Внеклассное мероприятие для 9 – 10 класса по теме: Искусство

Пятый тур. Грозные силы природы

Ведущий 1. Ha картине русского художника Карла Брюллова изображен город, расположенный на самой плодородной части Италии. Основанный в VI в. до н. э., он занимал площадь 66 га. Население его составляло 1220 тыс. человек. Художник изобразил последние мгновения жизни этого города, когда в один из дней 79-го года нашей эры произошла страшная катастрофа.

- Как назывался этот город?

1) Помпеи,

2) Стабия;

3) Геркуланум.

- Какое явление природы послужило причиной гибели этого

города?

1) землетрясение;

2) извержение вулкана;

3) пожар.

Капитаны команд должны поднять табличку с соответствующим номером -1,2 или 3.

Ведущий 2. Прекрасный город Помпеи погиб от извержения вулкана.

Шестой тур. Народная драма

Ведущий 1. Исторический жанр представлен на нашей выставке двумя картинами замечательного живописца Василия Ивановича Сурикова. Это «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня

Морозова».

- К какому веку относятся события, изображенные на полотнах?

1) XVI в.;

2) XVII в.;

3) XVIII в.

Ведущий 2. Картина «Утро стрелецкой казни» изображает трагические события начала царствования Петра I. Петр I находился в Великом посольстве на Западе и жил в Вене, когда из Москвы пришло тревожное известие: четыре стрелецких полка, направленных после Азовского похода на западную границу, взбунтовались и ушли на Москву, чтобы возвести на престол царевну Софью - родную сестру Петра. Стрельцы были сильно измучены тяжелой и долгой осадой Азова, возмущены неуплатой жалованья, недовольны реформами Петра. Сигнал к бунту подала сама Софья, стремившаяся быть царицей. Петр, получив известие о бунте, повелел беспощадно расправиться с мятежниками, а когда вернулся, стрельцы были разбиты. Петр лично повел розыск. Не было ни одной площади в Москве, где бы не стояли эшафоты и виселицы. В крови, в муках умирала непокорная допетровская Русь.

Ведущий 1. Выделите три группы людей на этой картине. {Стрельцы, осужденные на казнь. Петр Первый во главе знати, руководящей казнью. Родственники осужденных стрельцов, явившиеся проститься с ними.)

Ведущий 2. Вы видите на картине царевну Софью, которая примыкает к группе осужденных стрельцов. Софья - главная виновница бунта.

- Что ждет ее?

1) она будет казнена вместе со стрельцами;

2) она будет помилована, т. к. является родной сестрой Петра;

3) царевна будет заточена в монастырь.

Капитаны команд поднимают табличку с соответствующим номером - 1, 2, 3.

Ведущий 1. Софью постригли в монахини и заточили в Новодевичьем монастыре.

- Теперь обратим внимание на картину «Боярыня Морозова».

Здесь четко выделяются две группы людей. Какие? (Толпа народа делится на две группы: это сочувствующие женщине и откровенно потешающиеся над ней.)

Ведущий 2. Боярыню Морозову отправляют в острог. Почему? Не даст ли нам разгадку ее жест?

- Что означает жест женщины на картине?

1) приветствие;

2) угрозу;

3) знак веры.

Капитаны команд поднимают табличку с соответствующим номером - 1, 2, 3.

Ведущий 1. Героиня картины - боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, принадлежавшая к высшему слою московской придворной знати, рано овдовев и став полной хозяйкой в доме, превратила его в тайный монастырь. Приняла монашеский постриг, отошла от двора, увлекла за собой сестру, княгиню Евдокию Урусову. Дом боярыни Морозовой был превращен в место сборищ раскольников, не согласных с новой реформой обрядности патриарха Никона и выразивших свой протест и готовность к борьбе. В частности, до реформы Никона символ христианской веры - осенение крестом - осуществлялся двумя пальцами, после реформы - тремя. Поднятая рука Морозовой означает преданность старой вере и готовность умереть за нее. Боярыня вместе с сестрой были изгнаны из своих хором, заточены в монастырские подземелья в Боровске, где и умерли после нескольких лет заключения. На картине закованной в железо мы видим только боярыню Морозову, ее сестра идет вслед за санями.

Седьмой тур. Обращение к евангельским сюжетам

Ведущий 1. Здесь представлены две картины, связанные с темой религии. Авторы картин разные. «Явление Христа народу» принадлежит кисти Александра Андреевича Иванова, а «Христос в пустыне» написан Иваном Николаевичем Крамским. На картине «Явление Христа народу» мы видим античные фигуры, прекрасный пейзаж. Попробуем догадаться, где, в какой стране работал художник над этой картиной.

- Какая страна изображена на картине «Явление Христа народу»?

1) Россия;

2) Англия;

3) Италия.

Капитаны команд поднимают табличку с соответствующим номером - 1, 2, 3.

Ведущий 2. Эта картина писалась художником около 20 лет. Иванов, по словам Гоголя, просиживал по несколько месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок. Он разыскивал по всей Италии натурщиков, похожих на жителей Древней Иудеи, писал с них бесчисленные этюды. Кстати, Христа Иванов писал с женщины. Прекрасный пейзаж, красота линий, скульптурность фигур, которые четко выражают характер каждого человека, тонко и правдиво передают все оттенки мыслей, чувств. Какие чувства и мысли переданы на картине? Какие события происходят?

Здесь показан народ на историческом повороте, в минуту серьезных решений, важных для общих судеб и личной судьбы каждого. Христос пришел к людям с новой верой. Как встретят его? Вглядитесь в эти лица. Вы найдете сторонников и противников новой веры, колеблющихся и безучастных, надеющихся и любопытных, смелых и робких, злых и добрых, богатых и нищих, закоренелых стариков-упрямцев и жаждущих истины юношей. Среди народа выделяется одна фигура, полная решимости и веры в Христа, — фигура Иоанна Крестителя.

Ведущий 1. Следующая картина - «Христос в пустыне» Ивана Николаевича Крамского.

- Что выражает поза сидящего человека?

1) спокойно отдыхает после напряженного дня;

2) мечтает о будущем;

3) находится в тяжелом раздумье.

Капитаны команд поднимают табличку с соответствующим номером - 1, 2, 3.

Ведущий 2. Содержание картины, определенное названием, таково: это эпизод евангельской легенды, где рассказывается, как Христос, преданный одним из учеников, удалился на ночь в пустыню, чтобы там в одиночестве решить - бежать ли ему, оставив борьбу, или отдаться в руки властей и умереть во имя идеи. Таким образом, он находится в тяжелом раздумье.

- Случайно ли название картины?

1) да,

2) нет.

Капитаны команд поднимают табличку с соответствующим номером -1, 2.

Ведущий 1. Ценители живописи, которые вели спор о содержании картины, попросили художника раскрыть ее истинный смысл. Крамской ответил так: «Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию (т. е. когда человек наиболее совершенен), когда на него находит раздумье - пойти ли направо или налево?.. Я однажды ясно представил себе человека в минуты такого раздумья, одинокого в безлюдной каменистой пустыне. Он сел так, когда солнце еще было пред ним, сел усталый, измученный, сначала он проводил глазами солнце, затем не заметил ночи, и на заре уже, когда солнце должно подняться сзади него, он все еще продолжал сидеть неподвижно. Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания, и только глаза выдавали внутреннюю работу...»

Ведущий 2. Крамской начал писать этого человека, сидящего, сплетя пальцы рук, среди всеобщей немоты, среди сухих серых камней, освещенных трепетным розоватым светом занимающейся зари, «и когда кончил, то дал ему дерзкое название...».

Таким образом, название картины случайно, заранее не предусмотрено.

Восьмой тур. Музыка пейзажа

Ведущий 1. Завершают нашу выставку картин три чудесных пейзажа. Как вы видите, названия картин закрыты.

Каждая команда получает три таблички с названием картин и три таблички с фамилиями художников. Ведущий зачитывает командам описание картин. Игроки должны правильно расставить все таблички.

Ведущий 2. Его пейзажи словно наполнены ароматом трав, звоном насекомых. Безудержная великолепная игра колорита. Магическое сочетание трех тонов, как бы переходящих из одного в другой, из другого в третий: светлая, радостно сияющая бирюза небес; светлая, переходящая в чуть-чуть розовое белизна березовых стволов; и наконец, светлая, солнечно зеленая трава поляны. От такого гармоничного сочетания весь колорит получается мажорно-зеленоватым: дальний план занимают благородные по тону, темные изумрудно-бархатные купы деревьев. Они сливаются в одно целое - влекущую своей свежестью белоствольную рощу, которая будто тихо-тихо звенит. (A.M. Куинджи «Березовая роща».)

Ведущий 1. Крамской назвал его картины «музыкой природы». Глядя на эту картину, вы чувствуете сочную мягкую влажность растительности, ее дивную серебристость - это прошел Дождь и окутал чуть лиловатым туманом дали. Природа дышит на полотне. (Ф.А. Васильев «Мокрый луг».)

Ведущий 2. Над бескрайними просторами моря, над угрюмым скалистым островом пронеслась буря. Седые барашки еще качаются кое-где на гребнях волн, но они уже не предвещают шторма. По небу величаво движутся облака и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы-лебеди. Недаром этого художника называют «чародеем тайн сине-зеленого тона»: здесь нераздельно господствует стихия темно-синего цвета. Строй картины выглядит суровым и мужественным. Это призывная песнь свободы сильных, отважных сердец. (Л.Л. Рылов «В голубом просторе». )

III. Подведение итогов игры-викторины

Похожие статьи:

Тематический классный час 9 класс

Психологический классный час, 9-10 класс

Сценарий конкурсной программы для 9-10 класса

Внеклассное мероприятие 9 класс. Сценарий «Великие люди планеты»

Конспект классного часа для 9 класса

Страницы: 1 2
ирина # 21 апреля 2014 в 22:00 +1
спасибо!!!