Как организовать поход в летнем лагере

Поход в летнем лагере

Для организации похода необходимо для себя прояснить, с какой целью оно планируется: с целью ознакомления детей с окружающей средой или же развития навыков выживания и адаптации в природной среде.

В первом случае достаточно обойтись двух- или трехчасовой прогулкой за пределами лагерной территории. Ребята совершают прогулку в лес, собирают материалы для поделок, гербария; наблюдают за жизнью насекомых, знакомятся с растениями разных видов и г. п. Конечно же, не обходится без игр (например, игра в прятки) и маленьких соревнований.

Например, если прогулка проходит по еловому лесу - за определенное время кто больше соберет корзину шишек (командная игра); или же выложит из желудей свое имя и т. п. Кульминационным моментом мероприятия может стать сюрприз. В конце прогулки ребята «набредают на чудо-дерево», на ветках которого в бумажных пакетиках висит «сухой паек» - бутерброды, фрукты, сладости. Об этом сюрпризе, конечно же, надо позаботиться заблаговременно.

Если прогулка проводится в первой половине дня, в вечернее время, после того как дети отдохнут, можно собраться всем вместе и побеседовать, поделиться своими наблюдениями и впечатлениями. В разговоре с ребятами вожатый сразу для себя выяснит, была ли прогулка для ребенка просто развлечением, обычным ничего для него не значащим времяпровождением или же носила познавательный характер. Вопросы могут быть примерно такого плана:

- Твои действия во время прогулки?

Предполагаемый ответ: смотрел по сторонам; разговаривал с товарищем, внимательно слушал рассказ вожатого; наблюдал за жизнью леса, прислушивался к ветру, гудящему в стволах; к шелесту листвы, пению птиц и т. и.

- Можешь ли ты вспомнить, чем пахнет лес?

Предполагаемый ответ: не обратил внимания; травой, смолистой хвоей; грибной сыростью; прелой листвой, цветами; свежестью и т. п.

- Какой лес на ощупь?

Предполагаемый ответ: никакой; глупый вопрос; шершавый, когда гладишь рукой по стволу дерева; колючий, когда дотрагиваешься до еловой ветки или куста голубики; мягкий и нежный, когда идешь босиком по молодой травке и т. п.

- А какой лес на вкус?

Предполагаемый ответ: что за идиотский вопрос?; гнилостный с привкусом преющей листвы; сладкий от земляники и черники; кисловатый - от брусники; терпкий - от хвоинок и т. п.

Возможно, среди ребят найдутся такие, которым прогулка показалась скучной и неинтересной. Необходимо дать им возможность высказаться, почему им не понравилось, что они ожидали получить от прогулки? Ответы могут быть самые непредсказуемые, например, комаров было много в лесу... Какое может быть удовольствие от прогулки, если они атакуют тебя со всех сторон и больно кусаются...

Вот здесь вполне будет уместен такой вопрос к недовольному: «Уверен ли ты, что именно комары тебя кусали?» Посеяв смятение и недоумение в душе «недовольного пессимиста», следует обратить его внимание на гот факт, что комар - в общем-то насекомое вполне безобидное, он не кусается. А вот комарихи - те доставляют немало хлопот человеку. Ну а если посмотреть на ту же комариху, но несколько иначе, призвав всю свою фантазию и выдумку?

Прекрасная портниха,

Лесная комариха,

Весь день кроила, шила,

Не покладая рук.

 

Красавцу водомерке

Назначена примерка:

Ему для светской жизни

Необходим костюм...

 

А после водомерки

Еще одна примерка.

Придет ужасно нервный,

Ворчливый старый жук:

 

«Жжжилетка жжжмет ужжжасно,

Карман пришшшит напрасно.

Жжжелательно исправить

И быстро перешить!..»

 

Усталая портняжка,

Печальная бедняжка,

Опять берет иголку

И начинает шить.

 

Игла в руках мелькает,

Бедняжечка вздыхает:

«Ах, если бы возможно

Профессию сменить!..»

Е. Арсенина

В обыденной, па первый взгляд, ситуации можно увидеть необычное и неординарное. Одного комары донимают и раздражают, а другого вдохновляют. Быть может, дело вовсе и не в комарах? Умение видеть, слышать, анализировать, сопоставлять, размышлять и творить является основополагающим фактором личностного развития каждого человека.

Исходя из вышесказанного, можно предложить ребятам попытаться все свои впечатления, чувства и ассоциации, вызванные прогулкой, выразить в творческих работах. Это могут быть: рисунок, небольшой рассказ, очерк, заметка в лагерную газету, четверостишие или целое стихотворение, поделка из собранного во время прогулки материала и т. п. Выполненные работы выставляются в помещении библиотеки. Лучшие работы могут быть отмечены на торжественной линейке, посвященной закрытию лагерной смены.

Для развития навыков выживания и адаптации в природной среде мало одного дня. Запланировав в своей работе однодневный поход, вожатый должен заранее подготовиться сам и подготовить ребят к предстоящему серьезному и ответственному мероприятию.

Совместно с физруком предварительно продумывается маршрут похода; заранее выбирается стоянка для лагеря, которая должна полностью отвечать всем требованиям безопасности, исключающим вероятность несчастного случая или травмы. Желательно накануне похода уточнение погодных метеосводок.

Необходимо позаботиться об аптечке; запасе чистой питьевой воды; компасе; необходимых инструментах; котелке и треножнике; сухом пайке, рассчитанном на сутки, палатке и т. п.

Походная аптечка должна состоять из индивидуальных пакетов первой помощи; пластыря; ваты; йода и зеленки; борной кислоты; нашатырного спирта; вазелина; бинтов; резинового жгута и других необходимых в данном случае лекарств. Аптечка должна быть тщательно упакована и храниться у санитара. Санитар (санитары) должен быть специально проинструктирован медиком о правилах применения того или иного средства.

Незадолго до похода с ребятами проводятся беседы на темы: «Ориентация в природе» («Природные компасы»); «Природные барометр и часы»; «Соблюдение личной гигиены в походных условиях»; «Правила поведения на природе» и т. п.

Также отрабатываются навыки оказания первой необходимой помощи пострадавшему во время несчастного случая (беседа медицинского работника); правила поведения во время экстремальной, непредвиденной ситуации; как можно разжечь костер без спичек (при помощи увеличительного стекла и сухого мха); как правильно и быстро ставить палатку и т. п.

Представленный ниже материал поможет вожатому и воспитателю в подготовке к беседам на данные темы.

• Ориентация в природе.

Природными компасами могут служить: а) стоящие особняком пни, годовые крут и на срезах которых сгущаются на северной стороне; б) камни, покрытые мхом с северо-западной стороны; в) стволы стоящих особняком деревьев также с северо-западной стороны бывают покрыты лишайником; г) муравейники, которые строятся муравьями на южной стороне; д) солнце. Летом оно всходит на северо-востоке, заходит на северо-западе, в полдень оно стоит указывая юг.

• Природные барометры.

Самыми лучшими барометрами в народе считаются растения. Они безошибочно могут подсказать, какая погода ждет вас в предстоящем походе.

Одуванчик сжался и наклонил цветок и листья - это к дождю. Ноготки (календула) при приближении непогоды сразу же свертывают свои лепестки. Цветы-шишки клевера как будто сжались и склонились к земле - значит, будет дождь.

По поведению птиц исстари наши предки с точностью могли определить изменение погоды: ласточки летают низко над землей - к дождю, а высоко - к ясной погоде; галки чешутся или стаями летают, ворона купается - к ненастной погоде; к ясной погоде галки собираются гурьбой и кричат; ворона каркает к ненастью.

Перед грозой природа как будто замирает: муравьи прекращают свою непрерывную работу по благоустройству муравейника и прячутся в свое убежище; растения стоят с поникшими головками; прекращается гомон и щебетанье птиц, даже кузнечики прекращают свое стрекотанье, лишь слышно назойливое жужжание мух. Наступает звенящая тишина. Возникает чувство напряжения, которое вскоре разряжается грозой и ливнем.

Задание: накануне похода ребята наблюдают за растениями, поведением насекомых и птиц. Каждый из них на листочке записывает свое предсказание погоды на завтра и отдает вожатому или воспитателю. На следующий день, выясняется, кто был наиболее внимательным и смог точно определить погодные условия.

• Биологические часы.

У растений с яркими и крупными лепестками венчиков цветки раскрываются и открываются периодически на протяжении суток. По таким биологическим часам можно определять время. Единственное неудобство - время цветочные часы могут показывать только в ясный солнечный день. В дождливую, пасмурную погоду цветы либо не раскрываются вовсе или раскрываются совершенно в другое время.

С трех до пяти утра первыми раскрываются: козлобородник луговой; мак; цикорий дикий; горчак; осот огородный; осот луговой; шиповник.

С шести до девяти часов - цветы льна; картофеля; ястребинок; цветки вьюнка полевого; одуванчика обыкновенного; полевая гвоздика; осот полевой; кукушкины слезки; латук огородный; кувшинка белая и др.

С девяти до десяти часов утра просыпаются и раскрывают свои цветки ноготки полевые; лесная кисличка; садовые бархатцы; смолевки и торичники; лотос.

К середине солнечного дня все пестрит красками от раскрывшихся венчиков цветов. С начала вечера открывает свои крупные белые цветы душистый табак. Ночная фиалка начинает благоухать только после захода солнца. В конце светового дня до захода солнца, красуются цветами куст шиповника и смолевка.

Первыми начинают закрываться те растения, которые «проснулись» раньше других.

С десяти до одиннадцати часов «засыпают», то есть закрываются, цикорий дикий; латук огородный; осот полевой.

С одиннадцати до двенадцати - осот огородный; ноготки полевые; осот луговой.

В 13 часов - туника проросшая; ястрсбинка зонтичная.

В 14 часов - ястребинка степная;

В 15-16 часов - торичник; ястребинка волосистая;

После 17 часов - кувшинка белая; ястребинка сизая; цветки льна;

С 20 до 22 часов: одуванчик обыкновенный; дрема луговая; табак душистый.

• Гигиена туристического похода.

Во время подготовки к походу с его участниками проводится беседа о гигиене похода: а) гардероб юного туриста должен быть тщательно продуманным и состоять из одежды, пригодной для походных условий. Надевать в поход лучше разношенную, а не новую обувь, чтобы во время ходьбы не натереть ноги. Если же все- таки во время похода обувь натрет ноги, натертые места и водяные пузыри смазывают вазелином, ранки - йодом. На ночь завязывают бинтом, а утром накладывают пластырь.

Верхняя одежда должна состоять из спортивного костюма или удобных джинсов с футболкой и ветровки - на случай похолодания. И, конечно же, нельзя отправляться в поход без легкого головного убора. При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может возникнуть солнечный удар. В пасмурный влажный, жаркий день, при большой физической нагрузке - тепловой удар, а при сильном переутомлении и перегревании - обморок.

Также необходимо познакомить ребят с правилами поведения во время похода:

- не пить воду из открытых водоемов и рек;

- не жевать во время движения, не есть немытые фрукты;

- не желательно во время марша пить. В жаркую погоду утром, перед походом во время завтрака напиться чая. Днем, при марше, для того чтобы уменьшить жажду, достаточно прополоскать рот или ограничиться глотком воды; во время большого привала можно пить неограниченно;

- не стоит употреблять в пищу дикорастущих ягод;

- после привала не оставлять после себя мусора. Его необходимо закопать или сжечь.

Практические задания: 1. По представленным картинкам (или на определенном участке) опознать лекарственные растения и рассказать о способах применения. 2. Определить тем же способом ядовитые растения. 3. Выбрать наилучшее, с гигиенической точки зрения, место для привала.

• Оказание первой помощи.

Как уже упоминалось выше, незадолго до проведения мероприятия необходимо тщательно проинструктировать юных санитаров об оказании первой помощи в походных условиях. Инструктаж состоит из нескольких занятий.

На первом занятии ведется беседа об оказании помощи при ушибах, порезах, ожогах; укусе пчелы; укусе змеи; при солнечных и тепловых ударах и обмороках; переломах. Беседа сопровождается

показом, как вести себя при оказании первой неотложной помощи. Далее отрабатываются отдельные приемы по оказанию первой помощи. Когда ребята усвоят приемы первой помощи, они выполняют контрольные задания и отвечают на вопросы.

Примерные вопросы: 1. Почему во время отдыха после длительной ходьбы рекомендуется ноги разместить таким образом, чтобы они находились выше туловища (в положении лежа)? (Если ноги положить выше туловища, то быстрее устраняется застой крови в них, следовательно, быстрее проходит и усталость.)

2. Как следует поступать, чтобы в жаркую погоду во время похода не мучила жажда? (Бывалые люди советуют перед походом выпить чаю и съесть кусок хлеба с солыо. Во время сильнейшей жажды необходимо прополоскать рот водой и сделать небольших один-два глотка.)

3. Почему в солнечный день непременно, отправляясь в поход, надеть головной убор? (Так как возможен солнечный или тепловой удар.)

Второе занятие посвящено тому, как остановить кровотечение (артериальное, венозное и носовое) и оказать помощь утопающему (искусственное дыхание, массаж).

- Желательно, для того чтобы ребятам информация была более понятной и доступной, во время беседы использовать схемы- картинки.

Задания на закрепление. Чтобы полученная на занятиях информация закрепилась в памяти юных санитаров и быстро усвоилась, целесообразно провести викторину. Отличившиеся поощряются специальным дипломом или каким-либо знаковым отличием.

Викторина «Оказание первой помощи».

1. Почему при ранении мелких кровеносных сосудов кровотечение прекращается само, а при крупных - нужно останавливать кровотечение? (Потому что находящийся в крови растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин. Этот процесс называется свертыванием. В результате чего образуется сгусток крови - тромб, который закупоривает ранку. При ранении крупных сосудов скорость истечения крови очень большая, и тромб не может образоваться.)

2. Как остановить кровотечение из большого кровеносного сосуда конечности? (Наложить специальный резиновый жгут. При его отсутствии можно пользоваться обычным носовым платком, который завязывают вокруг конечности выше раны. Под платок просовывают палочку, которую поворачивают до тех пор, пока в стянутой конечности не остановится кровотечение.)

3. Почему пострадавшего с наложенным жгутом следует не позднее чем через полтора часа доставить к врачу, а если это невозможно, то до прихода врача каждые полчаса, на некоторое время ослаблять жгут? (Потому что в той части конечности, которая расположена ниже жгута, приостанавливается кровообращение, вследствие чего может произойти омертвение тканей.)

4. Во время обморока лицо у больного делается бледным. В каком положении надо уложить больного? (Когда у больного бледнеет лицо, его следует положить так, чтобы голова была несколько ниже туловища.)

5. Какую первую помощь оказывают при солнечном ударе? (Уложить пострадавшего в тени, поднять повыше голову. Смочить голову водой, дать напиться. При необходимости сделать искусственное дыхание)

6. Когда может возникнуть тепловой удар? (В жарко натопленной бане; в жаркую несолнечную влажную погоду, когда происходит перегрев организма) Что делать при кровотечении из носа? (Больного следует усадить или уложить. При этом не стоит голову сильно запрокидывать. На нос и переносицу необходимо положить холод. Больному нельзя говорить, кашлять и сморкаться. Иногда кровотечение останавливается, если в течение 2-3-х минут зажать ноздри пальцами)

7. Как извлечь соринку из глаза? (Прежде всего необходимо тщательно вымыть руки. Попытаться промыть глаз чистой водой. Ели попытка не удалась, необходимо оттянуть нижнее веко большим пальцем левой руки вниз и удалить соринку влажным чистым кусочком марли или чистым носовым платком. Такие же манипуляции довольно трудно провести с нижним веком, поэтому нужно срочно обратиться к медицинскому работнику.)

8. Если на пострадавшем внезапно вспыхнула одежда, твои действия? (Сразу Dice накинуть на пострадавшего то, что находится под рукой (одеяло, ватник, ковер и т. п.).)

9. Действия самого пострадавшего в этот момент? (Чтобы прекратить доступ свежего воздуха к пламени и погасить его, пострадавший должен кататься по земле или по полу.)

• Рекомендуемые длительности перехода, скорость передвижения и переносимый груз:

Длительность походов

Возраст участников мальчики/девочки

Общая длина перехода в оба конца (км)

Скорость движения (км/ч)

Первоначальный груз (кг)

Однодневные

9-10 лет

8

3-3,5

2-3

11-12 лет

10

4

2,5-3,5

13-15 лет

12

4

3-4

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия по ПДД для лагеря

День богатырей в лагере. Сценарий

Мисс лагеря. Сценарий для лагеря

Своя игра. Сценарий для лагеря

А ну-ка, мальчики! в летнем лагере. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!