Как помочь адаптироваться маленькому ребенку в коллективе

Как помочь адаптироваться маленькому ребенку в коллективе

Мы рассмотрим примеры игр, которые помогут ребенку раскрепоститься в коллективе и завоевать авторитет сверстников.

Как помочь адаптироваться маленьким детям в коллективе. Как сплотить двухлеток?

Коллективные игры для детей

Игра «Интервью»

Чтобы дети прониклись к вам доверием, выслушайте их. Поверьте, не всем комфортно в садике первые дни, поговорить о своих эмоциях хочет каждый, но вот слушателя найти не так-то просто. Соберите детей в круг, встаньте посередине и предложите им познакомиться. Положительные эмоции, от вас исходящие, — лучший способ установить контакт и поднять настроение ребятам. Поэтому улыбайтесь и придумывайте различные рифмы, обращаясь к детям. Некоторые заготовки вам помогут лучше сориентироваться. Чтобы у детей был образец, первым проинтервьюируйте своего помощника (вашего ребенка). Затем продолжайте разговор с другими детьми.

Назовите свое имя и предложите детям назвать свое. При этом обыграйте ваше знакомство и последующее интервью стихотворной рифмой. Самое главное на начальном этапе общения — завоевать доверие ребят. Как только вы начинаете рифмовать слова, дети перестают видеть в вас тетю Настю или тетю Иру, и хоть на вас нет шутовского колпака, для них вы теперь сказочный персонаж, безусловно заслуживающий доверия, а не посторонний человек.

И все же познакомьтесь с каждым:

— Тетей (имя) меня зовут,

А ты кто будешь тут?

(показывайте на первого ребенка. Первый ребенок называет имя)

(другое имя), ты мой друг,

— Как тебе живется тут?

— Хорошо.

(помогайте ребенку, если он не отвечает, или переадресуйте вопрос другому ребенку)

— Хорошо — это значит весело?

(вопрос к другому малышу)

— Да. (отвечает второй малыш)

— «Да» всегда вы говорите или нет?

«Да» — это правильный ответ.

Обратитесь к следующему ребенку:

— Тетей (имя) меня зовут,

А ты кто будешь тут?

(обращайтесь к следующему ребенку. Ребенок называет свое имя)

(имя), ты мой друг,

Как тебе живется тут?

— Плохо.

(может быть и такой ответ)

— Плохо? Тебя обидел кто-то?

— Нет... Да!

— Значит, улыбнись, привет!

Ну, прости, он не со зла!

Примиритесь, вы друзья!

Задавая свои вопросы, вы можете перекидывать детям мяч. После знакомства со всеми ребятами и выяс­нения настроения в коллективе обратитесь к собравшимся детям, хотят ли они поиграть.

— Дружно, весело играть умеете? -Да!

— Друг за друга болеете?

- Да!

— Тогда — начинается игра!

С этой прелюдии можно начинать каждый день, выясняя у детей настроение и исправляя негативный фон во взаимоотношениях потенциальных друзей. Стремитесь, чтобы, стоя в круге, малыши постепенно начинали брать друг друга за руки, но не настаивайте на этом.

Игра «Встаньте дети, встаньте в ряд»

Дома заранее нарежьте из цветного картона разноцветные квадратики. Заготовки принесите в группу вместе с чистым листом белой бумаги и булавками для крепления. Присмотритесь к детям, какого цвета у них сегодня рубашечки, а какого — штанишки и юбочки. Попросите детей произвольно выстроиться в ряд. А затем на белом листе бумаги разложите в определенном порядке свои заготовки таким образом, чтобы их тон повторял цвет «верха» или «низа» костюмов ребят. Если почти у всех малышей темные шорты и белые футболки, используйте для идентификации цвет босоножек, например, или разбейте малышей на небольшие подгруппы. Покажите малышам свою заготовку и под веселые хлопки начинайте медленно произносить: «Изучите свой наряд и встаньте дети, встаньте вряд». Попросите детей выстроиться в ряд таким образом, чтобы ряд из цветов их футболок (шорт, босоножек или розданных игрушек) совпадал с цветами ряда в заготовке. Первый раз проведите показательную игру, помогайте детям выстроиться правильно, в соответствии с цветовой гаммой. Затем модернизируйте игру, например, вы можете прикрепить к футболкам ребят разноцветные кружки и попросить выстроиться таким образом, чтобы получился светофор (красный, желтый и зеленый), одуванчик (белый кружок в середине, желтые по кругу) и т. д. Если желающих поиграть собралось достаточно много, разделите детей на группы по 3-5 человек. Пока играет одна группа, другие поддерживают, подсказывают — словом, участвуют в общем процессе. Игра сближает детей, поскольку в ней нет победителей и побежденных, все заняты выполнением одной задачи. Дети учатся соучаствовать, сопереживать. Кроме того, игра развивает внимание и логические способности детишек.

Игра «Вагончики»

В игру «Вагончики» можно играть при любом вари­анте исполнения. Главный плюс этой забавы состоит в том, что дети дотрагиваются друг до друга, образуя общее «тело поезда» из своих индивидуальных «вагончи­ков». Игра позволяет почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, а также расширить границы личного пространства.

Ту-ту, ту-ту, мы едем в садик,

Везем гостинцы, везем подарки,

Везем и лыжи, везем и палки.

Для наших деток коньки и санки...

Детей-паровозиков может быть сколько угодно, только договоритесь о названии каждого заранее. Тогда ваша задача только в том, чтобы отдавать команды «машинистам» всех поездов:

Поезд с орехами не туда заехал,

Развернись через правое плечо,

Прицепи вагон еще,

(к поезду присоединяется еще один ребенок).

Поезд с конфетами, поверни налево,

Отцепи вагончик, тот, что будет первый.

(первый ребенок покидает поезд, чтобы, например, присоединиться к другому составу).

Поезд «Девчоночки», подъезжай к столу,

Погрузи в вагончики мишку и юлу.

(дети берут в руки игрушки)

Дети строятся «паровозиком», обхватывая талию впереди стоящего, и следуют за паровозом, роль которого отведена взрослому. Когда самый простой вариант игры обработан, приступайте к работе с более сложной версией. Например, поезд может идти под мостом. Соорудите его из рук ребят: путь малыши образуют два параллельных рядка и соединят руки таким образом, чтобы образовалась арка. Теперь под мостиком могут следовать «составы». При этом по вашей команде малыши, участвующие в создании мостика, должны будут поймать нарушителей правил движения, следующих под «мостом»:

Чух-чух-чух-чух, поезд быстро летит,

Хотя красный свет горит,

Ловим нарушителя!!!

(малыши обхватывают руками детей под «мостом» )

Чух-чух-чух-чух, желтый загорелся,

Поезд медленно ползет,

Успеет, интересно?

Не успел, ловите его!!!

 

Чух-чух-чух-чух, зеленый свет мерцает,

Поезд быстро несется, проехать успевает!

Пропускаем паровозик!

Первая часть стихотворения адресована детям, формирующим паровозик, вторая — тем, кто изображает мост. Малыши учатся взаимодействовать, расширяя границы личного пространства. Кроме того, в процессе игры отрабатывается внимание, способность работать по инструкции.

Игра «Любознательный мяч»

Дети на первых порах плохо запоминают имена друг друга. Помогите им запомнить имя каждого одногруппника. Соберите детей в круг, возьмите в руки мяч и встаньте в центр образовавшегося круга. Попросите малышей вспомнить имена всех девочек в вашей группе (или просто знакомые им имена), а затем угадать имя, которое вы загадали. Начинайте перекидывать мяч детям по кругу. Поймав мячик, малыш должен назвать свой вариант девичьего имени и вернуть мяч обратно ведущему. Как только один из детей правильно назовет имя, которое вы загадали, выведите его из круга в центр и попросите угадать, кто та самая девочка, имя которой он угадал.

Описывайте малышку, стоящую в круге, пока ребенок не догадается, о ком речь. Если же ребенок сразу укажет на нужную вам девочку, пусть вместо вас попробует перекидывать мяч из центра круга другим детям с тем, чтобы другие малыши называли основные приметы девочки с угаданным именем (красивая, добрая, кудрявая, в желтом платье и т. д.). Тот, кто не сможет выразить словами свое отношение к согруппнице, становится в центр круга. Роль ведущего расшевелит пассивного малыша: пусть теперь он загадывает имя своего товарища, а другие дети пытаются его угадать. Подобным образом можно инициировать игру «угадай животное», «угадай цвет юбочки стоящей в кругу девочки», «угадай игрушку» и т. д.

Игра «Змей», или «Поезд»

Общее дело, как известно, способно объединять, детей в том числе. Предоставьте малышам возможность насладиться ощущением соучастия в общем процессе. Заранее дома склейте из белых листов бумаги длинную ленту (не слишком широкую, но и не узкую). Нарисуйте получившемуся змею глаза, приклейте красный язычок, а вот декорацией тела должны будут заняться дети. Ориентируясь на число детей в группе, приготовьте для них наклейки из самоклеющейся бумаги. Каждому — по большому самоклеящемуся листу (в совокупности все приклеенные листы должны полностью покрывать «тело» змея) и паре мелких цветных наклеек (ромбики, кружочки) для украшения. Разложите змея на столе и каждому малышу определите участок работы. Для первого раза — достаточно. Позже по этому же принципу можно мастерить поезд. Только к каждому участку работы («вагончику») теперь прикрепляйте по паре детей: один будет приклеивать корпус вагона, второй, например, — головки пассажиров, выглядывающих из окна. Постепенно учите детей работать в паре, в коллективе,

находя свою роль в общем процессе. Рассматривая получившийся поезд «Дружба», спросите детей, кто в нем едет. Пусть каждый идентифицирует себя и свой вклад в общую работу, указав на приклеенные головки, выглядывающие из окна. «Это мой вагончик!» — скажет малыш. А вы поправляйте: «Это твой и Славин вагон, — вот он, а вот ты — вы вместе едете в одном вагоне, который мастерили сообща. Следом за вами Варя и Андрей, Петя и Маша. Вас везет поезд дружбы, который вы сделали вместе». Со временем, если вы будете планомерно работать в этом направлении, дети оценят пользу совместной работы.

Предложенные выше задания не требуют много времени на подготовку. А их исполнение может длиться всего несколько минут. Главное, чтобы эти минуты проходили для детей радостно. И эта радость была неизменным спутником детишек первые месяцы адаптации в коллективе. Постепенно, благодаря вашим стараниям, малыши научатся доверять друг другу, работать сообща и получать удовольствие от коллективного взаимодействия.

Похожие статьи:

Игры за партой. Игры с дошкольниками

Какие причины побуждают детей к игре? Что лежит в основе их стремления играть?

Развивающие и обучающие игры для детей от 5 до 10 лет

Развивающие игры для детей от 6 до 11 лет

Игры для развития речи ребенка. Как научить ребенка навыкам общения через игру

Нет комментариев. Ваш будет первым!