Внеурочное мероприятие по ПДД в начальной школе

Тематическое внеклассное занятие с играми и конкурсами по ПДД для младших школьников «Знай правила движенья, как таблицу умноженья». Разработка

Цели: повторить правила дорожного движения, дорожные знаки; развивать внимание, память; воспитывать чувство дисциплинированности, ответственности за соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.

Оборудование: рисунки учащихся, дорожные знаки, цвета светофора, зеленые жетоны, кроссворд «Автомобиль», ребусы, сказка Н. А. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

Ход занятии

I. Организационный момент.

В классе оформлена выставка рисунков учащихся «Дорожные знаки».

II. Вступительное слово.

Учитель. Ребята, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила движения, они совсем несложны: ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

1-й ученик.

Бурлит в движенье мостовая:

Бегут авто, спешат трамваи.

Все будьте правилу верны –

Держитесь правой стороны.

Учитель. Ходить и останавливаться на тротуаре большими группами нельзя, так как это задерживает движение.

2-й ученик.

Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Мостовая - для транспорта,

Для тебя - тротуар!

Учитель. Переходить надо только в тех местах, где имеются дорожка пешехода или указатели перехода.

3-й ученик.

Иди через улицу там пешеход,

Где знаком указан тебе «переход»!

Учитель. При переходе улицы с односторонним движением сначала посмотрите налево, а дойдя до середины - направо.

4-й ученик.

Где улицу надо тебе перейти -

О правиле помни простом:

Внимательно налево сперва погляди,

Направо взгляни потом.

Учитель. Вы должны знать, что играть на тротуаре или на проезжей части нельзя. Это может окончиться несчастьем.

5-й ученик.

Глупый утенок играет в футбол,

Хочется очень забить ему гол.

Гонит по улице мяч со двора...

Разве для улицы эта игра?

Здесь не футбольное поле с травой.

Мчатся машины по мостовой:

Красный автобус, такси, грузовик –

Тут под машиной очутишься вмиг.

Слушай, утенок, себя береги,

С улицы шумной скорее беги.

Сразу за домом, рядом со школой,

Есть у ребят уголок для футбола.

Там целый день, хоть вприпрыжку, хоть вскачь,

Будешь гонять в безопасности мяч!

Учитель. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом, помните, что транспорт сразу остановить нельзя.

6-й ученик.

Глупо думать: «Как-нибудь

Проскочу трамвайный путь!»

Никогда не забывай,

Что быстрей тебя трамвай!

Учитель. Входить и выходить из трамвая, троллейбуса и автобуса надо только на остановке. Обходить остановившийся трамвай надо спереди, а автобус - сзади.

7-й ученик.

С площадки трамвая сходя, не забудь

Направо взглянуть: безопасен ли путь.

Трамвай ты сзади не перебегай,

Легко под встречный попасть трамвай.

Учитель. Иногда ребята катаются на велосипеде, цепляясь за машины. Это очень опасно.

8-й ученик.

Видит мартышка, родителей нет,

Вмиг оседлала велосипед.

Только сверкнули на солнышке спицы,

Решила к машине она прицепиться.

Ехал по улице грузовик,

Мартышка за борт ухватилась вмиг.

Страшно прохожим смотреть на мартышку:

Может попасть под машину глупышка.

Всюду машины: и слева, и справа.

Очень опасна такая забава.

Учитель. Выезжать на улицу, где движутся автомашины, троллейбусы, автобусы, опасно. Никогда не забывайте об этом, ребята!

III. Чтение и обсуждение отрывка из сказки Н. А. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

Стараясь ничего не перепутать, Незнайка гордо зашагал по обочине вдоль дороги. Навстречу ему одна за другой мчались машины. Вскоре он увидел большие дома и догадался, что дорога привела его в город.

- Ура! - обрадовался Незнайка. - Уж тут-то я умею ходить. Надо немедленно найти светофор.

Но на перекрестке не было светофора.

- Не беда, - успокоил себя Незнайка. - Поищу регулировщика.

Регулировщика тоже не было на перекрестке. Что это за перекресток?

Учитель. Скажите, на какой перекресток попал Незнайка. Как нужно вести себя на таком перекрестке?

Незнайка, попав на перекресток, где не было ни пешеходной дорожки, ни светофора, ни регулировщика, растерялся и никак не мог сообразить, что же ему делать.

Путешествие по улицам большого города немного научило его быть острожным, и он подумал: «Спрошу-ка я у прохожих, как переходить. Так будет надежнее». Но случилось так, что прохожих не было. И тогда Незнайка несказанно обрадовался:

- И голову ломать не нужно. Иди себе, как хочешь.

Так он и сделал. Не оглядываясь по сторонам, он смело двинулся через дорогу.

- Ай, ай! - Незнайка от ужаса закрыл глаза.

Шофер, резко затормозив, свернул в сторону и въехал на тротуар.

Учитель. Как нужно было перейти нерегулируемый перекресток, чтобы не случилось беды?

Веселым человечкам было в это время совсем не весело. Они объездили все знакомые улицы, звали Незнайку, но...

- Наверное, он сквозь землю провалился, - сказал Самоделкин.

- Бедный Незнаюшка, - у Дюймовочки прямо на платье закапали слезы-росинки.

- Вечно эти девчонки ревут, - буркнул Буратино. - Останови машину, Самоделкин. Так мы его не найдем. Надо разделиться, и пускай каждый ищет его в своем квадрате.

Карандаш ничего не сказал. Он быстро-быстро что-то чертил.

- Да оторви ты свой нос от бумаги, - сказал Самоделкин.

И тогда Карандаш показал то, что он нарисовал. На маленьких открытках был словно живой Незнайка.

- Пускай каждый возьмет с собой портрет, показывает всем Светофорам, не встречали ли они нашего Незнайку?

Дюймовочка добралась до ближайшего перехода и увидела Светофор. Вежливая девочка, прежде всего, сказала:

- Здравствуйте, уважаемый Светофор!

Потом протянула ему портрет Незнайки и добавила:

- Скажите, пожалуйста, уважаемый Светофор, тут не проходил мальчик?

- Ищи его вон на той улице. Только осторожно переходи мою. Помни: улицу переходить можно только там, где разрешается.

- Спасибо, уважаемый Светофор!

И тут Дюймовочка в нерешительности остановилась: а как узнать, где разрешается?

Учитель. Ребята, помогите Дюймовочке перейти улицу.

А Карандаш и Буратино стояли на противоположных сторонах широкой улицы.

- Эй, Карандаш! - закричал Буратино. - Беги сюда. Да не бойся ты. Смелее.

- Кто боится? Я?!

И Карандаш, задрав свой острый нос, смело шагнул на проезжую часть улицы. Он только успел добежать до середины улицы, как автомобили тронулись с места...

- Спасайся! - завопил Буратино и от страха закрыл глаза. - На островок вставай!

Учитель. Где нужно остановиться, если вы не успели перейти широкую улицу? На какой островок советовал бежать Буратино?

И Самоделкин остановился у Светофора:

- Светофор, Светофор, а не видал ли ты нашего Незнайку?

- Как же не видал? Пробегал тут, пробегал. И ты за ним поторапливайся по той улице. Да знай: эта улица с двухсторонним движением.

- Знаю, знаю. В случае чего - на «островок безопасности».

Но такого островка на улице не было.

Учитель. Как должен Самоделкин перейти улицу с двухсторонним движением, если на ней нет «островка безопасности»?

IV. Проведение конкурса.

Класс заранее разделен на три команды.

Конкурс «Загадка-знак»

Каждой команде по очереди учитель читает стихотворение-загадку, а учащиеся должны назвать дорожный знак и поднять карточку с его изображением.

Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

 

Шли из школы мы домой,

Видим - знак над мостовой.

Круг, внутри - велосипед,

Ничего другого нет.

 

Машины мчат во весь опор,

И вдруг навстречу знак:

Изображен на нем забор.

Я тру глаза, гляжу в упор:

Шоссе закрыто на запор?

За правильный ответ команда получает зеленый жетон.

Конкурс «Кроссворд»

По горизонтали:

1. Средство передвижения, на котором детям до 14 лет ездить не разрешается. (Велосипед)

2. Проезжая часть пути в городе. (Мостовая)

3. Название перехода через улицу, обозначенного поперечными широкими полосами. (Зебра)

4. Деталь велосипеда, которую во время езды выпускать из рук опасно для жизни и здоровья. (Руль)

5. Цвет сигнала светофора, при котором пешеходам запрещается переходить улицу. (Красный)

6. Порча транспорта в момент происшествия в пути. (Авария)

По вертикали:

7. Место, где пассажиры ожидают транспорт в случае отсутствия специальной посадочной полосы. (Тротуар)

8. Световой сигнальный прибор для регулирования уличного движения. (Светофор)

9. Сторона, в которую должны посмотреть пешеходы в целях безопасности движения, дойдя до середины улицы. (Правая)

10. Сторона, в которую обязан посмотреть пешеход, прежде чем начать переход улицы или дороги. (Левая)

11. Специально отведенное место на улице или дороге, предназначенное для посадки и высадки пассажиров из трамвая, троллейбуса и автобуса. (Остановка)

12. Цвет сигнала светофора, при котором пешеходам разрешается переходить улицу. (Зеленый)

13. Край дороги, по которой должен ходить пешеход, если нет тротуара. (Обочина)

За разгаданный кроссворд команда получает зеленый жетон.

Конкурс «Светофор»

Инсценировка стихотворения О. Тарутина «Для чего нам светофор».

Учитель.

Кто, ребята, до сих пор все еще не знает,

Для чего нам светофор светит и мигает?

Вот послушайте сейчас исторический рассказ.

1-й ученик.

Во всех городах и в любые года

По улицам шли пешеходы всегда.

И каждый идущий куда-то

Считался прохожим, ребята.

Спешили прохожие или брели

С утра и до самого вечера,

А те, что навстречу по улице шли,

Считались прохожими встречными.

Но, кроме прохожих, в любые года,

Конечно, проезжие были всегда.

2-й ученик.

И в древности даже на улице каждой

Колеса скрипели, подковы звенели.

Но только была еще в те времена

Для ног и колес мостовая одна:

Прохожий проходит, и здесь же

На лошади скачет проезжий.

Вот, скажем, прохожий идет по делам

И песню мурлычет беспечно,

А из-за угла, опустив удила,

Выносится всадник навстречу.

Пока ему кто-то кричит: «Тормози!»,

Прохожий уже очутился в грязи.

Идет он, хромая, обратно...

Кому это будет приятно?

3-й ученик.

И чтобы ходить, ничего не боясь,

Придумали люди проезжую часть.

И делать там нечего пешим –

У пеших своя, пешеходная часть,

Где нету дороги проезжим.

Учитель.

Давайте представим такую картину:

Идут пешеходы в костюмах старинных.

И там, где идти им положено, , 1

Вдоль стен тротуары проложены.

Копыта стучат по старинным камням.

Здесь транспорт еще - лошадиный.

И кучер старинный старинным коням

Приказ выкликает старинный:

То «Ну!» говорит, то «Тпру!» говорит –

И транспорт идет или транспорт стоит.

1-й ученик.

Хоть слушался он без ошибки,

Но двигался транспорт не шибко.

Такую дорогу любой пешеход,

Сойдя с тротуара, легко перейдет!

И были в те давние поры еще ни к чему светофоры.

2-й ученик.

Но как-то за транспортом конным вдогонку

По рельсам проехала первая конка.

И сто пассажиров с поклажей

Проехало в том экипаже.

Потом пожалели трудяг-лошадей,

И кто-то придумал трамвай для людей.

А вскоре и автомобили колеса свои закрутили!

Они зафырчали, по улицам мчась...

А вспомни-ка нашу проезжую часть:

Автобус, троллейбус, трамвай и такси...

И вся мостовая спешит-колесит!

Учитель.

Конечно же, транспорту некогда.

А как же прохожему быть?

Не уж-то спешить ему некуда

И незачем переходить?

3-й ученик.

А если спешу я и хочется мне

Скорей очутиться на той стороне?

Мне срочно! Мне спешно! Мне важно!

...Сойти с тротуара мне страшно!

Так как же, скажите, проспект перейти?

А может быть, очередь тут завести?

А может, кому-нибудь нам поручить

За ней справедливо и строго следить?

Вот едут машины, положим, -

Положено ждать их прохожим.

Дождались? Теперь проходите.

Теперь уж, водители, ждите.

1-й ученик.

Кому же поручим мы этот дозор?

Вот тут-то на помощь пришел светофор!

И стал он следить за дорогой в три глаза,

И стал отдавать он такие приказы:

2-й ученик. Красный глаз - стоять приказ.

Желтый глаз мигнет народу –

Подготовьтесь к переходу!

3-й ученик.

А зеленый загорится - путь свободен.

Сам решай: можешь смело торопиться,

Можешь топать не спеша.

Учитель. Просто?

Учащиеся. Просто!

Учитель. Ясно?

Учащиеся. Ясно!

Все вместе. Совершенно безопасно!

Игра «Светофор»

Когда ведущий зажигает зеленый свет, ребята должны потопать ногами, будто идут, когда горит желтый свет, ребят должны похлопать в ладоши. При красном свете в зале должна быть тишина. Перед началом игры надо обязательно провести репетиции, чтобы все поняли условия игры. Выигрывает та команда, ребята которой окажутся более внимательными.

Конкурс «Ребусы»

Каждая команда получает карточки с ребусами. За верный ответ команда получает зеленый жетон.

- Прочитайте зашифрованные правила дорожного движения.

Ответы: 1. Входите и выходите только на остановках. 2. Не играй на мостовой. Это опасно.

Конкурс «Викторина»

Учитель задает вопросы каждой команде по очереди. За верный ответ команде вручается зеленый жетон.

Вопросы для викторины:

1. Где пешеходы должны ходить по улице? (Пешеходы должны ходить по тротуару)

2. Где пешеходы должны ходить при отсутствии тротуара? (Пешеходы должны идти по левой обочине навстречу движению транспорта)

3. Что такое регулированный перекресток? (Перекресток, на котором движение транспорта и пешеходов регулируется милиционером-регулировщиком или светофором)

4. Какие сигналы светофора вы знаете? Поясните их значение для пешеходов. (Красный, желтый, зеленый. Красный сигнал запрещает движение пешеходов и транспорта через перекресток. Желтый сигнал предупреждает о предстоящей смене сигналов. Начинать переход улицы при желтом сигнале нельзя. Пешеходы, застигнутые на середине улицы желтым сигналом светофора, заканчивают переход улицы. Зеленый сигнал светофора означает, что движение разрешено, и пешеход переходит улицу. Но при этом надо убедиться, что отсутствует транспорт, который поворачивает направо)

5. Как следует обходить стоящий на остановке транспорт — трамвай, троллейбус? (Трамвай, стоящий на остановке, следует обходить спереди, а троллейбус и автобус - сзади)

6. Что запрещается школьнику правилами поведения на улице? (Запрещается на проезжей части дороги играть, кататься на самокатах, коньках, санках. Воспрещается ездить на подножках трамвая, троллейбуса, автобуса)

7. Почему в дорожных знаках применены красная, желтая и черная краски? (Потому что эти краски хорошо видны в любое время суток и любую погоду)

8. Каковы основные правила для водителей, велосипедов? (Езда на велосипедах разрешается лицам не моложе 14 лет, а при установке подвесного моторчика -16 лет. Скорость движения в пределах города не должна превышать 20 км/час, при движении на велосипеде нужно держаться не далее одного метра от тротуара или обочины. Велосипедистам воспрещается ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам бульваров, садов и парков, ездить по двое и более в ряд, ездить, не держась за руль двумя руками, цепляться за транспорт, ездить на одноместном велосипеде вдвоем)

9. Какие обозначения указывают место переходов?

10. Идя по тротуару, видишь, что из ближайшего двора выкатился мяч. Что ты должен делать? (Задержать того, кто бежит за мячом)

11. Могут ли организованные группы детей двигаться колонной по середине улицы? (Могут, во время демонстрации)

12. Каким машинам разрешено ехать на красный цвет? (Скорой помощи, милицейским, пожарным машинам)

Конкурс «Загадки»

Капитаны загадывают загадки о транспорте учащимся из других команд. За верный ответ команда получает зеленый жетон.

Примерные загадки о транспорте:

Спозаранку за окошком -

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Добегают до окраин,

А потом бегут назад.

Впереди сидит хозяин

И ногою бьет набат.

Поворачивает ловко

Рукоять перед окном.

Там, где надпись «Остановка»,

Останавливает дом.

То и дело на площадку

Входит с улицы народ.

А хозяйка по порядку

Всем билетики дает.

(Трамвай)

 

Я - лошадь твоя и карета.

Глаза мои - два огня.

Сердце, бензином согретое,

Стучит в груди у меня.

Я жду терпеливо и молча

На улице, у ворот,

И снова мой голос волчий

Пугает в пути народ.

(Автомобиль)

 

Кто на бегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой?

(Поезд)

 

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду.

(Велосипед)

 

Меня спроси, как я тружусь.

Вокруг оси своей кружусь.

(Колесо)

 

Как пошли четыре братца

Под корытом кувыркаться,

Понесли меня с тобой

По дороге столбовой.

(Четыре колеса)

 

Вот зеленая гора,

В ней глубокая нора.

Что за чудо! Что за чудо!

Кто-то выбежал оттуда

На колесах и с трубой,

Хвост волочит за собой.

(Паровоз)

V. Подведение итогов соревнования.

Учитель посчитывает количество зеленых жетонов у каждой команды. Награждение победителей.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения о правилах дорожного движения.

1-й ученик.

Шум, движенье, гул моторов -

Сразу можно растеряться,

Коль в сигналах светофоров

Не умеешь разбираться.

Светофор - учитель строгий,

Пешеходу он твердит:

«Стой! Вниманье! Прочь с дороги!

Приготовься, путь открыт!

Красный свет горит, гляди!

Путь опасен! Пережди!»

2-й ученик.

А теперь у светофора

Загорелся желтый глаз,

Это значит - очень скоро

Светофор пропустит нас.

Свет зеленый, но, пожалуй,

Рано в путь пускаться нам,

Не мешало бы сначала

Поглядеть по сторонам.

Транспорт здесь имеет право

Поворачивать направо.

Надо очень осторожно

Улицу переходить,

А не то, пожалуй, можно

Под колеса угодить.

3-й ученик.

Светофор-распорядитель

Объявляет: «Стой, водитель!

Ставь машину в нужный ряд,

Пешеходы, проходите,

А машины постоят».

Остановлено движенье,

Пешеходам - уваженье!

Свет зеленый светофора –

Но не движется народ.

Знай, пойдут машины скоро

Здесь на левый поворот.

Светит стрелка небольшая,

Переход не разрешая.

Все.

Помни правила движенья,

Как таблицу умноженья.

Похожие статьи:

Выступление команды ЮИД. Сценарий

Театрализованное представление по ПДД в начальной школе

Сценка по ПДД для учащихся начальной школы

Викторина по ПДД с ответами. Начальная школа

Викторина по ПДД для 4 класса с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!