Как определить: готов ли ребенок к обучению в школе? Из каких компонентов состоит готовность ребенка к обучению в школе?

Как определить: готов ли ребенок к обучению в школе? Из каких компонентов состоит готовность ребенка к обучению в школе?

Описание жизни ребенка в школе показывает, что для того, чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Кроме того, нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, т.е. той среды, в которую попадает ребенок в конкретной школе и атмосферы и уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».

Современное определение готовности к школе:

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем про­должении школьного обучения для того, чтобы: а) овладеть достоянием и орудиями культуры (письмо, чтение, счет, знания и т. п.); б) извлечь из них пользу для своего развития в моторном, эмоциональном, личностном, социальном и когнитивном отношении. При этом готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.

Сделаем краткие пояснения данного определения.

В последнее время в педагогической и психологической литературе много говорят о «компетентностях» или «компетенциях», которые должны быть целью обучения в современной школе. К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе. Готовность к школе определяется развитием ряда компетентностей в эмоциональной, социальной, моторной и когнитивной областях.

Попробуем разъяснить, что это значит. Знание понятия «компетентность» в современном образовании — непременная составная часть вашей родительской компетентности.

Если у вашего ребенка хорошо развита речь, то есть он в принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, то это еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность — важнейшее свойство, необходимо человеку в условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, для такой ситуации, как свободная и связная речь перед груп­пой людей, он не готов, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно для того, чтобы в данной конкретной ситуации смочь успешно общаться. Чего же здесь не хватает? Оказывается, что для того, чтобы развитость речи, речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни (анализ «жизненного мира!»), необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильностью, развитием воли (умение преодолеть свою неуверенность, страх), а также потребность выражать свои мысли и чувства, то есть мотивация речевого общения.

Или другой пример. У человека в принципе хорошо развита речь. Он понимает то, что ему говорят и может адекватно и понятно выражать свои мысли. По, тем не менее, он не является «общительным человеком», не создает в коллективе атмосферу непринужденного общения, он «не любит» общаться, не интересуется другими людьми. Открытость, склонность к общению, интерес к другим людям — вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и ясно формулировать свои мысли) коммуникативной компетентности, являющиеся за­логом успешной коммуникации в жизни.

В этой привязке компетентности к реальным ситуациям и состоит отличие «компетентности» от просто способности. Например, у кого-то есть музыкальные способности, но на инструментах данный человек не играет, нот не знает и поэтому не может эти способности проявить в конкретных ситуациях.

Если мы говорим о компетентности в какой- либо области знаний, то сюда прибавляются — помимо способностей — еще знания, умения, мотивация решать проблемы, то есть новые, незнакомые задачи или знакомые задачи в новых ситуациях. Компетентный в этом смысле математик, физик, историк не только обладает знаниями, но и интересуется новым в своей области, читает специальную литературу, любит свой предмет — ему этот предмет нравится.

Полноценная деятельность возможна только тогда, когда дело, которое человек делает, ему нравится.

Поэтому развитие мотивации к умению является важнейшей целью современного образования, направленного на приобретение «компетентностей». Поэтому так важно видеть, чем интересуется ребенок, что ему нравится, чем он увлечен и поддерживать это. В современных системах образования интеграция интересов ребенка в школьную жизнь рассматривается в качестве важнейшей задачи и является показателем качества школы.

Отсюда ясно, что если «готовность к школе» определять как совокупность «компетентностей», то ее нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, то значит, он готов к школе и т.п.

✏ Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто научить (натренировать). Это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Готовность к школе развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом через «участие в жизни».

Если мы вспомним описание жизни ребенка в школе и требования, которые предъявляет к нему школьная жизнь, и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать ребенок, то их можно разбить на четыре большие группы.

Составные компоненты готовности ребенка к обучению в школе

эмоциональная готовность к школе;

социальная готовность к школе;

моторная готовность к школе;

когнитивная готовность к школе.

Рекомендации для родителей: больше разговаривайте со своим ребенком и выслушивайте его, побуждая тем самым выражать свои переживания в речи. Такое повседневное общение гораздо более эффективно для развития логического мышления, чем искусственные тренинги интеллекта. Проговаривайте с ним жизненные ситуации, рассказывайте о родных, близких, знакомых, друзьях, читайте сказки и детскую литературу!

Участие ребенка в повседневной жизни, наблюдение им различных ситуаций действия и участие в них — покупка продуктов в магазине, стирка, уборка, приготовление пищи, уход за домашними растениями и животными, работа на даче в саду и т.д. также являются эффективными стимулами логического мышления.

Закономерности (логика), скрытая в природных явлениях, языке и повседневных действиях являются, согласно современной логике и психологии, основанием логических законов и их понимания. Поэтому способность к последовательному логическому мышлению и пониманию взаимосвязей и закономерностей в обыденной жизни является важной предпосылкой когнитивной готовности ребенка к учению (в школе и вне школы).

Похожие статьи:

Диагностика готовности ребенка к школе. Эмоциональная готовность ребенка к обучению в школе

Готовим ребенка к школе. Этапы подготовки детей к школе. На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе. Когнитивная готовность ребенка к школе

Современное определение понятия «готовность к школе». Готовность к школе как свойство системы

Нужно ли ребенку уметь читать и писать до начала обучения в школе

Надежда # 4 ноября 2011 в 00:28 +3
Как родителям определить готовность своего ребенка к обучению в школе?
Можно использовать следующие тесты

Обведите кружком или поставьте крестик на соответствующей цифре:
Развитие тела — движение и восприятие.
Как двигается ваш ребенок на площадке для игр? Проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или он испытывает страх и боится?
0 1 2 3
Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева? Или он ищет поддержки и хватается за дополнительную опору?
0 1 2 3
Может ли ваш ребенок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.?
0 1 2 3
Может ли он бросать мяч в цель? Может ли он ловить мяч, брошенный ему?
0 1 2 3
Умеет ли ваш ребенок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом?
Получается ли у вашего ребенка, закрашивая картинки, соблюдать границы?
0 1 2 3
Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи
0 1 2 3
Умеет ли ваш ребенок вырезать ножницами простые фигуры?
0 1 2 3
Когда ребенку больно, то как он реагирует? Реагирует ли он адекватно или преувеличенно?
0 1 2 3
Может ли он находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)?
0 1 2 3
Может ли он правильно локализовать в пространстве источник звука (например, звонок радиотелефона и т. п.)?
0 1 2 3

Проверка развития когнитивной сферы: мышление, речь, воображение, внимание, память
Понимает ли ваш ребенок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (но смыслу)?
0 1 2 3
Понимает ли ваш ребенок простые причинно-следственные связи?
0 1 2 3
Может ли ваш ребенок узнавать и называть основные цвета и формы?
0 1 2 3
Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова?
0 1 2 3
Умеет ли он считать и определять простые числа, например, на кубике для игр?
0 1 2 3
Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни?
0 1 2 3
Как говорит ваш ребенок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих?
0 1 2 3
Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое-либо событие или переживание)?
0 1 2 3
Когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует, работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается?
0 1 2 3
В состоянии ли ваш ребенок заниматься каким-либо одним делом на протяжении хотя бы 10-15 минут и довести это дело до конца?
0 1 2 3
Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации?
0 1 2 3
Получается ли у него выполнить простое задание тщательно и как следует?
0 1 2 3

Проверка эмоционального и социального развития ребенка
Развито ли у вашего ребенка доверие к себе и своим способностям?
0 1 2 3
Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации?
0 1 2 3
Удавалось ли вашему ребенку иногда преодолевать свою боязливость?
0 1 2 3
Может ли он ждать исполнения желаемого?
0 1 2 3
Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без вас или другого лица, к которому он испытывает доверие?
0 1 2 3
Может ли ваш ребенок сам (без вашей помощи) отстаивать себя в трудной ситуации?
0 1 2 3
Рад ли он, что скоро пойдет в школу?
0 1 2 3
Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуации?
0 1 2 3
Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре?
0 1 2 3
Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми?
0 1 2 3
Как ведет себя ваш ребенок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное решение ситуации, и принимает ли их?
0 1 2 3
Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то тогда велика вероятность, что вашему ребенку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе. Ему необходима будет дополнительная поддержка (в том числе и семьи) и если вашему ребенку еще не исполнилось 7 лет, то может быть имеет смысл годик подождать. Но речь при этом не идет просто о пассивном ожидании в том смысле, что ребенок сам собой «дозреет» до школы, но о педагогической поддержке, соответствующей профилю развития вашего ребенка. Если, например, ваш ребенок хорошо развит когнитивно (интеллектуально), но в эмоционально-социальной сфере у него трудности, то имеет смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками и некоторое время быть без вас, не испытывая страха. При этом следует избегать резких переходов к непривычной для ребенка ситуации. Если ребенку трудно быть без родителей в игровой группе, то нужно создавать переход постепенно и первое время присутствовать в группе, пока ребенок не привыкнет. Важно при этом, чтобы состав группы и руководитель (взрослый) были бы постоянными. Тогда у ребенка появится возможность выстроить стабильные эмоциональные отношения в новой социальной среде.
Если наблюдения на основе опросника вызывают у вас беспокойство, то обратитесь в психологическую службу за консультацией специалиста.
Если, напротив, слабо выраженными окажутся только немногие признаки, то как правило особых сложностей не возникает, а целенаправленная поддержка приводит к выправлению профиля развития.
0 # 4 ноября 2011 в 00:38 +3
Я считаю, что нельзя делать заключение о готовности к школе только на основе интеллектуальных достижений ребенка, т. е. когда ребенок уже умеет читать, считать и т.д. Это следует особо подчеркнуть, так как родители часто делают именно такую ошибку, путая когнитивное развитие с готовностью к школе.
Хорошо, если вы не ограничитесь только своими наблюдениями, но попросите других людей охарактеризовать вашего ребенка по данным признакам.
Родителям бывает трудно объективно воспринимать слабые стороны своего ребенка и это правильно. Кроме того, эмоционально родители бывают склонны относить на свой счет успехи или неудачи собственного ребенка и поэтому инстинктивно не хотят замечать и признавать, что у их ребенка проблемы.
Однако для блага вашего ребенка нужно постараться получить возможно более объективную картину развития для принятия адекватных решений. Особенно ценными могут быть наблюдения педагогов, которые работают с большим количеством детей и поэтому лучше могут видеть развитие вашего ребенка на фоне других детей. Может оказаться что то, что вы считаете проблемой и отставанием в развитии, на самом деле совершенно нормально и встречается у большинства детей. Помните также, что наличие проблем в развитии и слабость ребенка, которую он проявляет в некоторых областях, вещь совершенно нормальная.
Уважаемы родители, помните! Гармоничные дети, развитые во всех отношениях, вещь замечательная, но в реальной современной жизни почти не встречается.
Надежда # 4 ноября 2011 в 00:48 +1
Верное дополнение.
София, я с вами полностью согласна