Обучение дошкольников математике. Занятия математикой с детьми от 3 до 5 лет

Обучение дошкольников математике. Занятия математикой с детьми от 3 до 5 лет

Занятия, направленные на развитие математических способностей ребёнка

Современные требования к развитию ребенка растут с каждым днем. Ни для кого уже не секрет, что при поступлении в школу малыш проходит тестирование, пока не официальное и не узаконенное, однако по результатам этого непростого испытания его отправляют в тот или иной класс. Таким образом, классы изначально делятся на группы детей развитых, активных и всех других. Не будем касаться моральной стороны такого положения дел, однако всем хочется, чтобы ребенок развивался гармонично, соответственно возрасту и не отставал от ровесников. Потому-то сейчас и актуальны различные студии по раннему развитию и подготовке к школе.

Чтобы у ребенка в ближайшем будущем не возникло проблем в школе из-за пробелов в знаниях или отсутствия интереса к учебе, формировать необходимые навыки нужно уже сейчас. Задача взрослого — предотвращение этой проблемы с помощью занятий, организованных в игровой форме и направленных на подготовку к школе.

В данной главе мы рассмотрим занятия, способствующие развитию математических способностей. Для их организации понадобится заранее заготовленный дидактический и раздаточный материал. Он поможет ребенку более успешно справляться с элементарными познавательными задачами. На этих занятиях малыш научится самостоятельно определять количество и величину предметов.

Количество

Занятия, направленные на определение количества предметов, рекомендуется начинать с ребенком в возрасте от трех лет. Основная направленность данных занятий — формирование у малыша представления о множестве предметов, где он учится сравнивать между собой две группы предметов. При этом следует акцентировать его внимание на том, что все предметы имеют сходства или различия.

Начинать такие занятия рекомендуется с простого приема наложения предметов.

На первом этапе ребенку предлагаются карточки с изображениями однородных предметов (грибков, мячиков, самокатов и т. д.), которые должны располагаться в ряд, и корзина с маленькими пластмассовыми или резиновыми игрушками. Сразу следует учесть, что количество игрушек должно быть больше количества карточек с изображением предметов.

Взрослый показывает ребенку, как располагать игрушки в один ряд, поставив их на карточки с рисунками, заостряя внимание на том, что игрушки располагаются так, чтобы на каждой карточке с рисунком была только одна игрушка и между картинками оставались свободные промежутки. При этом, объясняя малышу, что когда все карточки и изображенные на них предметы будут закрыты, оставшиеся игрушки не используются и остаются в коробке.

Во время занятия взрослый объясняет ребенку и то, что игрушки следует брать правой рукой и располагать слева направо. Хорошо, если в процессе занятия ребенок будет повторять за взрослым слова «слева направо» и постепенно запоминать смысл этих значений.

Для более эффективного усвоения необходимых знаний, лучше систематически проводить такие занятия. Нельзя не фокусировать внимание и на том, что в случае использования одного и того же наглядного материала, вероятна возможность потери заинтересованности к занятию. Поэтому, сохраняя общую направленность, предметы рекомендуется регулярно менять. С помощью такой деятельности малыш научится кормить кроликов морковью, косточками собачек, рыбками кошек и т. д.

Также важно, чтобы ребенок мог самостоятельно распределять предметы и видеть между ними границы деления. У малыша должно закрепляться понятие, что бывает разное количество предметов.

Не нужно ограничивать направленность занятия только правильным выполнением приоритетной задачи, поскольку не менее важно, чтобы малыш умел комментировать свои действия, давать им оценку, отвечать на сопутствующие вопросы. Особенно важным для таких занятий является слово-вопрос «сколько», его-то ребенок и должен запомнить и понять значение слова. Так это важное выражение постепенно пополнит его словарный запас.

После основательного усвоения и закрепления вышеописанного материала задача усложняется. Теперь ребенку предстоит понять не только смысл наложения, но и приложения. Для этого каждая карточка должна состоять из двух частей с четкой границей деления. Деление можно выполнить с помощь горизонтальной линии. Таким образом, поверхность карточки разделится на две половины — верхнюю и нижнюю. В верхней части карточки рекомендуется расположить изображения предметов (корабликов, машинок, цветов и т. д.), а нижнюю часть оставить пустой.

Следует учитывать, что количество изображений, расположенных на верхней части карточки, не должно быть меньше двух и не больше четырех. После чего взрослый предлагает малышу посмотреть в коробку, в которой заранее заготовлены мелкие игрушки. Количество игрушек, как и на предыдущем занятии, должно превышать количество изображенных на карточке предметов. Перед ребенком ставится задача разместить в пустой части карточки столько игрушек, сколько на ней изображений. Во избежание трудностей, которые могут возникнуть из-за непонятности задания, взрослый заранее должен предупредить малыша, что игрушки следует ставить не на картинки, а под ними.

Нельзя забывать о том, что все действия малыш выполняет под строгим контролем со стороны взрослого.

При этом взрослый обращает внимание на то, чтобы ребенок выполнял все действия правой рукой и расставлял игрушки только под картинками и не нарушал интервалы между предметами.

При этом на каждом занятии взрослому не следует забывать побуждать малышку подробно рассказывать обо всех своих действиях.

Освоив приведенные задания, ребенок должен закрепить представления о равенстве и неравенстве количества предметов.

Переходим на следующий этап занятий. Взрослый заранее готовит карточку, разделенную горизонтальной чертой на равные части, и коробку с вырезанными из картона геометрическими фигурами разного цвета. Задача ребенка — сортировка фигур. Например, в верхней части карточки должны быть только круги, а в нижней — квадраты. После выполнения задания ребенку предлагается оценить, сколько кругов и сколько квадратов, равно ли их количество. В случае, если количество не равно, рекомендуется задать вопрос, в какой части больше фигур, а где меньше.

Можно разнообразить занятие, обращаясь к заданиям, которые символизируются жестами или даже звуками. Например, взрослый хлопает в ладоши и предлагает ребенку поставить в ряд столько игрушек, сколько было хлопков. Если у ребенка возникли затруднения с выполнением заданных действий, взрослый показывает выполнение задания на своем примере: хлопает одни раз — достает одну игрушку, два хлопка — две игрушки. После этого предлагает малышу повторить его действия.

Занятие продолжается постепенным увеличением числа хлопков. В ходе занятия ребенок научится считать игрушки по звукам. После успешного выполнения задания ребенок и взрослый меняются ролями — ребенок хлопает, а взрослый достает игрушки.

Величина

Понятие о величине тесно связано с формированием сенсорного восприятия ребенка. Осознание размера предметов влечет за собой появление и накопление знаний об их свойствах и выполнение самостоятельных действий, направленных на их исследование и измерение.

В процессе занятий малыш научится сравнивать одинаковые и разные по размерам предметы. Занятия закрепляют в его в лексиконе такие понятия, как «больше», «меньше», «равны».

На первых этапах желательно предлагать для сравнения две группы предметов больших и малых размеров, поскольку при знакомстве с одним из признаков различия фокусировать внимание на других не нужно, иначе это может вызвать нежелательные затруднения. Например, если ребенок сравнивает два бруска, лучше выбирать предметы с одинаковой структурой и одного цвета, а предлагать различать их исключительно по длине. Причем бруски рекомендуется располагать таким образом, чтобы их различие было лучше заметно ребенку.

На другом занятии бруски могут различаться только по цвету, затем по ширине и т. д.

Геометрические фигуры

При организации занятий нельзя не учитывать, что у ребенка этой возрастной группы понятие о геометрических фигурах формируется с помощью зрительного восприятия и сравнения. Например, треугольник и круг. На первом этапе рекомендуется предлагать ребенку только фигуры, одинаковые по цвету и размеру. После усвоения и закрепления новых знаний следует сделать плавный переход к разноцветным фигурам, разным по величине. В процессе занятий ребенок поймет, что величина или окраска не зависят от формы и структуры предмета.

Однако, предлагая ребенку сравнивать геометрические фигуры, необходимо соблюдать определенную схему, которая включат в себя вопросы:

— Какие это фигуры?

— Назови их цвет.

— В чем их сходство?

— Чем они отличаются?

Эта последовательность анализа позволяет ребенку сосредоточиться на главных свойствах предметов.

На втором этапе этой группы занятий рекомендуется предложить ребенку с помощью взрослого обводить фигуры по контуру, чтобы он мог запомнить их форму по движению руки. Также для сравнительного анализа можно применять вышеупомянутые методы наложения и приложения одной фигуры на другую.

Специально разработанные дидактические игры для проведения данных занятий в широком ассортименте представлены в крупных игрушечных магазинах.

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в пространстве формируется как на всех предложенных занятиях, так и в процессе приобретения ребенком самостоятельного жизненного опыта.

Однако взрослым рекомендуется регулярно следить за тем, чтобы малыш знал названия частей тела. Когда основные понятия закрепятся, следует знакомить ребенка с направлениями: вперед — назад и различать лево — право, ориентируясь на руки. При затруднениях в различии рук можно привлечь внимание к их форме и функции, например, предложить левой рукой держать тетрадь, а правой — фломастер. На занятиях данной направленности ребенку необходимо научиться различать пространственные направления в позиции от себя.

Для усвоения и закрепления понятий «назад», «вперед», «право», «лево» поможет занятие, которое проводится с помощью заранее заготовленных стрелок-указателей. Для организации игры необходимо вырезать из картона стрелочки. Взрослый прячет в укромном месте игрушку и с помощью стрелок указывает к ней путь, при этом подсказывая: «Стрелочка ведет направо, стрелочка ведет налево, стрелочка ведет вперед, стрелочка ведет назад».

А вот для закрепления «вверх», «вниз» подойдет игра с подвесным шариком. Для организации игры нужен шарик небольшого размера, к которому надо привязать веревочку и подвесить его на перекладину на высоте, слегка превышающей рост ребенка, но его расположение должно регулироваться, т. е. шарик может опускаться ниже и подниматься вверх. Игра заключается в том, что когда взрослый поднимает шарик, он говорит: «Я поднимаю шарик вверх. Он высоко», затем отпускает шарик, поясняя: «Теперь шарик низко, потому что я его опускаю». Сначала взрослый дает ответы сам, а затем предлагает малышу самостоятельно определить, где шарик.

Чтобы у ребенка окончательно сформировалось и закрепилось представление о расположении предметов в пространстве «верх-низ», рекомендуется систематически проводить такие занятия, причем, чтобы не пропал интерес, вместо шарика можно подвешивать игрушку, кеглю, брусок. Также надо не забывать напоминать ребенку, где право, где лево. Для этого можно предложить малышу взять в руки по флажку: в правую — красный, в левую — синий. Взрослый командует: «Красный флажок наверх», «Синий флажок наверх», «Красный в сторону направо», «Левый в сторону налево», «Синий флажок вниз», «Красный флажок вниз» и т. д.

Если ребенок повторяет упражнение за взрослым, нельзя становиться напротив него, зеркальное расположение может его спутать, и произойдет дезориентация.

Ориентировка во времени

Данные занятия направлены на формирование у ребенка таких представлений, как день, ночь, вечер, утро. Занятия должны являться неотъемлемой частью игровой деятельности и режимного распорядка малыша. Например, взрослый, начиная утреннее занятие, поясняет: «Сейчас утро, настало время приступить к нашему любимому занятию».

Средствами дополнительного закрепления понятий о времени могут служить всевозможные иллюстрации, на которых изображены времена суток или деятельность людей в различные промежутки времени.

Обучение математике лучше проводить в форме игры. Математические игры для детей 5 лет.

Похожие статьи:

Гармоничное развитие ребенка. Методика Сесиль Лупан

Развитие кругозора ребенка от 1 до 3 лет

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

Как оформить детскую для развития ребенка

Как заниматься с ребенком дополнительно

Нет комментариев. Ваш будет первым!