Инсценированный конкурс юных талантов в летнем лагере

Конкурс талантов в летнем детском лагере. Сценарий

Сценарий конкурса для летнего лагеря «Однажды ночыо на Лысой горе...»

Действующие лица:

Сказочник - Баюнок.

Привидения.

Яга-Костяная Нога.

Кощей.

Чертенята.

Мать чертенят - Шишимора.

Водяной.

Девочка-цветок.

Оборудование: сцена, прожектор (или иные, имеющиеся в наличии осветительные приборы: цветомузыкальная установка, лампы и т. п.); магнитофон, фонограмма музыкального сопровождения.

Роль сказочного существа - Баюнка исполняет взрослый. Роли привидений, чертенят и девочки-цветка вполне по силам ребятам младшего возраста. Остальных персонажей действа: Яги, Кощея, Шишиморы и Водяного - исполняют ребята старшего возраста.

Ребята также (под руководством вожатой и воспитателя, ответственных за проведение мероприятия) разрабатывают в эскизных вариантах модели будущих костюмов и мастерят их из подручных средств и материалов.

В целях экономии времени, отведенного на разучивание ролей и совместные репетиции, инсценировка представлена в виде небольших сценок. Песня девочки-цветка исполняется «вживую», то есть под музыкальный инструмент - баян или аккордеон. Песня маленьких привидений звучит в свободном исполнении.

Кулисы, как и декорации для сцены, изготавливаются руками самих ребят, конечно же, при поддержке и помощи взрослых.

Некоторые сцены могут быть использованы в мероприятиях иного плана. Например, сцены привидений или Яги и Кощея (их страстное танго) будут вполне уместны в «Карнавале масок» или «Фестивале сказок».

Пролог

Звучит в записи фрагмент произведения М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Действие происходит в ночное время, в полнолуние. Поэтому необходим фон ночного неба с крупными звездами и полной луной. На заднем плане очертания большой возвышенности, покрытой лесами. Действие проходит на «лесной поляне», освещенной «зловещим лунным, сиянием».

Музыка постепенно стихает. Прожектор на мгновение направляется на зрителей, слышен мелодический перезвон колокольчиков. Свет вновь направляется на сцену, на которой стоит небольшого роста старичок в просторной рубахе, подпоясанной веревочкой, с рыжей бородкой и такой же шевелюрой, в руках у него палка-посох.

Баюнок . Ночка-то сегодня как по заказу, а, ребятки? Чего молчите-то, испугались что ли? (Дети отвечают.) Не бойтесь меня, добрый я. На своем веку, а пожил я ого-го сколько! Ну-кась, дай посчитаю... (шевеля губами, загибает по очереди пальцы, но сбивается) ...сто, сто пятьдесят, двести, двести тридцать три... триста... тьфу ты! Шибко не силен я в грамоте... Так вот, говорю, на своем веку ни одной живой души не обидел, всем помочь старался. Кому советом, а кому и делом, ну да ладно!

Не за тем я к вам пришел, ребятки, чтобы похваляться. Прознал я, что сегодня у всей нечисти праздник намечается. Не каждый день луна вот такая на небе появляется, поэтому и праздники редко случаются. А погулять да порезвиться нечисть лесная да болотная ох, как любит!..

Сцена маленьких привидений

Баюнок отходит в сторону. Звучит тихая заунывная мелодия. На сцену «вплывают» привидения разных мастей и калибров, как и полагается, в белых одеяниях. Они кружатся, группируясь и расходясь (наподобие мозаики), составляя разные фигуры. Слышится их заунывное пение.

«Путевая» песня маленьких привидений:

Весь мир погрузился во тьму,

Мы ждем с нетерпеньем луну!

У-у-у - во тьму.

У-у-у - луну!

Нам звезды помогут в пути

Дорогу на гору найти.

У-у - помогут в пути!

У-у - дорогу найти!

С тихими стонами и завываниями привидения неспешно покидают сцену.

Баюнок (обращается к зрителям с вопросом). Хотите на том сборище побывать? (Зрители отвечают.) Только чур, не пищать и своего присутствия ничем не выдавать, как бы страшно вам ни было. Иначе беды не оберешься! Согласны? (Зрители отвечают.)

Старичок, три раза поворачивается вокруг себя, приговаривая заклинание, потом тихонько отходит в сторону. Свет прожектора следует за ним.. Баюнок присаживается на пенек, в «тени» декорации, изображающей большое раскидистое дерево. Свет прожектора направляется на центральную часть. Вновь звучит зловещая музыка. (Из детского альбома П. И. Чайковского «Баба-Яга» в записи.) На фоне «Лысой горы» появляется Яга-Костяная Нога.

Если позволяют технические возможности, эффектнее появление Яги верхом в ступе. Помахивая метлой, она благополучно «приземляется», вылезает из ступы, начинает кокетливо приводить себя в порядок. Сказочник комментирует появление Яги.

Сцена появления Яги

Баюнок.

Перед вами Яга-

Костяная Нога.

В руках помело,

Глаза набок повело.

 

В ступе по небу летает,

Внешним видом всех пугает...

Яга. Нынче я первая на праздник пожаловала. А то все Кикимора да Кикимора... да ну ее к Лешему в болото! Я - хозяйка праздника, ох и повеселимся же сегодня!., (исполняет с движениями свои зловещие плясовые припевки):

Охи, ахи, напущу я страхи!

Разбегайся, детвора, приближается Яга!

Я жаркое из ребят просто обожаю,

На лопату посажу, в печку отправляю!

 

С перчиком, с приправами, с колдовскими травами.

Передать вам не могу, как я деточек люблю!

 

Охи, ахи, нагоняю страхи!

Разбегайся, детвора, приближается Яга!..

Сцена появления Кощея

Яга останавливается, прислушиваясь к чему-то. Раздается ужасный скрип, вновь приглушенно звучит зловещая музыка. Старик-Боровик прикладывает палец к губам.

Баюнок.

Тсс... раздается скрип костей,

Приближается... лучший друг Яги –

Кощей! Еще тот бандит, злодей...

Легок на помине друг,

Только вспомнишь - тут как тут.

Появляется Кощей, скрипя всеми своими «костями».

Баюнок (продолжает).

С виду строен, как березка,

Обаятелен, красив...

Но душою очень черен,

Раздражителен, злобив...

Яга украдкой подкрашивает себе губы, глядя в начищенную сковороду. При виде Кощея быстро кидает все в ступу, стоящую позади нее. Гостеприимно протягивает руки, наигранным голосом восклицает:

Яга. Ах, друг мой, Кощей ненаглядный...

Кощей (элегантно и непринужденно целуя руку Яги). Ну зачем же так официально! Можно просто - Костик...

Под звуки «Танго» (в записи) и невыносимый скрип «костей Костика» они исполняют страстный танец. Под конец, ближе к кулисам, Кощей, не рассчитав свои силы, спотыкается и падает вместе со своей партнершей за кулисы. Слышится ужасный грохот и вопли, причитания Яги.

Сценка маленьких чертят

Звучит озорная музыка. Выбегают из противоположной стороны кулис чертенята. Перепрыгивают друг через друга и гоняются по cifene под комментарии Баюнка.

Баюнок.

...Ну, а это, что за чудо?

Рожки, хвостик у ребят,

Неужели видим с вами

Мы малышек-чертенят?!

Исполняется импровизационный танец чертенят. Под конец танца выходит с хворостиной Шишимора и пытается успокоить не в меру расшалившихся «деток».

Ой, умора да и только,

До чего смешная тетка,

Шишом волосы торчат!

Не иначе это мамка

Незадачливых чертят!

Шишимора (воинственно размахивая хворостиной и подгоняя своих чад). Вот негодники! И где вас только черти носят?! Быстро домой - ужин стынет!

Баюнок (.хватая одного чертенка за хвост, задает ему вопрос).

Эй, чертенок, подожди!

Ты мне лучше подскажи,

Маму как зовут твою?

Чертенок (вырываясь из рук, с досадой).

Отвяжись! Чего пристал?

От своих, смотри - отстал!

Мамку Ши-ши-мо-ро-ю зовут,

Да отпусти же, все сожрут!

Баюнок (смеясь). Ну, беги, беги, юнец!

(Обращаясь к зрителям) Сразу видно - сорванец!

Чертенок радостно взбрыкивает, вырвавшись, наконец, на свободу. Но тут некстати появляется Яга. Она ловко подставляет ему подножку. Несчастный чертенок спотыкается и падает. Яга хватает его за шиворот, поднимает и трясет.

Яга.

Ага! Попался наконец!

Ты зачем с моей грядки

Спер, паршивец, огурец?!

Признавайся, куды дел,

Небось с братцами и съел?

Чертенок (со слезами в голосе).

Вот ведь надоедливая бабка,

Ну зачем мне твоя грядка

И какой-то огурец?

Тоже мне деликатес!

Это лешенят проделки,

Не мешай играть в горелки!

И вообще - я есть хочу!

Мамка вон по лесу рыщет,

Хворостиной как отхлыщет,

Отпусти-ка, слышь, меня...

Чертенку наконец удается вырваться из цепких рук Бабы Яги. Победно гикнув, он радостно убегает.

Сцена похищения детей

Яга (руки в боки, с досадой топнув ногой).

Тьфу ты, вот ведь хулиганы,

Не найдешь на них управы!

Вот какая молодежь,

Ну ничем их не проймешь!..

Принюхивается и напряженно всматривается в зрительный

Так, чевой-то че-то не тово...

(Крутит головой в разные стороны.)

А! Попались-таки, голубчики!

Так вот, кто день и ночь проказит

Да по огороду моему лазит!

Вот, я сщас вам покажу,

Если только догоню...

(Кричит Кощею за кулисы.)

Кощеюшка, друг мой милый,

Поди, блесни-ко своей силой,

Веревку толстую тащи

Да всех негодников вяжи!..

Яга спрыгивает со сцены, хватает первых попавшихся детей. Ей на помощь, прихрамывая, спешит Кощей. На ходу распутывая веревку, он обвязывает каждого пойманного ребенка за пояс и ведет всех на сцену, усаживает их под декорацией большого дерева.

Яга (помогая Кощею, приговаривает). Догоню, догоню и в лес-то всех утащу!

Кощей (радостно потирая руки).

Неплохой улов, дорогая моя старушечка,

Несравненная моя Ягушечка!

Пир закатим с тобой, моя милая,

На весь мир, моя красивая...

Сцена появления Водяного

Кощей целует руку Яге, та кокетливо улыбается. В это время появляется Водяной. Яга начинает заметно нервничать.

Водяной.

Я Водяной, я Водяной,

А кто поделится со мной?

Хочу и я иметь друзей,

Веселых, озорных детей.

Мне скушно, тошно, одиноко,

Вся жизнь моя - мое болото!

У меня в подружках

Пиявки да лягушки!

Тьфу, как надоели,

Всю плешь мне вон (показывает на голову) проели!..

Бесцеремонно отталкивая Кощея и Ягу, ощупывает пойманные жертвы.

Водяной (тоном не терпящим возражении).

Ну-ка, дай-ка всех внимательно осмотрю,

Кто получше да порумянее -

Тех под воду с собой и уведу.

Без детей на дне тоскливо,

В царстве скучно и уныло.

Будем в салки мы играть

Да русалок развлекать...

Отобрав детей, решительно подталкивает их к выходу. Яга с Кощеем оттесняют Водяного от детей.

Яга.

Куды-куды ты, Водяной,

А ты советовался со мной?

Кощей.

Ишь, чужими руками жар загребать!

Что, слабо за детьми самому погонять?

Водяной (невозмутимо).

Да вы че? Мне проще у вас отобрать!

Как-никак я Водяной,

Все считаются со мной!..

Опять разгорается спор. Слышится постукивание посохом...

Сцена спасения детей из плена нечисти

Персонажи застывают на месте. Появляется сказочник- Баюнок, сокрушенно покачивая головой, обращается к зрителям.

Баюнок.

Вот этого я больше всего и опасался...

Что теперича пенять?

Надо срочно что-то предпринять,

Из беды ребяток вызволять...

Так! Я, кажется, придумал!

Три раза громко стучит посохом и направляется к спорящим. Те с удивлением смотрят на него.

Водяной.

Как здесь дед вдруг оказался,

И откудова он взялся?

Яга.

Ясно, заблудился дед... (советуясь с Кощеем)

Может, его тоже... на обед?

Баюнок (усмехаясь в бороду).

С этим можно подождать...

Мы хотим твои загадки послушать-разгадать.

Давай, Яга, с тобой на спор

Заключим мирный договор?

Яга с Кощеем (в недоумении в один голос). Чево?!

Водяной (покачивая головой). Ну и дела творятся лунной ночью!..

Баюнок (хитро посмеиваясь, продолжает).

Если детки загадки твои отгадают,

Тогда, согласно договору, их тут же

На свободу и отпускают.

Ну, как? По рукам?

Яга (зловеще потирая руки).

Ну, дед, держись,

Я ведь спуску не дам,

Давай, по рукам...

Под звон колокольчиков быот по рукам. Яга, Кощей и Водяной по очереди загадывают своим пленникам загадки. Если они затрудняются с ответом, Баюнок просит помощи у зрителей.

Загадки нечистой силы.

• Что выше леса? (Солнышко.)

• Сестра к брату в гости идет, а он от нее пятится? (День и ночь.)

• Течет, течет - не вытечет (Река.)

• Заря-зарница по церкви ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце скрало (Роса.)

• Что вокруг избы не обнесешь? (В решете воду.)

• Что в руку не схватишь? (Дым.)

• Что выше избы не закинешь? (Перо.)

• Что со двора не стащишь? (Погреб)

• Что и лентяю не лень? (Дышать.)

Загадки довольно непростые. Поэтому, наверняка, не все загадки ребятами будут разгаданы. Кощей выпускает половину пленников. Баюнок помогает им спуститься со сцены. Дети занимают свои места среди зрителей. Остальных же ребят нечисти пытаются разделить между собой.

Водяной (наступая на Ягу и Кощея).

Живо делись своей добычей,

Иначе сам отниму, а вас всех

В пиявок да лягушек превращу...

Но тут в спор вмешивается Баюнок, про которого те забыли. За руку он держит маленькую девочку-цветок: в зеленом платьице, на голове шапочка в виде огненных лепестков. При виде г/ветка нечисть застывает на месте, словно окаменев.

Заключительная сцена

Баюнок (повернувшись вокруг себя трижды, произносит заклинание).

Раскрой, цветочек, лепестки,

Сияньем тьму ты озари...

Пусть прочь уйдут коварство, зло,

Восторжествуют радость и добро!

В то время, как произносятся слова заклинания, девочка- цветочек в импровизированном танце под тихую мелодичную музыку, взмахивая руками-«листьями», прогоняет нечистую силу. Те, закрываясь руками от «света», «исходящего» от девочки- «цветка», пятятся и исчезают со сцены. Вспыхивает яркий свет (имитация рассвета). Девочка-цветок исполняет «Песню о волшебном цветке» - слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.

Есть на свете цветок алый, алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовется не зря.

Припев:

Может, там, за седьмым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

 

В жизни хочется всем нам, пожалуй,

Как бы путь ни был крут и далек,

Отыскать на земле небывалый,

Самый, самый волшебный цветок.

Припев:

Вспоминая о радостном чуде,

Вдаль шагая по звонкой росе,

Тот цветок ищут многие люди,

Но, конечно, находят не все.

Сказочник-Баюпок помогает в это время остальным ребятам освободиться от веревки. Они подходят к девочке-цветку и, взявшись за руки, образуя полукруг, поют вместе с ней слова припева.

Баюнок (хитро подмигивая ребятам).

Всякое может приключиться

В темную и лунную ночь

Да на Лысой горе (низко до земли кланяется),

Мой поклон детворе...

Свет прожектора уходит в сторону, освещая задний план, Баюнок в это время исчезает. Вновь звучит мелодия песни, у девочки-цветка в руках появляются воздушные шары по количеству присутствующих ребят младшего возраста. Все участники представления помогают ей раздать шары детям.

К сведению.

Материал о существах, почитаемых нашими предками и вызывающих до сих пор у нас, потомков, двойственные чувства - жгучее любопытство и в то же время необъяснимое чувство страха.

Источником данной информации послужили книги Л. С. Кайсарова «Славянская и российская мифология» и Г. А. Глинки «Древняя религия славян», изданные около двухсот лег тому назад.

Эти издания уникальны тем, что по сути своей являются первыми и единственными словарями славянских мифов, авторами которых были первые русские дворяне-профессора, замечательные филологи-славянисты и писатели раннепушкинской эпохи.*

Из книги Г. А. Глинки: «Сие общее название даю я таким меч- таемым существам, коих воображали себе ни совсем бестелесными, ни телесными, и кои как бы в своих стихиях обитали - иные же в лесах, в реках, в омутах и проч. Они суть...» - далее идет подробное разъяснение сущности каждого существа.

Все сказочные персонажи, знакомые нам чуть ли не пеленок, имеют свою загадочную, тысячелетнюю историю. Немало научных трудов посвящено раскрытию тайны происхождения нелюдей. Многие ученые пытались, например, установить точное время и место «рождения» Бабы-Яги, но безрезультатно. Столько ученых, столько и версий, предположений возникало о ее возрасте и «статусе в обществе».

По утверждению одних, отцом Яги был подземный царь Вий. В годы своей «юности» Яга вовсе не была злой и безобразной старухой. Наоборот - она была прекрасной девушкой-всадницей, имеющей в своем подчинении огромное войско.

Другие же авторитетно заявляют, что слово Яга - огрубленное слово Яшка. Так в славянских песнях называли ящура - прародителя всего живого, жившего когда-то на земле. Яга же по своей сути являлась древнейшей хранительницей, заботливой берегиней человеческого рода, его традиций, потомства и домашнего очага. С обращением языческой Руси в христианство, всем языческим богам и божествам, в том числе и Яге, стали приписываться демонические силы. С того самого времени и повелось пугать маленьких непослушных детей злой Бабой-Ягой.

Другая группа ученых склоняется к такой версии, что пугать малых деток Ягой стали позднее, во времена татаро-монгольского ига. Плачущего маленького русича мать, крепко прижимая к себе, тоскливо увещевала: тихо-тихо, не плачь, а то придет бабай-ага («господин, хозяин») и заберет тебя.

А один ученый муж вполне серьезно выдвинул такую гипотезу: Баба-Яга вовсе и не баба а...вроде бы мужик, изгнанный своими соплеменниками в доисторические времена за серьезные проступки и с тех пор скитающийся по белу свету под личиной Бабы-Яги... Вот такие кривотолки и разного вида домыслы ходят о бабушке Яге. Истина же скрыта в веках и навечно погребена под обломками нашей истории.

Одним словом, Яга — личность довольно загадочная и темная, что из себя представляет и что может выкинуть - неизвестно. Поэтому от нее лучше держаться подальше и дел с ней никаких не иметь.

Баюнок («сказочник» или «ночной сказочник») - как и домовой, шишимора и другие нечисти причислялся нашими предками к «сословию» домовых духов. Свое прозвище получил, скорее всего, от слова баять - говорить. Наверное, в его обязанности входило нашептывать малышу-несмышленышу свои сказочки, убаюкивая его:

Баю-баю-баю-бай,

Спи, малыш мой, засыпай.

Закрывай покрепче глазки

И послушай мои сказки...

Шишимора (или кикимора) - в народе испокон веков так прозывали чертиху, считавшуюся божеством неспокойных снов и ночных видений. Почему шишимора? Быть может за свою смешную прическу (в просторечии - шишом голова)? Шиши - мора... Вспомните, когда вы видите что-то нелепое и смешное, как говорите? Вот умора! А может быть прозвище свое сие существо получило за звуки, которые издает, проказничая ночью: беспокоя детишек малых жуткими сновидениями или путая оставленную на ночь пряжу: ш-ш-ш...

Водяного раньше называли почтительно, с уважением - Дедушкой. Считалось, что этот водяной дух проживает в глубоком месте реки. У него хороший, добротный дом. Водяной любит тишину и покой, а тех, кто смеет нарушать его спокойствие и баламутить его речное царство-государство, он утаскивает под воду. Особенно стремится водяной утащить мальчишку. Приучает его жить в своем подводном доме, воспитывая и обучая всему тому, что положено знать и уметь всякому водяному, то есть готовит в свои преемники.

Кощей в древней Руси считался божеством подземного царства. Свое прозвище, скорее всего, получил от старославянского слова кошъ или кошт, что означает «кость», «костлявый». В современной жизни его, наверное, переименовали бы в Костика - приятно для слуха и не так страшно.

Кто такие привидения - знают многие - это души умерших людей, по каким-то причинам не находящие себе места на «том свете». Не зря ведь в народе существует такая поговорка: рад бы в рай, да грехи не пускают. Вот и слоняются они, то бишь привидения, в околоземном пространстве, по всем параллелям мира, иногда давая о себе знать своими проделками.

Черти относятся к разряду древнейших домовых духов, которых насчитывается превеликое множество. Наши предки не без основания побаивались этих существ, по их мнению, наделенных «черной» «не чистой» силой. И действительно, внешность чертей весьма отталкивающая: нахально ухмыляющееся мерзкое рыло, рожки, копыта, хвост и все это покрыто шерстью... брр! Сущность чертей полностью соответствует их внешнему виду - хитры, изворотливы, с огромным удовольствием и чувством полной удовлетворенности способны совершить абсолютно любую пакость.

Волшебный цветок, если верить старинным преданиям, расцветал в ночь на Ивана Купалу (в ночь на 24 июня по старому календарю). Людская молва наделила его волшебной и чудодейственной силой: того, кому посчастливилось отыскать этот чудо-цветок - тот одарялся счастьем и богатством, мог выпутаться из любой беды, узнать свое будущее, отделаться от нечисти и т. п.

В эту необыкновенную ночь цвели также и другие загадочные травы: папоротник, разрыв-трава, плакун-трава.

Вот как в одной старинной книге приблизительно XVIII века описываются удивительные свойства этой травы: «Плакун-трава заставляет плакать нечистых духов. Когда будет кто иметь при себе сию траву, то все непритязательные духи ей покорятся. Она одна в состоянии выгнать дедушек-домовых, кикимор и прочих, открыть доступ к заклятому кладу, которые стерегут нечистые духи...».

Неужели на самом деле существует в природе плакун-трава? - задавшись таким вопросом, я отправилась в ближайшую библиотеку. Действительно, науке известна трава, способная «плакать», за что в народе и была прозвана «плакун-травой». Но плачет она не всегда, а после теплых и влажных ночей. За ночь в растении накапливается лишняя влага, от которой оно утром и старается избавиться. Кажется, что настоящие слезы льются из «глаз» растения - маленьких щелочек-устриц, находящихся на листьях*.

К сожалению, о волшебных свойствах травы в современных справочниках и энциклопедиях не сказано ни единого слова. И это не удивительно. В XXI век глупо говорить о волшебстве и чуде, сказки все это, легенды и предания...

И, наконец, немного о самом важнейшем празднике славян. Отмечался он раз в год, в самый длинный день - день летнего солнцестояния. Когда-то во времена древнего язычества он считался праздником Ярилы, позднее - Купалы, посвященным Солнцу. Еще позднее из слияния названия языческого славянского праздника Купало (от старославянского слова купа, означающего куст, сноп старых растений, травы) и христианского Иванов день (в честь Иоанна Крестителя) явилось новое название праздника - Иван-Купало.

Праздник приходился на самый разгар лета, на время, когда солнце на небе всего выше стоит над землей. Согласно старинным поверьям в этот день Солнце (символ женского начала) в своей огненной, нарядно украшенной колеснице выезжает навстречу своему супругу - Месяцу. Поэтому в эту ночь не спали, стерегли «встречу» солнца с месяцем.

Празднование Купалы связано с грядущей жатвой. Крестьяне считали, что божества мужского начала (Ярило-Солнце, Купало- куст), оплодотворив землю и согрев ее для того, чтобы она дала людям хороший урожай, выполнили свое предназначение и теперь должны исчезнуть до следующей весны. Поэтому селяне разводили символические костры, сжигали чучело из сухой соломы и провожали солнце. От костра, разведенного на возвышенности, откатывали вниз колесо - символический знак Солнца, выражая тем самым его поворот на зиму.

В разных местах праздновали праздник по-разному. В одном месте накануне праздника, с вечера дня святой Аграфены Купальницы 6 июля (по старому календарю 23 июня) в ночь под Ивана Купалу делали чучело «Купало». То есть вбивали в землю большой кол, обкладывали его соломой, а наверху привязывали сноп. В сумерки чучело сжигали, водили вокруг него хоровод, выполняя определенные обрядовые действия.

В другом - жгли березку, исполняя при этом плачевные песни и только после этого начиналось веселье и гульба. Развлекались всяк по-своему: молодые парни перепрыгивали через магический «живой огонь» (то есть полученный трением). Прыжки через кострище являлись среди молодежи также показателем ловкости и удали и своеобразным гаданием: высоко получится перепрыгнуть через кострище - все, что задумал в жизни, обязательно сбудется.

Семейный люд старался прогнать через кострище свой домашний скот, дабы оберечь его от порчи ведьм. Молодые женщины и девушки прыгали через костры, чтобы «очиститься от всяческих напастей».

По преданиям, в купальскую ночь оживала вся нечисть, которая также предавалась всяческому разгулу: черти и бесы скрадывали звезды, месяц; ведьмы и змеи закликали коров, отбирали у них молоко, портили хлеб и т. п. В народе такой день считался «колдунным днем».

На рассвете все шли очищаться в реку, смывая с себя болезни, плохие помыслы и неприятности, чтобы в чистоте встретить восходящее светило. Обычай купания в Иванов день возник в память об обряде крещения. Считалось, что в эти светлые и жаркие дни лета солнце купалось в реках и озерах, в силу чего вода приобретала чудодейственные целебные свойства.

По народным преданиям, многие растения, собранные в эту удивительную ночь, обладали необыкновенными и чудотворными свойствами. Девушки и женщины после празднества бродили по лесу в поисках целебной травы: шалфея от «головной скорби»; зверобоя, девясила, череды, разрыв-травы. Например, существовало поверье, что «разрыв-трава цветет в полночь на Иванов день (24 июня) и держит цвет не долее, сколько нужно, чтобы прочитать «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Считалось также, что перед этой необыкновенной травой падают замки и запоры, а если «раз- рыва-гравы в кузницу бросить, то кузнец не может работать».

Шли искать эту чудодейственную траву с косой, так как старые люди говорили, что «на которой граве коса переломится в Иванову ночь, та и есть разрыв-трава».

А про стародубку упоминали вот что: «стоит перемешать ее с жабьими косточками и настоять, а потом угостить сердитого родственника али другого какого-либо недоброжелателя, его гнев сменится на милость». Также трава приносила богатство и славу.

Но самым почитаемым и желанным цветком в Иванову ночь считался цветок папоротника. За ним в лесные дебри в глухую полночь отправлялись только самые отчаянные и храбрые парни, потому что разные нечистые силы старались всячески помешать людям отыскать чудо-цветок. В старых книгах так писалось об этом удивительном растении: «Напорть цветет огненным цветом только в ночь под Иванов день, и кто успеет сорвать его и будет так смел, что устоит противу всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад».

Быть может, легенды о папоротнике родились благодаря необычности самого растения: листья у него крупные и красивые^ а стебля нет или он не виден. Люди отказывались верить, что папоротник на самом деле вообще не цветет и продолжали из поколения в поколение наделять его удивительными «колдовскими» свойствами.

Папоротник имеет множество названий. В народе его называли и кочедыжник, и огнецвет или цвет-огонь, царь-огонь; и ключ- трава.

Это растение очень древнее, на земле оно уже почти триста миллионов лет. Встречается чуть ли не повсюду. В природе существуют не менее десяти тысяч видов папоротника. Несмотря па столь почтенный возраст, растение мало изучено и его происхождение по-прежнему окутано тайной, что вызывало у народа всяческого рода домыслы, переросшие в предания и легенды.

Одна из легенд, дошедшая до нас из далекого прошлого от древних предков, поклонявшихся богу Яриле, гласит о том, что, будто бы Ярило за почтительное к себе отношение отблагодарил людей тем, что даровал им огонь. С тех самых пор каждый год в ночь на Ивана Купалу он вновь посылает огонь людям. Разгорается этот огонь в папоротнике и имеет вид огненного цветка. И вот если посчастливится человеку отыскать цветущий папоротник, то станет понимать язык цветов, птиц, деревьев и зверей; может стать невидимым и проникнуть во все места, а главное - начнет видеть сквозь землю и сможет найти все клады, спрятанные в ней.

Так как Ярило посылал огонь на короткое время, надо было это время не упустить. А чтобы увидеть цветущий папоротник, необходимо было успеть до полуночи (именно в это время, по преданию, он и зацветает) совершить множество магических обрядов, иначе цветок не покажется.

Дети тоже принимали участие в празднике. Наравне со взрослыми в своих молитвах обращались они к Богу с тем, чтобы позаботился он о людях, дал им хороший урожай и одарил всяческими милостями. В народе считалось, что к детским молитвам Бог всегда был более милостивым. Об этом свидетельствует такая народная поговорка: «До Ивана, детки, просите дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу».

А вот другие поговорки: «Дядя Иван и людям, и нам» или «Купалинка - ночь маленька». Существовали такие приметы: «На Иванову ночь звездно - будет много грибов» или «Сильная роса па Ивана - к урожаю огурцов».

Одним из любимейших развлечений древнерусской молодежи на Ивана Купалу была игра в горелки, где парень должен поймать девушку. Известный русский историк и собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев объясняет происхождение названия игры, ссылаясь на древнейшие песни, в которых поется:

Не огонь горит, не смола кипит,

А горит-кипит ретиво сердце

По красной девице...

Сейчас эта игра, к сожалению, почти забыта. А почему бы ее не вспомнить и не поиграть, как играли наши далекие-далекие предки, находясь в нашем возрасте?

Играем в русскую народную игру «Горелки»

Для игры необходима ровная площадка, без каких-либо выступов и углублений, очищенная от камней. Желательно иметь побольше пространства для передвижений пар и перебежек.

Игра станет намного интереснее, если каждая пара составляется из мальчика и девочки. Водящий, то есть «горелыцик», выбирается по желанию, или им становится тот, кто остается без пары. Остальные игроки берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага.

Водящий становится впереди, в двух шагах от первой пары, спиной к игрокам. Непременное условие: он не должен оглядываться и смотреть по сторонам.

Пары поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Птички летят,

Колокольчики звенят!..

«Горелыцик» смотрит на небо и ищет глазами птичек. После окончания песни последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один справа, другой слева от стоящих парами игроков. Задача бегущих заключается в следующем: они должны умудриться пробежать мимо «горельщика» и снова взяться за руки впереди него. Тот, в свою очередь, должен помешать паре вновь соединиться. Для этого достаточно только успеть дотронуться рукой до одного из бегущих, «запятнав» его, или же поймать.

Если водящему удается это, он образует с пойманным новую пару и становится впереди других пар. Оставшийся же без своей пары должен «гореть». Игра продолжается.

Если же «горелыцик» никого не поймал, то он снова занимает свое прежнее место и пытается вновь поймать кого-нибудь из очередной пары. Пара, которая смогла избежать «горельщика» и успела соединить свои руки, спокойно становится позади него, на шаг впереди первой пары.

Похожие статьи:

День богатырей в лагере. Сценарий

Сценарий мероприятия по ПДД для лагеря

Мисс лагеря. Сценарий для лагеря

Своя игра. Сценарий для лагеря

А ну-ка, мальчики! в летнем лагере. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!