Что должен уметь ребенок в 3 года?

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Рассмотрим, что должен уметь ребенок в 3 года, чтобы начать успешно посещать детский сад и  быть способным к коллективному обучению?

Как обучать родителям малыша, чтобы подготовить его к посещению детского сада?

Когда в общении ребенка начинает превалировать познавательная функция, т. е. малыш использует речь, чтобы удовлетворить свой интерес, уточнить инструкцию, познакомиться, попросить, разрешить вопрос — ребенок становится готов к началу обучения в коллективе.

Индивидуально он уже решил все важные для себя вопросы, как то:

■ понимание речи;

■ относительно свободное владение ею;

■ формирование основ понятийного аппарата;

■ формирование основ инициативы и эмоционально-волевой сферы;

■ основы работы по инструкции;

■ владение азами логики и анализа.

Заметьте, родитель должен приложить к вышеперечисленному определенную долю усилий. Первоначальная задача — расширение словарного запаса ребенка, его вербального кругозора. Если малыш не имеет понятия о сути вещей, фактов, событий либо знает об их существовании, но не в состоянии дать им название (с помощью речи) или оценку (субъективную эмоциональную или объективную логическую), скорее всего впоследствии он не сможет оперировать данными ка­тегориями. А оперировать — значит анализировать, систематизировать, классифицировать (это то, чем занимаются дети 3-5 лет).

В решении этого вопроса нам помогает непрерывный диалог с ребенком с первых дней его жизни. Старайтесь обращать внимание ребенка на каждую мелочь, «опредмечивать» каждый пустячок и всему давать оценку. Неважно, чем вы занимаетесь с крохой, главное — оставаться на связи. Вы моете полы — прекрасно, выдайте крохе тряпочку и проговаривайте ваши совместные действия, направленные на устранение грязи и пыли. Тут же сочините веселую историю про Пыль и Грязь, которые поселились в вашем доме, а вы им объявили войну и выиграли ее, пригласив на свою сторону героев Порошок и Щетку. Постепенно развивайте интерес ребенка, выделяйте серии предметов, классифицируйте их по цвету и форме. Заставляйте мышление ребенка постоянно пребывать в тонусе, в ваших играх обязательно должна присутствовать интеллектуальная составляющая. Продолжите сказку про войну Грязи и Пыли, с одной стороны, и Порошка и Щетки — с другой. Рассказав, что вся Мебель перешла на сторону чистюль, попросите ребенка перечислить ваших союзников (диван, кресло, шкаф, кто еще?). А грязная посуда поддержала нерях (встали на сторону Пыли и Грязи немытые сковороды, кастрюли, кто еще?).

Со временем любознательность, которую вы культивируете в ребенке, войдет у него в привычку, и он станет сам задавать вам аналогичные вопросы, проверяя вашу осведомленность. В этом случае факт наличия двусторонней полноценной коммуникации, когда ребенок задает вопрос, вы даете на него ответ, который он снова уточняет новым вопросом, — достаточно показательный момент вашего успеха в обучении ребенка при подготовке к коллективной форме обучения, поскольку в детскому саду малышу предстоит научиться вести диалог с воспитателем, ведь речь последнего, как правило, обращена ко всем и ни к кому конкретно. Поэтому получать необходимые для выполнения заданий данные малышу придется отчасти самостоятельно.

Проясним, для успешного обучения в группе детского сада трехлетний карапуз должен:

■ усваивать изложенный воспитателем материал (желательно с первого раза), внимательно слушая и запоминая информацию;

■ работать по образцу, инструкции, исполняя их самостоятельно;

■ проявлять инициативу, внося предложения и обна­руживая свои вопросы и отсутствие понимания конкретики задания;

■ отвечать на поставленные вопросы, исполнять просьбы и пожелания, быть готовым к критике, сотрудничеству с другими детьми и воспитателем;

■ соблюдать дисциплину и заведенные правила, проявлять терпимость и терпение.

Именно к такому порядку вещей вы должны готовить ребенка, начиная примерно с 2-2,5 лет. Поскольку основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги детских садов во время обучения «первогруппников», звучат примерно так:

■ дети не готовы к диалогу, они по привычке зовут маму для решения их проблем, стесняясь обращаться напрямую к воспитателю, учителю;

■ дети не могут на слух усвоить инструкцию;

■ дети не могут самостоятельно исполнить полученное задание;

■ дети отказываются от сотрудничества с другими детьми, воспитателем.

Поэтому, занимаясь с малышом дома, стоит познакомить ребенка со способами простого решения вышеперечисленных проблем.

Все мы знаем, что лучший помощник в подготовке к новой ситуации — опыт. Вашему ребенку должны быть знакомы правила групповой этики поведения во время обучающего процесса.

Поясню... Малыш должен быть готов заранее к тому, что в детском саду ему придется сидеть за столом, терпеливо ждать, пока воспитатель разложит дидактический материал и наглядные пособия, выдаст каждому пластилин или краски, возможно, не того цвета, какой ребенок захочет. Затем малышу предстоит внимательно выслушать инструкцию и исполнить ее, высказав вслух свои вопросы и пожелания. Однако не все детишки приходят в восторг от новой игры «Школа», в которой приходится подолгу сидеть, терпеливо ждать и мало двигаться. Обеспечьте малышу постепенное привыкание.

Если роль ученика ребенка не устраивает, предложите пойти «на повышение»: учителем мечтает быть любой малыш. Сначала попробуйте поиграть в «Школу» с куклами: усадив их за парты и выдав по карандашу, рассказывайте им поочередно с малышом сказку и просите нарисовать главных героев. Незаметно подмените куклам листочки, когда они будут «сдавать» работы, чтобы малыш полюбовался эффектом «статических процедур».

В следующий раз предложите крохе сесть за стол вместе  с куклами. Постепенно увеличивайте количество времени, проведенное малышом за столом. Закрепите за ним определенное место, оборудовав его всем необходимым: разложите в ящики и на полочки его карандаши, краски и пластилин. Но помните: перво-наперво малыш должен почувствовать в учебном антураже необходимость, т. е. заинтересоваться новыми занятиями за столом. А уже потом следует начинать «декорировать» учебное пространство различными приспособлениями (полочками, ящичками, коробочками), постепенно превращая его в неотъемлемую часть игровой жизни ребенка.

Так незаметно для себя ребенок привыкнет, что в одно и то же время вы просите его занять свое место за столом, выдаете кусочек пластилина или краски и листок бумаги и просите исполнить очередной шедевр, а вечерами, когда с работы приходит папа и другие члены семьи, демонстрируете творчество ребенка, хвастаетесь его результатами.

Постепенно усложняйте инструкции, которые малыш должен будет воспринимать на слух. Учите ребенка задавать вопросы по ходу исполнения задания, первое время помогайте их сформулировать. Если во время первых занятий вы находились рядом с малышом, чтобы прийти ему на помощь в любую минуту, то впослед­ствии вы должны стараться увеличивать дистанцию. При этом не контролируйте ребенка слишком сильно, а стимулируйте ребенка самого задавать вам вопросы или искать другой выход из затруднительного положения.

Чтобы развить в ребенке самостоятельность, необходимо предоставить ему свободу. Вспомните вместе с малышом рассказ про Машу-растеряшу Л. Воронковой. Данное произведение будет полезно и для привыкших опекать своих чад мамочек и для их несамостоятельных крошек. Малышу рассказ даст информацию о том, как важно следить за порядком в своих вещах, быть ответственным за свои дела, а родителям даст подсказку, каким способом лучше контролировать ребенка.

Следите, чтобы во время «уроков» малыш не уставал и не скучал. Ваши уроки должны проходить достаточно динамично и быть интересными. Каждый день предлагайте исполнить малышу новый образ, возможно, героя недавно прочитанной сказки или любимого мультфильма. Первое время идите навстречу, если ре­бенок хочет поменять тему занятий. Обычно десяти минут учебного времени, проведенного за партой, малышам хватает с лихвой, но начать лучше с 3-5 минут. За это время кроха вряд ли сделает самостоятельные попытки покинуть рабочее место, а значит, вы успеете хорошо провести время и закрепить понимание процесса на позитивной ноте.

Постепенно делайте все больше пауз в ваших занятиях, приучая ребенка ждать, не торопиться, усмирять свою строптивость, если ему не по душе материал работы. Если в начале ваши трехминутные занятия должны быть крайне динамичными и больше напоминать спектакль, то по прошествии пары месяцев можно и повальяжничать, не торопясь принести сначала кисточку, потом выбрать краску. Заставляя ребенка ждать, заполняйте паузы веселыми стихами, физкультминутками для разминки «сонных» пальчиков:

№ 1

Просыпайтесь пальчики, заниматься будем,

Чтобы писать чисто, вас сейчас разбудим!

Пожимайте пальчики, девочки и мальчики,

Растопырьте рученьки, словно солнца лучики!

Во время чтения стихотворения малыш сжимает и разжимает кулачки, хлопает в ладоши.

№ 2

Пальчики, как зайчики, прыгают по парте,

Чтобы было весело нам клеить и лепить,

Побежали зайчики менять шубки в марте,

Засверкало солнышко, снег не воротить.

Приодевшись в легкие серенькие шубки,

Зайки улыбаются, обнажая зубки,

Больше не волнуются серые зайчишки,

На солнышко любуются и читают книжки.

Во время почтения стихотворения пальчики детей имитируют действия зайчиков: «прыгают» — по очереди пальцы обеих рук барабанят по столу; «побежали» — перебирают, как ножками, по столу указательными и средними пальцами; «приоделись» — пожимают руки; «улыбаются, обнажая зубки» — всеми напряженными пальчиками стучат по столу; «любуются на солнышко» — показывают круги, сделанные из больших и указательных пальцев обеих рук; «читают» — открывают, как книжку, сомкнутые ладони.

Если первые занятия проводила мама, то когда малыш освоится с ролью ученика, предложите по выходным вести занятия папе (в привычные часы). Проинформируйте родителя о том, что 10 минут его общения с ребенком должны быть максимально интересными и ди­намичными, но давать ребенку максимум свободы самовыражения, чтобы привить самостоятельность. Обычно мужчины не склонны к гиперопеке, к тому же малыши их больше «уважают», стараясь показать себя с лучшей стороны, поэтому папы отлично справляются с ролью учителей, когда необходимо привить ребенку самостоятельность или призвать к соблюдению дисциплины.

Необходимо только заранее прояснить будущему педагогу, что, зачитывая инструкцию, следует убедиться, что малыш внимательно его слушает, тогда по ходу ис­полнения задания папе не придется подходить к ребенку, чтобы проконтролировать процесс исполнения работы. После занятия обязательно поинтересуйтесь, задавал ли малыш вопросы своему новому учителю, был ли внимателен, правильно ли выполнил работу. Если ответы на все ваши вопросы будут утвердительными, скорее всего, малыш уже понял, что учитель — категория довольно абстрактная, им может быть папа или любой другой человек, обладающий знаниями (т. е. не всегда мама), а задача ученика (ребенка) — получить от учителя максимум информации, чтобы научиться новому веселому занятию, переняв опыт. Привлекайте к игре и других детей, которые приходят к вам в гости, изредка просите заменить вас на посту учителя дедушек, бабушек или няню, а сами садитесь за парту рядом с вашим «учеником». Вы также можете вместе усаживаться перед экраном телевизора, когда начинается обучающая программа на любом детском канале, и пытаться выполнить инструкцию, ориентируясь на указания ведущих детского развлекательного шоу.

Впоследствии малыш покажет все, чему научился дома, в группе кратковременного пребывания, где, возможно, впервые сядет за стол с другими детьми и под диктовку воспитателя будет пытаться выполнять задания.

Когда малыш достаточно общителен и любознателен, его нетрудно увлечь новой формой взаимодействия, коллективной, особенно в игре. Часто воспитатели пользуются этим приемом, чтобы привлечь ребят к коллективной работе за партами. Воспользуйтесь этой тактикой и вы. Ведь далеко не все детишки сразу спешат садиться за стол, когда их подзывают воспитатели, даже заманивая обещанием веселой забавы. Когда у малыша нет привычки, ему требуется некоторое время адаптации, прежде чем начать получать удовольствие от совместных игр и коллективного обучения. В то же время малыш, имею­щий представление о работе по инструкции, с интересом воспримет предложение поработать за партой. Ведь он уже в курсе, что это занятие ничуть не хуже других, а главное, он привык работать в данном режиме.

Скорее всего после активных игр малышу будет трудно настроиться на серьезное времяпрепровождение, требующее соблюдения определенных правил, выдержки, внимания и терпения. Поэтому возьмите за правило подзывать кроху веселым четверостишием, которое поможет ребенку без давления с вашей стороны осознать необходимость смены деятельности.

Например, прочтите ему такие строки:

Эй, ладошки, торопитесь,

Собирать свои игрушки,

Будем скоро мастерить,

Красить, вырезать, творить!

Услышав привычный призыв, малыш настроится на смену рода занятий. К тому же веселая инструкция, призывающая восстановить порядок в доме, не будет воспринята в штыки, поскольку будет ассоциироваться с продолжением игры. А сам процесс уборки поможет сконцентрироваться, успокоиться и собраться с мыслями.

На пути подготовки ребенка к коллективному обучению ваша задача — привить ребенку любовь к занятиям, при этом малышу необходимо будет:

1. Проявлять терпение, работая за столом, ожидая продолжения инструкции.

2. Работать по инструкции взрослого, внимательно и аккуратно.

3. Трудясь в детском коллективе, соучаствовать.

4. Работать «на результат», проявляя:

■ инициативу,

■ самостоятельность.

Если за год до начала поступления в детский сад «на полный день» вы постепенно начнете приучать ребенка к новым принципам работы, к трем годам у малыша не будет проблем с выполнением заданий. Но ваши шаги должны быть достаточно продуманными. Работу с ребенком следует проводить постепенно, начиная с уровня мотивации. Работа с мотивацией достаточно сложна, но она дает 50% гарантии успеха и легкости в освоении нового материала. Если ребенок сам чувствует в чем-то необходимость, ему интересно новое занятие, от вас, как от родителя-наставника, требуется минимум усилий. Более того, когда ребенок увлечен новым делом, он всегда проявит инициативу, самостоятельность и даже терпение. А главное, здоровый интерес малыша есть свидетельство того, что малыш получает действительно необходимую его возрасту и стадии развития информацию.

Поэтому первоначально уделите внимание тому, чтобы увлечь ребенка работой за столом. Особую сложность вызовет выполнение данной рекомендации у родителей излишне непоседливых крох. Если спокойный уравновешенный малыш, скорее всего, сразу усядется за стол, чтобы с удовольствием начать рисовать или лепить за ним, то излишне активный малыш может запросто проигнорировать все ваши призывы обратить внимание на невзрачный стол. У него есть дела и поинтереснее...

Похожие статьи:

Ранее обучение ребенка. Задачи раннего обучения

Игры для развития речи ребенка. Как научить ребенка навыкам общения через игру

Как научить ребенка правилам общения

Развитие речи ребенка в 3 года

Как развивать навыки общения у ребенка

Нет комментариев. Ваш будет первым!