Игра путешествие для детей начальных классов

Игра-путешествие по экологии для младших школьников

Ведущий. Сегодня мы с вами совершим прогулку-путешествие. Куда? Догадайтесь.

Есть у меня зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, - лес.

Сегодня мы с вами будем говорить о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, жизнью дерева.

- Какое значение имеет лес в жизни человек? (Ответы.)

Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако, с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

— Почему? (С помощью рисунков, таблиц дети рассказывают о вреде, нанесенном лесу, и о защите леса.)

Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет прогулка с остановками. Итак, в путь-дорогу, друзья! Первый, кто нас встречает, это человек, который охраняет лес, - лесной сторож. Как назвать его одним словом? (Лесник.)

Лесник. Здравствуйте, ребята! Очень рад вас видеть у себя в гостях. Я думаю, вы знаете, как вести себя в лесу.

(Дети зачитывают памятку: «Как вести себя в лесу».)

Первая остановка «Деревья - наши друзья и помощники».

Лесник. Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что они говорят сами о себе и догадайтесь по их рассказам, что это за деревья.

(Пять девочек подготовили рассказы о деревьях, зачитывают их. Дети определяют деревья.)

Ведущий. А теперь - викторина:

1. Из какого дерева делают спички?

2. Какое дерево применяется для изготовления лыж?

3. Какое дерево цветет первым, а какое последним?

4. У каких деревьев осенью листья красные?

5. Из какого дерева делают пианино?

Вторая остановка «Лесная аптека».

Вопросы:

1. Что обозначает слово «аптека»?

2. Если ты натер ногу в пути, как облегчить боль?

3. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых?

4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином «С»?

5. Когда следует собирать лекарственное сырье?

Третья остановка «Остроглаз».

Вопросы:

1. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?

2. Что означает «плач» березы весной?

3. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда?

4. Какое значение имеет листопад?

5. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними?

Четвертая остановка «Маленькие тайны природы».

Вопросы:

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое?

2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский). Объясните это явление. Когда оно бывает?

3. Какое дерево «переодевается», становится то серебристым, то зеленым?

4. Почему крапива жжется?

5. Какой зверь самый чистоплотный?

6. Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

7. Назовите самого прожорливого хищника планеты?

Пятая остановка «Охрана природы».

Дети используют условные знаки, рассказывают об охране природы, зачитывают памятку: «Как правильно развести костер».

Шестая остановка «Бюро погоды».

Вопросы:

1. Какая будет погода, если:

- пчелы сидят в улье и громко гудят;

- муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы;

- опускаются головки красного клевера;

- ласточки летают над землей.

2. Назовите приметы хорошей погоды.

Завершая нашу прогулку по лесу, запишем в Дневник путешествия:

1. Подумайте, о каком растении говорится в тексте: «Это травянистое растение, теневыносливое, поэтому встречается в еловых лесах. Цветет весной. Листочки нежные, тройчатые, кислые на вкус». (Кислица.)

2. Подумайте, о каком значении леса свидетельствует явление, описанное в тексте: «Прошел ливень. Потоки воды мчатся и размывают все кругом, сносят почву. А в лесу на своем пути истоки воды встречают препятствия в виде деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов, опавших листьев, хвои».

3. «Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя странные пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши и хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину».

Как называется этот зверь? Напиши основные условия, необходимые для жизни зверька.

4. Кто это? Если можешь, нарисуй его следы. «Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро «с жиром». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывает молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залез под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза».

5. Жалоба:

- Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба! Так вот, подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо. (Сова, она под охраной закона. Одна сова за лето убивает 1000 полевок, которые способны уничтожить 1 тонну зерна за лето.)

Автор: Кacaткинa Нина Aлексaндрoвнa

Похожие статьи:

Классный час по экологии, 1-2 класс

Экологический КВН для начальной школы, 3-4 класс

Экологический праздник в начальной школе. Сценарий

Экологическая игра для 1-2 класса

Загадки про сад и огород с ответами для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!