Народные приметы, обряды и советы на 9 октября

Народные приметы, обряды и советы на 9 октября

9 октября – Иоанн Богослов

Иоанн Богослов почитается в народе как один из самых преданных и любимых учеников Спасителя. Он был свидетелем многих чудесных деяний Господа, присутствовал при его Преображении, аре­сте и допросах, неотступно следовал за ним по Крестному пути. Вместе с Божией матерью скорбел у подножья Святого распятия, а потом до самого ее Успения заботился о Деве Марии как любящий сын.

Всю свою долгую жизнь Иоанн Богослов проповедовал учение Христа, за что всегда был презираем и гоним сильными мира сего. Он подвергался насилию, пыткам и даже приговаривался к смертной казни, избежать которую Святой апостол смог лишь чудесным образом.

Иоанн Богослов воспитал немало учеников, написал Евангелие и Книгу Откровений (Апокалипсис). Ему принадлежит авторство трех Соборных (то есть окружных) посланий, вошедших в Новый завет и пронизанных страстными призывами ко всеобщей любви.

До самой кончины апостол Иоанн все свое время отдавал проповеди христианства, не уставая повторять одну, но, по его мнению, главную заповедь: «Дети, любите друг-друга. Потому что тот, кто говорит «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?». «Потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога, кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Иоанн Богослов был единственный из апостолов, умерший своей смертью в возрасте 105 лет. И по свидетельству церковных источников, обстоятельства его кончины были весьма загадочны. Считается, например, что в могилу, которую по его настоянию выкопали ученики апо­стола, он вошел сам, приказав присутствующим засыпать его землей. А когда на следующий день могилу раскопали, Иоанна там не оказалось, зримо подтверждая высказанное когда-то Господом пророчество, что Иоанн не умрет, «а пребудет на земле до второго пришествия Христа и обличит Антихриста».

В народном календаре день святого апостола Иоанна отмечают дважды в году, называя Ивана майского — пшеничником, а Ивана осеннего — Богословом. Считается, что именно он стал в свое время наставником живописного, иконного дела, превратив простого пастуха в искусного живописца. А икона в народном представлении никогда с обычной картиной не связывалась. Это всегда был образ того, к кому обращались за поддержкой и помощью, доверяли самое сокровенное, молили о прощении и спасении.

Уважение к иконам было столь высоко, что в лавках при покупке образа ни покупатель, ни продавец о деньгах вслух не говорили. А если возникала необходи­мость поменять старую икону на новую, зашедший молча оставлял на прилавке старый образ и деньги, а хозяин, сочтя плату достаточной, так же молча менял их на новую икону. Если же денег, по его представлению, не хватало, он просто отодвигал их в сторону, и тогда покупатель должен был добавлять столько, сколько хозяин сочтет достойным.

Если старый образ приходил в полную негодность, его не выбрасывали, а, сказав «Прости», опускали в речную воду. И счастливым считался человек, случайно нашедший икону в реке, искренне зачисляя находку к знакам благодати.

Никто из прадедов наших не решился бы сказать, что во время пожара, бушевавшего в деревне, иконы сгорели, они бы употребили другие, более уважительные слова, например: «выбыли, мол, иконы или вознеслись».

Если в доме случалась пирушка, на которой подвыпившие гости могли позволить себе какие-то непристойные выходки, хозяева обязательно завешивали образа. Считалось, что надругание над иконами, насмешки, высказываемые в адрес святых, запечатленных на образе, могли навести гнев Божий на целый край. Поэтому за «весельчаками» строго следили, отказывая в дружбе и уважении и не пуская даже на порог дома.

Прикоснуться к иконе или без особой надобности снять ее со стены не решился бы даже ребенок, потому что такой поступок могли расценить как покушение на образ, желание «поднять на него руку». Поэтому иконы разрешалось использовать лишь в особо торжественных случаях, например для благословления молодоженов, или в дни всеобщей беды и скорби, когда их выносили из дома и обносили деревни и поля, чтобы отогнать зло рядом поселившееся.

Впрочем, и человеку, усердно молящемуся, но не вылезающему из нужды или скорбящему по расхворавшимся родным и близким, можно было не только взять в руки икону, а даже рекомендовалось снять с нее оклад. И не было большего счастья для любого страждущего, чем увидеть образ во сне, потому что это был верный знак великой радости и благополучия.

Народные обычаи и приметы на 9 октября:

Если на богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день.

Иоанн Богослов - наставник живописного, иконного дела

Именниники 9 октября:

Ефрем, Иоанн, Тихон

Похожие статьи:

Народные приметы, обряды и советы на 14 октября

Народные приметы, обряды и советы на 7 октября

Народные приметы, обряды и советы на 6 октября

Народные приметы, обряды и советы на 13 октября

Народные приметы, обряды и советы на 10 октября

Нет комментариев. Ваш будет первым!