Постулаты воспитания ребенка старшего дошкольного возраста

Постулаты воспитания ребенка старшего дошкольного возраста

Как правильно воспитывать ребенка

Не заставляйте ребенка есть

Бывает, что родители преуспевают в «потчевании» своего ребенка; кормят его независимо от того, хочет ребенок есть или не хочет; даже если ребенок плачет, они считают, что это капризы, и вталкивают в него пищу. И перекармливают ребенка. Это неправильно.

Полнота ребенка - не показатель его здоровья. И, конечно же, не показатель красоты.

Умейте прислушиваться к желаниям и нежеланиям своего ребенка.

Если вы будете часто заставлять своего ребенка есть, независимо от того, пришел к нему аппетит или не пришел, вы можете добиться того, что у ребенка выработается на пищу устойчивый отрицательный рефлекс. У ребенка будет портиться настроение всякий раз, как часы укажут время приема пищи.

В том случае, когда вы будете настаивать на своем, вы можете окончательно испортить отношения со своим ребенком; он будет капризничать, нервничать, злиться; дело может даже дойти до взаимных оскорблений и применения наказания.

Как правило, родители, в силу своих настойчивости и целеустремленности, а иногда и просто по причине физического превосходства, одерживают в споpax за столом верх. И заставляют-таки ребенка съесть то, чего он есть никак не хочет.

Не поступайте так; дело может закончиться рвотой. Навязчивая любовь бывает хуже равнодушия.

Как поднять аппетит у ребенка. Чтобы поднять аппетит

Чтобы выйти с достоинством из образовавшегося порочного круга, вы можете пропустить один прием пищи, например полдник. Возможно, к ужину ребенок очень проголодается и сам попросит у вас кушать. Можно пойти и по другому пути: несколько увеличить физические нагрузки на ребенка, чтобы он тратил больше энергии.

Аппетит повышается, если ребенку за полчаса до еды дать одно-два драже поливитаминов.

Выйти из затруднительного положения с честью вам поможет и обычный пикник. Дети с большим удовольствием кушают на природе: во-первых, потому что для них это несколько необычно; во-вторых, на свежем воздухе, хочешь ты того или не хочешь, быстро «разыгрывается» аппетит.

Наверное, вы уже знаете, какие блюда пришлись по вкусу вашему ребенку. Старайтесь почаще готовить именно эти блюда, если у ребенка стали возникать сложности с аппетитом и вы заметили, что он даже слегка потерял в весе.

Контроль не должен подавлять

Ребенок в возрасте 6-7 лет еще не настолько самостоятелен, чтобы проводить долгое время без родителей. Поэтому он обычно у вас на виду (если в школе, за ним присматривают учителя), и контроль за ним не представляет сложности.

Однако помните, что контроль за ребенком не должен быть тотальным и подавляющим - у некоторых родителей, преуспевших в деле контроля, дети без позволения старшего боятся шаг ступить и, таким образом зажатые, совершенно не способны к самостоятельным поступкам. Время от времени такая «зажатость» вызывает со стороны детей довольно сильный протест, который может стать основанием для конфликта между ребенком и педантичным родителем.

Итак, не устраивайте дома режим жесткого контроля, если, конечно, к тому нет особых оснований. Пусть у ребенка будут «отдушины». Пусть он будет во власти иллюзий - будто что-то в этой жизни зависит и от него, что он сам может принять решение.

Если вы будете слишком угнетать ребенка, если будете «подавлять» его своей любовью и контролировать каждый шаг, вы воспитаете человека несамостоятельного. Он по поводу каждого шага, какой понадобится ему сделать в жизни, будет обращаться за советом и помощью к вам. А если вас не случится поблизости, ваш ребенок будет искать лидера, чтобы «прибиться» к нему; в нем разовьется психология сателлита. Человек, привыкший жить с оглядкой, не умеющий принять решения, вряд ли будет в жизни счастлив.

Наказания - не воспитание

Иные родители, желающие воспитать своего ребенка порядочным человеком, бросают на это воспитание все силы и следуют правилу: всякий проступок Должен быть наказан. Они хотят воспитать идеального человека, не подозревая, наверное, что это невозможно. Они хотят, чтобы их ребенок был лучше их, чтобы ничто негативное не портило его портрет.

Наказание следует за наказанием (то отчаянный выговор, то ремень)... Такое воспитание трудно даже назвать воспитанием. Это скорее террор, деспотия.

И очень действенным средством в деле воспитания является ласка.

Не доводить дело до крика

Если вы, воспитывая своего ребенка, срываетесь в крик, это значит, что терпение ваше уже на пределе и эмоции управляют вашими поступками. Пора проанализировать собственное поведение и избрать другой стиль. У ребенка вряд ли надолго сохранится уважение к маме, которая кричит на него, позабыв об уважении к себе и не думая о том, как она выглядит со стороны. Если крик и бывает действенен, то только потому, что вызывает в ребенке страх; а воспитание, основанное на страхе, — не воспитание (скорее - дрессировка).

Но уж если вы сорвались однажды и опустились до крика, то спросите, поостыв, у своего ребенка, понравилось ли ему, когда на него кричали, и не чувствует ли он ответственности за этот неблаговидный срыв мамы, и стоит ли вести себя так, чтобы твое поведение выводило кого-либо из равновесия, из себя. И вот еще важный вопрос: какого отношения к себе ребенок хотел бы? Пусть он ответит. И пусть расскажет, каким поведением этого отношения можно заслужить.

Реакция должна быть адекватной

На примере отношения к ребенку родителей и других близких людей он должен видеть адекватность реакции на тот или иной поступок (проступок). Нехорошо, когда за обычную вежливость, какую, конечно же, стоит иногда поощрять ласковым словом, ребенка превозносят до небес, и заваливают подарками, и носятся с ним как с писаной торбой; нехорошо и иное - когда за мельчайшую провинность к ребенку применяют «драконовские» меры (лишают каких-либо привилегий и удовольствий, «ставят» на горох или гречку, извлекают из шкафа брючный ремень и прибегают к настоящей агрессии). Наблюдая близких людей, ребенок учится адекватности выражения эмоций, адекватности реакции на чье-то поведение. Как вы сейчас воспитываете своего ребенка, так он, спустя какое-то количество лет, будет воспитывать ваших внуков. Это будет зеркало, в которое вы однажды заглянете. Узнаете ли себя?..

Иногда - не заметить проступок

Если вы заметили, что ваш ребенок совершил какой-то недостойный поступок, не спешите ставить этот поступок на вид. Для начала вы можете вообще как бы не заметить его. Ребенок ваш уже не глупый, он и сам в состоянии оценивать некоторые поступки - свои и чужие. Дайте ему возможность проанализировать свое поведение. В вашей жизни (вспомните), наверное, не раз так бывало, что вы совершите нечто (случайно, не подумав), а потом испытываете муки совести. Вот эти-то муки и есть суть самое важное. Никакое наказание, никакое поощрение не сделают того, на что способен резец мастера по имени Совесть.

Разъяснения, примеры

Если вы заметили, что ребенок, совершив проступок, продолжает в прежнем духе, объясните ему, что в его поведении вам не нравится и даже настораживает, расскажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка. Преподаваемую науку можете пояснить призерами... Вы заметили, что ребенок тайком (чтобы ни с кем не поделиться) съел конфету. Это, конечно, не самый большой грех. Но, согласитесь, черта не из приятных. Расскажите ребенку, как один ваш знакомый дядя ночью тайком ел под одеялом шоколадные конфеты, а все, кто был рядом, это слышали, потому что из-под одеяла доносился шум фольги; и этого дядю никто не любил.

Личность, гармоничная обществу

Цель воспитания состоит не в том, чтобы изваять из своего ребенка эстета (хотя и это немаловажно), а в том, чтобы создать личность, гармоничную обществу. Причем общество себе ребенок со временем будет выбирать сам - соответственно тому воспитанию, которое вы ему дали. Если вы воспитали его в духе честности и порядочности, никто, даже самый лучший и влиятельный друг, не научит вашего ребенка воровать. Если же вы воспитывали ребенка, пользуясь идеей «жизнь - джунгли; хочешь выжить - хватай!», не обижайтесь на ваше чадо, когда, став взрослым, оно начнет отнимать у вас пенсию. Если вы привили своему ребенку тонкий художественный вкус, он ни когда не будет проводить время на концертах бездарных оболтусов, трясущих с эстрады немытыми патлами и показывающих в зал «козу», никогда не унизит презренной гримасой достояние человека - лицо...

Если вы научите своего ребенка, живущего в обществе, добиваться успеха и при этом никого не обижать, считайте, что вы воспитали достойного человека.

Воспитывайте ребенка собственным примером...

Воспитание - это дело не одного года. Воспитанием вы будете заняты всю жизнь. Но есть прямая зависимость между тем, какой образ вы хотите видеть в своем ребенке и какой образ имеете сами. Если сами вы человек невоспитанный, вам не удастся слепить нечто совершенное из своего ребенка. Потому в первую очередь потрудитесь над собой.

Не забывайте, что важный элемент в системе воспитательных мер - пример собственный.

Если вы чего-то стоите в этой жизни, вы сумеете создать вокруг себя свой собственный - уютный, гармоничный и привлекательный - мир. И пригласите в него ребенка.

Если же вы мечетесь и, не представляя из себя ничего цельного, позволяете себе непоследовательность, проявляете слабость (унижающую вас и умаляющую авторитет воспитателя), то и ребенок, который во все глаза глядит на вас, скоро станет вашим подобием.

Избегать внушений

В деле воспитания избегайте внушения и чаще прибегайте к объяснению. С полной серьезностью и ответственностью, а также с неутомимостью объясняйте ребенку, каким бы вы хотели видеть его, от каких, на ваш взгляд, нехороших качеств он должен постараться избавиться. Можете быть уверены: если вы объясните свою мысль доходчиво и с уважением к ребенку, он завяжет нужный узелок. Хотя следует помнить, что память у детей бывает короткая, и ребенок, спустя какое-то время, может повторить проступок (да и искушения бывают сильны); тогда вам придется повторить объяснение. Можете нарисовать перспективы: сегодня стащил конфету, а завтра...

Принцип единства требований

Очень важно, чтобы этот принцип всегда был соблюден: что требует один из родителей (или бабушек и дедушек), то должен требовать и другой. В противном случае ребенок будет пребывать в растерянности: требования кого из старших выполнять? Можно с немалой долей уверенности предположить, что ребенок (ежели, конечно, он не враг себе) изберет из двух противоречащих друг другу требований то, что более устраивает его самого... Мама скажет ребенку: «Пора спать»; а папа, не подумав, предложит: «А давай еще поиграем!». Если ребенок не устал, он, понятно, остановится на предложении папы. Возникает нехорошая ситуация. Помимо того что нарушится распорядок дня, еще будет поставлен под сомнение, а то и подорван авторитет мамы. Авторитет же папы получит окраску ложного, что однажды тоже скажется небла­гоприятным образом: ребенок будет испытывать к родителям негативные чувства и будет вынужден их скрывать - обманывать, лицемерить.

Знать своего ребенка

У родителей, действительно любящих своего ребенка и отдающих делу его воспитания все силы, предостаточно времени для того, чтобы изучить свое любимое чадо - изучить его психические особенности. Это знание, как и всякое иное знание, следует использовать практически - для воспитания в ребенке положительных качеств. Особое внимание нужно обратить на утверждение в ребенке чувства собственного достоинства, чувства своего «Я». Это чувство будет той самой основой, на которой, будто дом на фундаменте, сформируется характер ребенка, сформируется личность. К этой же основе вы потом в течение многих лет будете прививать всевозможные позитивные качества.

Как утверждать в ребенке это самое «Я»?

Очень просто. Общаясь с ребенком, относясь критически к его поступкам, время от времени, когда вы особенно довольны поведением или деятельностью ребенка, вы должны выказывать ему одобрение, не скупиться на похвалу. Ребенок становится увереннее и как бы значимее в собственных глазах. Особенного поощрения достойны проявления самостоятельности ребенка, его инициативность. Именно эти качества можно назвать следствием сформировавшегося у ребенка «Я». Их и надо всячески поддерживать, чтобы ребенок чувствовал то правильное направление, в каком ему нужно двигаться.

Новое вокруг

Дети очень любят перемены. Хотя бы в мелочах. Если вокруг ребенка нет ничего нового, ему скоро становится скучно. Вы можете использовать эту черту в деле эстетического воспитания: то вы затеете новое блюдо и привлечете ребенка к приготовлению, то купите компакт-диск с новой музыкой и вместе прослушаете, то переставите в детской комнате мебель, сделав вид, что спрашиваете совет у ребенка, а то вдвоем пролистаете журнал мод и выберете ребенку новую одежду...

Если от вас постоянно будут исходить какие-либо перемены, если ваша фантазия всегда будет сориентирована на нечто новое, то ребенку ни с кем не будет так интересно, как с вами. Он будет всюду ходить за вами хвостиком, и вы будете пользоваться заслуженным авторитетов.

Старайтесь посещать с ребенком побольше новых мест - ребенок ваш уже вырос и достаточно мобилен. Не забывайте поделиться своими впечатлениями: что в новом месте привлекло ваше внимание, показавшись интересным, что нового вы узнали... Вы и сами получите от этого удовольствие. Согласитесь впечатления, которыми не с кем поделиться, могут быть в тягость.

Нет комментариев. Ваш будет первым!