Игры для развития речи ребенка. Как научить ребенка навыкам общения через игру

Игры для развития речи ребенка. Как научить ребенка навыкам общения через игру

Игровые приемы построения коммуникации

Основной вид деятельности всех детишек — игра. Зачастую общаться друг с другом маленькие дети начинают, только будучи заинтересованными в совместной игровой деятельности.

Создайте своему ребенку условия, благоприятствующие расширению круга общения. Сначала посоветуйте крохе одолжить у коллеги по песочнице лопатку, затем познакомиться, узнать, много ли у соседа игрушек дома, какие любимые, поделиться опытом. В следующий раз, увидев знакомого (знакомых) на площадке, ребенок — хотя бы из вежливости — должен будет поздороваться, а затем предложите малышам совместную игру.

Ниже представлен ряд игр для детей досадовского возраста (2-3 лет), участие в которых поможет сформировать у детей лидерские качества, отработать навыки речевой коммуникации, работы по инструкции. Задача каждого родителя, безусловно, — подготовить ребенка к тому, чтобы в детском саду от общения со сверстниками малыш получал настоящее удовольствие, свободно раскрывая свои способности, в том числе речевые, коммуникативные. Игры в коллективе сверстников также способствуют развитию у детей навыков совместной деятельности, что тоже пригодится в рамках коллективного обучения.

Игры на развитие коммуникативных способностей, навыков работы по инструкции, совместной деятельности

Игра «Прыгучий мяч»

Соберите вокруг себя хоровод и объясните крохам, что ваш синий мяч необычный — он прыгучий. В подтверждение своих слов расскажите небольшое четверостишие:

Мяч прыгучий, мяч летучий,

Назовем тебя мы тучей!

Кто тучку поймает —

Свое имя называет!

Декламируя, перекидывайте мяч по кругу, тот малыш, у которого мяч окажется в руках в момент, когда четверостишие окончится, должен будет назвать свое имя. Так вся компания новоиспеченных друзей и познакомится!

Игра «Волк»

Дети остаются стоять в круге. Вы, заняв позицию в середине хоровода, рассказываете новое четверостишие, попутно показывая движения, которые малыши должны будут повторить за вами, сначала стоя в круге, а затем разбившись по парам:

Волк-волк,

(два хлопка в ладоши)

выходи,

(топают ножками)

Заек в лесу не буди,

(гладят соседа по голове и машут пальчиком)

Они будут сладко спать-почивать,

(повернувшись к соседу лицом, показывают, как зайки спят — ладошки под щечку)

Тебя, волк, добрым словом вспоминать!

(берутся за руки или обнимают друг друга)

Вот когда проснутся,

Можешь в лес вернуться.

(«кыш» — кричат дети и размахивают руками — выгоняют волка)

Игра «Часы», или «Кручу-верчу, на кого хочу - укажу»

Нарисуйте на асфальте большой круг — циферблат — и расположите внутри него цифры. Дети собираются, образуют круг, стоя на циферблате таким образом, чтобы цифры оставались видны. Один из них выбирается ведущим, он будет крутить скакалку в центре круга. Все остальные дети тоже движутся по кругу, взявшись за руки. Пока вы вместе с остальными ребятами говорите «кручу-верчу, на кого хочу— укажу», ведущий малыш крутит скакалку, затем все смотрят, на кого она показала. Тот, на кого укажет конец скакалки, должен будет исполнить короткое здание, которое вы зачитаете: попрыгать столько раз, сколько указано в том месте на часах, куда указала скакалка-«стрелка» (все остальные в это время ритмично хлопают, поддерживают). Можно придумывать и другие задания.

Игра «Командное лото»

Изготовьте дома несколько фигурок из цветного картона (это могут быть геометрические фигуры (круг, квадрат) или изображения простых, узнаваемых детьми предметов (цветок, домик)). Фигурки аккуратно разрежьте ножницами на две равные части. Разделите детей на два рядка, расположенных друг против друг друга. Каждому ребенку выдайте по фрагменту картинки (дети могут сами выбирать понравившиеся фигурки) таким образом, чтобы в одном ряду дети оказались держателями верхних половинок всех изображений, а в другом — нижних. Теперь называйте имя первого ребенка: «(имя ребенка), покажи свою картинку и найди ей половинку!». Малыш должен пройтись вдоль ряда детишек напротив и отыскать отрезанную половинку своей картинки, соединив фигурку. Команду из двух детей, картинки которых образуют целое изображение, ведущий называет соответствующим именем: «Команда цветочек», «Команда кружочек», «Команда домик» и т. д.

Вскоре новоиспеченные команды должны будут работать по инструкции ведущего в дуэте. Родитель зачитывает стихотворную инструкцию, а малыши в паре, держась за руки, ее выполняют:

Команда кружочки,

Встаньте на носочки!

Команда квадрат,

Пятимся назад!

Команда бабочки,

Посидите на лавочке!

Команда петушок —

Приседай раз так пяток!

Игра «Зеркало»

Соберите детей в привычный хоровод, пусть они возьмутся за руки, пока вы им рассказываете сюжет очередной забавы. Итак, суть игры такова: вы будете зачитывать четверостишие, а малыши, разбившись на пары, по очереди будут иллюстрировать их сюжет. Проявите немного фантазии, попросите детей самостоятельно разбиться на пары, ориентируясь на цвет их курточек, сандалий, первые буквы имен. После того, как группы сформированы, начинайте спектакль. Одна пара показывает — другие не бездействуют, а хлопками поддерживают. Первый раз зачитывайте стих медленно, с паузами, мимикой и жестами подчеркивая те нюансы, на которые детям следует обратить внимание. Во время второго прочтения малыши должны начать показывать пантомиму, поэтому заранее просите детишек определиться, кому из двоих больше подойдет роль первого персонажа, кому второго. Стишки не должны быть длинными, чтобы дети не устали ждать своей очереди выступления. Будет лучше, если все четверостишия будут связаны общим сюжетом, или выберите одно стихотворение, а малыши будут соревно­ваться в мастерстве исполнения пантомимы. Подготовив заранее необходимый антураж, как дирижер, рукой указывайте маленьким артистам, когда кому следует включаться в игру. Вы можете использовать следующее стихотворение:

Зайки прыгали-скакали

И грибочек увидали,

Белку кликнули, она

Гриб взяла и сорвала,

Положила гриб сушить,

И давай благодарить,

Жала зайчикам ручонки,

Целовала в обе щеки,

Прыгнув после на сосну,

Шишку выбрала одну

И решила — подарю!

Но, увидев мишку,

Отложила шишку,

Позвала зайчат и мишку —

Почитали вместе книжку,

Ну а после шишку съели,

Обнялись и захрапели.

Игра «Паровоз»

Постройте детей паровозиком. Если первое время у них будут возникать трудности, сопроводите крепление «вагончиков» веселыми четверостишиями:

Бон-бон-боны, паровозик ждет вагоны!

Первый раз — и закрепился,

Второй вжих — соединился,

Эй, ты, третий, не зевай,

Подходи и в ряд вставай!

Мы поедем по равнинам,

По оврагам, по низинам,

Бон-бон-боны, все ли вы, вагоны?

Четвертый, быстро подходи

И пятого с собой веди.

Ведь мы, бон-боны, веселые вагоны!

Когда «вагончик» будет составлен, встаньте впереди колонны детей и начинайте движение по кругу. По ходу движения поезда малыши должны будут выполнять некоторые движения, которые вы будете им предлагать:

Бон-бон-бон, четвертый вагон,

Дай мне знать,

Куда сейчас сворачивать?

(четвертый по счету малыш в ряду должен, не отрываясь от товарища, показать одной рукой направление)

Пятый, подскажи,

Куда едут ежи?

(пятый по счету сообщает, например, что ежи, конечно, едут в лес)

Первый, выше нос

И подай-ка мне насос,

(имитируем передачу инструмента)

Подкачивай колеса

Номер один тире восемь.

(«ш-ш-ш» кричат малыши, останавливаясь на минуту).

Ваши инструкции не всегда должны быть стихотворными, но обязательно — увлекательными, поддерживающими напряжение в составе, интригу. Каждую минуту малыши должны быть внимательными, чтобы отследить, кому именно вы отдаете команду. Самое важное, увлекаясь, сосредотачиваясь на своей роли в общем деле, ребята забывают про свою робость и стеснительность.

Порой артистичным крохам играя — легче оторваться от устойчивых стереотипов поведения: вживаться в новые для себя роли, схватывать инструкции. Поэтому стоит всячески поощрять актерские таланты в маленьких артистах. Придумывайте игры, заставляющие фантазировать, подражать, тогда малыши быстрее пойдут на контакт. Ведь будучи «в роли», а не девочкой Машей, гораздо проще сделать новый для себя шаг.

При этом на первых порах в каждую новую роль, ситуацию малыши входят постепенно, возможно, поначалу присутствуя в них, пассивно наблюдая за происходящим со стороны. Не требуйте от крохи немедленного присоединения к коллективным забавам. Даже если их инициирует воспитатель. Лучший способ увлечь самого стеснительного малыша — не уговоры, а показательное веселье. Соберите вокруг себя компанию его сверстников или детей постарше, скоро ваш робкий малыш сам попросится в ваши ряды.

Правила коллективных игр также необходимо усложнять постепенно, чтобы малышу было не трудно их исполнить. Главное, чтобы забавы доставляли удовольствие детям и чтобы в процессе игры они постепенно расширяли границы своего «личного пространства», учились взаимовыручке, сопереживанию, соучастию, болели за общее дело.

Расширение границ от частного (индивидуального) к общему (коллективному) — основная задача возраста 2-4 лет. Усваивая новые для себя понятия — «общее», «команда», «коллектив» и другие— малыш постепенно расширяет границы своей «зоны комфорта». Невозможно предсказать, насколько быстро будет решена задача в целом, но, думается, видя, какое наслаждение испытывают от общения мама и папа, малыш быстро подхватит ваше настроение. И тогда полдела будет сделано.

Похожие статьи:

Ранее обучение ребенка. Задачи раннего обучения

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Знакомство ребенка с правилами поведения. Как воспитать ответственного и послушного ребенка

Как научить ребенка правилам общения

Обучение ребенка навыкам самообслуживания

Нет комментариев. Ваш будет первым!