Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Ремесло и рукоделие

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в ДОУ. Старшая группа

Цель: формирование основ уважительного отношения к результатам труда русских умельцев, бережного отношения к предметам культуры.

Задачи:

— формировать первоначальные представления о различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре (гончарном, кузнечном ремесле, изготовлении и украшении одежды);

— способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: предметы группового мини-музея: домашняя утварь, посуда (кузовок, туесок, корзина, деревянные ложки и чашки, глиняные горшки и миски, чугунок); предметы, которые относятся к кузнечному ремеслу (топоры, ножи, подковы для лошади); русская традиционная одежда; настольно-печатная игра «Ремесла на Руси»; аудиозапись русской народной песни «Во кузнице».

* * *

Воспитатель. Ребята, среди групп нашего детского сада проводится конкурс музеев по ознакомлению с историей и культурой русского народа. Мы с помощью ваших родителей собрали уже много предметов для нашего группового музея. О чем они рассказывают?

Дети. О труде русских людей.

Воспитатель. Правильно, ребята, в нашем музее собраны предметы, которые рассказывают о труде гончаров, кузнецов, о рукоделии русских людей. Очень скоро жюри оценит групповые музеи. Оцениваться будет умение экскурсовода или группы экскурсоводов проводить ознакомительную экскурсию по музею. Рассказы об экспонатах музея должны быть интересными, правильными, простыми. «Музейным работникам» нужно не просто рассказать об экспонатах, но предложить интересные задания, которые можно выполнять, используя те или иные экспонаты музея. Сегодня нам с вами предстоит выбрать экскурсовода или группу экскурсоводов, которые расскажут жюри о нашем музее, подобрать интересные задания для детей и взрослых с использованием экспонатов. Ну а чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о ремеслах и рукоделиях на Руси.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы домашней утвари, посуды: кузовок, туесок, корзина, деревянные ложки и чашки, глиняные горшки и миски, чугунок.

Ребята, кто раньше делал эту посуду и домашнюю утварь?

Дети. Раньше русские люди все делали своими руками.

Воспитатель. Из чего делали кузовки, туеса?

Дети. Из коры.

Воспитатель. Из чего плели корзины?

Дети. Из прутьев.

Воспитатель. Из чего вырезали ложки, чашки?

Дети. Из дерева.

Воспитатель. Как делали горшки, миски?

Дети. Лепили из глины, обжигая ее на огне в печи.

Воспитатель. Что использовали для того, чтобы посуда из глины получалась аккуратной, красивой?

Дети. Гончарный круг.

Воспитатель. Из чего делали чугунки?

Дети. Из чугуна.

Воспитатель. Много времени раньше уходило на изготовление домашней утвари, посуды. Все делалось тщательно, с любовью. Предметы были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. Стремление к прекрасному, мастерство и умение передавались от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные предметы становились все лучше, красивее, появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Доброй славой пользовались в народе умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Русские люди о народных умельцах, «мастерах своего дела» сочинили песни, придумали игры. Предлагаю поиграть в одну из них.

Русская народная игра «Горшки»

Дети делятся на две команды, одна — «горшки», другая — «хозяева». «Горшки» садятся на землю в кружок. «Хозяева» становятся за «горшками». Один из игроков — водящий — изображает «покупателя». Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: «Почем горшок?» «Хозяин» отвечает: «По денежке». «Покупатель»: «А он не с трещиной?» «Продавец»: «Попробуй!»

«Покупатель» легко ударяет пальцем по «горшку», говорит: «Крепкий. Давай сговор!» «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чигари, чигари, собирайтесь гончары по кусту, по насту, по лебедю гораздо! Вон!» Со словом «Вон!» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот — «хозяин», а опоздавший становится водящим.

Воспитатель. Ребята, о чем рассказала нам эта игра?

Дети. Русские люди продавали на ярмарке предметы, которые они изготавливали.

Воспитатель обращает внимание детей на топоры, ножи, подковы для лошади, которые находятся в мини-музее группы.

Воспитатель. Ребята, о каком ремесле могут рассказать эти предметы?

Дети. О кузнечном ремесле.

Воспитатель предлагает детям послушать песню о труде кузнецов.

Звучит аудиозапись русской песни «Во кузнице».

Воспитатель. Ребята, о ком русские люди придумали эту загадку: «Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник?»

Дети. О лошади.

Воспитатель. Почему в этой загадке лошадь сравнивается с лучшим работником?

Дети. С ее помощью пахали землю, перевозили дрова, сено.

Воспитатель. Правильно, ребята, в давние времена, когда не было машин, грузы перевозили на лошадях. С их помощью также пахали землю. Лошадь была необходима каждому человеку, поэтому за ней особенно ухаживали. Как ухаживали за лошадью?

Дети. Кормили овсом, сеном, чистили, купали в реке, расчесывали хвост, гриву.

Воспитатель. Вспомните народные потешки, в которых рассказывается о любви к лошади, об уходе за ней.

Дети рассказывают потешки («Я люблю свою лошадку...», «Ходит конь по бережку...» и др.).

Ребята, а для чего подковывали лошадь?

Дети. Чтобы у нее не стирались копыта.

Воспитатель. Кто этим занимался?

Дети. Кузнец.

Воспитатель. При помощи чего кузнец делал подковы для лошадей?

Дети. При помощи печи и мехов.

Воспитатель. Правильно, ребята, чтобы у лошади не стирались копыта, их подковывал кузнец при помощи горна (большой печи) и мехов для раздувания угольков. Какие изделия из раскаленного металла делали в кузнице?

Дети. Ножи, топоры.

Воспитатель. В кузнице не только подковывали лошадей, но и делали разные изделия из раскаленного металла — ножи, топоры. Ребята, какие еще виды труда русских людей вы знаете?

Дети. Плотник, печник, земледелец, мельник, дровосек, скотник.

Воспитатель. Вот сколько разных промыслов было на Руси! Все виды труда у людей были связаны: мельник не мог обойтись без земледельца, плотник — без дровосека, скотник — без кузнеца. Поэтому люди жили дружно, помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни, пословицы. Ребята, вспомните Пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Дети. «Дело мастера боится», «У хорошего мастера любое дело славится», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего!», «Судят не по словам, а по делам», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Землю красит солнце, а человека — труд!», «Есть терпенье — будет и уменье!», «Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет», «Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись».

Воспитатель. Молодцы! Вы вспомнили много пословиц и поговорок о труде. А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая еще раз напомнит вам о том, какие были ремесла на Руси.

Игра «Ремесла на Руси»

Ведущий показывает маленькие карточки с изображением орудий труда и называет их. Дети на большую карту с изображением ремесел (кузнечного, гончарного, плотницкого) выкладывают соответствующие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее закроет большую карту.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы русской традиционной одежды, которые находятся в групповом мини-музее.

Воспитатель. Кто шил одежду для русских людей?

Дети. Женщины в семье, мастерицы-рукодельницы.

Воспитатель. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. Ребята, почему изготовлением одежды обычно занимались зимой?

Дети. Зимой не было работы в огороде и в поле.

Воспитатель. Правильно, зимними вечерами, когда кончалась работа в поле и в огороде, при свете лучины мастерицы (рукодельницы) пряли пряжу, ткали полотно. Русские люди к одежде относились очень бережно: хранили ее в сундуках, самые красивые, нарядные вещи передавали друг другу (от матери — к дочерям, от отца — к сыну.) О труде мастериц придумано много песен, загадок, пословиц и поговорок, игр. Предлагаю поиграть в одну из них.

Играющие встают в круг, поют и выполняют движения.

Хороводная игра «Кто с нами»

Воспитатель. Кто с нами, кто с нами кудельку прясть?

Дети. Мы с вами, мы с вами кудельку прясть.

Воспитатель. Кто с нами, кто с нами клубочки мотать?

Дети. Мы с вами, мы с вами клубочки мотать.

Воспитатель. Кто с нами, кто с нами рукавички вязать?

Дети. Мы с вами, мы с вами рукавички вязать.

Воспитатель. Молодцы, ребята, сегодня мы с вами многое вспомнили о труде ремесленников и рукоделии русских людей. Сейчас нам нужно выбрать детей, которые будут рассказывать жюри о предметах в нашем групповом музее.

Выслушивает предложения детей.

А те игры и задания, в которые мы сегодня играли и выполняли, нам пригодятся при проведении праздника, куда мы пригласим родителей и детей других групп.

Похожие статьи:

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Рыбы

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: Животные

Конспект интегрированной НОД в старшей группе ДОУ

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Геометрические фигуры

Занятие по математике в старшей группе детского сада

Нет комментариев. Ваш будет первым!