Игры на уроках ОБЖ, 5-6 класс

Дидактические игры по ОБЖ в школе

Тема «Психологические основы самозащиты»

Игра «Кто он, какой он»

Цель: научить замечать опасность, то есть предвидеть ее; понимать внешность встречного человека, его жесты и мимику.

Оборудование: нет.

Условия: учитель просит помочь ему изобразить то, о чем он скажет на ушко. Ведущий изображает, а класс отгадывает, что сказал учитель. По просьбе учителя ведущий изображает: злого человека, веселого, скромного, печального и т.д. По окончании игры педагог делает заключение, что внешность может помочь нам определить, с каким человеком мы встретились, и почувствовать опасность заранее, пока она еще не наступила. А уметь предвидеть опасность — это значит наполовину себя защитить.

Тема «Ситуации криминогенного характера»

Игра «Прими решение»

Цель: познакомить с характерными ситуациями криминогенного характера, которые могут возникнуть в доме, в подъезде, во дворе, на улице.

Оборудование: карточки-ситуации.

Условия: Весь класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает свою карточку-задание, которое она должна разыграть как маленький спектакль, предложив свои варианты действий в данной ситуации. Работа в группах длится 5 минут. Затем каждая группа по очереди показывает свой спектакль. Класс обсуждает и предлагает варианты выхода из данной ситуации. В конце обсуждения группа называет свое решение по данной проблеме.

Варианты ситуаций

– «К вам подошли подростки и попросили денег».

– «Неизвестный мужчина предложил вам прокатиться на джипе».

– «Вас попросили зайти в подъезд и показать квартиру Смирновых».

– «Вы возвращались из магазина, и вас окружила толпа подростков».

– «Незнакомые дети предложили вам сходить в подвал дома, чтобы посмотреть котят».

Стихи к теме

Кто твой друг и кто твой враг

Забывать нельзя никак,

Кто твой друг, а кто твой враг!

Дома ты один остался.

Вдруг в двери звонок раздался.

Незнакомцам ты не верь –

Отворять не надо дверь!

Это вовсе не пустяк:

Может быть, за дверью враг?

 

Мама Глеба на работе.

Вдруг к нему приходит тетя:

«На конфетку, дорогой,

В зоопарк пойдем с тобой!»

Мальчик с тетей не пошел.

Это очень хорошо:

У чужих людей не надо

Брать конфет и шоколада!

 

Во дворе гулял Антон,

Чемодан увидел он.

Но сказала Катя строго:

«Чемодан, Антон, не трогай,

Открывать его опасно!

Это даже кошке ясно:

Можешь ты, его открыв,

Вызвать очень страшной силы взрыв!»

 

Ну а кто тогда твой друг?

Оглянись, дружок, вокруг!

Кто на свете лучший самый?

Ну, конечно, это - мама!

Кто дает тебе совет?

Это - папа, это - дед!

Бабушкино угощенье –

И оладьи и печенье –

И вкусно, и безопасно –

Это всем, конечно, ясно!

 

В зоопарк, в кино, в поход

Нас учитель поведет.

Забывать никак нельзя,

Кто - враги, а кто - друзья!

Е. Тамбовцева-Широкова

Находчивый Дима

Ноль, один, два, три, четыре!

Дима был один в квартире.

Тишина со всех сторон

Вдруг проснулся телефон,

Зазвенел, заголосил:

Трубку снять скорей просил.

 

В трубке - голос незнакомый:

«Мальчик, взрослые есть дома?

Если дома - позови!

Свое имя назови!»

 

«Папы с мамой дома нет»! –

Дима произнес в ответ. –

А зовут меня Димон!»

Засмеялся телефон.

 

Незнакомец попрощался,

Передать привет просил,

Дима трубку положил

И опять один остался.

 

Час прошел, потом второй...

В дверь звонок: «Димон, открой»!

Прибегает Дима к двери:

«Кто там»? - «Папа!» -

 «Нет, не верю:

 

Папа мой в командировке.

Вы меня надули ловко:

Я узнал вас: вы звонили.

Обмануть меня решили?

Но не все смогли узнать.

Дверь не стану открывать!»

 

«Слишком, парень, ты колючий,

Ничего, подыщем ключик –

Больно ты, Димон, крутой!

Не мальчишка - Буратино!

Может, рядом есть Мальвина?

Так держись - достану вас:

Я - ужасный Карабас»!

 

Но находчивый Димон

Вспомнил тут про телефон.

Крикнул громко и сердито

Из-за двери он бандиту:

 

«Можешь не стараться

В дверь напрасно прорываться:

Хоть в квартире я один,

Знаю цифры 01,

А еще 02, 03!

Оглянись-ка, посмотри –

 

Ждут тебя ударные

Быстрые пожарные!

Если схватит вдруг удар,

Ждет со «Скорой» санитар!

А захочешь смыться, -

Ждет тебя милиция!»

 

Телефон быть другом может:

Если надо, он поможет!

Е. Тамбовцева-Широкова

Пословицы

– Не всякому слуху верь, запирай крепче дверь.

– Хороший замок - надежный друг.

– Больше верь своим очам, нежели чужим речам,

– Не каждый больной, кто стонет.

– Изба крепка запором, а двор забором.

– Кто много болтает, тот беду на себя накликает.

– Не в свои сани не садись.

– Дурная голова ногам покою не дает.

– Не все то золото, что блестит.

– Страх - плохой советчик.

– Нет обороны - заклюют вороны.

– Чужим умом долго не проживешь.

– Не ищи пути с непутевым.

– Не прикидывайся овцой - волк съест.

– Друзья познаются в беде.

– В миру живи по уму.

– Друг научит, а недруг проучит.

– Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует.

– Преодолев себя сам, преодолеешь первого врага.

Домашнее задание по теме

– Нарисуй комиксы ситуаций и выхода из них.

– Напиши мини-сочинение на тему «Береги себя».

– Подготовь сообщения из газет нашего города о происшествиях с ребятами.

Тема «Опасные ситуации на улице»

Игра «Крестики-нолики»

Цель: проверить знания по теме «Опасные ситуации на улице ».

Оборудование: 10 цифр по порядку, записанных в тетради и на доске.

Условия: Учитель читает истинные и ложные высказывания. Дети должны напротив цифры-вопроса поставить « + », если они согласны с высказыванием учителя, если не согласны - «0». Сами предложения писать не надо, только цифру и « 0 » или « + ».

1. Если ты потеряешь ключи, то попадешь в квартиру через форточку.

2. Всегда надо иметь запасные ключи.

3. При ходьбе, во время гололеда надо ступать на всю стопу.

4. Увеличить сцепление ботинок со льдом нельзя.

5. Во время гололеда надо выйти из дома пораньше.

6. Находясь в толпе, надо избегать ее центра и края.

7. Если упали и подняться невозможно, надо зацепиться за кого-нибудь руками.

8. Нельзя подходить к чужим собакам.

9. Если вами заинтересовалась чужая собака, возьмите палку и отгоните ее.

10. Если собака присела, она вас боится.

Проверка

Тема «Итоговый контроль»

Игра «Парад знаний»

Цель: в игровой форме проверить, как дети усвоили тему; повторить изученный материал.

Оборудование: «Парадное поле» из 9 клеточек для каждой группы из 6 человек (размер поля 15x15 см), чистый листок для записи вопросов и путевой листок.

Условие: Эту игру можно использовать для закрепления любой темы программы. Класс разбивается на группы по б человек. Каждая группа получает свое «Парадное поле». На листке для вопросов дети придумывают и записывают 9 вопросов или творческих заданий по изученной теме. Ответы на них они должны знать наверняка.

Каждый вопрос записывается на специальном листе-воп- роснике. На работу отводится примерно 10 минут. Затем группа выбирает ведущего, то есть человека, который останется на месте и будет принимать гостей - ребят из других групп, задавать им вопросы, оценивать их ответы. Все остальные участники отправляются в путешествие по часовой стрелке, в гости к другим группам. На каждую остановку - по 5 минут. Все ответы оцениваются: 1 балл - слабо ответили, 2 - ответ правильный, но неполный, 3 - правильный ответ. Все баллы фиксируются в «Путевом листе», где указывается также имя ведущего, который принимал детей. Побывав у всех ведущих по очереди, группа возвращается к своему ведущему. Он подсчитывает заработанные группой баллы. По итогам можно распределить места, а можно выставить оценки. В этой игре вопрос может встречаться во время путешествия не один раз, а следовательно, даже если дети и не запомнили сразу какой-то материал, то через многократное повторение знание будет усвоено. Можно усложнить условия игры, разрешив группам зашифровать в некоторых вопросах буквы, из которых можно сложить ключевое слово по теме. Поскольку группы, приходя на станцию, выбирают номер вопроса по желанию, то слово они могут и не разгадать, но у них хотя бы появится желание выполнить как можно больше заданий на каждой станции. За разгадывание ключевых слов можно удвоить баллы, заработанные на данной станции.

Учитель следит за ходом игры, контролирует время пребывания на станциях, разрешает спорные вопросы, подает сигнал к переходу, подводит итоги.

Тема «Телевизор и компьютер — ваши враги или друзья?»

Игра-диспут

Цель: в игровой форме дать знания о правильном пользовании телевизором и компьютером.

Оборудование: карточки-задания.

Условие: На предыдущем уроке учитель разделил класс на две группы и попросил каждую группу выполнить к следующему уроку свое задание. Для предстоящей дискуссии необходимо повторить правила культурного спора.

Карточка-задание №1

– Найдите или придумайте загадку о телевизоре.

– В газетах, журналах и энциклопедиях найдите материал о том, как появились у людей телевизоры.

– Докажите фактами, что телевизор и компьютер - наши друзья.

Карточка-задание №2

– Найдите или придумайте загадку о компьютере.

– В газетах, журналах и энциклопедиях найдите материал о первых компьютерах, истории их появления.

– Докажите фактами, что телевизор и компьютер - наши враги.

На уроке учитель выстраивает диалог, корректирует высказывания детей. На последнем этапе урока предлагает детям составить памятку правильного обращения с телевизором и компьютером. Оценивает работу групп.

Домашнее задание по теме:

– Составь комплекс упражнений для глаз.

– Подготовь сообщение о правильном использовании телевизора и компьютера.

Тема «Смена климатогеографических условий»

Игра «Мозаика»

Цель: закрепить и систематизировать знания по теме. Оборудование: разрезанная на логические части таблица.

Условие: дети должны собрать таблицу и озвучить.

Принципы адаптации к новым климатогеографическим условиям

Как адаптироваться к местному времени

Как адаптироваться к смене климата

Как адаптироваться в горах

Питание в период адаптации

Постепенно входите в новый режим времени

Постарайтесь

выспаться

Узнайте

особенности того климата, куда собираетесь ехать

Проконсультируйтесь у врача о возможности адаптации к новому климату

Возьмите теплые вещи

Возьмите

просторную,

удобную

обувь

Пробуйте новую для вас пищу понемногу

Не ешьте сразу несколько непривычных для вашего организма блюд

Уменьшите

физическую

нагрузку

Организуйте

полноценный

отдых

Подберите одежду в соответствии с климатом местности

Возьмите солнцезащитные крем и очки

Пейте больше жидкости

Осторожно относитесь к экзотическим блюдам

Тема «Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в природных условиях»

Игра «Мозаика»

Условия: смотри выше.

Содержимое аптечки

Перевязоч

ный

материал

Дезинфици

рующие

вещества

Лекарства

Медицинские

инструменты

Плоские

бинты

Перекись во

дорода 2%

Болеутоляю

щие

Ножницы

Трубчатые

бинты

Иод

Антиаллер-

генные

Жгут

Индивидуаль

Бриллианто

Жаропони

Градусник

ный перевязочный пакет

вая зелень 2%

жающие

 

Вата

 

Мази

Пипетка

Лейкоплас

тырь

 

Для регуляции работы желудочно-кишечного тракта

Шина

Игра «Соедини стрелки»

Условие: Дети соединяют стрелками название лекарства с его назначением.

Лекарства

Назначение лекарства

Стрелки

Название лекарства

Болеутоляющие

 

Жаропонижающие

 

Антиаллергенные

 

Для регуляции работы желудочно-кишечного тракта

 

Мази от ушибов и вывихов

 

Активированный уголь

Анальгин

Парацетамол

Тавегил

Супрастин

Баралгин

Випросал

Димедрол

Апизотрон

Регидрон

Смекта

Аспирин

Тема «Значение белков, жиров и углеводов в питании человека»

Игра «Темная лошадка»

Цель: проверить знания детей о белках, жирах и углеводах.

Оборудование: нет.

Условия: Учитель читает характеристику, а дети должны угадать, что это: белок, углевод или жиры.

Примерные характеристики

«Они являются основой всего живого на Земле. Выполняют огромное число функций: поддерживают обмен веществ, служат строительным материалом, осуществляют сокращение мышц и т.д. Входят в состав клеток. Их источник: мясо, рыба, молочные продукты, яйца, орехи, крупы. Бывают: растительные и животные». (Белки)

«Это основной источник энергии в организме. Участвуют в обмене веществ. Предохраняют организм от переохлаждения. Избыток их увеличивает массу тела. Бывают растительного и животного происхождения». (Жиры)

«Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. В питании они должны занимать первое место. Входят в состав практически всех клеток тканей. Могут превращаться в жиры. Основные источники: хлеб, печенье, крупы, овощи, фрукты. Конечный продукт их превращения в организме - глюкоза». (Углеводы)

«Они не образуются в организме. Поступают с пищей. Их роль разнообразна: ускоряют и регулируют обмен веществ, участвуют в образовании различных активных веществ. Выполняют защитную функцию. Недостаток их вызывает серьезные нарушения в состоянии здоровья человека». (Витамины)

«В организме человека их содержится 70 видов. Входят в состав клеток и тканей, обеспечивая их рост, ускоряя процессы обмена, выполняют и многие другие функции. Их недостаток в организме может привести к малокровию, нарушению роста, к нарушениям в костных тканях. Основной источник их - растительная пища». (Минеральные вещества)

Домашнее задание по теме:

– Подготовь доклад.

– Составь правильное меню для себя на неделю.

– Сделай подборку интересных рецептов.

Нет комментариев. Ваш будет первым!