Готовим ребенка к школе. Этапы подготовки детей к школе. На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе

Готовим ребенка к школе. Этапы подготовки детей к школе. На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе

Ответственный период

Итак, ваш ребенок готовится к школе. Это довольно ответственный период в его жизни; и таких ответственных периодов теперь у него будет много. И, естественно, ребенку требуется ваша поддержка. Заметно изменилась обстановка в его комнате, игрушки, которыми он играет, книги, какие он листает, одежда и т. д. Все эти изменения происходят, разумеется, не без вашего участия...

В комнате у ребенка

Мы уже говорили, что маленькая кроватка в комнате у ребенка уже заменилась на большую, у окна появился письменный стол с уютной настольной лампой - это признаки того, что ваш ребенок вырос, ну и, конечно, того, что вы о нем заботитесь. Помогите ребенку аккуратно разложить в многочисленных ящиках стола кое-какие его игрушки и книги, покажите тот порядок, который вы хотели бы видеть в столе (и на столе) всегда. Задайте в этом тон.

Пора пересмотреть игрушки

Сделайте ревизию в игрушках - понятно, что обязательно при участии ребенка. Те игрушки, что он уже перерос, ребенок вполне может подарить малышам во дворе. Со стороны вашего ребенка это будет красивый поступок. Ребенок почувствует, что, даря, можно получать радость.

Оставьте только те игрушки, что соответствуют возрасту вашего ребенка: настольные игры, конструкторы, познавательные игры, головоломки и т. п. Все, что ребенок перерос, хочешь того или не хочешь, становится бесполезным хламом, который занимает место в доме (в квартире; а если она еще маленькая!), который то и дело попадается на глаза и мешает, а ребенка отвлекает.

Ревизия в книжках

За пять-шесть лет у вас собралась внушительная стопка книжек. Пересмотрите и эту стопку; спросите у ребенка, какие из книг он хотел бы сохранить, а какие ему уже не интересны. Книжки, ставшие ненужными, можно подарить соседскому маленькому мальчику или отнести к букинисту.

Некоторые родители поступают очень мудро: они сшивают эти книжки, переплетают и прячут подальше в шкаф; когда у их ребенка появляются уже свои дети, эти сшитые книжки как бы обретают свою вторую, а то и третью жизнь - не редкость такие случаи, когда детские книжки востребуются несколькими поколениями.

Опыт показывает, что те детские книжки, какие вам сегодня представляются ненужными, очень пригодятся, когда ребенок будет учиться в школе. В начальных классах довольно обширная программа внеклассного чтения; все, что ребенок читает дома, должно фиксироваться в дневнике чтения. Сегодня вы отдадите книги, которые посчитаете ненужными, а завтра будете, сбивая каблуки, искать их по библиотекам.

Не выбрасывать книг

Как бы то ни было, не делайте одного - не выбрасывайте книг. Мало того, что вы легкомысленно уничтожите ценность, вы еще этой акцией дурно повлияете на своего ребенка. Он подумает, что можно запросто выбрасывать книги (равно как и сжигать их на площадях и мостить ими улицы), что можно выбрасывать хлеб, что можно изрезать ножом парту и расписать фломастером кабину лифта... вплоть до того, что в жизни нет ничего святого. Набившая оскомину истина: все - и дурное, и хорошее - начинается с малого.

Если вы совершенно уверены, что книги вам не пригодятся, лучше отнесите их в школьную библиотеку. Ах, как вам будут там благодарны. По нынешним временам, когда книги дороги, когда не у всех есть средства их приобрести, вы сделаете школе роскошный подарок. А если это еще будет видеть ваш ребенок, то наполнится гордостью.

Стол и игра в «школу»

Ребенок уже привык к своему столу. Объясните вашему дошкольнику, что скоро стол станет его рабочим местом. Сейчас он пока играет на нем, но пройдет совсем немного времени - и будет делать здесь уроки.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию к школе и к новому образу жизни, который начнется вот-вот, поиграйте в «школу». Возьмите на себя роль учителя, ваш дошкольник, конечно, будет учеником, две-три куклы - другими первоклашками. Научите во время игры ребенка правильно сидеть за столом, сложив перед собой руки; объясните, как правильно поднимать руку, если есть необходимость обратиться к учителю (не вскакивать со стула и не тянуть руку учителю в лицо, не трясти рукой и т. п.); расскажите про то, как вы впервые пошли в школу: что было интересного, что было смешного, с кем вы дружили, кем потом стали ваши одноклассники; вся эта информация пригодится вашему ребенку, ибо на нее, как на основу, он будет проецировать свои впечатления; это будет макет, с которым он сможет сравнивать себя и свое.

Некоторые навыки

За последние несколько лет ваш ребенок, конечно, не одну исчеркал ручку, не один набор фломастеров изрисовал. Но научили ли вы его правильно держать ручку, карандаш? Если нет, то можно, конечно, сделать это перед самой школой, чтобы ребенок не терял времени в классе на освоение этих принципиальных навыков; рекомендуется, однако, предварительно поговорить с учителем младших классов и учесть его советы - как правильно «ставить руку», чтобы впоследствии, когда малыш пойдет в школу, не пришлось переучивать его. Обязательно следите за положением локтя. Объясните ребенку, что если локоть его будет на весу, то - трудно научиться писать. Пусть ребенок время от времени практикуется в тет­радке писать - черточки с наклоном и без, галочки и крючочки и пр.

То, что вы делаете сейчас (если делаете правильно), сохранит ребенку массу времени впоследствии.

Научите ребенка обращению с акварельными кра­сками и с кисточкой. А также с пластилином. Ребенок должен следить за чистотой своего рабочего места. Чистота и порядок на рабочем месте, порядок в альбоме, а значит — и в голове. Вместе с ребенком нарисуйте что-нибудь - например, тот пейзаж, что за окном. Не важно, что это будет не Маковский и не Венецианов, главное, чтобы пейзаж был узнаваем и чтобы ребенок увидел возможности акварельных красок (вообще возможности изобразительного искусства вы должны продемонстрировать, посетив с ребенком художественный музей). Слепите что-нибудь из пластилина: всадника на коне или девочку, собирающую грибы. Лепите на специальной дощечке. Несколько раз выразите опасение: как бы не испачкать пластилином стол.

Заранее сходите с ребенком в школу

В первое время, как ребенок пойдет в школу, он, естественно, будет иметь очень много впечатлений: много незнакомых людей, новые правила, оформление класса и т. д. А впечатления, эмоции - это, как известно, большая психическая нагрузка. А психическая нагрузка утомляет не меньше, чем физическая. В ваших силах и возможностях ребенка «разгрузить».

Что для этого нужно? Всего лишь рассредоточить школьные впечатления во времени, чтобы они не навалились все сразу. Вы уже знаете, в какую школу будете ребенка оформлять. Посетите с ним эту школу несколько раз: прогуляйтесь по коридорам, загляните в классы, поговорите с детьми - и не только с первоклашками, но и со старшими; послушайте, как зво­нит звонок... Ваши повседневные занятия с ребенком тоже способствуют рассредоточению впечатлений. Представьте, что ребенок, придя в школу, впервые увидит пластилин или те же акварельные краски, цветную бумагу и др. А тут еще два десятка новых знакомств, шум и гам, впечатляющего вида учительница, атмосфера праздника 1-го Сентября... Такой ре­бенок будет каждый день возвращаться домой с пудовой гирей впечатлений.

Больше разговаривать с ребенком

Обратите заранее внимание на речь ребенка, на его способность излагать свои мысли. Понятно, что не очень-то сложные для выражения приходят в голову ребенку мысли, но многие дети, если не позволить им жестикуляцию, восклицания и примитивную имитацию звуков, не могут выразить ничего. Разве что справятся с фразой «хочу есть»...

Побольше разговаривайте с ребенком, спрашивайте его о том о сем, терпеливо выслушивайте ответ. Помогите ему отвечать, попросите, чтобы ребенок повторял за вами. Поощряйте желание ребенка рассказывать. Сделайте вид, что вам безумно интересно, даже если это не так.

Ребенок меняется

Быть может, вам это не очень заметно, но ребенок ваш довольно быстро меняется, и не только внешне, но и внутренне, психологически. Эти внутренние перемены необходимо учитывать, и, конечно же, соответственно меняться самим, иначе ребенок в какое-то время перерастет ваше отношение к нему и будет испытывать неудовлетворенность и даже раз­дражение по поводу того, что к нему относятся, «как к маленькому».

Расширять кругозор

В возрасте шести-семи лет у подавляющего количества детей в голове полная каша. И чем быстрее вам удастся систематизировать знания и впечатления ребенка, тем лучше - тем легче ему придется в школе.

К тому же с ребенком надо заниматься. Вы объясняете ему, что разговор пойдет о биологии, и начинаете рассказывать (и расспрашивать) о животных и растениях; также и с искусством, и с историей, и с литературой. Большую помощь в деле систематизации знаний ребенка вам может оказать детская энциклопедия; уже только пролистывание ее и разглядывание картинок приносит немалую пользу. Вы можете поговорить о профессиях: расскажите о своей профессии (наверное, ребенок уже бывал у вас на работе?), расскажите о профессии учителя, почтальона, продавца, шофера и т. д. Объясните, что каждому делу нужно учиться. Посетите разного рода учрежде­ния (просто берите ребенка с собой, отправляясь куда-то всякий раз по делам). Это расширит его кругозор. Систематизация, с которой вы ребенку помогли, станет основой для накопления знаний и опыта. Вы создаете своеобразную картотеку с множеством ящичков или ячеек. Эти ящички вашему сыну или вашей дочери предстоит заполнять всю жизнь.

Новое в режиме дня

Чтобы помочь ребенку плавно перейти на новые (школьные) рельсы, вы должны внести некоторые коррективы в привычный режим дня (если, конечно, ваш ребенок не ходит в садик). Разбудив ребенка в семь часов, сделав гимнастику и покончив с гигиеническими процедурами и завтраком, устройте ребенку «школу»: посадите за стол, дайте какое-нибудь задание - пусть малыш трудится. Примерно через полчаса работы - перерыв; затем - еще задание на полчаса; далее - прогулка, обед, сон, полдник и т. д. Через недельку-другую сделайте три «урока».

Будущие одноклассники

Если ваш ребенок посещал детский сад, ему не сложно будет влиться в школьный коллектив. Тем более, что в одном с ним классе вполне могут оказаться «старые» друзья (случается, что классы формируются целиком из детсадовских групп). И ребенок не ощутит слишком большой разницы между садом и школой.

Но если ваш ребенок воспитывался дома, период адаптации к коллективу проходит сложнее. Хорошо, если вы узнаете заранее детей, с которыми предстоит учиться вашему ребенку... За недельку-другую познакомьте своего ребенка с будущим одноклассником. Не исключено, что мама того ребенка думает о тех же трудностях. И она, конечно же, будет рада познакомить детей. Также вы можете обратиться в администрацию школы, чтобы вашего ребенка определили в один класс с тем ребенком, с которым вы живете по соседству. Дружба поможет детям снести многие тяготы.

Добрый - недобрый

Вы, конечно же, всегда старались воспитать своего ребенка честным, чутким по отношению к окружающим, общительным. Если вам это удалось, вашему ребенку легко будет завести в школе новых друзей. Но если ваш ребенок склонен из корыстных целей обмануть, думает в первую очередь исключительно о себе, высоко ставит свою персону, заносчив, — то готовьтесь к трудностям; с такими детьми никто не хочет дружить...

Необходимые документы для поступления в школу

Для оформления ребенка в школу вы должны принести следующие документы:

♦ копия свидетельства о рождении;

♦ медицинская карта ребенка;

♦ паспорт (проверяется ваша прописка);

♦ заявление (форму заявления вам укажут в школе).

Похожие статьи:

Как лучше подготовить ребёнка к школе

Собеседование для ребёнка при поступлении в 1 класс

Что к школе приобрести? Необходимые школьные принадлежности

За что необходимо платить в школе?

Как помочь учиться гиперактивному ребенку

Нет комментариев. Ваш будет первым!