Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

Рассмотрим эмоциональное и психическое развитие ребенка четырех лет.

Нормы психического развития четырехлетнего ребенка

Зная нормы психического развития малыша в возрасте четырех лет, мама может оценить соответствие его развития нормальному самостоятельно. Для ребенка этого возраста характерно следующее:

• он обладает хорошей памятью; довольно быстро запоминает стихи — причем стихи достаточно большие; с удовольствием эти стихи декламирует; не испытывает особенного стеснения, когда эти стихи слушают малознакомые люди;

• малыш постоянно обнаруживает стремление походить на взрослого человека; основные объекты для подражания — мама и папа, бабушка и дедушка, однако, ребенок вполне может подражать и незнакомым людям, которых он увидел на улице, по телевизору или которые пришли в дом как гости; стремление подра­жать делает ребенка этого возраста очень восприимчивым к воспитанию; многие игры ребенка (например, все ролевые игры) построены на подражании взрослым;

• хорошо понимает смысл очень многих слов; быстро растет словарный запас ребенка; если какие-то новые слова неизвестны малышу, он не стесняется спрашивать об их значении; ребенок хорошо понимает тонкости интонации, например, чувствует разницу между веселым и ироничным тоном; малыш чувствует недовольный тон в интонации мамы, чувствует грусть, обиду, одобрение, осуждение и т. п.;

• ребенок легко отличает единственное число от множественного, не путает мужской род с женским; правильно понимая число и род, ребенок правильно данными понятиями пользуется; однако, он может быть не в ладах с определениями времени: так, малыш о «завтра» может сказать, как о «вчера», ужин может назвать завтраком и наоборот; ребенок не видит разницы в выражениях «под гору» и «в гору»;

• без особых затруднений ребенок может разделить множество предметов на группы по тому или иному определяющему признаку: например, ряд предметов «тарелка, молоток, чашка, отвертка, ложка, плоскогубцы» он легко разделит на два ряда: «тарелка, чашка, ложка» и «молоток, отвертка, плоскогубцы», но это относится только к предметам, зримым вещам; если предложить ребенку сделать то же самое на словах, он будет испытывать затруднения; не сможет он найти и обобщающие слова, чтобы назвать ряды: «посуда» и «инструменты»;

умея неплохо играть в одиночестве, ребенок все-таки предпочитает играть в компании и ищет компанию для игры; понимает, что все дети разные; понимает, что с каким-то ребенком ему играть интереснее, чем с другим, и поэтому уже способен заводить приятель­ские и дружеские отношения; играя с другим малышом, ценит совместную игру, готов уступить в конфликтной ситуации, готов отнестись к себе критически, готов признаться в своей вине;

• ребенок этого возраста часто проявляет готовность помочь маме и папе в каком-либо деле; охотно выполняет данные ему простенькие поручения — по дому, по хозяйству; выполнив поручение, не скрывает гордости — «справился!»;

• ребенок любит рисовать; довольно быстро меняется характер его рисунков; раньше рисование ребенка строилось исключительно на подражании движениям рисующего взрослого человека — то есть ребенок просто бездумно черкал карандашом по бумаге; в рисунках четырехлетнего малыша уже можно угадать тот или иной смысл; если мама методично занимается с ребенком рисованием, то он в возрасте четырех лет способен нарисовать круг (понятно, что этот круг нельзя будет назвать идеальным); по силам ребенку нарисовать и другие геометрические фигуры — квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб; четырехлетний малыш способен достаточно аккуратно обводить предметы карандашом — например, стакан или спичечный коробок, может справиться с трафаретными фигурами (может даже совместить одно изображение с другим, т. е. нарисовать квадратик и треугольник — домик); однако ребенок еще не способен нарисовать человечка, какое-либо животное, домик.

Сравнивая уровень психического развития своего малыша с уровнем психического развития среднестатистического ребенка, мама не должна забывать об индивидуальных особенностях психики. Если она видит, что какому-то из вышеприведенных пунктов развитие ее малыша не соответствует, она не должна по этому поводу особенно тревожиться; причина несоответствия может быть в индивидуальности малыша. Но если ни в одном пункте мама своего ребенка не увидела, она, конечно же, имеет основания для встречи с детским психологом или с детским психоневрологом. Осмотрев ребенка, побеседовав с ним, специалист даст советы, возможно, запишет малыша в группу для занятий.

Похожие статьи:

Как заниматься с ребенком дополнительно

Что должен уметь ребенок в 4 года

Игрушки для детей 4 – 5 лет

Физическое развитие ребенка 4-5 лет. Приспособления для занятий физической культурой

Какие книги должны быть у детей 4 - 5 лет?

Нет комментариев. Ваш будет первым!