Дородовое воспитание. Как голос и музыка влияют на развитие еще не родившегося ребенка (плода)?

Дородовое воспитание. Как голос и музыка влияют на развитие еще не родившегося ребенка (плода)?

Звуковые методы воспитания ребенка

МЕТОД «РОДНЫЕ ГОЛОСА»

Некоторым может показаться, что малыш, только-только появившийся на свет, еще ничего не понимает, а он уже начинает... учить язык! И более того, замечено, что первый крик новорожденный издает «с акцентом». Так, немецкие младенцы кричат с понижением тона, как принято в немецком языке, а французские — с повышением.

Ученые из разных стран мира, объединившись в изучении этого вопроса, доказали, что познание родного языка ребенком начинается вовсе не в школе, а с момента рождения.

И в этом ему помогают не только интонации и звуки голоса, но и речевая мимика. Доказано, что дети способны различать речевую мимику разных языков. И в этом не последнюю роль играет тот факт, что мама, хорошо владеющая иностранным языком, разговаривала с малышом в период беременности, периодически чередуя родную и иностранную речь. Как считают ученые, ребенок, даже находясь в утробе, уже способен распознавать речевые структуры.

В 14 недель плод начинает реагировать на звук. После 6 месяцев у ребенка начинает функционировать внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигнал в мозг, а значит, появляется и восприятие речи. Разговор с младенцем до ро­дов формирует восприятие голоса матери, отца и других членов семьи. Он будет привыкать к голосам родителей, даже узнавать их на поздних месяцах беременности. Голоса родителей будут влиять на развитие речи ребенка уже после рождения. А частота звуковой волны языка, на котором происходило общение, будет наиболее близка для ребенка в период овладения речью.

Поэтому разговаривайте со своим будущим малышом и делайте это с удовольствием, ведь он, даже на утробной стадии развития, все слышит и понимает!

А к воспитанию ребенка до родов можно добавить следующие упражнения (упражнения даются по А. М. Ильину и Л. П. Ильиной).

Упражнение «Беседа на прогулке». Гуляя, ведите с будущим ребенком беседу о том, что вы видите, обращая особое внимание на то, что вам кажется интересным, красивым, эстетичным.

Упражнение «Деловая беседа». В то время как вы занимаетесь делами, необходимо помнить о том, что ребенок внимательно следит за вами, он любопытен и хочет узнать, чем вы занимаетесь. Поэтому негромко, но отчетливо рассказывайте ему, чем вы занимаетесь, как вы собираетесь выполнять свое дело.

Помните, что ребенок воспринимает три потока информации: ваше эмоциональное состояние, речь и отношение к нему. Уважайте в нем своего молчаливого собеседника.

МЕТОД «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РИФМА»

Читайте вслух и про себя красивые стихи. Стихи подбирайте такие, чтобы они передавали легкие, светлые состояния (в крайнем случае, легкую грусть). Стихотворений, которые передают такие состояния, как печаль, тоска, горе и т. п., старайтесь избегать.

Читайте будущему малышу и сказки, особенно хорошо это делать на ночь. При этом положите руку на живот и читайте вслух. Останавливайте ваше внимание на картинках и рассказывайте, что там нарисовано. Время занятий (от 5 минут и более) определите самостоятельно. Не утомляйте ребенка излишним старанием. Помните, что занятия должны приносить радость вам и ребенку. Такое чтение вслух не только успокаи­вает малыша, но и приучает родителей к таким процедурам, делает их привычными и после рождения ребенка.

Вы можете прослушивать сказки, которые находятся на цифровых носителях. Внимательно слушая сказки, старайтесь переживать события, о которых идет речь, с позиции ребенка. По окончании прокомментируйте вслух свое отношение к героям сказки: «Какая умная Василиса Прекрасная», «Какой смелый Иван Царевич» и т. д.

Какую музуку необходимо слушать беременной женщине?

МЕТОД «ЧАРУЮЩИЕ ЗВУКИ»

Особое внимание в дородовом воспитании ребенка уделяется музыке, ведь у плода великолепно развито слуховое восприятие.

В настоящее время ученые доказали, что прослушивание матерью во время беременности качественно-структуриро­ванной музыки укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию более тесных функциональных связей между полушариями головного мозга. В результате дети обладают большей способностью к обучению, овладению чтением и иностранными языками. У них тоньше развит музыкальный слух. Внутриутробные дети благоприятно реагируют на музыку Моцарта, Вивальди, Листа. Бетховен и Брамс вызывают у них тревожные состояния. А рок-музыка воспринимается отрицательно — низкие частоты действуют на нейроны разрушающе.

Ученый-пренатолог Андрэ Бертин в своей книге «Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях» пишет: «Плод воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на про­грамму. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку».

Педагоги по дородовому воспитанию A.M. Ильини Л. П. Ильина рекомендуют беременным женщинам два-три раза в день слушать по 10—20 минут лучшие произведения мировой классической музыки и предлагают следующий примерный репертуар, который, естественно, можно расширить по собственному усмотрению:

• Глинка М. И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Марш Черномора», хор «Ах ты, свет Людмила» из IV действия оперы.

• Григ Э. «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры».

• Мусоргский М. П. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». «Картинки с выставки»: «Балет невылупивших- ся птенцов», «Богатырские ворота», «Тюильрийский сад».

• Римский-Корсаков Н. «Шехерезада». Симфонический сюита, соч. 35.

• Рубинштейн А. «Мелодия» (фа мажор).

• Чайковский П. И. «Времена года». «Вальс цветов» и «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». Вальс (ля минор) из балета «Спящая красавица». Балет «Лебединое озеро».

• Шопен Ф. Мазурка (ми мажор), Вальс № 7. . Шуберт Ф. Вальс (си минор), «Вечерняя серенада».

Слушая музыку, мамам необходимо фиксировать свое внимание на том, какие чувства она вызывает, и представлять, что это чувство они переживают вдвоем с ребенком.

На наш взгляд, подбор любимого музыкального произведения для мамы и ее малыша — одно из самых интересных занятий, которое может ожидать родителей. Ведь, еще не ро­дившись, дети имеют свои предпочтения, успокаиваясь и затихая под подходящую мелодию. Большинство из них любят классическую музыку или естественные звуки, вроде шума дождя, морского прибоя, но есть и такие, которым нравятся детские песенки, джаз, а то и электронная музыка.

Специалисты давно заметили, что под музыку, понравившуюся еще до рождения, дети успокаиваются и сладко спят после рождения. Вот вам и доказательства преимущества дородового воспитания! Некоторые мамы, принимая во внимание то, что внутриутробно плод слышит все, что происходит внутри и снаружи, правда в приглушенном варианте, слушают приятную музыку, помещая наушники на живот.

МЕТОД «БИЕНИЕ СЕРДЦА»

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США, психолог и физиолог Брент Логан, создатель Baby Plus Prenatal Education System — дородовой системы обучения, с 1986 года занимается исследованием воздействия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его концепции сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, генератором импульсов, под которые подстраивает свою деятельность мозг. Логан создал ряд из 16 ритмических звуков, которые похожи на биение сердца матери. Ритм звуков увеличивается последовательно, по мере того как развивается беременность. Для того чтобы дать мозгу дополнительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

Все эти уникальные методы, применяемые во всем мире, направлены на умственное развитие ребенка еще до появления на свет.

Может показаться, что на дородовое воспитание придется потратить слишком много времени. Но ведь для этого природа и подарила родителям неповторимый период — 9 месяцев. А это не такой большой срок. Наградой же явится прекрасное, умное и доброе дитя. Кроме того, происходит и обратный эффект. Воспитание — это творчество. Дородовое воспитание — творчество вдвойне. Сознательное приобщение к прекрасному, овладение своими эмоциями, ответственный выбор продуктов питания оздоровят и духовно поднимут и родителей.

Это только малая часть того, что вам нужно знать, приступая к нелегкому, но очень приятному делу — воспитанию любимого ребенка.

Похожие статьи:

Дородовое воспитание. Как установить эмоциональную связь между мамой и еще не родившимся ребенком?

Когда надо начинать воспитывать ребенка. Дородовое воспитание и обучение

Дородовое воспитание. Методы воспитания детей до родов

Истоки дородового воспитания

Нет комментариев. Ваш будет первым!