзья познаются в беде,

Про сердечный огонь и про тленье,

Повторял я, случалось, всегда и везде

Без особого назначенья.

Лишь однажды, упав, я увидел людей

Как со снятою кожурою:

И друзей настоящих, и мнимых друзей,

Кто словами любил, как душою.

Э. Асадов

Звучит в записи песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг...».

Классный руководитель. Ученики Павлышской школы, где работал директором выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы».

«Законы дружбы»

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

3. Дружба - это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм - несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма. Учит презирать корыстолюбие.

7. Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Как научиться дружить? Этот вопрос часто задают ребята. Послушайте строки из письма мальчика такого же возраста, как и вы. Возможно, оно поможет вам ответить на этот вопрос.

«...Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба».

«...Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой. Друзья должны понимать друг друга».

«...Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь».

Прислушайтесь к этим советам, чтобы не оказаться на месте девочки, которая обратилась с таким письмом в газету:

«...Помогите мне, я очень несчастна, потому что у меня нет друзей. Мне 16 лет. Я учусь в школе, но мне кажется, что я гам лишняя. Дорогая редакция, посоветуйте, что мне делать, а то я совсем одна...»

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте, сила злая

Не опасна будет вам.

Надо помогать друзьям!

Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой!

О. Шестинский

3. Заключительное слово.

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал - богаче стал.

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год - навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад

Лишь тот не на год - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

Н. Доризо

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии в 6-7 классе

Внеклассное мероприятие, 7 класс

Внеклассное мероприятие для 7-8 класса

Внеклассное мероприятие 6 - 7 класс по теме: Загадочный Восток

Конспект внеклассного мероприятия в 7 классе по теме: Басни Крылова

Нет комментариев. Ваш будет первым!