Свидетельство о публикации бесплатно

Познавательная программа о музыке, 9 класс

Методическая разработка конспекта познавательного классного часа для 9 класса.

Классный час в 9 классе. Разработка

Тема: «О музыке и в шутку и всерьез» (познавательная программа о музыке)

Цели:

• воспитание духовно-нравственных качеств личности;

• развитие познавательных интересов и интеллектуально-творческих способностей подростков.

Оборудование:

аудиозаписи различной музыки, жетоны, призы победителям.

Предварительная работа:

В классном коллективе формируется несколько микрогрупп, причем количество микрогрупп и участников в них не имеет значения. Главный принцип подбора — интересы и желания ребят. Жюри может состоять из учащихся, учителей и родителей. Программу ведет Ведущий (классный руководитель или лидер классного коллектива).

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя, в котором он разъясняет цели познавательной программы и поясняет, что программа состоит из двух частей:

Первая часть — «Шарманка», в этой части во всех конкурсах участвуют все микрогруппы, но в финал попадают только три человека.

Вторая часть — «Музыкальная абракадабра». Из трех участников выбирается победитель.

Ведущий: Дорогие друзья! Мы приглашаем вас всех на нашу программу «О музыке и в шутку и всерьез». Сегодня мы определяем самого, самого, самого... знатока музыки в нашем классе.

Итак, приступаем к первой части, она называется «Шарманка».

Командам будут поочередно задаваться вопросы.

Тот, кто ответит на вопрос, получает фирменный жетон «Шарманка».

Первый блок вопросов:

1 Приспособление для извлечения звука на струнных инструментах. (Смычок)

2.Организатор и художественный руководитель первого в нашей стране джаза. (Леонид Утесов)

3. Древнейший ударный самозвучный инструмент. (Колокол)

4. Вокальная пьеса без слов. (Вокализ)

5. Самая популярная зимняя русская народная песня. («Ой, мороз, мороз»)

6. Кто является автором вальса, который у нас, в России, известен как детская песенка «Жил-был у бабушки». (Моцарт)

7. Высшая форма музыкального произведения. (Опера)

8. Назовите автора музыки к фильмам «Осенний марафон», «Берегись автомобиля», «Жестокий романс», «Служебный роман». (Андрей Петров)

Второй блок вопросов.

Звучит фонограмма. Надо назвать исполнителя, автора музыки и, если музыка из кинофильма, то исполнителя главной роли.

Третий блок вопросов.

По фотографии надо узнать киноактера, композитора, певца. Те, у кого наибольшее количество жетонов, выходят на сцену.

Игру продолжают 7—8 участников.

Ведущий: Итак, вы выбрали основных игроков.

Первый конкурс — знакомство. («Визитка» участников)

Ведущий: Романс — это почти то же самое, что и песня. Но если песня может быть веселой, задорной, то романс — это всегда грустная лирика.

Попробуйте исполнить известнейший романс М.И. Глинки «Я встретил вас...», предварительно написав к нему новый текст. Пусть в новом варианте романса говорится

— о любви к дивану;

— о любви к бразильскому кофе;

— о любви к горячему душу;

— о любви к жареным грибам;

— о любви к автомобилю;

(Музыкальная пауза)

(Участники сочиняют романс.)

Ведущий: Наше строгое жюри в составе... подводит итоги предыдущих конкурсов.

(Жюри объявляет результаты предыдущих конкурсов.)

Ведущий:

Вопросы для оставшихся участников:

1. Кто такой шансонье? (Во Франции — исполнитель эстрадных Песен)

2. Что такое блюз? (Народная песня негров, ставшая основой джазовой музыки)

3. Как называется медленный темп в музыке, а также медленный сольный танец в балете? (Адажио)

4. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? (Баян)

5. Какой миниатюрный ударный инструмент часто используют во время танца испанские танцовщицы? (Кастаньеты)

6. Как называется опера Дж. Верди, написанная на сюжет драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями»? («Травиата»)

(Жюри подсчитывает: у кого больше баллов. Остаются несколько участников, не больше шести.)

Ведущий: Конкурсы для победителей:

1-й конкурс. «Слова... слова...»

(Из слова «шарманка» надо составить как можно больше слов.)

Ведущий: Пока наши участники работают, мы с вами (обращаясь ко всем ребятам в зале) поотгадываем загадки на музыкальную тему.

Загадки:

В лесу вырос,

На стене вывес,

На руках плачет.

Кто слушает, скачет. (Гудок)

 

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит. (Гармонь)

 

На листочке, на страничке —

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке.

И щебечут песенки. (Ноты)

 

Нет ушей, а слышит.

Нет рук, а пишет. (Магнитофон)

 

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего — кружок да ящик. (Патефон)

 

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? (Рояль)

 

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поет — заливается.

Как называется? (Скрипка)

 

Семь ребят на лесенке.

Заиграли песенки. (Ноты)

(Ведущий поощряет учеников за правильные ответы. Тем временем игроки выполнили задание.)

Слово предоставляется участникам, которые зачитывают свои слова, составленные из слова «шарманка».

Конкурс: «Песня не про зайцев»

Ведущий: В популярной кинокомедии «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин исполняет «Песню про зайцев». Слова этой песни знает, наверное, каждый.

А какие слова были бы в этой песне, если бы Ю. Никулин, стоя в ресторане перед микрофоном, объявил:

— «Песня про страусов».

— «Песня про баранов».

— «Песня про сусликов».

— «Песня про окуней».

— «Песня про носорогов».

(Музыкальная пауза. Участники сочиняют новую песню.)

Конкурс: «Перевертыши»

Ведущий: Попытайтесь восстановить настоящий смысл фразы:

1. Жара — ночь безобразия. (Мороз и солнце — день чудесный.)

2. Но одному грустно ползти в ущелье. (Вместе весело шагать по просторам.)

3. Большой березе жарко летом. (Маленькой елочке холодно зимой.)

4. Взрослые! Не будем друг к другу враждебны! (Ребята! Давайте жить дружно!)

5. Весенний укус перед холодной зимой. (Осенний поцелуй после жаркого лета.)

6. Буква — ворона, поплывешь — догонишь. (Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.)

7. Весна прошла, промокли деревья. (Осень наступила, высохли цветы.)

Конкурс: «Музыкальный»

Участникам выдаются тексты популярных песен. Начинают исполнять песню под фонограмму. Затем фонограмму выключают, а участник продолжает петь самостоятельно. Затем фонограмма вновь включается. Необходимо совпасть с фонограммой.

Ведущий: Жюри подсчитывает: у кого больше баллов ...

(Остаются два-три участника.)

Ведущий: Конкурсы для победителей.

Конкурс: «Знакомство»

Ведущий: Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о том, как правильно познакомиться: Но эти правила действуют только в привычных условиях. А если предстоит невероятное знакомство?

Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся:

— космонавты с инопланетянами;

— охотники со снежным человеком;

— новый владелец дома с привидениями;

— моряк с племенем людоедов.

(Участникам можно пригласить помощника из числа своих болельщиков.)

Конкурс: «Муки творчества»

Ведущий: Надо создать новое произведение искусства. Хотя это непросто. Недаром же существует устойчивое выражение — «муки творчества». Оно означает, что все шедевры рождаются лишь в результате неимоверных, мучительных усилий художника.

Попробуйте показать в маленьком этюде-пантомиме процесс творческой работы или «муки творчества»:

— писателя;

— композитора;

— художника;

— скульптора;

— фотографа.

Ведущий: Наш конкурс подошел к концу. Слово жюри ...

(Жюри подводит итоги.)

В первой части классного часа необходимо определить только четырех финалистов.

Ведущий: А теперь переходим ко второй части, которая называется «Музыкальная абракадабра».

Условия игры здесь очень строгие, так как нам необходимо выяснить самого, самого, самого.... А это значит, что вам предстоит участвовать в трех турах. Проигравший в каждом туре выбывает из игры. Итак, начали.

Первый тур: «Слышу звон, но не знаю, где он?!»

Ведущий читает припевы знаменитых песен, слова в которых перепутаны.

Задача игроков отгадать песню (вдобавок можно еще и исполнителя, автора слов и музыки). Во второй тур проходят только три участника.

1. Эх, у нас есть любая

Бомбежка дорожка.

Помирать не нам

Фронтовая дела дома

Рановато нам.

(«Эх, путь-дорожка». Л. Утесов)

 

2. Другу я пожелал, чтоб вы сейчас.

Чтобы я хочу, чтобы наполнялся ваш.

То все что пожелали, звучали

Вином, что друг песни

(«Пожелание». В. Кикабидзе)

 

3. В одной награда Компас песни,

А довольно только чтоб

За смелость пелось,

А песни в ней

Надежда в доме

Мой земной

(«Надежда». М. Кристалинская)

 

4. Цветы ты дарил, а я?

С ума я от этой так?

А сходил я вот какая красота

(«Так вот какая ты». В. Добрынин)

 

5. Я люблю ума красивых.

Это ложе вместо лжи.

Каждый раз люблю я вдох

До тебя слез застелю

Облако роз люблю лепестками

Из белых фраз тебя до слез!

(«Я люблю тебя до слез». А. Серов)

 

6. Я снова приду

Я отправлюсь туда

Пусть высоты Чтобы мне обретают

Где мечты? Ты где?

Я не пророчил силу

Разбитые за тобой

Злые ночи позови

С собой нарисуешь солнце

Снова в небе сквозь меня

(«Позови меня с собой». А. Пугачева)

 

7. Провода никогда не стонут.

Все слезы так забуду я

А меня морозы мчит твою

За окном любовь улыбки

Тебя в поезд и сибирские печаль!

(«Я не забуду тебя...». В. Кузьмин)

Второй тур: «Тугодум»

Ведущий объясняет задание игрокам: сейчас я вкратце перескажу песню и тот, кто первым ее угадает, получит жетон. Первые два участника, набравшие два жетона, переходят в третий тур.

1. В этой песне мужчина поднимает стеклянную посуду за представительницу слабого пола. При этом просит ее, чтобы она посмотрела на него умными глазами.

(«Я поднимаю свой бокал», исп. Ф. Киркоров)

2. В этой песне мужчина призывает свою бывшую любовь использовать пищевые продукты по назначению и не обрабатывать ими больные места, при этом герой песни просит женщину молчать, так как, по его глубокому убеждению, может произойти взрыв.

(«Не сыпь мне соль на рану», исп. В. Добрынин)

3. В следующей песне рассказывается о тяжелой судьбе домашнего животного, который жил за углом, с суеверными людьми, которые его ненавидели. Вследствие своей неординарности это животное ходило на свидания аж за версту от своего дома.

(«Черный кот», группа «Браво» или другие исполнители этой песни)

4. Песня о прощании двух друзей, причем один из них уверяет, что вернется к другу вместе с каждым временем года, при этом напоминает ему не забывать о нем днем и ночью.

(«Милый друг», исп. В. Леонтьев)

5. Песня о наплевательском отношении к своей жизни, исполняют ее «косые» обитатели леса. В песне рассказаны старые предания и суеверия, по мнению героев песни, если их соблюдать, можно стать храбрым.

(«Песня про зайцев», исп. Ю. Никулин)

Жюри подводит итоги предыдущих туров.

Жюри объявляет победителя конкурса. Ему вручаются подарок и символическая медаль знатока музыки.

Похожие статьи:

Информационно-познавательный классный час 9-10 класс

Психологический классный час, 9-10 класс

Тематический классный час 9 класс

Классный час 9 класс на тему: Вредные привычки

Конспект классного часа для 9 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!