Внеклассное мероприятие для 9 – 10 класса по теме: Искусство

Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Внеклассное мероприятие «Шедевры русской живописи, собранные П. М. Третьяковым»

Цель: учить детей видеть и понимать прекрасное.

Оформление: выставка репродукций картин (названия картин и фамилии художников закрыты для проведения игры): В.Г. Перов «Ф.М. Достоевский»; B.JT. Боровиковский «М.И. Лопухина»; И.Н. Крамской «Неизвестная»; Д.Г. Левицкий «М.А. Дьякова»; П.А. Федотов «Сватовство майора»; К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»; В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»; В.И. Суриков «Боярыня Морозова»; И.Н. Крамской «Христос в пустыне»; А.А. Иванов «Явление Христа народу»; Ф.А. Васильев «Мокрый луг»; А.И. Куинджи «Березовая роща»; А.А. Рылов «В голубом просторе»; И.Е. Репин «Портрет П. Третьякова»; И.Н. Крамской «Портрет П. Третьякова».

Ход мероприятия

I. Знакомство с историей Третьяковской галереи

Ведущий 1. Редкий человек не слышал об этой удивительной сокровищнице мирового искусства. Здание Третьяковки, как ее часто называют, расположено в Замоскворечье, в тихом Лаврушинском переулке. Галерея названа в честь своего создателя - Павла Михайловича Третьякова, страстного коллекционера и очень образованного человека. В 1872 г. Третьяков начинает создавать первые залы будущей галереи, пристраивая их к своему дому. Когда коллекция насчитывала более 2 тыс. картин, Третьяков передал ее в дар Москве, осуществив свою заветную мечту.

Ведущий 2. В 1898 г., 4 декабря, ушел из жизни человек, сослуживший России великую службу. Человек, имя которого знали все. Его произносили с глубочайшим почтением и неизменным восхищением. А письма, получаемые им в большом количестве, доходили без конкретного адреса, а просто с надписью: Москва, Павлу Михайловичу Третьякову. В течение всей жизни хозяин дома в Лаврушинском переулке создавал общедоступный национальный художественный музей. «Писал» своим собранием историю русской живописи, всячески содействуя ее развитию.

Ведущий 1. Читая бесчисленные высказывания современников, прославлявших тихого, застенчивого купца-коллекционера, как огня боявшегося всякого восхваления, всяческой рекламы, невольно задаешься вопросом: в чем же заключается феномен Третьякова? Почему все в один голос считали его чуть ли ни самым достойным человеком в Москве, а дело, которому он посвятил жизнь - создание национальной художественной галереи, - называли не иначе как подвигом? Ведь были в Москве люди неизмеримо богаче, чем Третьяков, да и коллекции собирали многие и до него, и одновременно, и после. Почему же именно Павел Михайлович остался для всех нас коллекционером и меценатом номер один?

Ведущий 2. Ни на день в течение всей жизни не покидала его мысль о необходимости выполнить задуманное. Его не останавливали огромные сложности, встречавшиеся на избранном пути. Они лишь заставляли его еще больше внутренне собираться, еще серьезнее изучать русскую и мировую живопись, пополнять свои знания (каждый год, обычно осенью, уезжал в Европу и последовательно знакомился с музеями Германии, Франции, Италии, Испании и других стран, посещал все выставки и аукционы). Нечего и говорить, что в России он за четыре с лишним десятилетия не пропустил ни одной выставки (передвижной, академической, Общества любителей художеств, учеников Училища живописи и других). Он вырабатывал поразительный художественный вкус, абсолютный, как считали сами художники.

Ведущий 1. Всепоглощающая любовь к искусству и любовь к людям - главное, что отличало Третьякова. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому». Эту позицию он не единожды отстаивал в разговорах и письмах.

Ведущий 2. Но наиболее четко выразил свой главный жизненный принцип в письме к самой близкой к нему по духу дочери Саше (А.П. Боткиной), написанном в марте 1893 г.: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».

Ведущий 1. Однако подарив галерею городу, Третьяков не перестал покупать для нее произведения, тратя иногда до 30 тыс. рублей в год (в то время как городская Дума выделяла на ежегодные приобретения всего 5 тыс. рублей). Он считал это своей прямой обязанностью, хотя галерея и стала общественной. Его долг, по его убеждению, состоял в том, чтобы продолжать начатое дело до последнего вздоха. Теперь он с еще большей тщательностью отбирал полотна в коллекцию, чаще советовался с художниками. «Он был не меценат, а серьезный общественный работник. Наш художественный труд для него не забава и прихоть, а серьезное общественное дело», - говорил о Третьякове художник В. Васнецов.

Ведущий 2. Знаменитый коллекционер, составляя свой музей, смотрел в будущее, думал о грядущих поколениях. О нас и о тех, кто придет за нами. В 1875 г. он писал В. Верещагину: «Я... давно бы бросил свою цель собирания художественных произведений, если бы имел в виду только наше поколение». Он глубоко верил в «хорошую будущность» русского искусства и делал все, чтобы слава его осталась в веках.

Ведущий 1. Теперь, когда мы приходим во всемирно известную, бесконечно любимую всеми Третьяковскую галерею, наверное, многих из нас не покидает мысль, так точно высказанная М. Нестеровым: «... не появись в свое время П.М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни "Боярыни Морозовой", ни "Крестного хода", ни всех тех, больших и малых, картин, которые украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг...»

II. Игра-викторина

В игре участвуют две команды.

Первый тур. Подпиши картину

Команды получают таблички с названиями картин и именами авторов, написанные разными фломастерами, чтобы отличить работу команд и правильно ее оценить. Командам нужно прикрепить таблички рядом с картинами на свои места. За каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

Примечание: таблички выдаются не ко всем картинам. «Портрет Ф.М. Достоевского», «Последний день Помпеи», «Мокрый луг», «Березовая роща», «В голубом просторе» должны остаться «неподписанными».

Второй тур. Портрет писателя

Ведущий 1.  Ha нашей выставке представлены и картины портретного жанра. Среди них выделяется и мужской портрет. Он прост и глубоко выразителен. Он признан не только лучшей работой Перова в портретном жанре, но и одним из лучших портретов русской школы вообще. Простота, скромность, приглушенные сероватые краски, грустный, болезненный, задумчивый взгляд - все это создает тот образ писателя, который возникает у читателей его произведений.

- Чей это портрет?

1) Н.В. Гоголь;

2) Ф.М. Достоевский;

3) И.С. Тургенев.

Капитаны команд должны поднять табличку с соответствующим номером -1,2 или 3.

Ведущий 2. Да, это портрет русского писателя Федора Михайловича Достоевского, а написал его выдающийся русский художник Василий Григорьевич Перов (прикрепляет к портрету табличку-надпись).

Третий тур. Чудное мгновенье

Ведущий 1. Следующие три портрета - прекрасные женские образы. Запечатленные на полотнах, они восхищают своей красотой. «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты...» Сейчас вы услышите стихотворение поэта Якова Полонского, относящееся к одному из этих образов. Попробуйте угадать, кому посвящены эти строки.

Чтец.

Она давно прошла - и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали...

Но красоту ее художник спас.

Так часть души ее от нас не улетела;

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать.

- О какой картине идет речь?

1) В.Л. Боровиковский «М.И. Лопухина»,

2) И.М. Крамской «Неизвестная»;

3) Д.Г. Левицкий «М.А. Дьякова».

Капитаны команд должны поднять табличку с соответствующим номером -1,2 или 3.

Ведущий 2. Речь идет о портрете Марии Ивановны Лопухиной, принадлежащем кисти Владимира Боровиковского. Дочь отставного генерала И.А. Толстого, родная сестра знаменитого русского авантюриста Федора Толстого, жена офицера, Мария Ивановна Лопухина скончалась от чахотки через пять лет после написания этого портрета. Но благодаря великому художнику жива ее красота. Легкие, нежные краски, мягкий задумчивый взгляд, нежность, мечтательность - никого не оставит равнодушным этот образ.

Четвертый тур. Поправка обстоятельств

Ведущий 1. У этой картины есть второе название - «Поправка обстоятельств».

- Что это за картина?

1) В.И. Суриков «Боярыня Морозова»;

2) В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»;

3) П.А. Федотов «Сватовство майора».

Капитаны команд должны поднять табличку с соответствующим номером -1,2 или 3.

Ведущий 1. Речь идет о картине Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора».

- Как вы думаете, почему девушка-невеста стремится убежать?

1) появление жениха явилось неожиданностью, невеста растерялась;

2) невеста уходит, потому что не хочет выходить замуж за майора;

3) девушка просто сконфузилась, а мать сердится и задерживает ее, поскольку гостя ждали и готовились к его приходу.

Капитаны команд должны поднять табличку с соответствующим номером- 1, 2 или 3.

Ведущий 2. Девушка, живущая затворницей, застеснялась незнакомого мужчины в доме. Мать останавливает ее и таким образом поправляет обстоятельства. Гостя ждали: мать и дочь разодеты, прислуга готовит угощенье. Впрочем, выражение «поправка обстоятельств» может иметь и другое значение: разорившийся майор поправляет свои обстоятельства путем женитьбы на богатой купеческой дочери. Этот брак желателен для всех: купеческие дочери мечтали выйти замуж за дворян, поскольку те считались высшей знатью и занимали самое высокое положение в обществе. А обедневшие и просто бедные дворяне видели свое спасение в браке с богатыми купеческими дочерьми.

Страницы: 1 2
ирина # 21 апреля 2014 в 22:00 +1
спасибо!!!