Турнир-викторина для школьников 12-14 лет

Игра для школьников «Ту-ви»

Методическая цель. Ту-ви — турнир-викторина — сочетает особенности викторины (вопросы, познавательные задачи, ответы- решения) и турнира (команды по очереди атакуют и обороняются). Турнир-викторина расширяет кругозор ребят, развивает познавательные интересы, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Участвовать в турнире-викторине могут как первичные коллективы (звездочки, звенья, группы), так и сводные команды, созданные, например, из представителей пионерских отрядов, комсомольских классов и т. д.

Подготовка. Участники проводят общий сбор-старт, создают команды и выбирают способ проведения турнира-викторины.

Способы проведения турнира-викторины:

«ЦЕПОЧКА». Проводится, когда участвует пять и больше команд. Эстафета атаки передается по кругу: первая команда задает вопрос или несколько вопросов (количество определяется организаторами заранее) второй, вторая — третьей и т. д., последняя атакует первую. Варианты: вопросы задаются на одну, общую тему, выбираемую сообща всеми командами путем конкурса на лучшие предложения (окончательное решение выносит совет капитанов и ведущих); каждая команда выбирает свою тему, приняв эстафету атаки, называет эту тему, а потом уже атакует.

«ЗМЕЙКА». Проводится аналогично, только эстафета атаки передается не по кругу, а в произвольном порядке.

«АТАКА ВЕЕРОМ». Каждая команда по очереди становится атакующей и задает по одному вопросу всем остальным. Этот способ целесообразно использовать, когда участвуют три или четыре команды.

«ОБОРОНА ВЕЕРОМ». Каждая команда по очереди занимает оборону, и ей задают по одному вопросу все остальные. Этот способ применяется в турнире-викторине из трех или четырех команд.

«ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ПОЕДИНОК». Проводится между двумя командами, которые готовят по несколько вопросов и задают их поочередно друг другу. Варианты: поединок на выбранную сообща тему; поединок на разные темы, задуманные каждой командой.

Темы, которые могут быть взяты для турнира-викторины: «Времена года», «Растения», «Животные», «Лес», «Родной край», «Путешествия», «Народы мира», «Страны и континенты», «Арктика и Антарктика», «Космос», «Занимательная математика», «Химия вокруг нас», «Профессии», «Транспорт», «Море и моряки», «Спорт», «Сказки», «Писатели и книги», «Музыка», «Живопись», «Кино», «Культура поведения», «Правила уличного движения», «Суеверия и приметы» и т. д.

На коротких совещаниях (15-20 минут) каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана и формулирует предложения о теме (если решено провести турнир-викторину на общую тему или на общие темы — в два-три тура). По окончании общего сбора команды объявляют свои названия, представляют капитанов и выдвигают предложения о теме. Капитаны вместе с ведущими входят в Совет дела — штаб турнира-викторины. На короткой летучке (несколько минут) Совет дела отбирает самую удачную тему.

Турнир-викторина проводится сразу же после общего сбора- старта («молнией») или через некоторое время (командам дается день или несколько дней для подготовки). В первом случае команды тут же, в течение 10-15 минут, придумывают вопросы для противников (и свою тему, если решено проводить турнир-викторину не по общей теме). Во втором случае ребята думают дольше, знакомятся с литературой, советуются со старшими.

Правила поведения турнира-викторины:

После того, как задан вопрос, никто не может «выскакивать» с ответом, вся команда должна тихонько совещаться. На каждый вопрос дается одинаковое" время, например 30 секунд.

Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предлагают ответить любой другой команде: «Идите на выручку!». Если никто не сможет внести ясность, слово предоставляется самой атакующей команде.

Если ответ атакующей команды не удовлетворил участников, то ведущие объявляют продолжение поиска. Ребята имеют право искать ответ в последующие дни, спорить, обращаться к литературе.

Замечания. Вести турнир-викторину может один педагог, но лучше, если он это будет делать вместе с кем-либо из старших ребят.

Участники должны быть нацелены на интересные вопросы, требующие работы мысли. Главное в турнире-викторине — не тренировка памяти, а коллективный поиск решений трудных познавательных задач, обмен опытом, мыслями, впечатлениями, предположениями. Ведущие направляют этот поиск и, если необходимо, участвуют в нем.

Оценивая ответы в баллах, например, за правильный и полный — 2 балла, за неполный — 1 балл, можно премировать также и наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружную работу команды и т. д. Можно и не делать этого, чтобы азарт «набирания баллов» не отвлекал внимания от главного, не снижал интереса к процессу поиска истины.

По вопросам, которые вызвали наибольший интерес во время турнира-викторины, стоит продолжить коллективную работу и использовать другие познавательные дела, например, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защиту фантастических проектов, пресс-конференцию.

Похожие статьи:

Игры для сюжетно-игровых занятий младших школьников

Интеллектуальная викторина в начальной школе с ответами

Музыкальная игра викторина для школьников

Игры-шутки в лагере для детей

Викторина с ответами для 6-7 класса. Любимые книги

Нет комментариев. Ваш будет первым!