Как научить ребенка правилам личной гигиены

Как научить ребенка правилам личной гигиены

Как научить ребенка мыть руки? Как научить ребенка чистить зубы? Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Как научить ребенка самостоятельно аккуратно кушать? Как научить ребенка правилам безопасного обращения с предметами? На все эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Основные правила личной гигиены

Чтобы с вашим малышом неприятности происходили как можно реже, необходимо с рождения уделять внимание развитию навыков личной гигиены:

1. Информируйте ребенка, не оставляйте его в неведении. Только осведомленность и чувство ответственности помогут малышу избежать опасностей и позаботиться о себе в повседневной жизни. Некоторые родители уверены, что их дети вряд ли поймут лекцию о микробах и вирусах, о пользе витаминов или назначении знаков дорожного движения. Возможно, теоретическо-лекционный экскурс им действительно окажется не по зубам, зато они прекрасно усвоят знания, преподнесенные им в виде сказок, поучительных рассказов, веселых прибауток, особенно если вы их сопроводите яркими рисунками, постановками или другими творческими экспериментами.

2. Приучайте кроху относиться к своему телу не как к испытательному полигону (для этого есть куклы и другие игрушки), а как к его личному очень важному хранилищу идей, мыслей, желаний. Тело — это дом его духа (и не только в религиозном смысле), дающий возможность двигаться, достигать целей, реализовывать задуманное в играх, общении и т. д. Этот дом необходимо постоянно беречь, заботиться о нем, чтобы он давал нам возможность продолжать радоваться жизни во всех ее проявлениях. Не скрывая, предупреждайте ребенка о возможных тяжелых последствиях, которые могут наступить, если игнорировать правила безопасности (переходить дорогу на красный свет, играть с розеткой, засовывать предметы в уши и ноздри).

Ближе к трем годам начинайте обращать внимание ребенка на то, что не каждый малыш имеет уникальную возможность видеть, говорить и даже ходить. Но у вашего крохи есть все необходимое, чтобы быть здоровым, это великое счастье, и про это нельзя забывать. Но особенно не драматизируйте и не запугивайте ребенка, всегда заканчивая разговор в позитивном ключе: если не делать себе вреда, ничего плохого не случится. Повышая, таким образом, уровень культуры малыша, вы можете быть спокойны за его здоровье. Разумный малыш самостоятельно сделает все возможное для его сохранения. Ведь теперь он в этом имеет понятный ему интерес.

3. Информируйте малыша о вреде бактерий и вирусов, которые нападают на организм человека, когда он этого совсем не ждет. Малыш оценит историю о том, как хитрые микробы пробрались в ротик ребенка, когда он всего один раз поленился помыть ручки, но храбрый малыш боролся с вредителями до победы: пил горячее молоко с медом, кутал горлышко, принимал микстуру и больше никогда не забывал мыть руки.

В следующий раз объясните ребенку правила использования индивидуальных принадлежностей: носового платка, расчески, ложки и тарелки. Расскажите малышу, почему важно прикрывать платочком лицо, когда чихаешь и кашляешь, зачем то же самое нужно делать, если рядом с тобой чихает больной ребенок. Объясните, что в организме живут полезные для него лично организмы (можно придумать им веселое сказочное название), которые охраняют его здоровье, борясь с пришедшими извне чужаками. Поэтому если съесть надкусанный другим ребенком кусочек хлеба, пить из одного стакана (предварительно его не вымыв), пользоваться чужой шапкой, можно запустить в наш организм огромное количество чужаков, и тогда, возможно, наши верные защитники не смогут справиться и будут повер­жены завоевателями. Чтобы этого не произошло, важно есть и пить из чистой посуды, всегда мыть руки перед едой, а между приемами пищи не брать руки в рот; носить только свою одежду, пользоваться индивидуальной зубной щеткой, полотенцем, платком. В виде сказки можно преподнести любую историю, если она будет увлекательна и познавательна. Некоторые дети сами просят рассказать им веселую историю про вредителей Бяк и защитников организма Иммунов — в данном случае вам и сюжет не нужно изобретать!

4. Как только малыш стал более-менее уверенно ходить, приучайте ребенка отрабатывать все навыки самообслуживания: умываться; брать в руки мыло, намыливать руки не менее 10-20 секунд и тщательно смывать; брать в руки ложку и набирать в нее кашу и суп; вытирать за собой со стола крошки после еды; позднее — одеваться, садиться на горшок, чистить зубы.

Главный девиз при этом: делай, как я (по образцу), делай лучше меня (отдельно сделай лучше, быстрее, тщательнее)! Если малыш отказывается трудиться, расскажите ему поучительную сказку, покажите запоминающийся мультфильм. Например, про Машу, руки и ноги которой перестали слушаться девочку после того, как она отказалась ими управлять («Маша больше не лентяйка», автор С. Прокофьева).

Приучайте малыша к труду постепенно, терпеливо выжидая, пока ребенок справится и выполнит хотя бы часть задания. Не подгоняйте. Выдайте крохе все необходимое для исполнения инструкции и подождите, пока малыш созреет сделать хоть что-то. Для придания действиям малыша большего темпа подойдет новая поучительная история про другую девочку Машу, Машу-растеряшу, которая никуда не торопилась и опоздала в садик. Когда малыш осилит хотя бы треть работы, можно поддержать его, помогая завершить процесс. Страхуйте, поддерживайте, чтобы у ребенка не пропал интерес, но не забывая основную идею: работать необходимо параллельно, чтобы каждый делал свое дело. Превратите ваши занятия по воспитанию самостоятельности в игру соревновательного характера: кто сделает лучше, аккуратнее или быстрее. Чтобы играть было весело, можно сопровождать этот процесс веселыми четверостишиями, которые будут заставлять малыша то чувствовать себя героем, борющимся с постоянно атакующими вредителями за спасение своего здоровья, то первоклассным мойщиком рук (ведь у него на руках пены больше), то самым аккуратным едоком за столом (ведь он меньше всех запачкал грудку и рукава во время еды). Предоставьте ребенку возможность постоянно эволюционировать. Постепенно усложняйте ребенку задачи: научился вытираться полотенцем — покажите, как пользоваться платочком во время болезни; освоил работу с застежками на кнопках и «молнией» пускай переходит к работе с пуговицами; взял в руки мыло (важно, чтобы сам взял, а не вы подали!) — следующим этапом пусть пытается намылить руки, удерживая мыло в руках; на­учился самостоятельно садиться на горшок, вставать с него, одеваться — начинайте приучать пользоваться унитазом, используя специальное детское сиденье. Помните, что в младшей группе у ребенка уже не будет слюнявчика, никто не будет сажать на горшок (да и горшков тоже не будет!) или следить, насколько качественно малыш вымыл руки. С точки зрения навыков самообслуживания к поступлению в детский сад малышу важно самому научиться одеваться и переодеваться (на прогулку, физкультурные занятия), заботиться о чистоте своего тела, личной гигиене, обслуживать свои нужды (ходить в туалет, просить пить и т. д.).

Подготовить ребенка к самостоятельному решению «бытовых» проблем — задача родителей. Поэтому специальных призов для победителя в ваших играх объявлять не требуется (главная идея — мы заботимся о самом себе, и главный приз — добиться в этом успеха). Больше всех призов малыш оценит вашу похвалу, высокую оценку его действий, на которые скупиться не стоит в любом случае. Сопровождая процесс еды, ухода за собой веселыми стихами, малыш не будет торопиться его заканчивать и более ответственно подойдет к занятию. Стишки можно зачитывать крохе как до начала его действий (в качестве веселых необременительных инструкций), так и во время (чтобы напомнить правила их выполнения). Стихотворная форма обращения к ребенку не вызовет протеста со стороны малыша, который нацелен прежде всего на развлечения везде и всегда, кроме того, рифмованные инструкции помогут ребенку быстрее освоить правила «игры» под названием «Ухаживаем за собой сами».

Обучение навыком самообслуживания через стишки

Текст стихотворения для мытья ладошек перед едой:

Мы смываем вредные микробы

С ручек — раз, с лица — два,

Будем мы теперь здоровы,

Будет чистота!

Эй, давай — ручки в пену заверни,

Когда станет ее много, ручки в воду окуни.

Полотенцем вытирай

И из ванной выбегай,

Можно кушать, не боясь,

Смыли всю до капли грязь!

Текст стихотворения для неаккуратных едоков:

В руку правую бери ложечку,

Ешь свекольный суп понемножечку,

Красных пятен на рубашке не сажай,

Ротик ты салфеткой вытирай!

Текст стихотворения для робких крох, которые стесняются обратиться с просьбой к воспитателю:

Хочешь пить — спроси меня:

«Можно пить?» Отвечу: «Да!»

Текст стихотворения для ленивых крох, которые ленятся одеваться по утрам:

Надеваем маечку, сверху — кофту-баечку,

Руки в рукава — раз и два!

Пуговицу в дырочку — застегивает Ирочка

И берет колготочки за носочечки,

Собирает гольфы в тонкую гармошку,

Продевает ноженьки понемножку!

Удивляются друзья — как же Ира хороша!

Потому что Ира дома не ленится,

Стать нарядной Ира утром торопится!

5. Разъясняйте ребенку, какие предметы в квартире не следует трогать и почему. Вариант «нельзя, и точка» разумеется, не пройдет. Ведь запретный плод всегда сладок. Поэтому рассказывайте поучительные истории, делайте совместные эксперименты — не ставьте запреты необоснованно. Ваш малыш должен знать, какие именно опасности подстерегают его и приятелей при игре с хрупкими вещами (стеклянными витражами, стаканами, линзами очков), мелкими предметами (оторванными буси­нами, стразами, пуговицами), острыми (иглы, ножи, вилки), тяжелыми (деревянными, железными), заряженными электрическим током (провода, розетки), и т. д. Лучше всего проводить инструктаж в веселой форме сказки, стихотворения, игры. Или обратиться к опыту, зарисовать происшедшее. Наглядность возможной трагедии поможет ребенку быстрее сделать правильные выводы.

6. Учите малыша, что причинить боль себе — нехорошо, но намеренно причинить боль товарищу — еще хуже, просто стыдно, подло. Используя нечистоплотные силовые методы воздействия, малыш рискует потерять друзей и партнеров по играм, авторитет в глазах коллектива и воспитателя, а главное — самоуважение. Поэтому лучше всего избегать драк и решать спорные вопросы миром: обратиться за советом ко взрослому, поступить по справедливости, отойти в сторону, если разумные доводы до другого участника конфликта не доходят.

Азы науки конфликтологии необходимо преподать ребенку как можно раньше, чтобы к поступлению в детский сад у малыша закрепились полезные «штампы» поведения в коллективе. Основное правило в данном случае ничем не отличается от указаний, которое дает нам Гражданский кодекс: любой спор можно решить путем мирных переговоров. Поэтому перед тем как отстаивать свои права боем, прежде всегда необходимо привести обидчику свои доводы, аргументы, попытаться услышать суть его увещеваний и сообща найти разумный компромисс.

И если эти методы не помогают — обратиться за помощью в «высшую инстанцию»: ко взрослому (родителю или воспитателю). Чаще проговаривайте с ребенком возможные конфликтные ситуации и совместными усилиями пытайтесь найти выход из потенциально существующих затруднительных положений. Постепенно подводите ребенка к мысли о том, что выяснять отношения, когда ты умен и мудр, по сути очень просто: необходимо про­сто уступить сопернику. Ведь кто-то же должен быть умнее, понимать, что дружба и улыбка потенциального соперника гораздо важнее и приятнее, чем войны, слезы и ссоры. В конце концов, приятных занятий очень много, и мудрый человек всегда может переключиться на что-то более интересное, уступив свое прежнее занятие (место, игрушку) другу.

7. Ставьте эксперименты вместе! Опыт — главный поставщик знаний о мире для ребенка до 3 лет. Малыш не будет слушать долгие нудные лекции: он их просто не запомнит, ему важнее попробовать самому, увидеть результат. Без этого никак, к сожалению. Как только ребенок попытался использовать в играх свой нос или уши, спокойно разъясните ему об опасностях подобных забав. Поставьте ребенку мини-спектакль, который впредь отобьет у него всякую охоту экспериментировать со здоровьем. Предложите ребенку проделать свой опыт с куклой, чтобы выяснить, безопасно ли это заня­тие. Заранее проделав в кукольном ушке дырочку, пред­ложите крохе опустить в нее пуговицу или бусину. Как только операция проделана, покажите, как плохо стало кукле: она и кашляет, и плачет. Попросите ребенка вытащить пуговицу. Через малюсенькую дырочку вряд ли будет возможно извлечь мелкий предмет. Что же делать? Нужно вызывать доктора, ничего не остается. Только доктор сможет разрезать ушко кукле и извлечь пуговицу, которая доставила игрушечной девочке столько беспокойства. Спрячьте куклу и больше ребенку не показывайте, объясняя тем, что она легла в больницу к доктору Айболиту. А позже обсудите с ребенком, может быть, и не стоило рисковать здоровьем игрушечной Маши. Ей теперь предстоят уколы, операции, получилось, что игра обернулась трагедией. А все потому, что со здоровьем не шутят. А вы нарушили это правило. Попытайтесь повести разговор так, чтобы малыш самостоятельно пришел к этому выводу.

9. Все мы знаем, что умные учатся на чужих ошиб­ках. Но как объяснить это детям, для которых собственный живой опыт важнее всего на свете? Выход есть. Утоляйте жажду эксперимента, ставя ежедневно различные бытовые опыты, которые будут способствовать росту кругозора ребенка. Привлекайте малыша к решению бытовых вопросов, хозяйственных дел. Поверьте, для малыша участие во всех взрослых делах — уже открытие, важный, порой бесценный опыт. Было бы большим заб­луждением считать, что дети должны играть одними игрушками. Все игровые приспособления созданы для отработки навыков, необходимых для реализации быто­вых, жизненных проблем. К слову сказать, деревенские дети, лишенные многообразия мира игрушек, гораздо быстрее приобретают большинство знаний о мире, опираясь на свой опыт решения практических задач. Поэто­му если вам удастся увлечь ребенка решением хозяйственных проблем, превращая их в занимательное, а порой даже сказочное занятие, малышу это будет только на пользу. Во-первых, расширится его кругозор, опыт, поведенческий репертуар, во-вторых, закрепится на практике понимание сути взаимосвязанных процессов, опас­ности, которая может подстерегать при взаимодействии с определенными предметами. При выполнении работы со взрослым у ребенка будет меньше вопросов, которые он захочет разрешить в одиночку, ставя сомнительные и небезопасные опыты. К тому же привычка работать по образцу, инструкции и в то же время в режиме диалога со страшим товарищем станет хорошей базой для коллективного обучения. Если ваш малыш неравнодушен к стеклянным фужерам и упорно пытается придвинуть стул к серванту в ваше отсутствие, возможно, стоит показать ребенку, что никакой притягательной силы хрупкие бо­калы не имеют. Блокировка дверец шкафа в данном случае вряд ли поможет, раз интерес у ребенка возник, его он удовлетворит любой ценой: не сегодня, так завтра, не с фужерами, так со стаканами. Все мы боимся, что однажды ребенок опрокинет фужеры на себя, поранится и т. д. Но не вынимать же всю хрустальную посуду из буфета? Конечно, нет. Просто расскажите малышу, для чего используют бокалы, какие опасности таит в себе стеклянная посуда. А позже, сидя за столом, предложите крохе фужер с соком, выбрав самый безопасный (с толстыми стенками или изготовленный из пластмассовой имитации). Налейте бокальчик и кукле Маше: пускай малыш разъяснит ей «инструкцию по его безопасной эксплуатации». После еды налейте в пластмассовый тазик теплой воды, запустите пены, возьмите пару грязных стаканчиков из толстого стекла и пригласите своего любознательного кроху помыть его любимые «рюмочки». Отдыхая на море, обратите внимание ребенка, какие ровные тупые края у стекляшек, обточенных в морских водах. Отдельно покажите, какие острые опасные края у осколка недавно разбитой бутылки (подобные экземпляры встречаются, к сожалению, на любом отечественном пляже). Под вашим присмотром малыш будет не играть с опасными предметами, а учиться безопасно использовать их по прямому назначению (обточенные стекляшки собирать в баночку, острые — с помощью мамы изолировать от других малышей). Таким образом, вы убьете двух зайцев: утолите любопытство крохи, предотвратив тем самым, возможно, небезопасный самостоятельный опыт ребенка, и разовьете кругозор малыша, на практике расширив его знания в определенной области.

Стихотворение-инструкция пользования посудой:

Я стеклянная посуда —

Хрупкое для супа блюдо.

Бережно, не разливай,

Борщ в тарелку наливай,

Кушай ловко и проворно

И держи тарелку ровно,

Потому что мы —

Стеклянные, хрустальные, фарфоровые,

Хрупки — не мельхиоровые!

8. Учите малыша переходить дорогу по правилам, даже если в ближайшее время, как вам кажется, ему не придется ходить по улице в одиночку. Привычки закладываются именно в детстве, а переходить улицу в положенном месте, согласитесь, — очень важная привычка. Кроме того, возможны различные ситуации (например, на экскурсии дети отстают от колонны детей и выбегают на дорогу, чтобы догнать мячик или погладить собаку), поэтому малыш должен быть заранее проинформирован об опасностях, подстерегающих людей на проезжей части. Убедите малыша в том, что ради своего благополучия малыш должен осознанно соблюдать правила безопасного перехода дороги: выходить на дорогу, только держа за руку взрослого и только в местах расположения пешеходных переходов. Чтобы правила было легче осваивать, превратите их в игру: вместе подмечайте знаки пешеход­ных переходов, загорающиеся маячки светофоров, подмечайте нарушителей и честно соблюдающих правила граждан. Переходя дорогу по пешеходному переходу, проговаривайте стишок:

Переходим мы дорожку полосатую:

Понемножку, потихоньку, по чуть-чуть,

Вправо-влево не забыв заранее взглянуть.

Предупреждая малыша о возможных последствиях несерьезного поведения на дороге, лучше всего обеспечить малышу возможность наглядно ознакомиться с результатами неразумных поступков. Покажите ребенку поучительный мультфильм, иллюстрирующий последствия самонадеянного поведения на дороге (про Зая и Чика, например).

8. И последнее правило. Чтобы все вышеперечисленное работало на благо ребенка в ваше отсутствие, необходимо, чтобы малышу нравилось жить по заведенным правилам. Выполняйте их ежедневно, даже когда не в настроении или спешите. Выполняйте их с удовольствием, привнося в них определенную долю игры (это особенно важно на первых порах). Когда ребенок привыкнет, дайте ему возможность самоутвердиться, провести инструктаж куклы или даже родителей, внести в ваши игры свои рацпредложения. Таким образом, к трем годам все правила малыш должен выполнять с удовольствием, инициируя их выполнение самостоятельно, без вашего напоминания. Но на это нужно время, поэтому разработкой и формированием правильных стереотипов поведения у ребенка необходимо заниматься задолго до начала его «самостоятельной» детсадовской жизни.

Похожие статьи:

Нужен ли ребенку детский сад? Почему детский сад необходим ребенку?

Как научить ребенка культуре поведения в обществе

Как развивать навыки общения у ребенка

Как научить ребенка правилам общения

Как подготовить ребенка к посещению детского сада

Нет комментариев. Ваш будет первым!