Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова «Жила-была собака...»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с веселыми стихами о животных; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное.

Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме; аудиозапись песни «Не дразните собак»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

Все на свете нужны

Все-все, все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд —

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется...

Все-все, все на свете, на свете нужны.

И это все дети запомнить должны!

— О чем автор говорит нам в стихотворении?

— Докажите, что все на свете друг другу нужны. (Высказывания детей.)

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело).

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие?

Сегодня мы продолжим разговор на эту тему и познакомимся с новыми произведениями.

IV. Работа по теме урока

Стихотворение Б. Заходера

— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Б. Заходера (с. 128). Что вы видите? (Кошка плачет.)

— Как вы думаете, почему она плачет? (Ответы детей.)

— Проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение самостоятельно. (Дети читают.)

— Какое горе приключилось у киски?

— Жалко ли вам ее? Почему?

— Какое настроение создает это стихотворение?

— Как его можно озаглавить?

— Прочитайте его выразительно сначала друг другу, а потом всем одноклассникам.

(Выразительное чтение стихотворения.)

V. Физкультминутка

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Стихотворение И. Пивоваровой

— Кто автор следующего стихотворения (на с. 128-129)?

— Как мы можем назвать его — по первой строчке? («Жила- была собака...»)

Материал для учителя

Ирина Михайловна Пивоварова (1939—1986) — детская писательница. Родилась в Москве. Ее отец был врачом. Он мечтал, чтобы дочь тоже стала врачом. Однако она, окончив школу, поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.

Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора Виктора Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина Михайловна начала писать маленькие рассказы, стихи. И они очень понравились детям.

— Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Что вы видите?

— Предположите, о ком или о чем будет это стихотворение.

— Прочитаем стихотворение по частям. (Учитель читает первые четыре четверостишия.)

— Какое впечатление произвела на вас собака?

— Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам внешний вид собаки. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)

— Прочитайте строчки, от которых нам становится страшно, мы боимся этой собаки.

(Дети зачитывают.)

И вот когда собака

Бежала по дороге,

За нею пыль вставала

Почти до самых звезд.

— Как вы понимаете эти строчки?

— Есть ли еще строчки?

И лаяла собака,

Как миллион собак.

Когда она дышала,

С домов слетали крыши

И все деревья гнулись.

— Теперь вам понятны иллюстрации в учебнике?

— Какой предстает перед нами эта собака? (Перед нами возникает образ огромной, страшной собаки.)

— Как вы считаете, что будет дальше? (Предположения детей.)

— Прочитайте стихотворение до конца, обращая внимание на характер собаки.

— Ожидали ли вы такое продолжение?

— Прочитайте, какой была собака. (Дети читают.)

— Можно ли сказать, что это сказочное стихотворение?

— Какие приемы сказки использует автор?

(Ответы детей. Затем - выразительное чтение стихотворения.)

2. Правила поведения с собаками

— Поговорим, как правильно вести себя с собаками. Почему это важно?

— У кого из вас есть собака? Как вы за ней ухаживаете?

— Послушаем песню «Не дразните собак».

— Что вы скажете об этой песне?

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам особенно удалось?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы изучаем?

— Какие произведения мы читали сегодня? Кто их авторы?

— Какое из них вам больше понравилось? Почему?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения на тему Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», 2 класс. Школа России

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Братья наши меньшие

Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень

Рассказы о загадках природы для учащихся начальной школы

Родительское собрание в 1 классе. Чтение без принуждения

Нет комментариев. Ваш будет первым!