Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе

Ученик 4. И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Целебными свойствами обладают листья березы. (Ставит банку с лекарствами на стол.)

Ученик 5. Из ее веток делают метлы и веники. (Кладет метлу возле стола.)

Ученик 1. Из бересты - она отделяется тонкими, как бумага, слоями - народные умельцы мастерят лукошки для сбора грибов и ягод. (Ставит лукошко на стол.)

Ученик 2. Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются подберезовики. (Ставит лукошко с грибами на стол.)

Ученик 3. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. (Кладет березовые дрова на стол.)

Ученик 4. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. (Ставит возле стола лыжи.)

(В дверь стучат.)

Марьюшка. Ой, ребята, кто это к нам пришел в гости? Входите, пожалуйста.

(Входит Ученый.)

Ученый. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я прибыл к вам из страны ученых и хочу поведать о том, чего вы еще не знаете о березе. Я расскажу вам о берестяных грамотах. (Разворачивает свиток и читает со свитка.) «Берестяные грамоты - это кусочки березовой коры. Бересте по несколько сотен лет. На них в древности люди писали, т. е. нацарапывали слова. Мы, ученые, выяснили, что написаны эти слова на том древнем русском языке, на котором разговаривали сотни лет назад. Это были не государственные договоры, не царские указы, а обыкновенные письма и даже записки. Они поведали о высокой древней культуре и даже о жизни простых людей, которые их написали. Значит, были на Руси грамотные, изобретательные люди, которые придумали свой собственный "папирус". Кору березы - бересту - кипятили, обрезали по краям и процарапывали буквы железными или костяными стержнями, которые назывались "писало". В XVIII веке нередко писали на бересте в отдельных уголках России. И даже во время войны в Белоруссии на березовой коре печатали газету "Партизанская правда"».

Марьюшка. Вот спасибо за интересный рассказ. Будьте гостем у нас на празднике. А я хочу поведать о народных весенних приметах, связанных с березой.

• Если в марте из березы течет много сока, это к ненастью.

• Если в апреле береза раньше ольхи лист распустит - лето будет сухое, а если ольха опередит березу, то мокрое.

Вот как народ любил березоньку, все подмечал, все замечал. А теперь, ребятушки, отгадайте загадку.

Одно дерево четыре угодья дает!

Темной ночью - свет;

Старому - здоровье;

Разбитому - связь,

И, как некопаный колодец, поит всех.

Дети (хором). Это береза.

Марьюшка. А как вы догадались?

Ученик 1. Темной ночью свет - это лучина, ее раньше в деревнях жгли.

Ученик 2. Старому здоровье - это веник березовый, чтобы в бане париться и хворь выгонять, а еще настой из березового сока.

Ученик 3. Разбитому связь - это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи.

Ученик 4. А некопаный колодец - это весенний березовый сок. Его любят и люди, и звери, и насекомые. Он сладкий и целебный.

Марьюшка. Ой, ребятушки, да я и забыла вовсе. Ведь вам посылка пришла. Давайте посмотрим, что в ней. (Достает из посылки березовый сок.) Ребята, кто знает, что это такое?

Леший. Я, я расскажу. Я все знаю, я лес охраняю. Это березовый сок.

Марьюшка. Правильно, Леший. Если подрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость - березовый сок. Из него делают напитки и квас. (Ставит на стол.)

Леший.

На березке поутру дятел продолбил кору.

Льется на песок золотистый сок.

Дятел длинным языком капли сока лижет.

Бабочка, усевшись ниже,

Пьет прозрачным хоботком!

Муравьи и мошки по березе гладкой

Бегут, как по дорожке, за капелькою сладкой.

Дети (хором). Всех береза напоила, сладким соком наделила.

(Звучит песня «Березовый сок».)

Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только появятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок,

То плачут березы, то плачут березы.

 

Открой мне, Отчизна, просторы свои,

Заветные тайны открой ненароком.

И так же, как в детстве, меня напои

Березовым соком, березовым соком.

Марьюшка. Ребята, русская народная пословица говорит: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Это значит, что раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов из листвы, дерево истощается.

Леший. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить березку в покое и не калечить ее.

Марьюшка. Да, обязательно нужно помнить о том, что собирать сок, почки и листья березы надо не во вред дереву. Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всей нашей стране, в России их около 70 видов, то есть половина. Но некоторые березы из-за неразумных вырубок исчезают. И ныне в Красную книгу занесено 5 видов берез.

Ученик 5.

У красы березки платье серебрится,

У красы березки зеленые косицы.

Со двора к березке выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

Защитить березку мы бежим гурьбою,

Чтоб краса - березка выросла большою!

Марьюшка. И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет. Стоит она, красавица русского леса, и будет стоять вечно.

Мне не найти ее красивей, На радость нам она цветет. В ней образ матери России Неувядаемый живет.

Леший. Что любится, чем дышится,

Ученик 1. Чем наше сердце полнится,

Ученик 2. То в голосе услышится,

Ученик 3. То в песенке припомнится.

Ученик 4. А мы споем о Родине,

Ученик 5. С которой столько связано,

Березка. С которой столько пройдено,

Ученый. Хорошего и разного.

Ученик 1. Тяжелое забудется,

Ученик 2. Хорошее останется.

Леший. Что с Родиною сбудется,

Ученик 3. То и с народом станется.

Ученик 4. И сколько с ней ни пройдено,

Ученик 5. Усталыми не скажемся,

Все (хором).

И песню спеть о Родине

С друзьями не откажемся.

(Звучит песня «Моя Родина».)

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

Марьюшка. Дорогие ребята, уважаемые гости! По народным представлениям, весна сама не придет, ее нужно приглашать.

Считалось, что птицы, возвращаясь из теплых краев, на своих крыльях приносят весну. Желая их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками - «жаворонков».

Их раздавали всем членам семьи. И сегодня в нашем классе, в нашей школе собралась большая, дружная семья. И я хочу поблагодарить вас всех за участие в нашем празднике и угостить «жаворонками». После долгой холодной зимы обязательно наступит ласковая весна и зазеленеют веточки священного символа России - березки, о которой мы так много сегодня говорили.

Весну я ощущаю с февраля,

Изменчивые лужицы теней

Становятся все глубже и синей,

А в ясном небе звоны хрусталя!

На снежные лиловые подушки

Березы рассыпают семена,

Как будто золотистые веснушки,

Окно от солнца щурится - весна!

(Звучит музыка. Марьюшка угощает всех «жаворонками».)

Похожие статьи:

Сценарий праздника осени в 1-2 классе

Праздник осени для младших школьников

День здоровья в начальной школе. Сценарий

День космонавтики 12 апреля в начальной школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра – путешествие

Страницы: 1 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!