Речь и творчество детей дошкольного возраста

Речь и творчество детей дошкольного возраста

Как связаны речь и творческие способности у дошкольников

Несмотря на то, что язык обладает сложным грамматическим строем, дети очень быстро и легко осваивают его. Речь объединяет все психические процессы: память, мышление, восприятие, представление, воображение.

Прежде чем развивать языковые, литературные способности, важно убедиться, что речь развивается по возрасту без отклонений. Для этого познакомимся с основными показателями речевого развития.

Формирование речи проходит в несколько этапов. До года ребенок начинает произносить отдельные слова, а к 2 годам — предложения из двух-трех слов. К 4 годам ребенок может свободно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Словарный запас 5—7-летних детей достигает 4000 слов. Речь становится связной, а произношение правильным. Если ребенок говорит так, что понять его могут только близкие люди, следует показать его специалисту — логопеду.

В случае нормального речевого развития ребенок много говорит. Он не только рассказывает о происходящих вокруг него событиях, но и пытается сочинять, фантазировать. Взрослые могут поддержать и стимулировать литературное творчество своих детей.

В возрасте 3—6 лет многие ребятишки любят рассказывать сказки собственного сочинения. Первые сказки очень просты и включают фразы из знакомых ребенку произведений: жили-были, посадил дед репку и т. д. Героем сказки может стать любой человек, предмет, попавшийся на глаза ребенку. Незамысловатый сюжет (что вижу, о том и пою), отсутствие логики говорит о том, что ребенок пока не умеет сочинять сказки, но хочет их рассказывать, как это делает мама или папа.

Склонность к сочинительству, умение сочинять истории проявляются у детей в 5—7 лет. Сказки маленьких авторов имеют сюжет, в котором явно прослеживаются их желания, интересы, переживания. Это могут быть сказки о волшебных, полезных для зубов конфетах, о маленьком щенке или котенке, которого приютила добрая фея. Подобные сказки имеют терапевтический эффект. Они помогают ребенку снять напряжение, представляя, как мечта становится реальностью.

Сказки про Бабу-ягу, волка, Кощея свидетельствуют о повышенной тревожности ребенка. Иногда детские страхи являются показателем того, что родители слишком требовательны, строги или даже агрессивны по отношению к своему чаду.

Часто сказки носят приключенческий характер, где герой побеждает всех врагов, легко преодолевает испытания. Для неуверенного в себе ребенка — это способ почувствовать себя сильным, смелым, самостоятельным.

Часто сюжет сказки сопровождается процессом рисования. Сказки-иллюстрации стимулируют развитие речевой и мыслительной деятельности, поскольку мышление в дошкольном возрасте наглядно-образное. Очень полезно в процессе рисования просить ребенка вслух рассказывать о том, что он изображает.

Желание ребенка слушать рассказы, в которых говорится о том, как устроены и работают различные приборы, как и почему светятся лампочки, работает телевизор, телефон, говорит об интересе ребенка к технике. Если поддерживать этот интерес, развивать склонность к конструированию, то, возможно, у ребенка откроется техническое дарование.

Просите ребенка сочинять истории по картинкам, истории о предметах, которые его окружают. Так писатель Николай Николаевич Носов в детстве оживлял мебель в своей комнате. Представлял, что шкаф, диван, кровать умеют думать, переживать и оживают в отсутствии хозяев.

Обязательно поощряйте фантазии ребенка, его склонность сочинять и рассказывать сказки, истории. Советуем записывать рассказы, собирать рисунки для издания домашнего сборника сказок маленького автора.

Подведем итоги

• Речь дошкольника является не только средством общения, но и показателем развития познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, представления, воображения.

• Сказки, которые сочиняют дети, подсказывают взрослым, чем интересуется ребенок, что его волнует, чего он боится, о чем мечтает.

• Склонность к фантазированию, эмоциональность, чуткость к переживаниям других людей — предпосылки гуманитарных, литературных способностей.

Похожие статьи:

Игры на развитие речи детей 3-4-5-6 лет

Стихи на развитие речи и внимания у дошкольников 5-7 лет

Консультация для родителей средней группы. Развитие речи детей 4-5 лет

Как определить темперамент ребёнка

Дидактические игры на развитие речи в средней группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!