Театрализованный конкурс для девочек 7 класса

Театрализованный конкурс для учащихся 7 класса «Красны девицы»

Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников. Конкурс стимулирует творчество детей. Всем хочется быть победителем в каком-то состязании. Поэтому именно эта игровая форма выбрана для решения следующих задач:

1. Изучение народных традиций и обычаев, изучение истории русского (женского) костюма.

2. Изучение истории родного города, его культурных и образовательных центров.

3. Воспитание культуры русской речи.

Участники конкурса: девочки 7 классов общеобразовательной школы. Состав команды - 5 человек.

Названия и содержание конкурсов:

1. Визитная карточка. (См. Приложение 1)

Творческое представление команды (костюм с использованием

элементов русской национальной одежды девушки, демонстрация костюма, творческая защита названия команды с использованием содержания текста русских былин).

2. Викторина «Знаешь ли ты свой город?». (См. Приложение 2)

Участницы демонстрируют знание истории возникновения и развития культурных и образовательных учреждений родного города.

3. Конкурс «Плясуньи».

Исполнение русского танца всеми участницами команды.

4. Конкурс «Рукодельница».

Оформление эскиза русского костюма.

5. Вокальный конкурс «Песни петь-душа моя».

Исполнение русской народной песни.

6. «Старинных слов узорные ларцы». (См. Приложение 3)

Участницы демонстрируют знание материала по русскому языку из раздела «Лексика» (фразеологизмы, историзмы, словообразование).

7. Конкурс «Искусница».

Участницы показывают практические умения в приготовлении русского национального блюда.

План подготовки к конкурсу «Красны девицы»

1) Написать положение о проведении конкурса.

2) Составить вопросы к конкурсам № 2, 6.

3) Написать сценарий проведения конкурса.

4) Обеспечить оформление и техническое оснащение.

5) Утвердить программу выступлений коллективов художественной самодеятельности.

6) Подготовить призы для участников конкурса.

7) Консультации для команд - участниц конкурса.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть: появление действующих лиц.

Действующие лица: Сваха, Купец, пять сыновей Купца, пять невест, родня Купца (жюри), Князь Великий (председатель жюри).

Звучит фонограмма русской народной песни. На сцену выходит ведущая в роли свахи.

Сваха.

Низкий поклон вам, люди добрые!

Слушайте, послушайте сказочку мою,

Люди добрые, именитые.

Не в котором царстве,

Не в котором государстве,

А в старинном городе N*

Жил-был купец по фамилии Фюров.

На сцене появляется Купец.

Сваха (продолжает).

И было у него пять сыновей.

Все красавцы удалые, великаны молодые.

На сцену под мелодию «Барыня» выходят с небольшой подтанцовкой пять сыновей.

Сваха. И был на Руси в старину такой обычай. За несколько лет до свадьбы устраивали смотрины невест. Приказал купец своим слугам идти в разные стороны и пригласить в город N семьи, в которых было по 5 дочерей. И вот настал день смотрин. Вся родня Купца собралась у него. Вот она, гости дорогие! (Показывает на жюри. Купец проходит и садится вместе с жюри.)

Ну а вы, добры молодцы, идите в другую комнату и готовьтесь к своему выходу.

II. Проведение конкурсов.

1. Представление ведущей («свахой») команд девушек.

Сваха. Итак, начинаем смотрины. К нам приехали на смотрины красны девицы из 4 сторон.

В это время команды поднимаются на сцену.

Сваха. С правой стороны девицы из класса.

Болельщики приветствуют команду.

С левой стороны - из класса.

По середине - из класса и класса .

2. Конкурс «Визитная карточка».

Сваха. Посмотрите, какие девицы! И, небось, все мастерицы да рукодельницы. Покажите, красны девицы, свое умение нам на удивление, всем на зависть. Ну а вы, родственники, смотрите и слушайте внимательно, оценивайте каждый конкурс справедливо.

Я прошу пройти в зал на первые ряды девиц. Свое представление начинают девицы класса.

Проходит конкурс «Визитная карточка» - творческое представление команды.

3. Викторина.

Сваха. Ну, что ж, дорогие родственники, подводим итоги 1 -го конкурса. А теперь я хочу узнать у красных девиц: знаете ли вы историю нашего города? Я приглашаю все команды на сцену и начинаем 2-й конкурс - викторину «Знаешь ли ты свой город?».

Вопросы к викторине организаторы продумывают самостоятельно в зависимости от местности (населенного пункта), где проводится мероприятие.

4. Конкурс на лучшую плясунью.

Сваха. Порадовали вы меня, красны девицы. Спасибо вам за ответы ваши правильные. Поработали головами, пришло время поработать ногами. А пойдете в пляс, но пляшите так, чтоб пол трещал, потолок скакал и чтоб стены в горнице закачались. Мы начинаем третий конкурс - танцевальный - под названием «Плясуньи».

Участницы конкурса демонстрируют хореографические навыки.

5. Конкурсы «Рукодельница» и вокальный.

Сваха. Молодцы, красны девицы! Повеселили вы нас своими танцами. А теперь пора и делом заняться. Проверим, а какие вы рукодельницы! Вам предстоит сделать эскиз русского женского костюма - аппликацию из бумаги. В старину говорили: «Что не скучно, то не ладно. Так что работу свою делайте хорошо. А чтоб она спорилась да ладилась, песней русской народной работу помаслить можно. Итак, мы проводим одновременно два конкурса: конкурс рукодельниц и конкурс на лучшее исполнение русской народной песни.

Проходят конкурсы «Рукодельница» и «Песни петь - душа моя».

6. Конкурс на знание лексики русского языка.

Сваха. Богат и неповторим русский язык. Ни в одном языке нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем.

Чтец.

О, РУСЬ, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ

Старинных слов узорные ларцы

Люблю неодолимою любовью, -

Ковали их и деды, и отцы,

Покинуты они задорной новью.

 

Я к ним иду. Согнать дремучий сон

Не помешает дьявольская сила...

Нашел... Открыл... Какой певучий звон!

Какая драгоценная могила!

 

Над реками, лесами, ковылями,

Приветной жизнью над крестом могил

Взмахну я алоцветными крылами,

Пьян с родников старинных певчих сил!

А. Ширяевец

Сваха. Но очень часто, читая ту или иную книгу, мы не задумываемся над значением некоторых слов. Поэтому в этом конкурсе вы должны объяснить значение следующих четверостиший (см. Приложение 3). Я приглашаю на сцену все команды.

Сваха зачитывает отрывки из былин, красны девицы отвечают на вопрос, что означает данное выражение. Слова - историзмы.

7. Конкурс «Искусница».

Сваха. На Руси говорят: «Не красная изба углами, красная пирогами». И мы начинаем наш последний конкурс, который называется «Искусница». Это домашнее задание. Каждая команда предлагает родственникам отведать свое блюдо, приготовленное по рецептам национальной русской кухни, а также рассказать о его пользе, особенностях приготовления.

Родственники (жюри) пробуют предлагаемые девицами кушанья и выбирают самое вкусное и соответственно самую лучшую невесту.

Сваха. Наш конкурс-состязание подошел к концу. И пока родственники выбирают самых лучших невест, для вас, красны девицы, танцуют добры молодцы.

Сыновья Купца исполняют танец.

III. Заключительная часть.

Сваха. Я приглашаю подняться ко мне Князя Великого и огласить итоги смотрин.

Жюри подводит итоги. Председатель жюри (Князь Великий) оглашает результаты.

Сваха. Ну а вы, добры молодцы, возьмите за руки красных девиц и проведите их на сцену.

Праздник окончен, пора и честь знать.

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощания,

Будет краткой речь моя:

Говорим всем: «До свидания.

До счастливых, новых встреч!»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА:

представление девиц команды «Млада» (примерный вариант)

Не во славном городе во Муроме,

Не на той реке да на смородине,

А у нас, на улице ______,

Во дворце красивом да во каменном,

Как сходилися, собиралися

Добры молодцы да красны девицы.

 

Не на свадебку, не на праздничек,

А на конкурс народного творчества,

Как сходилися, собиралися

Да вели меж собой разговор такой:

 

- Выезжаем мы на конкурс большой,

Людей посмотреть, себя показать...

А во что же нам себя рядить,

Себя рядить - хоровод водить?

 

- Знаю я наряд: юбка в клеточку,

А на голову - «сорока» пестрая.

То народный костюм, но не девичий.

 

- Знаю я наряд: платье с поясом,

А на голову - платок вышитый.

То народный костюм, да не девичий.

 

- Знаю я наряд красной девицы:

То не платье, а рубаха.

Рубаха белая да с узорами.

По рукавам, вороту вышита

Да по низу разукрашена,

 

Защитят от силы нечистыя

Знаки солнца и огня светлого.

Символ солнца - круг по поясу,

Обережный знак, магический.

Обовьет голову ленточка,

Али алая повязка девичья.

 

- Ай да славный костюм, девицы,

Хоть и требует он трудов больших,

Трудов больших да терпения,

Мы оденемся в рубахи вышитые,

Мы украсимся повязкой яркою.

 

С давних пор на Руси наши женщины,

Красны девицы нарядом славились.

А в XVI веке полюбилась им

Одежда новая, диковинная:

Стали княжнам да боярыням

Шить сарафаны парчовые,

Украшать их златом, серебром,

Нитью шелковою.

Полюбились сарафаны те

На селе с тех пор и во городе.

Стали шить их самые разные,

Бархатные да атласные,

Шёлковые да суконные,

Короткие да длинные,

Глухие, распашные, косоклинные.

Красны девицы умиляются,

В сарафаны все одеваются,

В кумачовые наряжаются!

 

Собрались в нашей школе девицы.

Собралися все красавицы.

Собрались шить-вышивать,

Себя и кукол в костюмы наряжать,

Песни петь, хороводы играть,

Народную культуру изучать.

Все молоденьки, все молодушки,

Словно белокрылые лебёдушки.

 

«Млада» вас приветствует,

За себя сегодня ответствует.

На святой Руси, нашей матушке,

Что ни младушка - то красавица.

Ходит плавно, будто лебёдушка.

Смотрит сладко, как голубушка.

Молвит слово - соловей поёт.

Ай, брови у нее

Да соболиные!

Зорки очи глядят, как у сокола.

Лицо белое,

Как зимою снег.

На щеках румянец,

Словно маков цвет.

 

Ой, вы, девицы молодые,

Голоса заливные,

Красно начинали,

Красно и кончайте,

Каждому честью и славой воздайте.

Тароватому хозяину - поклон,

Судьям конкурса - поклон,

И соперницам нашим - поклон,

И вам, болельщики, - низкий поклон!

 

К конкурсу национального блюда:

«Пироги» - от слова «пир» -

Торжество и праздник.

Хлебосольством на весь мир

Гордились не напрасно.

Пирогами с калиной гостей угощали,

А «рогатых» коровок в колядки пекли,

«Жаворонками» солнце весною встречали

И веснянки-заклички до нас донесли.

Приложение 2

Примерные вопросы к викторине «Знаешь ли ты свой город?»

1. Назовите самый первый театр в городе _____.

2. Как называлось первое учебное заведение и чему в нем обучали?

3. Когда был основан город _____?

4. Какое ремесло возникло (или было распространено) в вашей местности?

5. Какие народы населяли город ______ в древности?

6. Какие выдающиеся исторические события связаны с городом ____ ?

7. Какие известные личности, деятели принесли славу городу ____?

8. Какие названия улиц в городе связаны с историческими событиями и судьбами?

Приложение 3

Вопросы к конкурсу «Старинных слов узорные ларцы»

1. «Добрынюшке-то матушка говаривала,

Да и Никитичу-то матушка наказывала:

- Ты не езди-ка далече, во чисто поле,

На тую гору да сорочинекую».

Вопрос: Где гора сорочинская?

(Отроги Уральского хребта. Недалеко от Бузулука есть древнее село-крепость Сорочинское.)

2. «Тогда Солнышко Владимир стольно-киевский,

А он по три дня да тут былиц кликал».

Вопрос: Кто такие «былицы»?

(Знахарка, гадающая по травам. От слова «былье» — коренье, растение.)

3. «Ай, тут старый казак да Илья Муромец,

Да берёт он свой тугой лук разрывчатый.

Во свои берёт во белы во рученоки».

Вопрос: Что означает слово «разрывчатый»?

(Эпитет «разрывчатый» означает «качество»: добрый лук при спускании тетивы издавал резкий звук - разрывал воздух.)

4. «Гой вы еси, добры молодцы!»

Вопрос: Что имел в виду Владимир, когда говорил эти слова?

(Пожелание здоровья, приветствие, приблизительно соответствует словам «Будьте здоровы». «Гой» - от слова «гоить» - исцелять, живить, ухаживать.)

5. «Ай, тут старый казак да Илья Муромец,

Становил коня до посередь двора,

Сам идёт он во палаты белокаменны,

Проходил он во столовую во горенку.

На пяту он дверь-то поразмахивал».

Вопрос: Объясните, что значит «на пяту он дверь-то поразмахивал».

(То есть распахивал настежь. Пята - нижний угол двери у стены.)

6. «И увидел Алешу Владимир-князь,

Повел во светлы гридни,

Сажал за убраны столы,

Тут для Алеши и стол пошел».

Вопрос: Объясните смысл «тут для Алеши и стол пошел».

(Владимир устроил пирование в честь победы Алеши над Тугарином.)

7. «- Гой еси, Алеша Поповия млад!

Час ты мне свет дал.

Пожалуй, ты живи в Киеве,

Служи мне, князю Владимиру,

Долюби тебя пожалую».

Вопрос: Объясните выражение: «Час ты мне свет дал».

(«Час» - сейчас, теперь. «Свет дал» - Владимир почувствовач облегчение, избавившись от Тугарина.)

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6 - 7 класс по теме: Загадочный Восток

Конспект внеклассного мероприятия в 7 классе по теме: Басни Крылова

Внеклассное мероприятие, 7 класс

Внеклассное мероприятие по экологии в 6-7 классе

Внеклассное мероприятие для 7-8 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!