Диагностика готовности ребенка к школе. Исследуем моторную готовность ребенка к обучению в школе

Диагностика готовности ребенка к школе. Исследуем моторную готовность ребенка к обучению в школе

Моторная готовность ребенка к школе является важнейшей составной частью готовности к школе. Мы говорим «непоседа» о ребенке, который не может сконцентрироваться и некоторое время спокойно работать, например, писать или читать. Эта способ­ность напрямую зависит от моторной готовности к школе. Вот почему участие в свободных подвижных играх со сверстниками гораздо полезнее для будущего успешного школьного обучения, чем «подготовка к школе» в виде сидения за партой и прямого обучения чтению, письму и счету в дошкольном возрасте. Эта «укорененность» в собственном теле связана со способностью к концентрации, являющейся составной частью когнитивной способности к обучению.

К моторной готовности к школе относится не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют, прежде всего, в виду координацию глаз-рука и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанны­ми с письмом, может быть у разных детей весьма различной. Это связано с созреванием соответствующих участков мозга. Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребенка с самого начала мелкого письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ.

Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом карандашом на больших листах и лишь на следующем этапе переходят к написанию буквы в тетрадь. Такой щадящий метод учитывает, что ребенок приходит в школу не с уже развитыми, но развивающимися способностями тонких движений руки.

Однако в большинстве школ еще до сих пор требуют писать маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответствующие границы, что для многих детей сложно. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел в известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребенка к школе.

Проявление воли, собственной инициативы и активности, во многом зависит от того, насколько ребенок владеет своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Участие в общих играх и радость от движения — это нечто большее, чем способ утверждения себя в детском коллективе (социальные отношения). Дело в том, что учебный процесс протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса.

Общая развитость так называемой грубой моторики, без которой ребенок не может, например, прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равновесие на перекладине и т. д., а также получать удовольствие от всех чувственных ощущений и движения (чувство равновесия, тактильные чувства, кинестетическое чувство, чувство собственного движения, чувство собственного тела), является важной составной частью готовности к школе.

Восприятие собственного тела и его возможностей — это я могу, я сумею с этим справиться — сообщает ребенку общее позитивное ощущение жизни — чувство жизни. Это позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удовольствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т. д.). Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними — важная составная часть моторной готовности ребенка к школе.

Моторная готовность к школе включает в себя:

• координация «рука - глаз», ловкость пальцев и рук;

• проявлять собственную инициативу и активность;

• воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;

• уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними.

Похожие статьи:

Диагностика готовности ребенка к школе. Социальная готовность ребенка к обучению в школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!