Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Урок литературного чтения, 1 класс. Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?..». В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила

Цели: познакомить со стихотворениями Е. Благининой, В. Лунина, с жизнью и творчеством Е. Благининой; учить читать выразительно, передавая эмоциональный тон произведения, определять общую тему произведений; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением стихотворные произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; работать в группах.

Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Ребята, расскажите, какие книги о детях вы сейчас читаете. (Ученики кратко рассказывают о книгах.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку медленно.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.

— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость голоса.

— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.

— Прочитайте с ускорением.

— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Понравился вам текст скороговорки? Чем?

— Верно, в ней заключен юмор. Сегодня на уроке мы прочитаем несколько веселых стихотворений, но в каждом из них раскрывается какая-то своя тема. Об этом мы будем говорить во время нашей работы.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте, кто автор стихотворения «Велосипедист». (В. Лунин.)

— Какие произведения В. Лунина мы изучали на уроках литературного чтения? («Волк», «Никого не обижай».)

— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению, предположите, о чем в нем говорится.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Прочитаем его медленно, а потом быстро целыми словами

— Какой темп подходит к настроению стихотворения?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитайте шутку В. Лунина в учебнике на с. 51.

— Как вы поняли ее смысл?

— В учебнике на с. 55 есть еще одно стихотворение В. Лунина Рассмотрите к нему иллюстрации. Что вы на них видите?

— Послушайте стихотворение, и вы поймете, что эти рисунки нам показывают.

(Учитель читает стихотворение.)

— Как можно озаглавить это стихотворение? {«Подарки».)

— Что подарила девочке мама?

— Что подарил папа?

— Что подарила сестра?

— Что подарил брат?

— Что еще подарили?

— Какой подарок для девочки оказался самым дорогим и желанным? (Кошка, которую она нашла сама.)

— Понимаете ли вы героиню? Объясните почему.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо! И еще

Через левое плечо!

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте в учебнике на с. 51 шуточное стихотворение Е. Благининой.

— Почему так получилось: шила шубку — сшила юбку, шила шапку — сшила тапку? (Швея была неопытная.)

— Ребята, какие произведения Е. Благининой вы читали дома, может быть, с родителями?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Благининой.)

Материал для учителя

Елена Александровна Благинина (1903—1989) — писательница, поэтесса. Родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска в многодетной семье железнодорожника. Члены ее семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была удивительной сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни — петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».

...Половичок линючий — речка,

А печка — пышный царский дом...

От страха мрет в груди сердечко,

Пылает голова огнем.

Меня затягивает илом,

Заносит медленно песком.

А ты зовешь таким унылым,

Срывающимся голоском:

— Сестрица моя, Аленушка!

Палач коварной ведьмой нанят,

Костры трещат на берегу.

А камень ко дну тянет, тянет

Так, что дохнуть я не могу.

— Ой, братец мой, Иванушка!

Мы продолжать не в силах действа

И плачем громко — в три ручья —

От вероломства, от злодейства,

От горькой сказки бытия.

Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет!

— Прочитайте в учебнике на с. 54 стихотворение Е. Благининой «Паровоз» жужжащим чтением.

— Каким предстает перед нами паровоз? Рассмотрите иллюстрацию. (Он добрый, веселый...)

— Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом смысл стихотворения.

— Я прочитаю следующее стихотворение «Пришла ко мне подружка...», а вы следите за моим чтением.

— Понравилось вам стихотворение? Чем?

— Расскажите эту историю своими словами.

— Почему девочка отдала свою любимую игрушку подруге? (Выразительное чтение стихотворения Е. Благининой учащимися.)

— Перечитаем ещё раз стихотворения «Пришла ко мне подружка...» и «Мне туфельки мама вчера подарила...».

— Какая тема объединяет стихи? Выберите ответ: «День рождения» или «Веселое настроение», а может быть, ещё как-то назовете? (Ответы детей.)

VIII. Рефлексия

— Что вас на уроке радовало?

— Что огорчало? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Произведения каких поэтов мы сегодня читали?

— Какие произведения читали?

— Какое из них вам больше всего понравилось?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему мы учились на уроке?

Домашнее задание

Сделать и принести на урок маски: козленка, цыпленка, слона, петуха, льва, кота, собаки.

(Можно распределить по группам, кто что делает, или принести готовые маски.)

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Контроль и проверка результатов обучения

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Образ природы в литературной сказке

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива». Наш театр

Нет комментариев. Ваш будет первым!