Как научить ребенка быть ответственным. Воспитание ответственности у ребенка

Как научить ребенка быть ответственным. Воспитание ответственности у ребенка

Учим малыша ответственности

В детском саду степень свободы каждого малыша значительно возрастает. На двадцать ребят приходится всего одна воспитательница, которая порой просто не в силах объяснить каждому крохе, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети, чувствуя, что мама не стоит рядом «с кнутом и пряником», часто начинают вести себя безответственно, что приводит к физическим и психологическим травмам, ухудшению здоровья малышей.

Поэтому перед поступлением в группу детского сада необходимо познакомить ребенка с понятием ответственного поведения. А именно — совершая поступки, дети должны обладать представлением о морально-нравственном аспекте поведения, а также иметь привычку обдумывать свои действия. Поэтому поговорите со своим крохой о том, что:

■ каждый малыш, будучи самостоятельным, должен сам нести ответственность за сохранение своего здо­ровья и благополучия (беречь здоровье, не экспери­ментировать с ним, а заботиться о нем, чтобы вырасти сильным и крепким);

■ каждый малыш имеет равные права, а значит, ребенок должен уважать других детей, а также нести долю ответственности за здоровье и благополучие дру­гих воспитанников в группе (не обижать, сопереживать, жалеть, помогать адаптироваться вновь поступившим малышам);

■ каждый человек ответственен за то, что происходит вокруг него: за чистоту помещения, в котором он живет, за сохранность природы и т. д.

Как научить ребенка ответственному поведению

Степень свободы взрослого по отношению к ребенку максимальна, ведь он отвечает не только за себя и сво­их близких, а по большому счету за все процессы, происходящие в мире в глобальном масштабе.

Чем раньше малыш усвоит истину о том, что он в ответе за себя и свои поступки, тем быстрее малыш приобретет качества ответственной личности. Это открытие ни в коем случае не умалит детской непосредственности, жизнерадостности и непредвзятого отношения к жизни. Однако если малыш поймет, что самостоятельность всегда сопряжена с определенной долей ответственности за свой выбор, а именно — находится в прямо пропорциональной от нее зависимости, малыш будет правильно проинформирован и получит правильное направление развития.

Как же привить малышу ответственность за свой выбор?

1. Во-первых, необходимо укрепить веру ребенка в собственные силы, в то, что он может и должен влиять на любую ситуацию, в которой участвует. В этой связи не стоит подавлять активность ребенка, ограничивая его деятельность запретными предписаниями, оказывая давление, грозя наказанием и тому подобным. Чтобы начать демонстрировать уважительное отношение к другим людям, животным и окружающей среде, малыш должен проникнуться уважением к себе самому, познать силу своих возможностей. Чтобы ответственное поведение закрепилось в сознании малыша, ему необходимо научиться следовать определенной этике поведения, воспринимая ее как собственный ответственный выбор, а не как вынужденное соблюдение навязанных ритуалов.

2. Предоставьте малышу свободу действий, не навязывайте стереотипов поведения. Очень важно, чтобы ребенок самостоятельно пришел к выводу о том, что такое хорошо, а что такое плохо. При этом не забывайте предупреждать о последствиях совершения опреде­ленных действий. Например, если малыш начинает обкидывать своего друга камешками, попросите его нена­долго прервать свое занятие, чтобы выслушать вас. Отведите кроху в сторону, обещая позволить ему продолжить свои действия, если он захочет. В разговоре спокойно предупредите, что он может серьезно травмировать товарища. Безобидная на взгляд ребенка забава может аукнуться катастрофой: малыш может потерять глаз, получить серьезный ушиб. Вряд ли малыш захо­чет увидеть друга калекой или пожелать самому оказаться в больнице. Напомните ребенку о том, что он как человек достаточно взрослый, в свои три года несет ответственность перед мамой друга за сохранение здоровья последнего и перед самим собой за свое собственное благополучие. Если вы красочно опишете все возможные последствия необдуманного поступка ребенка, он сам откажется от его осуществления. И это будет его первый шаг к ответственному поведению.

3. Если же ваши доводы не окажут на ребенка воздействия, отведите малыша играть в другое место. Поясните, что вам стало понятно: ваш ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы принимать самостоятельные решения, поэтому как ответственный взрослый человек, вы приняли решение за своего маленького неразумного кроху. Падение собственного авторитета в глазах родителя наверняка заставит малыша задуматься: а правильно ли он поступил?

4. Приучайте ребенка обдумывать свои действия перед их совершением. Если малыш научится сначала думать, а лишь потом принимать решение, ряда проблем можно будет избежать. На пике негативных эмоций вести разговор бессмысленно, поэтому всегда разбирайте конфликтные ситуации на «трезвую» голову. После драки кулаками не машут, а вот проанализировать случай, чтобы впредь избежать ошибок, вполне возможно. Разберите ситуацию, проигрывая различные варианты, как можно было бы избежать проблем полностью или в определенной части, если бы малыш мог скорректировать свое поведение. Поясните, что каждый в ответе прежде всего за свои поступки, поэтому необходимо подвергать критике свое поведение, а не искать виноватых среди других людей.

5. Каждый день информируйте ребенка о жизненно важных вопросах: безопасности, экологии, морально-нравственных аспектах поведения человека. Взращивайте в ребенке лучшие чувства (сострадания, сопереживания, сердечность), рассказывая малышу душещипательные истории, сказки («Белый Бим Черное Ухо», «Слепая лошадь» и т. д.).

6. Регулярно проводите субботники, вместе убирая мусор возле своего дома, сажая цветы и деревья. Приучайте малыша расширять границы своей ответственности. Родная улица, природа, животные — это часть нашего общего дома, в котором мы живем, а значит, мы в ответе за то, чтобы он был красивым и уютным. Кормите птиц и бездомных животных. Принося еду кошке или собаке, каждый раз сопереживайте несчастным четвероногим. Воображение у детей очень хорошее. Если вы «нарисуете» малышу картинку бездомной бродячей жизни, ваш малыш обязательно проникнется ситуацией. Способность видеть чужую боль и сопереживать ей как своей научит ребенка чуткости и доброте.

Мотивация ответственного поведения у ребенка

Все малыши мечтают поскорее стать взрослыми и принимать участие в важных взрослых делах. Расскажите своим чадам о том, что взрослого от ребенка отли­чает именно поведение, направленное на сохранение и созидание. Это поведение ответственного за свой выбор человека, который стремится не разрушить, а приумножить те блага, которыми наградила нас природа. Увлеките малыша возможностью стать взрослым, похожим на маму и папу.

Поделитесь историей о том, как вы сами становились взрослыми. Как постепенно вы понимали, что от вашего участия зависит все больше и больше вопросов. При этом, становясь ответственным, вы проявляли силу характера. Ведь для того, чтобы стать по-настоящему взрослым и сильным, необходимо работать над собой, преодолевая свои сиюминутные слабости, негативные эмоции, лень, негодование.

Питая слабость ко взрослой жизни, ребенок без труда усвоит истину о том, что он ответственен за себя (свое здоровье, чистоту, развитие), своих друзей (их здоровье (которое является неприкосновенным), спокойствие, интересы), свой дом (порядок, чистоту), свою улицу и свою страну. Ведь у него будет мотив: побыстрее стать взрослым и сильным, таким, как мама и папа. Когда перед глазами существует пример для подражания, работать над собой всегда проще, поэтому покажите своему крохе мастер-класс в способности нести ответственность за себя и за других людей. Безусловно, вскоре малыш усвоит новые правила, воспринимая их как неотъемлемую часть своей культуры. Главное, чтобы знакомство с ними произошло вовремя, т. е. именно тогда, когда малыш расширяет границы своей самостоятельности.

Характер, безусловно, закладывается с детства. Поэтому, познакомившись с понятием самостоятельности, необходимо познакомить малыша и с понятием от­ветственности, которая наступает именно в тех случаях и в той мере, в которой малыш эту самостоятельность проявляет. Реализация права всегда влечет за собой ответственность за свой выбор, и малыш это должен понимать. Право делать свой выбор возникает не только у конкретного ребенка, оно существует у всех детей в группе. И поэтому необходимо считаться с интересами каждого.

Малышу будет легче принимать верные решения вдали от вас, имея в запасе некий базис в виде постулатов о важности ответственного отношения к жизни.

Вдумчивость, дипломатия, терпимость, признание силы аргумента — вот те качества, которые помогут ребенку заслужить уважение сверстников и находить пути решения многих проблем.

Для воспитания этих качеств попробуйте игру «Адвокат», в которой вы можете моделировать возможные конфликтные ситуации, а ваш малыш будет предлагать их разрешить по справедливости. Судить проще, когда нет собственного интереса в конфликте, поэтому ваш малыш наверняка будет принимать верные решения, о которых вы сможете ему напомнить в те минуты, когда малыш перестанет быть столь беспристрастным. Для игры вам понадобится смоделировать ситуации, возникающие в действительности: используйте кукол, персонажей настольных игр и т. д.

Похожие статьи:

Нужен ли ребенку детский сад? Почему детский сад необходим ребенку?

Как подготовить ребенка к посещению детского сада

Как научить ребенка правилам общения

Как развивать навыки общения у ребенка

Как научить ребенка культуре поведения в обществе

Нет комментариев. Ваш будет первым!