Свидетельство о публикации бесплатно

Нравственный классный час в 11 классе

Конспект классного часа для 11 класса

Методическая разработка классного часа для старших классов на тему «Богатство: спасение или грех?»

Богатство перед Богом - большой грех.

Пусти душу в ад - будешь богат.

В аду не быть - богатства не нажить.

Русские пословицы

Ток-шоу, посвященное традициям русского предпринимательства. В ходе ток-шоу ведущий дает слово «гостям», после чего предлагает участникам вопросы для обсуждения.

Цели: углубить представление детей о традиционном для России отношении к богатству, познакомить с традициями русского предпринимательства; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность; воспитывать уважение к национальным традициям; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.

Форма проведения: ток-шоу

Предварительная подготовка с детьми: подготовить ведущего и «гостей» ток-шоу: игрок, подросток, писатель, знатоки (2), историки (2), обеспечить их текстами ролей.

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы.

План классного часа

I. Вступительное слово «Кривое зеркало рынка».

II.Ток-шоу «Богатство: спасение или грех?».

1. Литературные герои о деньгах и богатстве.

2. Этика протестантская и православная.

3. Бизнес и мораль.

4. Заключение.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Кривое зеркало рынка»

Классный руководитель. Один известный православный миссионер как-то заметил: «Сегодня мы являемся иностранцами в своей стране. Не знаем ее языка, ее культуры, не знаем всерьез ее истории, не знаем ее памятников, не знаем языка ее икон, ее храмов. Не понимаем очень и очень многих страниц в ее классической поэзии и литературе. Так вот и мы для западного мира сегодня, как какие-то обезьяны-подражатели во всем: в мелочах, в быту, в архитектуре, в языке и т. д. Ну и скучно же в это плохое, некачественное зеркало смотреться!» (А. Кураев)

Российская экономика - тоже стала таким некачественным зеркалом, отражающим западные рыночные законы, которые упорно не хотят работать в России. Но, может быть, и в этой области мы выступаем как обезьяны-подражатели, не считаясь с экономическими традициями России, не уважая ее нравственных устоев, не принимая во внимание обычаев наших предков? А ведь именно наши предки создали великую державу, построили города, дороги, мосты, заводы, рудники, обжили и обустроили огромные пространства Сибири. И до сих пор мы пользуемся плодами их трудов. Что двигало ими? Какие ценности вдохновляли их на труд? Каким он был, тот «русский дух капитализма», который позволил десяткам тысяч наших соотечественников выбиться из нищеты, создать процветающий семейный бизнес? Сегодняшнее ток-шоу посвящено традициям русского предпринимательства. Передаю слово ведущему ток-шоу (имя, фамилия).

II. Ток-шоу «Богатство: спасение или грех?»

Ведущий. «Богатство: спасение или грех?» - такова тема нашего ток-шоу, посвященного традициям русского предпринимательства. Каковы эти традиции, и что мешает нашему народу богатеть? Нужно ли нам копировать западный «дух капитализма» или стоит взять на вооружение опыт успешных предпринимателей России XIX в.? Об этом мы и будем сегодня говорить.

Русские купцы, промышленники, предприниматели успешно строили свой бизнес, основываясь на традиционной для России системе ценностей. А в этой системе богатство неизменно было связано с грехом. Это нашло отражение и в русских народных пословицах (читает афоризмы).

1. Литературные герои о деньгах и богатстве

Ведущий. Первая часть нашего ток-шоу - литературная. Свое отношение к деньгам и богатству высказывают герои русской классической литературы. «Главная добродетель цивилизованного западного человека - способность приобретения капиталов. А русский не только не способен приобретать капиталы, но даже и расточает их как-то зря и безобразно». Так считает первый наш гость, герой известной повести Ф.М. Достоевского, которого в Европе держит рулетка.

Игрок. Да, деньги нам, русским, тоже нужны, а следственно, мы очень рады и очень падки на такие способы, как например рулетки, где можно разбогатеть вдруг, в два часа, не трудясь. Это нас очень прельщает; а т. к. мы и играем зря, без труда, то и проигрываемся!

...Но, неизвестно еще, что гаже: русское ли безобразие или немецкий способ накопления честным трудом?

...Я здесь недолго, но, однако ж, все-таки, что я здесь успел подметить и проверить, возмущает мою татарскую породу.

Ну, так всякая эдакая здешняя семья в полнейшем рабстве и повиновении у фатера. Все работают, как волы, и все копят деньги, как жиды. Положим, фатер скопил уже столько-то гульденов и рассчитывает на старшего сына, чтобы ему ремесло аль землишку передать; для этого дочери приданого не дают, и она остается в девках. Для этого же младшего сына продают в кабалу аль в солдаты и деньги приобщают к домашнему капиталу. Все это делается не иначе, как от честности, от усиленной честности, до того, что и младший проданный сын верует, что его не иначе, как от честности, продали, - а уж это идеал, когда сама жертва радуется, что ее на заклание ведут. Дальше то, что и старшему тоже не легче: есть там у него такая Амальхен, с которою он сердцем соединился, - но жениться нельзя, потому что гульденов еще столько не накоплено. Тоже ждут благонравно и искренно и с улыбкой на заклание идут. У Амальхен уж щеки ввалились, сохнет. Наконец, лет через двадцать, благосостояние умножилось; гульдены честно и добродетельно скоплены. Фатер благословляет сорокалетнего старшего и тридцатипятилетнюю Амальхен, с иссохшей грудью и красным носом... При этом плачет, мораль читает и умирает. Старший превращается сам в добродетельного фатера, и начинается опять та же история. Лет эдак чрез пятьдесят или чрез семьдесят внук первого фате- Ра Действительно уже осуществляет значительный капитал и передает своему сыну, тот своему, тот своему, и поколений чрез пять или шесть выходит сам барон Ротшильд.

...Ну-с, как же не величественное зрелище: столетний или двухсотлетний преемственный труд, терпение, ум, честность, характер, твердость, расчет, аист на крыше!

Ну-с, так вот в чем дело: я уж лучше хочу дебоширить по-русски или разживаться на рулетке... Мне деньги нужны для меня самого, а я не считаю всего себя чем-то необходимым и придаточным к капиталу.

...Я лучше захочу всю жизнь прокочевать в киргизской палатке, чем поклоняться немецкому идолу.

Ведущий. Вы, конечно, узнали героя повести Ф.М. Достоевского «Игрок». Разделяете ли вы его точку зрения на богатство? Что тут от русского отношения к богатству?

(Дети высказываются.)

Ведущий. А вот другой герой Достоевского. Он, наоборот, мечтает стать Ротшильдом. Для этого даже составил программу, девиз которой - упорство и непрерывность. Он целый месяц ел только один хлеб с водой, год соблюдал строжайший пост, вдвое сократил карманные расходы, удачно сыграл на аукционе. И накопил стартовый капитал. Зачем ему богатство? Слушаем героя романа «Подросток».

Подросток. ...Мне не нужно денег, или, лучше, мне не деньги нужны; даже и не могущество; мне нужно лишь то, что приобретается могуществом и чего никак нельзя приобрести без могущества: это уединенное и спокойное сознание силы! Вот самое полное определение свободы, над которым так бьется мир! Свобода! Я начертал наконец это великое слово... Да, уединенное сознание силы - обаятельно и прекрасно. У меня сила, и я спокоен.

Будь только у меня могущество, рассуждал я, мне и не понадобится оно вовсе; уверяю, что сам, по своей воле, займу везде последнее место. Будь я Ротшильд, я бы ходил в стареньком пальто и с зонтиком. Какое мне дело, что меня толкают на улице, что я принужден перебегать вприпрыжку по грязи, чтоб меня не раздавили извозчики. Сознание, что это я сам Ротшильд, даже веселило бы меня в ту минуту. Я знаю, что у меня может быть обед, как ни у кого, и первый в свете повар, с меня довольно, что я это знаю. Я съем кусок хлеба и ветчины и буду сыт моим сознанием. Я даже теперь так думаю.

Не я буду лезть в аристократию, а она полезет ко мне, не я буду гоняться за женщинами, а они набегут как вода, предлагая мне все, что может предложить женщина. «Пошлые» прибегут за деньгами, а умных привлечет любопытство к странному, гордому, закрытому и ко всему равнодушному существу. Я буду ласков и с теми и с другими и, может быть, дам им денег, но сам от них ничего не возьму. Любопытство рождает страсть, может быть, я и внушу страсть. Они уйдут ни с чем, уверяю вас, только разве с подарками. Я только вдвое стану для них любопытнее.

«Но ваш идеал слишком низок, - скажут с презрением, - деньги, богатство! То ли дело общественная польза, гуманные подвиги?»

Но почем кто знает, как бы я употребил мое богатство? Чем безнравственно и чем низко то, что из множества жидовских, вредных и грязных рук эти миллионы стекутся в руки трезвого и твердого схимника, зорко всматривающегося в мир?

В мечтах моих я уже не раз схватывал тот момент в будущем, когда сознание мое будет слишком удовлетворено, а могущества покажется слишком мало. Тогда - не от скуки и не от бесцельной тоски, а оттого, что безбрежно пожелаю большего, - я отдам все мои миллионы людям; пусть общество распределит там все мое богатство, а я - я вновь смешаюсь с ничтожеством.

Ведущий. Это был герой романа Ф.И. Достоевского «Подросток». Богатство необходимо для обретения свободы. Разделяете ли вы его отношение к богатству? Можно ли назвать это русским отношением к богатству?

(Дети высказываются.)

Ведущий. И еще один литературный герой. Это реальный персонаж, взятый из самой гущи московской жизни.

...Во втором зале этого трактира, в переднем углу, под большим образом с неугасимой лампадой, за отдельным столиком целыми днями сидел старик, нечесаный, небритый, редко умывающийся, чуть не оборванный... К его столику подходят очень приличные, даже богатые, известные Москве люди. Некоторым он предлагает сесть. Некоторые от него уходят радостные, некоторые - очень огорченные.

А он сидит и пьет давно остывший чай...

Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Квартира его была рядом с трактиром, в ней он жил одиноко, спал на голой лежанке, положив под голову что-нибудь из платья. В квартире никогда не натирали полов и не мели.

Ночи он проводил в подвалах, около денег, как «скупой рыцарь». Вставал в десять часов утра и аккуратно в одиннадцать часов шел в трактир. Придет. Сядет. Подзовет полового:

- Вчерашних щец кухонных осталось?

- Должно, осталось.

- Вели-ка разогреть... А ежели кашка осталась, так и кашки...

Поест - это на хозяйский счет, - а потом чайку спросит за наличные:

- Чайку одну парочку за шесть копеек да копеечную сигару.

Является заемщик. Придет, сядет.

- Чего хочешь?

- Выпил бы чайку.

- Ну и спрашивай себе. За чай и за цигарку заплати сам.

И заемщик должен себе спросить чаю, тоже пару, за шесть копеек. А если спросит полпорции за тридцать копеек или закажет вина или селянку - разговоры кончены:

- Ишь ты, какой роскошный! Уходи вон, таким транжирам денег не даю.

И выгонит.

Это все знали, и являвшийся к нему богатый купец или барин-делец курил копеечную сигару и пил чай за шесть копеек, затем занимал десятки тысяч под вексель. По мелочам Карташев не любил давать. Он брал огромные проценты, но обращаться в суд избегал, и были случаи, что деньги за должниками пропадали.

Только после смерти Карташева выяснилось, как он жил: в его комнатах, покрытых слоями пыли, в мебели, за обоями, в отдушинах, найдены были пачки серий, кредиток, векселей. ...В подвалах стояли железные сундуки, где вместе с огромными суммами денег хранились груды огрызков сэкономленного сахара, стащенные со столов куски хлеба, баранки, веревочки и грязное белье.

Найдены были пачки просроченных векселей и купонов, дорогие собольи меха, съеденные молью... а всего состояния было более 30 млн.

Ведущий. Это был герой очерка Гиляровского из книги «Москва и москвичи». Как вы относитесь к этому герою?

Как ему удалось скопить 30 млн - баснословное по тем временам богатство?

Что заставляло его экономить, отказывать себе во всем?

В чем здесь мы видим проявление русского отношения к богатству?

(Дети высказываются.)

Ведущий. Три героя, три примера русского отношения к богатству. Что их объединяет? (Презрение к деньгам, способность обходиться без них.)

2. Этика протестантская и православная

Ведущий. В современной России с трудом прививаются капиталистические ценности. Некоторые считают, что виной всему русское отношение к богатству, как к чему-то неправедному, порочному. И предлагают выход - протестантская этика. Об этом мы будем говорить во второй части ток-шоу.

Слово эксперту. Что такое «протестантская этика»?

Знаток 1. Термин «протестантская трудовая этика» был введен в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 г.

М. Вебер заметил, что экономические успехи протестантских стран (Англии, США, Голландии) связаны с протестантской этикой, в основе которой - трудовое рвение и рациональная организация работы. По его теории выходит, что нормальный капитализм стал возможен благодаря той особой этике, которую привило людям протестантство, с его строгой моралью и поощрением трудолюбия. Согласно протестантской этике, материальный успех, богатство – это символ спасения души, свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.

Протестантская трудовая этика имеет библейские корни. Поэтому в ней запрещены задержка заработной платы, издевательства и жестокость над подчиненными, лживые способы обогащения (неодинаковые гири, неверные весы и т. п.).

По мнению М. Вебера, протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу.

Ведущий. Слушаем мнение участников ток-шоу. Что вам известно о протестантской этике? Считаете ли вы, что можно ее искусственно привить в России? Что может этому помешать?

(Дети высказываются.)

Ведущий. Русские предприниматели, особенно выходцы из купечества, отличались большой религиозностью. Большинство из них были православными, старообрядцами. У них была своя, православная этика. Слушаем знатока российских традиций.

Знаток 2. Для протестантов символом спасения было богатство, поэтому они стремились к демонстрации личного успеха. А для наших православных предпринимателей богатство было необходимо, чтобы помочь спастись максимально большому количеству людей и всему обществу.

Отношение к богатству рассматривалось с точки зрения праведности и неправедности его возникновения и использования. Чтобы предпринимательская деятельность не привела к духовной гибели, человек дела должен был следовать определенным законам.

Во-первых, это дело должно быть общественно полезным. Осуждалось неправедное использование богатства, расточительство.

Во-вторых, источник богатства должен быть честным, трудовым. Присвоение чужой собственности осуждалось.

В-третьих, богатством нужно было делиться с другими. Обязательным условием богатства должна была быть благотворительность.

Ведущий. Согласны ли вы с принципами русских предпринимателей?

Годятся ли эти принципы для современной России?

Что нужно сделать, чтобы современные предприниматели следовали принципам морали в бизнесе?

(Дети высказывают мнения.)

3.Бизнес и мораль

Ведущий. Оплотом и хранителем предпринимательских традиций в России было купеческое сословие. Причем, совершая сделки, русский купец представлял не только себя самого, но и весь свой род, корни которого часто уходили в незапамятную старину. Навыки ведения хозяйства передавались от отца к сыну - так прививалось чувство ответственности перед обществом и потомками. Какие биографии и судьбы можно привести в пример? Передаю слово историку (имя, фамилия).

Историк 1. Многие русские купцы были старообрядцами. Строгие религиозные заповеди помогали им успешно вести бизнес. Из среды старообрядцев вышли крупнейшие династии текстильных фабрикантов Москвы: Морозовы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы, Коноваловы, Рахмановы, Рябушинские, Горбуновы, Шелапутины, Кузнецовы и др. Настоящим манифестом православного предпринимательства можно считать поучение русского купца, владельца Прохоровской Трехгорной мануфактуры, Тимофея Васильевича Прохорова, ставшее своего рода моральным кодексом коренных русских купцов. Это краткое поучение называется «О богатстве» (читает):

Человеку нужно стремиться к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни; раз это достигнуто, то оно может быть и увеличено не с целью наживы - богатства для богатства, - а ради упрочения нажитого и ради ближнего.

Благотворительность совершенно необходима человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьезна. Нужно знать, кому дать, сколько нужно дать. Ввиду этого нужно посещать жилища бедных, помогать каждому, в чем он нуждается: работой, советом, деньгами, лекарствами, больницей и пр. Наградою делающему добро человеку должно служить нравственное удовлетворение от сознания, что он живет «в Боге».

Богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолюбия и пр., это нехорошее, вредное богатство, оно ведет к гибели души.

Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь.

Богатство необходимо должно встречаться в жизни, оно не должно пугать человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей его. При этих условиях богатство неоценимо, полезно. Примером того, что богатство не вредит, служат народы, у которых при изобилии средств редки пороки. Не будь богатства, не было бы ни открытий, ни усовершенствований в различных отраслях знаний, особенно промышленных. Без средств, без труда, энергии не может пойти никакое промышленное предприятие: богатство - его рычаг.

Нужды нет, что иногда отец передает большие средства сыну, сын еще более увеличивает их, как бывает в коммерческом быту. Это богатство хорошо, оно плодотворно, лишь только не надо забывать заветов религии, жить хорошей нравственной жизнью. Если богатство приобретено трудом, то при потере его оно сохранит от гибели человека: он станет вновь трудиться и еще может приобрести больше, чем у него было, он живет «в Боге».

Если же богатство случайно досталось человеку, то такой человек часто не думает ни о чем, кроме своей похоти, и такой человек при потере богатства погибает. Вообще частное богатение, даже коммерсантов или банкиров, полезно, если человек живет по-Божьему...

Сам автор этих строк на смертном одре завещал своим детям: «Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении». И братья Прохоровы и их потомки следовали этому завету: при Трех- горной мануфактуре были госпиталь, родильный дом, школа, ремесленное училище, детский сад и другие бесплатные заведения, включая дома с дешевыми квартирами.

Ведущий. В России к началу XX в. были созданы десятки династий предпринимателей. На каких основах создавались эти династии? Что заставляло детей наследовать семейное дело?

Можете ли вы назвать современные династии предпринимателей?

(Дети высказывают мнения.)

Ведущий. В старые времена все хорошо знали, чем грозит нарушение законов честного предпринимательства. Современный журнал «Русский предприниматель» рассказывает историю купца Мазурина, который нарушил нормы купеческих заповедей, за что последовала Божья кара и весь его род был проклят до седьмого колена*. Слушайте эту историю в пересказе {имя, фамилия).

Историк 2. Мазурин дружил с богатым ювелиром Ашкенази, греком по национальности, который занимался скупкой мехов и драгоценностей для продажи за границей. Дружба их была так сильна, что они даже побратались и обменялись крестиками. Однажды грек собрался поехать в Лондон и Индию. Перед отъездом он передал Мазурину ларец с драгоценностями и значительную сумму Денег на содержание своей жены и дочери. Мазурин согласился помочь другу.

Грек уехал, очень удачно совершил сделки, но на пути из Англии его корабль попал в шторм и затонул. Самому греку каким-то чудом удалось спастись. Его подобрал корабль, плывший в Индию.

С большим трудом, без копейки денег, ему удалось вернуться из Индии в Москву.

Но на месте своего дома грек нашел пепелище, а от знакомого священника узнал, что жена и дочь его бедствуют, не получая помощи от Мазурина. Самого же грека все давно считали умершим. Придя к Мазурину, грек потребовал ларец с драгоценностями. Но Мазурин заявил, что никаких ценностей не брал.

Начался судебный процесс. Мазурину удалось упрятать грека в тюрьму за ложь и вымогательство. Но грек подал прошение на имя императора, чтобы Мазурин поклялся перед крестом и Евангелием, что он ларца с драгоценностями не брал. По приказанию Государя Мазурин был привлечен к клятве. Церемония была обставлена пышно и торжественно. Толпы людей наблюдали за поведением Мазурина. Но в соборе, несмотря на предупреждение священника о Божьей каре, Мазурин поклялся, что ценностей не присваивал.

Через некоторое время грек серьезно захворал. Он просил, чтобы его бывший друг пришел проститься с ним, помириться, покаяться. Мазурин не захотел поехать к умирающему греку, но все же пришел в церковь на его отпевание. При прощании, подойдя к гробу, чтобы приложиться к руке, Мазурин вдруг услышал страшный утробный звук, исходивший от покойника. Грека приподняло на смертном ложе, и веки его дрогнули... Случилось очень редкое явление: в трупе разорвалась артерия, что обыкновенно сопровождается страшным шумом и сокращением некоторых мускулов...

Мазурин как-то неестественно откачнулся, с блуждающими глазами, бледный, выбежал из церкви. Домой он вернулся уже совершенно сумасшедшим и до самой смерти не оправился от этого потрясения.

Впрочем, вскоре он сам заболел и умер. На похороны его собралось множество людей, и все были очень удивлены, что лицо лежащего в гробу Мазурина было закрыто белым платком. Говорили, на лице его застыла такая ужасная гримаса, что видеть его было бы никому не под силу... Такое явление тоже случается крайне редко. Народная молва приписала ужасную смерть Мазурина Божьему наказанию за его преступление.

А что касается проклятия рода до седьмого колена, то в каждом поколении семьи Мазуриных, вплоть до начала XX в., случались убийства, самоубийства, рождались дети с больной психикой. Многие праправнуки Мазурина были неизлечимые алкоголики, женщины отличались большими странностями...

Ведущий. Эта страшная поучительная история взята из жизни. История семьи Мазуриных подтвердила народное предание, что

нераскаянные преступления предков могут сказаться на судьбах даже очень далеких потомков. Можете ли вы привести подобные примеры? Боятся ли современные бизнесмены Божьей кары?

(Дети высказываются.)

Ведущий. В1912 г. в Обществе купцов и промышленников были выработаны «Семь принципов ведения дел в России». Заповеди эти исполнялись свято. Что же это за заповеди?

Историк 1. Семь принципов ведения дел в России (читает):

1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, пробуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?». Успех во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грани дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Хотелось бы, чтобы современные российские бизнесмены не забывали опыт и традиции наших соотечественников в своей практике, учитывая исторический опыт разделяющих нас лет.

Ведущий. Предлагаю вопросы для обсуждения. Если бы вы стали бизнесменами, пригодились ли вам эти правила? Какие пункты, по-вашему, невозможно воплотить в современной России и почему?

(Дети высказываются.)

4. Заключение

Ведущий. Сделать Россию мощной и процветающей, дать ее гражданам достаток и благополучие - эту задачу пытаются решить многие политики и экономисты. Приводят в пример то Китай, то Швецию, берут в качестве образца опыт Австралии или Аргентины. Много лет все ищут модели, примеряя на себя экономическое платье, пошитое за рубежом. Платье не лезет, трещит по швам, подтверждая выводы известных экономистов, что в борьбе за мировые рынки побеждает тот, кто максимально реализует собственный потенциал, а не копирует чужие схемы.

Все громче звучит голос российских ученых, предпринимателей, призывающий использовать свой собственный опыт, свои методы и технологии ведения малого и среднего бизнеса, которые были в в дореволюционной православной России.

В конце ток-шоу по одной фразе от наших гостей и участников. Так как же нам относиться к богатству, чтобы стать богатыми и счастливыми? Богатство - это спасение или грех? Нужна ли нам протестантская этика?

(Высказывания детей)

Ток-шоу подошло к концу, благодарю всех за участие. До свидания.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношение к богатству после сегодняшнего разговора?

Хотите ли вы стать предпринимателями?

Похожие статьи:

Правовой брейн-ринг для студентов колледжа

Итоговый классный час в 11 классе. Сценарий

Классный час на тему «Толерантность», 11 класс

Классный час по профориентации для студентов колледжа

Классный час «Добро и зло», 10-11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!