Развивающие занятия для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

Познавательные занятия для детей дошкольного возраста (от трех до пяти лет)

Как эффективно организовать занятия детей в возрасте от трех до пяти лет.

Здесь подробно изложены комплексы упражнений, направленных на развитие артикуляции, мелкой моторики, расширение кругозора, чувства ритма, музыкального слуха и чистоты интонирования.

Занятия, направленные на формирование правильного произношения звуков

Очень часто дети данной возрастной группы не могут выговаривать правильно некоторые звуки. Чтобы избежать развития дефектов речи, обратимся к комплексу упражнений для развития артикуляции, которые рекомендуется проводить с ребенком в форме увлекательной игры. Нельзя не отметить, что при выявлении серьезных речевых нарушений необходимо незамедлительно обратиться к специалисту-логопеду.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что во время формирования у ребенка правильного звукового произношения главную роль играет сбалансированная работа артикуляционного аппарата. В нее входят движения челюсти, мягкого нёба, губ и языка.

Для организации занятий необходимо удобно расположенное зеркало. Правила занятия требуется объяснить ребенку до его начала. Чтобы достигнуть положительного результата, лучше всего заниматься с малышом каждый день не менее пяти минут.

Положение ребенка — сидя или стоя. Количество упражнений увеличивается по мере проявления положительных результатов и запоминаемости материала.

Чтобы ребенок не заскучал, а направленность занятий была увлекательной и интересной, можно выполнять упражнения под музыкальное сопровождение.

Рассмотри первый комплекс упражнений для нижней челюсти:

■ ребенку предлагается широко открыть рот и держать в таком положении десять секунд;

■ ребенку предлагается плотно прижать верхнюю и нижнюю губы и выполнить движения, напоминающие жевание, в течение десяти секунд;

■ ребенку предлагается разомкнуть губы и без особых усилий, потихонечку постукивать зубами в течение десяти секунд;

■ ребенку предлагается поднять верхнюю челюсть выше нижней и улыбнуться, сохраняя положение в течение десяти секунд.

Упражнения для губ

«Улыбнись миру». Ребенок плотно смыкает зубы, губы в разомкнутом положении, и медленно десять раз улыбается.

«Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой, после чего возвращается к непринужденному положению губ, повторяя упражнение десять раз.

«Улыбнись миру и покажи трубочку». Ребенок повторяет упражнение «Трубочка», улыбается и возвращает губы в позицию «Трубочка», повторяя упражнение десять раз.

«Губки-зубки». Ребенок втягивает губы так, чтобы они прижимались к зубам, повторяя упражнение десять раз.

«Верхняя губка над нижней». Ребенок втягивает нижнюю губу под верхнюю. Упражнение повторяется десять раз.

Упражнения для языка

«Покажем язычок». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, потом показывает язык, затем прячет и вновь показывает, повторяя упражнение десять раз.

«Покачаем язычком». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и двигает им вправо-влево, повторяя упражнение десять раз.

«Вверх-вниз». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и выполняет им движения вверх-вниз.

«Цок-цок». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и выполняет цокающие щелчки, повторяя упражнение десять раз.

«Язычок отдыхает». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык, кладет на нижнюю губу, положение сохраняется десять секунд.

«Язычок вперед». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, напрягает его и пытается свернуть в трубочку. Положение сохраняется десять секунд.

«Язычок-лопатка». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, делая его как можно шире, лопаткой, затем ему предлагается вдохнуть, втянуть щеки и задержать дыхание на пять секунд.

«Чаша». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, тянет его вперед и поднимает вверх в форме чаши, края языка прижимаются к верхней губе. Положение сохраняется десять секунд.

«К зубкам». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, тянет его вперед, затем опускает его вниз, таким образом, чтобы кончик языка прижался к нижним зубам. Положение сохраняется десять секунд.

«Играющие зубки». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, помещает язык между зубами и выполняет легкие покусывания, после несколько раз прижимает язык губами.

Дыхательно-голосовые упражнения

«Охлаждаем подбородок». Ребенок втягивает нижнюю губу под верхнюю, и дует на подбородок. Малыш должен почувствовать ветерок на подбородке. При выполнении упражнения нельзя разговаривать. Упражнение выполняется в течение нескольких секунд, на одном дыхании.

«Дуем на ладошку». Ребенок растягивает сомкнутые губы и помещает ладонь под подбородок. Потом дует, чтобы воздух шел по подбородку и попадал на ладонь.

«Греем ладони». Ребенок сгибает руки в локтях, ладони вытягиваются вперед на расстоянии десять сантиметров ото рта, и дует на них теплым воздухом. При повторе упражнения, на выдохе произносится слог ха.

Скорость усвоения и результаты зависят от индивидуальных особенностей детей. Когда все дыхательные упражнения выучены и закреплены, рекомендуется переходить к звуковым упражнениям.

На первом этапе работы с произношением звуков рекомендуется предложить ребенку произнести на одном выдохе слог ха, после чего таким же способом звуки: [а], [о], [э], [у], [и], [ы].

После успешного выполнения задания его условия усложняются. Далее предлагается произнести на выдохе сочетания из двух гласных: ау, уа, ао, оа, аи, иа, иу, уи.

Затем задание усложняется, и на одном выдохе произносится три звука: ауи, аиу, уаи, уиа, аои, оаи, оиа.

Затем упражнение становится еще сложнее, и на одном выдохе произносятся уже слоги:

■ ха-ха, хи-хи, фа-фа;

■ ха-ха-ха, хи-хи-хи, фа-фа-фа;

■ ха-ха-ха-ха-ха;

■ хи-хи-хи-хи-хи;

■ фа-фа-фа-фа-фа.

После того как ребенок запомнит вышеизложенные упражнения, условия становятся еще сложнее, и нужно на одном выдохе произносить разные гласные:

■ ха-хо-хи;

■ ха-хи-хо;

■ хо-хи-ха;

■ фо-фа-фу-фы;

■ фу-фо-фа-фы;

■ фы-фо-фу-фа;

■ фа-фо-фу-фы.

Похожие статьи:

Гармоничное развитие ребенка. Методика Сесиль Лупан

Развитие кругозора ребенка от 1 до 3 лет

Как заниматься с ребенком дополнительно

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника

Как оформить детскую для развития ребенка

Нет комментариев. Ваш будет первым!