Свидетельство о публикации бесплатно

Сценарий Масленицы для детей в помещении

Сценарий Масленицы для детей в помещении

Сценарий на Масленицу для школьников

Для этого праздника подойдут большой школьный спортивный зал, столовая, актовый зал или библиотека. Помещение можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами.

На сцене стоит накрытый стол с угощением и самоваром, видны музыкальные инструменты.

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить Зиму- Зимушку и встретить Весну-красну.

Вбегают скоморохи.

СКОМОРОХ 1: Охо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

СКОМОРОХ 2: И чего народу дома не сидится, чего пришли?

СКОМОРОХ 1: Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали. Вон наша ведущая какие блины приготовила — круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

СКОМОРОХ 2: Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

ВЕДУЩАЯ: Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить. Веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

СКОМОРОХ 1: Глядите-ка, кто к нам идет! Так это же сама Зимушка-Зима к нам шествует.

ЗИМА: Здравствуйте народ! Не надоела ли я вам? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

СКОМОРОХИ (вместе)-. Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

ЗИМА: Посмотрю, подумаю, если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

СКОМОРОХ 1: Эй, дети, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

ВЕДУЩАЯ: В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

СКОМОРОХ 2: Кто сильнее из парней, выходи не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Перетягивание каната

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами. Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей. Скоморохи обязаны помогать участникам соревнований, а могут дурачиться, изображая помощь.

ВЕДУЩАЯ: А знаете вы, дети, почему Масленицу называли Масленицей? Праздник пришел к нам из далеких языческих времен, тогда в этот день делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду. Всю неделю Масленицу величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

СКОМОРОХ 1: Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

СКОМОРОХ 2: Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

СКОМОРОХИ (вместе): Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

ВЕДУЩАЯ: И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку!

Бой на воздушных шариках

Скоморохи выносят воздушные шары, надевают участникам на головы бумажные шапки и завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым сможет выполнить условие конкурса.

ЗИМА: Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать.

Снежные бои

Скоморохи выбирают 2 участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставят 4 ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по 3 теннисных мячика, задача — попасть в ведерко. Скоморохи показывают «чудеса» меткости.

Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

ЗИМА: Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с гор не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

ВЕДУЩАЯ: Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Дети, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

ДЕТИ (хором): Да!

ВЕДУЩАЯ: С горок вы быстро съезжали всегда?

ДЕТИ (хором): Да!

ВЕДУЩАЯ: Зимушка-Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

СКОМОРОХ 1: А теперь уступи место Весне-красне. Она уже не за горами.

СКОМОРОХ 2: Поможет нам в этом Масленица.

ЗИМА: И где же это ваша помощница?

ВЕДУЩАЯ: Сейчас мы с вами сделаем Масленицу. Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы. Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

СКОМОРОХ 1: Душа ль ты наша, Масленица, уста сахарные!

СКОМОРОХ 2: Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

СКОМОРОХ 1: Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

СКОМОРОХ 2: Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами лакомиться.

СКОМОРОХ 1: Масленицу встречаем — Зиму провожаем.

ВЕДУЩАЯ: Поможем Весне, давайте встанем в кружок — хоровод-солнце — и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со скоморохами поют любую русскую народную песню, например «Как на тоненький ледок».

СКОМОРОХ 1: Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

СКОМОРОХ 2: «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

СКОМОРОХ 1: Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

Аукцион пословиц

Каждый называет свою пословицу по очереди. Выигрывает тот участник, кто называет последнюю пословицу. Чтобы конкурс прошел более весело и плодотворно, можно предложить детям заранее подготовиться к нему.

Если дети затрудняются, ведущая может называть 1-ю часть пословицы, а 2-ю пусть договаривают дети, например: «Без блина... не Маслена»; «На горах покататься... в блинах поваляться»; «Не житье... а Масленица»; «Масленица объеду- ха... деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить... а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица... будет и Великий пост».

ВЕДУЩАЯ: Масленица длилась 7 дней.

СКОМОРОХ 1: Первый день — встреча, Масленицу мы уже встретили. Переходим ко 2-му дню.

СКОМОРОХ 2: Второй день — заигрыш. Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка в круг выходи, частушки заводи.

ВЕДУЩАЯ: В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый? Объявляется конкурс исполнителей частушек.

Конкурс частушек может быть тематическим: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые другие. Например:

He смотрите на меня —

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

На окошке 2 цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ведущая подводит итоги конкурса.

СКОМОРОХ 1: Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — лакомка.

СКОМОРОХ 2: А чем лакомятся на Масленицу?

ДЕТИ (хором): Блинами!

ВЕДУЩАЯ: Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»:

Как на Масленой неделе

Со стола блины летели.

И сыр, и творог —

Все летело под порог!

Как на Масленой неделе

Из печи блины летели.

Весело было нам,

Весело было нам!

А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

Сковорода

В игре участвуют до 10 детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых их ног мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

СКОМОРОХ 1: Четверг — день самый- самый масленый — разгул.

СКОМОРОХ 2: Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного 3-ногого жеребчика? Сейчас увидите.

Кто самый ловкий?

Среди детей выбирают несколько пар и привязывают правую ногу одного партнера к левой ноге другого. Пара на «3 ногах» должна добежать до поворотного флажка и возвратиться на линию старта. Выигрывает пара, прибежавшая 1-ой.

ВЕДУЩАЯ: Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

Ведущая оглашает загадки на зимнюю и весеннюю тематику.

ВЕДУЩАЯ: Поскольку Масленица — праздник языческий, древнеславянский, давайте посмотрим, что вы знаете об обычаях и обрядах наших предков. Разделитесь на команды, а я буду задавать вам вопросы; кто 1-м даст правильный ответ, тот и заработает очко для своей команды. Итак:

1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано»);

2. Откуда пошли выражения «Чур меня!», «Чур мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур меня!» Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», — и злое пожелание не сбудется);

3. С именем какого славянского бога связано выражение «После дождичка в четверг»? (Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными);

4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину. Болотница — дева-утопленница, живет на болоте и очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине. Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады. Дворовой — покровитель двора, мужского пола. Клетник — дух, живущий в кладовке, по ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место. Луговой — дух лугов, помогает косить траву. Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху и наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время. Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром. Полевой — дух полей, которому приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах, помогал усердным и наказывал ленивых. Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Хлевник — дух, живущий в хлеву, который следит за скотом и поддерживает порядок. Леший — дух леса);

5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин);

6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что порог — это граница избы между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым);

7. Где в доме живет домовой? (За печкой);

8. Назовите древних славянских богов. (Перун — бог грозы в Древней Руси, его же считали покровителем воинов. Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими; старец с длинной седой бородой, в белой одежде, с посохом в руке. Белее — бог скотоводства и богатства. Зембог - бог земли. Дидилия — богиня деторождения. Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества. Огонь, или Сварожич, — бог огня. Морозко — бог зимы и холода. Даждьбог (Хоре) — бог солнца).

Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества;

9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполнявшиеся в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Что это за танец? (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца — и повторяют его путь по небу. Таким образом совершается магический обряд поклонения Солнцу).

Примечание: викторину можно завершить совместным хороводом.

СКОМОРОХ 1: Пора пятницу объявлять.

СКОМОРОХ 2: День пятый — тещины вечерки. В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

ВЕДУЩАЯ: Дети, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такие тесть, золовка, деверь, свекор, свекровь, кум?

Дети отвечают, на вопросы ведущей. ВЕДУЩАЯ: Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

СКОМОРОХ 1: Шестой день — золовкины посиделки.

СКОМОРОХ 2: В этот день устраивали семейные чаепития с поднесением подарков.

СКОМОРОХ 1: Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

Во время всех конкурсов и заданий победителям давались маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывают и объявляют победителя.

ВЕДУЩАЯ: Заканчивалась Масленица Прощеным воскресеньем. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

ЗИМА (которая все это время наблюдала за происходящими событиями): А может, передумаете еще, зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо.

СКОМОРОХ 1: Нет, Зимушка-Зима, прошла твоя пора.

СКОМОРОХ 2: Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились!

Наступил твой час, уходи от нас!!!

ВЕДУЩАЯ: Ну что ж, дети, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

ДЕТИ (хором): Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

ВЕДУЩАЯ: Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.

Похожие статьи:

Про Масленицу для детей 1-2 класса

Проводы зимы во 2 классе. Сценарий

Сценарий на Масленицу для начальных классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!