Занятие по основам безопасности в подготовительной группе

Беседа по ОБЖ в детском саду для старших дошкольников «Полезные вещи — молоток и клещи»

Сегодня мы поговорим о безопасном обращении с инструментами. Думаю, не ошибусь, если скажу, что дома у вас есть специальный ящичек или коробка с инструментами. Что такое инструменты, знаете? Инструменты — это орудия в руках человека для выполнения какой-либо работы. С помощью инструментов можно отремонтировать вещи, повесить картину или полку, смастерить кормушку для птиц, закрепить разболтавшуюся розетку. Какие инструменты помогут сделать это? Молоток, пила, отвертка, клещи, ножницы. Эти инструменты, как правило, есть в каждом доме.

Нужные вещи

Нужные вещи —

Молоток и клещи,

И отвертка, и винты.

Знаешь ли об этом ты?

 

Стол помогут починить

И скворечник смастерить,

Гвоздик вынуть старый —

И кривой и ржавый.

И минут за десять

Полочку повесить.

 

Работяги дружные —

Эти вещи нужные:

И отвертка, и пила,

И топорик, и игла. -

Инструменты, которые мы с вами перечислили, просты в обращении, но все же требуют внимательного и бережного отношения. При пользовании ими нужно соблюдать определенные правила безопасности. Чтобы узнать правила, поговорим о каждом инструменте отдельно. Начнем с молотка. Зачем, как вы думаете, нужен молоток? Для того, чтобы забивать гвозди.

Молоток

Молоточек не молчит:

Он стучит, стучит, стучит,

Гвоздик бьет по шляпке —

Будет все в порядке!

Гвоздь немного похож на грибок. У него есть длинная заостренная ножка и круглая шляпка.

Он похож на грибок:

Ножка есть и шляпка.

Бьет по шляпке молоток.

Кто же он, ребятки? (Гвоздь.)

Какие правила безопасности необходимо выполнять при работе с молотком? Во-первых, не следует брать молоток и работать им без разрешения взрослых. Не имея

навыка обращения с этим инструментом, вы можете случайно ударить молотком не по гвоздику, а по пальцу. Недаром про молоток говорят: «Сам худой, да голова тяжела». Во-вторых, никогда не стойте рядом с человеком, работающим молотком, потому что он случайно может вас задеть.

Правила работы с молотком

(если папа или дедушка разрешили)

1. Рука должна находиться не у самой головки молотка, но и не у самого края рукоятки.

2. Держите пальцы подальше от шляпки.

3. Если гвоздь согнулся, то продолжать бить по нему бесполезно. Его нужно вытащить клещами и попытаться забить другой.

Теперь поговорим о клещах. Видели ли вы этот инструмент? Расскажите, как он выглядит. Клещи — это щипцы, у них загнутые внутрь острые края. Зачем нужны клещи? Клещами вытаскивают гнутые или ржавые гвозди. Ими можно сгибать проволоку, листы железа и перекусывать гвозди.

Клеши

Вынуть гвоздик старый,

Ржавый и кривой

Клещи помогают. Раз —

И гвоздь долой!

Правила обращения с клещами

1. Не нужно играть с клещами. Это не игрушка, а инструмент.

2. Не засовывайте пальцы в приспособление для вытаскивания гвоздей, потому что можно пораниться острыми краями.

3. Не стойте рядом с человеком, работающим с клещами.

Среди домашних инструментов есть и отвертка. Отвертка — это насаженный на рукоятку стальной стержень, ею завинчивают винты и шурупы.

Отвертка

Будем мы ее крутить

По стрелке часовой.

Шуруп поможет завинтить

Отвертка нам с тобой.

Что такое шуруп? Шурупы похожи на гвозди, но их не забивают молотком, а завинчивают отверткой. Стержень у шурупа толще, чем у гвоздя, на нем есть резьба. На шляпку шурупа нанесены одна или две бороздки. Что нужно знать при обращении с отверткой? Отвертку, как и другие инструменты, нельзя брать без разрешения взрослых. С ней нельзя играть, потому что можно пораниться или заостренным концом попасть в глаз.

В ящике с инструментами обычно хранится и пила. Пила — это стальная пластина с заостренными зубцами по краям. Они бывают двуручные и одноручные. Небольшая одноручная пила называется ножовкой. Именно ее используют для домашнего ремонта, когда надо отпилить кусок деревяшки или фанерку. Для пилки дров используют более длинную двуручную пилу, ею работают два человека.

Пила-ножовка

Пилка-ножовка

Пилит быстро, ловко!

У ней острых зубок ряд,

Они на солнышек горят

Будто улыбаются,

И в дерево вгрызаются.

Инструменты — наши добрые помощники и друзья. Но они могут быть и опасными, ведь большинство инструментов — острые, колющие, режущие. Ими можно пораниться — порезаться или оцарапаться, получить более серьезную травму. С инструментами нельзя затевать игры, их не следует брать, не спросив разрешения у взрослых, при работе следует соблюдать определенные правила. К инструментам нужно относиться бережно и внимательно: не оставлять где попало, стараться, чтобы на них не попала влага, ведь металлические части инструментов могут заржаветь и станут работать хуже. Думаю, вы поняли, что после окончания работы инструменты нужно убирать в специальный ящик или шкафчик.

Вопросы

1. Зачем нужны инструменты?

2. Какие инструменты вы знаете?

3. Какие инструменты есть у вас дома?

4. Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать, когда работаете:

а) с молотком;

б) клещами;

в) отверткой;

г) пилой.

5. Почему нельзя играть с инструментами?

6. Где нужно хранить инструменты?

7. Почему инструменты называют помощниками человека?

Задания

Нарисуйте и раскрасьте: молоток, клещи, отвертку, пилу, гвоздик, шуруп.

Загадки

Тук-тук,

Скок-скок,

Гвоздь забьет нам ... (молоток).

 

Быстрая и верткая,

Зовут ее ... (отверткою).

 

У ней острых зубок ряд,

Они пилят все подряд. (Пила.)

Рассказ «Данилка и пилка»

Данилка любил гостить у дедушки. Особенно нравилось мальчику ходить вместе с дедушкой в мастерскую, оборудованную в небольшом деревянном сарайчике возле дома.

Там было много интересных и полезных вещей. В углу под лампой стоял верстачок, на полках вдоль стены в идеальном порядке располагались инструменты: топорик, пила-ножовка, пилка для выпиливания из фанеры, молоток, отвертка и круглые жестяные коробочки из-под леденцов, в которых дедушка хранил гвозди, шурупы, гайки и винты.

Дедушка Данилки, Степан Петрович, — мастер на все руки. Может и табуретку починить, и полочку для книг сделать. Но больше всего дедушка любит вырезать из дерева забавные фигурки: медведя с бочонком меда, длинноухого зайца, благородного оленя. Звери у деда, как живые получаются.

Однажды Данилка попросил дедушку:

— Дедуля! Научи меня из дерева вырезать. Вот у тебя как ловко получается. Был сучок, а превратился в белочку.

— Мне помогают инструменты. Видишь их сколько. Ножички разные, пилки. Без них я, как без рук.

— Как эта тоненькая пилка с ручкой называется? — поинтересовался мальчик.

— Это лобзик! Им можно из фанеры выпиливать разные фигурки, рамки для фотографий, ажурную резьбу делать. Знаешь что, Данилка, научу-ка я тебя сначала выпиливать лобзиком. Это не сложно и не опасно.

Дедушка Степан достал с полки кусок фанеры, нарисовал на нем флажок и стал показывать внуку как выпиливать лобзиком. В умелых дедушкиных руках лобзик вел себя очень послушно. Данилка попробовал выпиливать сам, но у него не получилось: пилка не хотела пилить, она гнулась и застревала в волокнах дерева.

— Ничего! Потренируешься и научишься, — подбодрил внука дедушка Степан.

На другой день дедушка уехал по делам, а Данилка один пошел в мастерскую. «Что бы такое вырезать?» — подумал он.

Вырезать флажок не интересно. Хорошо бы сразу красивую фигурку. Скоро у дедушки день рождения, можно приготовить ему сюрприз. Например, выпилить петушка, а потом раскрасить: гребешок и бородку — алым, а хвост и ноги — золотым.

Данилка нашел подходящую фанерку, взял карандаш и принялся рисовать петушка.

Вот головка,

Вот бородка,

Это хвост и гребешок —

Получился петушок!

— Здорово! — воскликнул мальчик. — И петушок получился на славу, и стишок придумался сам. Вот какой я молодец! Теперь можно и выпиливать.

Он взял лобзик и приготовился вырезать петушка. Но пилка не хотела слушаться Данилку, она то и дело застревала и гнулась. Когда мальчик нажал сильнее, она сломалась, причем острым концом больно оцарапала неумелого мастера.

— Не беда, возьму другую пилку. Их у дедушки много, — решил Данилка,

Он взял новую пилку, попытался закрепить ее, как учил дедушка Степан, но у него ничего не вышло.

Думаю, друзья, вы догадались, что Данилке не хватало терпения. Недаром ведь говорится: «Будет терпение, придет и умение».

— Противная пилка! — воскликнул мальчик, когда новая пилка, наконец, кое-как закрепленная им, опять сломалась. Он бросил обломки пилки на пол и призадумался: «Выпиливать очень трудно. Лучше я попробую вырезать ножиком».

Мальчик залез на табурет и достал с верхней полочки коробку с ножами. Взяв в руки нож с тяжелой резной рукояткой, Данилка осторожно провел пальцем по лезвию.

— Какой острый! Как бритва. Таким ножиком, наверное, легко вырезать.

Он взял в руки фанерку и попробовал резать ее ножом. Но ножик, соскользнув, порезал мальчику палец.

— Ай, больно! — воскликнул Данилка. Из ранки полилась кровь.

Ничего не оставалось, как бросить на стол фанерку, нож и поскорей бежать домой. Дома бабушка промыла палец, помазала его йодом и забинтовала.

Вечером дедушка Степан вернулся домой, сразу обо всем догадался. Ведь он сначала зашел в мастерскую и увидел разбросанные в беспорядке инструменты и капельки крови на столе.

— Эх, горе-мастер! — вздохнул дед. — Я же тебя предупреждал, что с инструментами нужно обращаться осторожно, со сноровкой и умением.

— Дедуль, я хотел тебе в подарок петушка вырезать. Только у меня ничего не получилось. Ты, пожалуйста, не сердись, — жалобно попросил Данилка.

— Да я и не сержусь! — подобрел дедушка Степан. — Не горюй, Данилка! Подрастешь и научишься всему, а пока присматривайся, как я работаю. Когда пальчик заживет, пойдем с тобой в мастерскую и вместе вырежем твоего петушка, — пообещал внуку Степан Петрович.

Вопросы к рассказу

1. Где у дедушки Степана хранились инструменты?

2. Почему дедушку Степана называли мастером на все руки?

3. Чему хотел научиться у дедушки Данилка?

4. Что он хотел вырезать в подарок дедушке?

5. Как вы думаете, почему у Данилки ничего не получилось?

6. Соблюдал ли он осторожность при работе с инструментами?

7. Что пообещал мальчику дедушка?

8. Про какого человека говорят: «У него золотые руки»?

Похожие статьи:

Занятие по математике в детском саду. Подготовительная группа

НОД по ФЭМП в подготовительной группе детского сада

Конспект НОД по математике в подготовительной группе ДОУ

Занятие по основам безопасности в старшей группе

Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ

Нет комментариев. Ваш будет первым!