Девичьи посиделки. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 класса

Изучая с детьми на занятиях музыки такие темы, как «Фольклор. Жанры фольклора», «Русская песня - один из жанров фольклора», «Обрядовые песни» и т. д., я обратила внимание, что ребята не испытывают особого интереса к изучаемым темам. Известно, что дети хорошо запоминают и усваивают то, что произвело на них впечатление, что могло закрепиться в движении, что эмоционально прочувствовано ими. Вот здесь и пришла идея: дать учащимся возможность самим поучаствовать в действии, приобщиться к народному творчеству - вначале осмыслив, а потом и прочувствовав полученную на уроках информацию.

Может возникнуть такой вопрос: почему для сценария выбрана такая не совсем детская тема, как свадьба? Так как на музыкальных занятиях разговор велся об обрядовых песнях, то, по- моему, свадебный обряд более подходит для наглядного примера. Ну, во-первых, в состав свадебного обряда входят разнообразные песни различного характера - это и величальные песни, и причитания, и корильные песни - песни-шутки. Они интересны и более всего понятны детскому восприятию, в отличие, например, от трудовых, исторических и др. народных песен. Ведь сам по себе свадебный ритуал - это таинство, вызывающее всеобщее любопытство и интерес в первую очередь у детей. Да и сам ритуал, несмотря на свое древнее происхождение, до сих пор имеет большое значение в нашей жизни, тесно переплетается с бытовыми семейными отношениями. Во-вторых, имелся в наличии интересный, на мой взгляд, фольклорный материал, поэтому представилась прекрасная возможность познакомить ребят не только с обрядовыми песнями, но и самим обрядом.

Конечно же, потребуется много времени и сил на подготовку такого праздника: это и оформление зала, которое должно соответствовать содержанию действия, и подбор костюмов, и распределение и разучивание ролей, песен, танцев. Здесь должно быть тесное творческое сотрудничество взрослых и детей.

Данный сценарий свадьбы основан на достоверном фольклорном материале, на вполне реальных событиях, реален также и главный персонаж действия - Анна Ниловна.

Эту роль, как и некоторые другие, должны исполнять взрослые (можно привлечь старшеклассников). Исполнение же свадебных обрядовых песен лучше доверить фольклорному ансамблю, если таковой имеется в школе, что значительно облегчит работу музыкальному руководителю, педагогу.

Свадебные песни, включённые в сценарий, в основном лирического и шуточного характера, интересны и эмоциональны. Некоторые из них, в частности: «Ох, матушка, головушка болит», «Ой, роза, ты, роза моя», «Друженька», «У нас нынче субботея», «Виноград в саду цветет», позаимствованы из репертуара фольклорного ансамбля поселка Екатериновка Саратовской области.

Показ мероприятия рассчитан на большую аудиторию зрителей: ребят как младшего школьного возраста, так и старшего. Материал изложен в доступной форме, понятен и прост.

Зрителям, конечно же, нужно пояснить, что сейчас они познакомятся со старинным свадебным обрядом, важное место в составе которого занимают песни: они начинают, продолжают и завершают свадебный обряд.

Начинается ритуал с величания - песенного восхваления жениха и невесты. Когда-то давным-давно величание в свадьбе соединялось с заклинательной магией. Считалось, что с момента величания жених с невестой, как и их родные, заживут счастливо и благополучно. Позже, величая новобрачных, восхваляли их красоту, нравственное поведение, желали достатка в доме (величальные песни: «Во поле орешина», «Виноград в саду цветёт»).

Ни один свадебный ритуал не обходился без причитаний, передающих чувства и мысли невесты, её родственников и подруг. Опять же, согласно древнему обряду, невеста представляла свой уход из семьи как действие, совершающееся против её воли. При этом она плакала и голосила, выказывая своё горе, при расставании с родным домом, для того чтобы избежать мести покровителей очага.

Позднее причитания стали выражением смятенных чувств невесты, покидающей родной дом, своих близких: боязнь перемен в своей жизни, переживания о том, как сложатся отношения с родственниками мужа, счастливым ли окажется замужество и т. п. Все эти чувства в избытке выливаются в причитания невесты к матери (песня-причитание «Ты зайди, родима мамонька...»).

Не обходилась свадьба на Руси и без корильных песен, песен- шуток, иногда напоминающих пародии на величания. Например, шуточная величальная «Друженька хорошенький». Функция таких песен - развлекательная и юмористическая. Исполнялись корильные, как правило, уже после свершения всех основных действий свадебного ритуала.

Сценарий «Свадьба Анны Ниловны»

Действующие лица: Анна Ниловна, девочки из фольклорной группы, отец, сват, мать, сваха, сын, дочь-невеста, жених, девицы, дружки, селянин, селянки.

Имитация деревенской избы. В центре - окошко с простенькими занавесками, в углу печь, ухват; сбоку стоит стол с самоваром, чугунком, наполненным вареной картошкой, рядом лежат деревянные ложки, каравай черного хлеба, нож. Около стола и вдоль стен стоят лавки. В «красном углу» - икона. В противоположном углу стоит сундук, рядом - прялка. На полу самодельные полотняные коврики.

Звучит песня «В горнице моей» (музыкальная запись). Выходит Анна Ниловна в русском сарафане, выглянув в окошко, поправляет занавески, садится за стол. На лавках сидят участники фольклорной группы - девушки, девочки, в руках у них работа: кто вышивает, кто вяжет, кто прядет.

Исполняется танец (картинка «Кадриль», музыка А. Абрамова)

Анна Ниловна. Смотрю я на девушек-красавиц и вспоминаю свою молодость: уж певунья да плясунья была, только мало я повеселилась - не допела, не доплясала. Как сравнялось-то восемнадцать годков, так и замуж выдали меня. А там уж не до плясок и песен.

Девочка из фольклорной группы. Анна Ниловна, а как сватали вас, расскажите.

Анна Ниловна. Да что там вспоминать, дело-то прошлое (призадумалась) ...

Девочки. Анна Ниловна, голубушка, ну, расскажите, ну, пожалуйста!

Анна Ниловна (со вздохом). Ох, детушки мои, вышла замуж я по любви. Жизнь я прожила со своим мужем дружно. Худого я от него в жизни не слышала.

Ну, коли хотите послушать - так слушайте да смотрите...

Анна Ниловна и девочки фольклорной группы уходят.

Сцена 1

Проходят и садятся за стол отец семейства, мать, дочь-невеста, сын. Мать накрывает на стол: ставит чугунок, раскладывает ложки. Отец режет круглый хлеб по старинке. Сын лезет к чугунку за картошкой, отец, пресекая его действия, бьет по лбу деревянной ложкой, грозит ему пальцем. Глава семейства читает молитву.

Отец. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животное благоволения.

Крестятся, начинают есть. Раздается стук в дверь, входят сваты.

Сват (снимая головной убор, приглаживая волосы). Здорово живете, хозяева!

Сваха. Можно ли к вам? (Поправляет платок на плечах, осматривается. )

Отец (продолжая есть). Здорово, здорово, проходите, гости дорогие, зачем пожаловали?

Мать (поднимаясь навстречу гостям). Милости просим к столу нашему, отведайте, что Бог послал.

Сват (мнется). Это можно. Но потом. Дело у нас к вам, хозяин и хозяюшка дорогие (кланяется).

Мать с отцом переглядываются, смотрят на дочь, та отворачивается.

Сваха. Нет ли у вас продажной коровушки? (Можно: лошадки, овечки.)

Младший сын хихикает и тут же получает затрещину от отца, дочь застенчиво опускает голову.

Отец (степенно, поглядывая на дочь). Продажной коровушки у нас нет, а есть девица.

Сват. Вот мы и приехали посватать. У нас есть молодец. Может, мы тут с вами сейчас и договоримся?

Отец. Дак, мы не возражаем (смотрит на жену, та кивает головой в знак согласия). Если они слюбятся, так и отдадим. Как невеста (смотрит на дочь). Люб, дак пусть идет.

Дочь (застенчиво). Я пойду.

Мать (облегченно). Ну, тогда и сядем за стол.

Все садятся за стол. Звучит музыка. Выходит фольклорная группа и исполняет русскую народную песню «Утушка луговая» с движениями. В элю время семейство и сваты незаметно встают из-за стола и уходят. На их место, около стола, садится Анна Ниловна.

УТУШКА ЛУГОВАЯ

Ах, утушка моя луговая,

Молодушка моя молодая.

Ой, люли, люли, люли, люли молодая. (2 раза)

 

Где ты была, была-побывала,

Где всю ночку ты да ночевала?

Ой, люли, люли, люли, люли ночевала. (2 раза)

 

Ночевала да я во лесочке,

Под ракитовым да под кусточком.

Ой, лели, лели, лели, лели под кусточком. (2 раза)

 

Как шли-прошли парни молодые,

Два молодчика, ой, да удалые,

Ой, лели, лели, лели, лели молодые. (2 раза)

 

Они срезали да по пруточку,

Они сделали да по гудочку.

Ой, лели, лели, лели, лели по гудочку. (2 раза)

 

Вы, гудочки, ой, да не гудите,

Мово батюшку да не будите.

Ой, лели, лели, лели, лели не будите. (2 раза)

Анна Ниловна. Вот так меня и просватали, детки мои дорогие. Две недели я сидела в невестах в своем доме с подружками, родственницами. Готовили приданое и пели, плясали. Исполняется русская народная песня:

ОХ, МАТУШКА, ГОЛОВУШКА БОЛИТ

Ох, матушка, головушка болит,

Да не могу же я до вечера дожить.

Припев:

Ой, ли да ой, лялёшеньки - ляли,

Да не могу же я до вечера дожить!

Не могу же я до вечера дожить,

Да ко мне вечером мой милый прибежит.

Да ко мне вечером мой милый прибежит,

 

Да я ему всю правду расскажу.

Да я ему всю правду расскажу:

На улицу не ходила, не хожу!

 

Мой милый восхваляется –

Меня сватать собирается!

Ох, матушка, головушка болит,

Да не могу же я до вечера дожить!

Анна Ниловна (продолжая рассказ). ...Сколько годков прошло, а помнится мне, что вчера все было...

Девочки из фольклорной группы. Анна Ниловна, а дальше, дальше что было?

Анна Ниловна. Ну а дальше венчание было. Дружки пришли в дом невесты, с красивыми полотенцами, повязанными через плечо.

Сцена 2

На скамеечке, в окружении подружек, сидит невеста. В избу заходят жених, дружки, подходят к девицам, те перешёптываются, смеются. Дружки. Здорово, девицы-красавицы! Девицы. Здорово, здорово, коли не шутите!

Окружают дружков, исполняют шуточную русскую народную песню «Друженька хорошенький» с движениями. Жених в это время садится на лавку с невестой.

ВЕЛИЧАНИЕ ДРУЖКИ

Друженька, хорошенький,

Друженька, прнгоженький.

Как на дружке варежки,

Оборваты краюшки!

 

Друженька, хорошенький,

Друженька, лригоженький.

Как на дружке картуз,

Подарил ему француз!

 

Друженька, хорошенький,

Друженька, пригоженький,

Как на друженьке кафтан

Подарил ему шайтан!

 

Друженька, хорошенький,

Друженька, пригоженький.

Как на друженьке штаны

После деда сатаны!

 

Друженька, хорошенький,

Друженька пригоженький,

На полатях дружка спал,

С тараканами шептал!

 

Друженька, хорошенький,

Друженька, пригоженький.

Как на дружке варежки,

Оборваты краюшки!

Первая девица. Зачем пожаловали?

Вторая девица. За лисами, за куницами или за нами, красными девицами?

Третья девица. Или за суженой-ряженой?

Жених. За суженой-ряженой!

Первая девица (озорно). Ваша сужена-ряжена к огороду привязана. Идите отвяжите да и нам покажите!

Дружки делают вид, что ищут невесту, но не находят.

Жених. Суженой-ряженой не нашли, а приехали за Анной Ниловной. Вторая девица. У стола четыре угла, на каждый угол по четыре рубля, а на середину - десять.

Жених долго шарит у себя по карманам, наконец достает деньги, кладет на углы стола по рублю, на середину - пять рублей. Но подружки возмущенно кричат: «Мало! Давай еще!» - до тех пор, пока жених не опустошит и не вывернет все свои карманы.

Третья девица. Карманы-то пустые, а в голове-то у тебя пусто или густо? Надо проверить. Ну, как, девоньки, проверим, что у жениха нашего-то в голове творится?

Девицы. Проверим!

Третья девица. Ну-ка, отгадайте наши загадки:

1) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? {Блин.)

2) Комковато, ноздревато и губовато, и горбато, и кисло, и кругло, и легко, и мягко, и твердо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило... {Каравай.)

3. В брюхе - баня, в носу - решето, на голове - пупок, всего одна рука, и та на спине... (Чайник.)

Девица. Ну, и я спрошу друженьку в последний раз: дай мне, друженька, чего у нашего хозяина в доме нет.

Дружка берет за руку жениха, подводит к подружке, та, в свою очередь, подводит жениха к невесте. Жених неотрывно смотрит на невесту, та застенчиво опускает глаза. Довольные дружки рассаживаются на скамье. Подружки водят хоровод вокруг жениха и невесты, поют величальную русскую народную песню:

ВО ПОЛЕ ОРЕШИНА...

Во поле орешина,

Во поле кудрявая.

Чернобровая моя,

Черноглазая моя! (2 раза)

 

Её ветер дует,

Её поддувает.

Чернобровая моя,

Черноглазая моя! (2 раза)

 

Всё Иван да Марью

На руках качает.

Он её качает,

Её величает.

Чернобровая моя,

Черноглазая моя! (2 раза)

 

Спи, моя милая,

Радость дорогая.

Чернобровая моя,

Черноглазая моя! (2 раза)

 

В косу ленту алую,

Золочёное кольцо.

Красные сапожки,

Золоты серёжки.

Чернобровая моя,

Черноглазая моя! (2 раза)

 

На шеюшку янтари,

Дороженьку не тари.

Чернобровая моя,

Черноглазая моя! (2 раза)

 

Дороженьку не тари,

Худой славы не клади.

Чернобровая моя.

Черноглазая моя! (2 раза)

Дружки и подружки рассаживаются на скамье, жених с невестой остаются в центре. Во время исполнения песни родители невесты снова занимают свои места за столом. Рядом присаживается и Анна Ниловна.

Анна Ниловна (продолжает свой рассказ). Теперь дело осталось за родительским благословением...

Сцена 3

Родители благословляют молодых: ставят на хлеб икону, и, жених с невестой, опустившись на колени, трижды целуют икону и хлеб и трижды бьют поклоны. Отец с матерью крестят их в воздухе, над головами. Затем отец отрезает от хлеба горбушечку, передает матери. Та, в свою очередь, передает хлеб дочери.

Мать. Хлеб этот благословенный, доченька, положу в твой сундучок, храни его навсегда. Хлебушек этот Богом нам дан, трудом и потом добыт. Это наше и Божье благословенье в этом хлебушке...

Невеста принимает хлеб от матери, целует его, потом целует мать. Родители и молодые отходят в сторону, присаживаются.

Далее исполняется величальная новобрачным:

ВИНОГРАД В САДУ ЦВЕТЕТ

Виноград в саду цветет, (2 раза)

А ягодка-малинка поспевает! (2 раза)

 

Виноград - Иван-сударь,

А ягодка-малинка свет да Марьюшка!

 

Как все дивы дивовались,

Что хороши, что пригожи уродились!

Не дивуйтесь, люди добрые,

А мы знаем, на кого уродились.

 

Виноград в саду цветет, (2 раза)

А ягодка-малинка поспевает! (2 раза)

Анна Ниловна (продолжает свой рассказ). А потом-то, перед тем как под венец идти, мне маменька косу заплетала. Призадумавшись о своем, Анна Ниловна смолкает.

Сцена 4

Показывается сцена заплетания косы. В центре садится невеста с распущенными волосами, рядом садится мать невесты и неторопливо, готовя дочь к венцу, заплетает ей косу. Невеста жалобно поет (причитает):

Ты зайди, родима мамонька,

Во мою, во нову горенку.

Ты возьми, родима мамонька,

Черепахову гребеночку.

Расчеши, родима мамонька,

Мою буйную головушку,

Заплети, родима мамонька,

Да мою трубчату косу.

Заплети, родима мамонька,

Да мою трубчату косу.

Во пшенично мелко зернышко,

Во маково, во мельчато,

Во пшенично мелко зернышко,

Во мельчато, во маково.

Среди трубчатой косы

Завяжи-ко узелок да не один,

Среди трубчатой косы

Завяжи-ко узелок да не один.

Куры-свахи торопятся

Расплетать трубчату косу.

Я еще покрасуюся

В своей девичьей красоте...

Когда коса заплетена, девушка встает и обращается к подружкам:

- Скоро косоньку разделят,

Скоро две мне заплетут.

Скоро девичью забавушку

На бабью изведут...

Девочки из фольклорной группы теребят Анну Ниловну за рукав.

1-я девочка. Анна Ниловна, невесте перед свадьбой косы заплетали, как у меня? (Показывает на свои косички.)

Анна Ниловна, грустно улыбнувшись, качает головой.

Анна Ниловна. Нет, детушка, косу перед свадьбой невесте заплетали по-особому: «рогожкой», «в пять сосенок», «во пшенично мелкое зерно».

По обычаю, свахи расплетали девичью косу у невесты, а взамен плели две косы, какие положено носить замужней женщине. Поэтому подружки невесты или ее мать, собирая девушку к венцу, заплетали косу ей со множеством запутанных узелков.

2-я девочка. А почему именно так заплетали, Анна Ниловна?

Анна Ниловна. Для того, чтобы свахам было труднее расплетать, а невесте подольше покрасоваться в девичьем уборе. Вот так-то, детушки мои ненаглядые...

3-я девочка. А потом что?

Анна Ниловна. Потом молодые вместе с двумя подружками и двумя дружками едут в церковь - венчаться. А родственникам или еще кому везти жениха и невесту в церковь не полагалось.

Ехали в церковь на паре лошадей. Жених отдельно, а невеста, я, отдельно. Обратно возвращались на жениховских лошадях. Ехали по деревне, так нам народ раз пять путь загораживал: выбегут, веселясь, и держат веревку по обе стороны дороги. Говорят: «Не пропустим, пока не дадите сладенького да вкусненького!» Приходится конфеты да пряники раздавать...

Сцена 5

Выбегают жители деревни - селяне, поют частушки с движениями.

Селянин (падает на пол, раскинув ноги).

Дорогие сватовья,

На дорогу сяду я,

Сяду, ноги протяну –

Не дам проходу никому!

Сватья дает ему горсть конфет. Выбегает селянка.

Первая селянка.

А теперь солёненького дайте!

(Дают солёный огурец.)

Меня мать просватала,

Я была богатая:

Две собаки на цепи

Да коза лохматая!

Вторая селянка.

А теперь попляшите нам:

Попляши, сватья,

Куплю платье,

Хоть и худенькое,

Но голубенькое!

Селянин.

Самовары закипели –

Девки замуж захотели,

А ребята не берут,

Девки голосом орут!

Первая селянка.

Ты не пой, не пой, не пой!

У тебя голос не такой.

Есть такое голосьё –

Встанет дыбом волосьё!

Все присаживаются. Выходит Анна Ниловна, продолжает свой рассказ.

Анна Ниловна. Наконец-то молодые подъезжают к дому жениха. Его родители встречают молодых у крыльца хлебом- солью. Потом родители идут с этим хлебом-солью в дом, сзади идут молодые: дружка ведет за платок жениха, жених - невесту. Все трое идут гуськом. Каждый в опущенной руке держит за уголок платок: дружка и жених держат один платок, жених с невестой - другой. Так с платочками и поднимаются на крылечко. А в это время родители или кто другой бросают в молодых жито, крича: «Лови в руки жито, чтобы лучше жили!» Бросают горсти две, а невеста, жених стараются зерно поймать рукой, свободной от платочка. Поймали, значит, счастливо жить будут!

На усмотрение учителя можно инсценировать этот эпизод.

Анна Ниловна (продолжает свой рассказ). Ну а потом - дым коромыслом: из дома жениха едут на лошадях в дом невесты. Помню, на моей свадьбе на пяти лошадях ехали. И весь день в родительском моем доме пировали, пели, плясали, шутили. А на третий день рядятся. Ряженые идут в дом невесты, забирают гостей и везут их всех в дом жениха. Как рядились? Баба нарядится мужиком, мужик - бабой, кто-то цыганкой... Ряженых соберется, бывало, человек пять. Так и гуляли - четыре дня в обоих домах (задумалась) ... Вот ведь как бывало...

Фольклорной группой исполняется русская народная песня:

У НАС НЫНЧЕ СУББОТЕЯ

У нас нынче субботея,

А назавтра - воскресенье!

Припев:

Барыня ты моя,

Сударыня ты моя!

А - а - а, воскресенье!

 

Ко мне милый друг Ванюша приходил,

Мне гостинцев три кармана приносил.

 

Первый карман с орехами,

Второй карман со деньгами.

 

Третий карман со изюмом,

Третий карман со изюмом.

 

От орехов зубам больно,

Со деньгами любить можно!

От изюма губы сладки,

От изюма губы сладки!

 

Нельзя с милым целоваться,

Можно только обниматься!

 

У нас нынче субботея,

А назавтра - воскресенье!

Присаживаются на скамейки.

Девочка из фольклорной группы. Ой, как интересно!..

Вторая девочка. Анна Ниловна, а расскажите нам еще чего-нибудь!

Анна Ниловна выглядывает в окошко.

Анна Ниловна. Засиделись мы с вами, детушки, поздно уже, да и дел полным-полно. А будет времечко, прибегайте еще, может, вспомню что, расскажу. Приходите вот на Масленицу, уж я вас такими блинами угощу! Ну а теперича - прощевайте!

Анна Ниловна, поклонившись, уходит. Звучит в записи русская народная песня «В горнице моей». Все расходятся.

Похожие статьи:

День рождения пионерской организации. Сценарий

Игра-путешествие на тему «Права ребенка», 7 класс

Классный час «Красота внешнего облика», 6-7 класс

Конспект классного часа беседы в 7 классе о вреде табака

Классный час на тему: Здоровый образ жизни, 7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!