Свидетельство о публикации бесплатно

Внеклассное мероприятие «Сказки Пушкина», 3 класс

Конспект внеклассного мероприятия «Пять Пушкинских сказок», 3 класс

Цель: углубить знание детьми пушкинских сказок: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; развивать внимание, память, мышление, конструкторские способности.

Оборудование: танграм у каждого учащегося; рисунок кораблика, выложенного из деталей танграма (см. приложение №1), рисунок с моментом расплаты Балды над попом (см. приложение №2), тетрадь в клетку, книга сказок А. Пушкина с иллюстрациями.

Учитель. Детство любого ребенка начинается со сказок. Наряду с русскими народными, в нашу жизнь входят пушкинские сказки, занимая в ней по праву достойное место. Окунувшись однажды в волшебный мир сказок А. Пушкина, мы навсегда становимся пленниками его замечательных произведений.

Я предлагаю вам вспомнить пять самых популярных сказок величайшего русского поэта. Начнем с того, что расшифруем закодированные разными способами их названия. (Запись на доске.)

«ЕДЛАБ ОГЕ ЕКИНТОБАР О И ЕПОП О АКЗАКС».

Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде». (Читаем справа налево.)

Е

Н

0

И

А

С

У

Н

С

А

Е

Р

Б

А

Е

Г

К

К

Ц

Е

Т

Л

Ж

Е

А

3

А

Р

И

Т

А

Н

Ответ: «Сказка о царе Салтане...». Полное название сказки звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«С К Е О Р Е Е О Ы

К А Р Й Е И М Г Р

А О Т Ц В О И А Я

3 М В А Н С Б Т X».

Ответ: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (Читаем столбцами.)

СКА

ЗКА

О3О

ЛОТ

ОМП

ЕТУ

ШКЕ».

Ответ: «Сказка о золотом петушке». (Читаем строчками.)

«СК.ЗК. . Р.Б.К. . Р.Б.К.».

Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке». (Читаем, вставляя вместо точек гласные буквы.)

Учитель. Предлагаю вам викторину по этим сказкам.

➢ Как называется жилище старика и старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (Землянка)

➢ С какого «щелка лишился поп языка»? (Со второго.)

➢ Отчество князя Гвидона? (Салтанович)

➢ Кем приходится Черномор тридцати трем богатырям? (Дядькой)

➢ Какие драгоценные камни составляли ядра орехов, которые грызла белочка? (Изумруды)

➢ Какой волшебный предмет, говорящий только правду, не давал спокойно жить красавице? (Зеркальце)

➢ Сколько лет до встречи с золотой рыбкой спокойно прожили старик со старухой? (Тридцать лет и три года.)

➢ Какой герой одной из пушкинских сказок исполнял роль флюгера? (Золотой петушок.)

➢ У какой героини «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»? (У царевны Лебеди.)

➢ Кем по профессии были сестры царицы из «Сказки о царе Салтане»? (Ткачиха, повариха.)

Учитель. Вспомним содержание сказок. Начнем со «Сказки о попе и о работнике его Балде». Напомнит содержание главный герой этого произведения — Балда. (Нарисован Балда.)

«Я никогда не боялся работы, поэтому и нанялся служить к попу, которому требовался работник — одновременно повар, конюх и плотник. Поп был такой жадный, что не хотел платить мне деньги и обрадовался, когда я согласился работать за три щелка ему в год по лбу. Когда год моей службы начал приближаться к концу, поп забеспокоился: не хотелось щелки получать. И решил он задать мне такую задачу, чтоб я с ней не справился. А если бы я с работой не справился, то и расплачиваться со мной не пришлось бы.

Велел он мне собрать для него оброк с чертей. Оброк — это деньги, которые черти должны были платить попу ежегодно, да задолжали за целых три года. Только напрасно поп надеялся: с чертями я быстро справился, так их напугал, что они мне все поповские деньги принесли.

Прочитав сказку, вы поймете, что я очень веселый и сообразительный, даром что кажусь простачком.

Принес я деньги хозяину, и пришлось ему со мной расплатиться, как договаривались. Жалко мне было попа, но его следовало наказать за жадность. Щелкал я его по лбу да приговаривал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Учитель. Кульминационным моментом, т.е. ответственным, за которым следует развязка действия, является картина расплаты.

Работа в парах. Каждая пара получает конверт с иллюстрацией момента расплаты. Рисунок разрезан на части. Задание: собрать картинку. (См. приложение №1.)

Учитель. Ребята, чему учит эта сказка? (Ответы детей.)

Содержание следующей сказки — «Сказки о царе Салтане...» таково.

Царь женился на девице, которая пообещала родить ему сына-богатыря. Она исполнила свое обещание. Но, пользуясь отсутствием царя, завистливые сестры царицы, а также сватья баба Бабариха объявили о том, что царица якобы родила» не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку». Они же путем обмана устроили так, что царицу и младенца посадили в бочку, засмолили и пустили в океан, убедив окружающих в том, что такова царская воля.

Но царица с сыном-богатырем, растущим не по дням, а по часам, не погибли, как рассчитывали их враги. Им удалось добраться до берега, выбраться наружу из бочки. Выросший за время путешествия царевич Гвидон спас царевну Лебедь от злого чародея, а та отблагодарила его чудесными дарами: возвела удивительный город на пустом месте, правителем которого стал князь Гвидон, подарила чудесницу- белку, грызущую золотые орешки и распевающую песенки, велела тридцати трем богатырям вместе с дядькой Черномором охранять город и, наконец, стала женой князя Гвидона, представ перед всеми в своем настоящем облике — красавицы, от которой «не можно глаз отвесть»:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Царь Салтан, узнав от купцов об этих чудесах, не смог удержаться, чтобы не посетить удивительный остров. Там- то он и нашел свою семью и узнал, как и кем был жестоко обманут. Злые сестры и баба Бабариха признались в своих злодеяниях и, хотя заслуживали сурового наказания, все же были помилованы царем и отпущены восвояси.

Символом этой сказки можно назвать корабль. Именно корабль служит средством связи между князем Гвидоном и царем Салтаном: от корабельщиков царь узнает о чудесах на острове, на корабле же князь Гвидон в облике то мухи, то комара, то шмеля плывет к отцу.

Учитель. Давайте изобразим корабль из деталей танграма. (См. приложение №2.)

Самостоятельная работа. Проверка.

Учитель. Ребята, как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (Ответы детей.) Назовите положительных и отрицательных героев. (Ответы детей.)

Вспомним содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

У царя умирает жена, оставляя ему новорожденную дочь. Спустя год, царь женился на другой, злой красавице-гордячке. Любуясь собой в волшебное говорящее зеркальце, она не уставала каждый раз спрашивать у него:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Зеркальце подтверждало слова злой царицы до тех пор, пока не подросла царская дочь, ставшая краше, милее своей мачехи. Этого не смогла перенести царица и приказала сжить со свету молодую царевну. Не сразу. Но все же мечта злодейки сбылась: девушка, жившая в ту пору в лесу, в доме у семи богатырей, была отравлена яблоком, содержащим яд. Им царевну угостила нищенка, подосланная ревнивой мачехой. Семеро богатырей, тяжело переживая кончину девушки, положили ее в хрустальный гроб, отнесли в пещеру, привинтив гроб на цепях к шести столбам. Там-то после долгих поисков и нашел царевну ее жених — королевич Елисей.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей слой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

Злая мачеха, узнав о том, что царевна жива, не смогла этого перенести. «Тут тоска ее взяла, и царица умерла». А сказка закончилась свадьбой царевны и королевича Елисея.

Учитель. Чему учит эта сказка? Кто из героев вам особенно нравится? Почему?

Несомненно, символом этой сказки является волшебный предмет — зеркальце. Давайте изобразим его на клетчатой бумаге. Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию

1 клетку вверх наискосок слева направо;

1 клетку вправо;

1 клетку вверх наискосок слева направо;

1 клетку вправо;

1 клетку вниз наискосок слева направо;

1 клетку вправо;

1 клетку вниз наискосок слева направо;

4 клетки вниз;

1 клетку вниз наискосок справа налево;

1 клетку влево;

1 клетку вниз наискосок справа налево;

5 клеток вниз;

1 клетку влево;

5 клеток вверх;

1 клетку вверх наискосок справа налево;

1 клетку влево;

1 клетку вверх наискосок справа налево;

4 клетки вверх.

Учитель. Возьмите цветные карандаши и закончите рисунок.

На следующем занятии мы продолжим начатую работу по пушкинским сказкам. А сейчас продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Приложение 1

Приложение 2

Похожие статьи:

Принятие в пионеры. Сценарий

Классный час в 3 классе. Что такое ответственность

Конспект игрового классного часа в 3 классе

Классный час в 3 классе

Познавательная игра для учащихся начальных классов. Наша Родина

Нет комментариев. Ваш будет первым!