Классный час «Традиции и обычаи народов Африки», 9 класс

Разработка классного часа для 9 класса «Традиции и обычаи народов мира. В объективе – Африка»

Если хочешь много солнца,

Много неба и тепла,

В Африку поехать должен,

Насладиться чтоб сполна

Морем, солнцем и цветами,

Очень вкусными плодами.

Встретишь здесь друзей хороших,

И веселых очень тоже.

Африка! К друзьям добра!

Щедростью добра полна!

Перевод африканской ритуальной песни зулусов

Задачи

1. Способствовать формированию потребности и интереса к познавательной информации.

2. Развивать любознательность и любопытство к традициям и обычаям других стран и народов.

3. Воспитывать терпимость и уважительное отношение к людям всех рас.

Форма проведения: заочное путешествие.

Подготовительная работа

1. Подбор музыкального сопровождения информационно- познавательного часа.

2. Подготовка презентации по теме часа.

3. Конкурс плакатов «Многоликая и необычная Африка».

4. Выставка фотографий «В объективе - Африка».

5. Выставка книг, альбомов об Африке.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Сегодня у нас необычное путешествие. Мы отправляемся в Африку. Мы - это 25 учеников 9 класса, которым очень интересно, как живут народы, земля которых стала колыбелью человечества.

Какая она, Африка? Добрая или злая, веселая или грустная, мы узнаем в ходе своего путешествия.

Итак, мы отправляемся в путь. Готовясь к этому информационно-познавательному часу, мы решили составить портрет Африки, который будет финальным аккордом нашего путешествия. Для того чтобы преодолеть горные перевалы, бурные реки, мы с вами разделились на группы. Так будет легче в пути.

Я предложила вам взять в путешествие по Африке только те предметы, без которых нам с вами не обойтись.

Доложите о готовности к путешествию!

Учащиеся первой группы. К путешествию готовы. Решили взять с собой москитные сетки. А в подарок африканцам, с которыми будем общаться в пути, наши русские сладости.

Учащиеся второй группы. К путешествию готовы. На общем собрании группы решили взять с собой легкую и прочную обувь, которая поможет нам легко отправляться на большие расстояния.

Учащиеся третьей группы. К путешествию готовы. Берем с собой легкие головные уборы, которые нам помогут укрыться от палящего солнца Африки.

Учащиеся четвертой группы. К путешествию готовы! Берем с собой солнечные очки, которые позволят нам осматривать африканский ландшафт без проблем для зрения.

Классный руководитель. Итак, вы сумели выполнить наше первое задание путешествия. Теперь оденьте все то, что вы взяли, на себя. Таково правило — сюрприз нашего путешествия.

Ребята надевают на себя все то, что они только что перечислили. Каждая группа сидит отдельно. На столе каждой группы - флаг страны, о которой пойдет рассказ.

Звучит музыка Африки. На экране - карта Африки. Выходят ведущие путешествия.

Ведущий 1 (подходит к карте). Африка - второй по размерам материк. Его площадь - 29,22 млн км. Этот материк симметричен относительно экватора, почти целиком лежит между тропиками. Имеет наименьшую изрезанность береговой линии. Самый крупный полуостровов - Сомали, наибольший залив - Гвинейский.

Омывается водами Индийского и Атлантического океанов, Красным и Средиземным морями.

Африка связана с Евразией Суэцким перешейком.

Ведущий 2. Африка - это Эфиопское нагорье и Восточно- Африканское нагорье; Драконовы горы, Капские горы; вулканы Камерун и Килиманджаро; озера Ньяса и Танганьика.

Ведущий 3. Африка - это золото и алмазы, каменный уголь и бокситы, нефть и газ.

Ведущий 1. Уважаемые путешественники! Прошу на минутку остановиться! Мы в экваториальных лесах Африки. Здесь повсюду фикусы и пальмы, бананы и древовидные папоротники, эбеновое дерево. Животный мир сравнительно небогат. Из копытных - окапи (маленький жираф), карликовый бегемот, гориллы, в кронах - масса птиц: турако, птицы-носороги, нектарницы; обезьян: мартышки, колобусы, шимпанзе.

Всюду - лягушки, змеи, в реках - крокодилы.

Ведущий 2. А сейчас мы находимся в саванне. Саванны занимают около 40% материка. Из древесных растений здесь растут баобаб, зонтичные акации, мимозы, пальмы, древовидные молочаи. Здесь обилие крупных животных - жирафы, буйволы, антилопы, газели, зебры, носороги, слоны; из хищных - львы, гиены, гепарды, шакалы. А также здесь много обезьян, страусов, ящериц и змей.

Ведущий 3. Устали от влажности саванн? Отправляемся в пустыню.

Пустыни и полупустыни занимают огромные площади. В Сахаре распространены каменистые пустыни - гамады, глинистые и песчаные. Почвы пустынные тропические.

Растительность скудная, преобладают солянки, злаки, различные колючие формы. В оазисах - финиковая пальма, олеандры.

Ведущий 1. Ох, как хочется скорей к воде! К реке!

Ведущий 2. Нет ничего проще! Приглашаю вас отдохнуть на реке Лимпопо, воспетой Корнеем Чуковским!

Ведущий 3. Смотрите! Навстречу нам идут какие-то люди! Видимо, это местные жители!

Ведущий 1. Для справки. В Африке проживает около 600 миллионов человек. На материке живут представители европеоидной (Северная Африка - берберы и арабы), экваториальной (основное население) и монголоидной (Южная Африка - бушмены и готтентоты) рас.

Население распределено неравномерно. Наиболее заселены Средиземноморское побережье и берега Гвинейского залива. Всего на территории Африки расположено 43 страны.

Ведущий 2. Да, это действительно местные жители. И они приглашают нас познакомиться со своей страной. В объективе - Гана.

Выходит группа учащихся, подготовившая рассказ о Гане.

Ученик 1. Итак, мы в Гане. Многочисленные ганские племена имеют древнюю историю. По данным археологов, первые крупные поселения на территории страны появились в IV тысячелетии до н. э.

Ученик 2. Жители Ганы в большинстве своем прекрасно говорят по-английски, преподавание которого входит во все школьные программы страны. Даже в самых отдаленных районах местные жители знают хотя бы простейший набор общеупотребительных английских слов, поэтому общение с ними обычно не вызывает никаких затруднений.

Ученик 3. Однако местный вариант английского содержит множество слов, заимствованных из языков тви, ашанти и других наречий, поэтому некоторые слова зачастую несут совсем иной смысл, чем в каноническом английском. В северных областях и среди ганских мусульман широко распространен язык хауса.

Ученик 4. Гана - очень консервативная страна. Уже два века здесь господствует христианство, причем в самой строгой его разновидности. Христиане преобладают на юге страны, в то время как на севере царит ислам.

Ученик 5. И при этом представители всех религий мирно уживаются между собой, более того - нередки всевозможные «совместные мероприятия» и общее участие в различных праздниках и церемониях.

Ученик 6. Результатом столь сложного смешения верований стало формирование огромного количества всевозможных ритуалов и обычаев, которые сопровождают каждый этап жизни человека, начиная с рождения и обучения и заканчивая смертью человека.

Ученик 1. Даже сбор урожая или строительство дома здесь являются причиной целого комплекса обрядов и церемоний, призванных обеспечить благополучное завершение начинания. Соблюдение многочисленных обычаев и связанных с ними церемоний для ганцев крайне важно.

Ученик 2. Ганцы весьма патриархальны. Они бывают потрясены видом европейской женщины в бикини, хотя ганские женщины считаются одними из самых красивых в Африке и уж точно — самыми грациозными жительницами континента.

Ученик 3. Столь же мощное неприятие у местных жителей вызывает появление в общественном месте в шортах.

Ученик 4. Племена акан или ашанти являются самой большой этнической группой Ганы и Западной Африки. Некогда они населяли блестящую империю Ашанти, славившуюся богатством их правителей, в наши дни широко известны своими ремесленниками, особенно мастерами-резчиками и ткачами, изготавливающими красочную ткань в стиле «кенте».

Ученик 1. Интересно, что «кенте», представляющая собой яркие узкие полосы из хлопчатобумажной ткани, всегда ткется на открытом воздухе и исключительно мужчинами. «Кенте» очень популярна в южной части страны и, в отличие от других форм традиционного ткачества, носится только в особо торжественных случаях.

Ученик 2. Женщины ашанти имеют гораздо больше полномочий, чем в других африканских культурах. Согласно местным верованиям, люди получают свою кровь от матери, а дух - от отца.

Ученик 3. Бездомности в небогатой стране не существует, взаимопомощь и поддержка даже между членами разных кланов воспринимаются здесь как нечто само собой разумеющееся.

Даже если кто-то переезжает из деревни в город, вся община поддерживает как их переселение, так и возможное возвращение обратно. До сих пор молодой паре просто необходимо согласие их семей для вступления в брак, даже если они живут далеко за границей.

Ученик 4. В отличие от других западноафриканских племен, жители Ганы почти не используют в своих культах ритуальные маски, хотя нельзя сказать, что они не верят в сверхъестественные силы этих традиционных изделий.

Ученик 1. В Гане для этих целей чаще используются деревянные или глиняные статуэтки, которые помещают на алтари святилищ. Такие куколки или просто искусно выполненные головки можно увидеть практически повсеместно - в домах, на одежде и в храмах.

Ученик 2. Рассказывание сказок и притч - одно из любимых способов времяпрепровождения местных жителей. Это различные исторические повествования, поэмы, легенды и обязательно - музыкальные и песенные образцы.

Ученик 3. Часто такие истории сопровождаются ритмичным подыгрыванием на барабанах атсимеву, кпалого, кагану, киди или сого, в сопровождении ганкоги (железный гонг), аксатсе (род маракаса) и продольных флейт. Очень популярны различные легенды, пересказываемые стариками. Ну а любимый герой большинства сказок - паучок Ананси - широко известен далеко за пределами страны.

Ученик 4. Похороны - одна из важнейших церемоний в обрядовости местных жителей. Обычно это печальное событие собирает всех жителей общины и обязательно сопровождается длительными церемониями.

Ученик 1. Характерной чертой местных традиций является особое оформление гробов - ганцы считают, что он должен передавать род деятельности усопшего при жизни. Поэтому здесь можно встретить гроб в виде самолета или ботинка, причем изготавливаются они лучшими мастерами и зачастую представляют собой настоящие произведения искусства.

Ученик 2. Считается, что лучшие резчики по дереву живут на западном побережье Ганы, в исторических городах Дуаква и Менса-Кром.

Ученик 3. Правилами хорошего тона рекомендуется обращение друг к другу с соблюдением всех формальных званий, поэтому нередко можно услышать представление вроде «доктор Мбанга, предприниматель», и сокращать эти титулы не рекомендуется.

Ученик 1. Как и в большинстве стран Западной Африки, здесь не стоит использовать левую руку для приветствия или приема пищи. Принято назначать любые встречи заранее, пунктуальность настоятельно рекомендуется.

Ученик 2.В одежде принят достаточно неофициальный, но не спортивный стиль. Легкое «тропическое» платье будет уместно практически для всех случаев, кроме официальных приемов.

Ученик 3. Но следует избегать шорт, мини-юбок и излишне открытой одежды — это может вызвать гнев ганцев.

Ученик 1. В конце нашего путешествия по Гане мы хотели бы привести несколько интересных зарисовок в рубрике «Знаете ли вы, что», встретившихся нам в путешествии по Гане.

Ученик 2. Итак, знаете ли вы, что...

- Мужчины африканской народности ватузи очень часто имеют рост 2 метра и более.

• В государстве Того мужчина, сделавший комплимент женщине, обязан на ней жениться.

• Среди всех людей, проживающих на Земле, только пигмеи и аборигены Андаманских островов не знают о существовании огня.

• Западноафриканское племя матаби играет в футбол, единственным отличием которого от привычного нам футбола является мяч - он представляет собой... человеческий череп.

• Сомали - это единственное государство в Африке, народ которого говорит на языке, который называется так же, как и само государство, - сомали.

• Более половины мировой добычи золота сосредоточено в ЮАР.

Классный руководитель. Раз мы начали говорить о ЮАР, то сейчас мы отправляемся в ЮАР.

Выходит вторая группа. Ребята сопровождают свое выступление музыкой народов Африки и презентацией о ЮАР.

Ученик 1. Уважаемые друзья! Вас приглашает одно из самых красивых государств в Африке в гости! И мы проведем эту экскурсию в виде пресс-конференции.

У нас в гостях - представитель туристического агентства, обеспечивающий туры в Африку, господин Смит.

Господин Смит. Добрый день, уважаемые господа! Вся информация, которой я располагаю, к вашим услугам. Я не устаю повторять, Южная Африка - изумительная страна, которую бог наделил необычной природной красотой и богатым культурным наследием.

Ученик 2. Так ли необычна эта страна, и чем она отличается от других африканских стран?

Господин Смит. Расположенная на южной оконечности Африканского континента, Южная Африка занимает территорию в 1,3 миллиона кв. км, что в пять раз превосходит Великобританию и больше Калифорнии, Невады, Юты и Аризоны вместе взятых. Впечатляет людей ее протяженность - территория охватывает 2000 км - от великой реки Лимпопо на севере до мыса Доброй Надежды на самой южной точке побережья.

Ученик 3. Мы собираемся не только познакомиться с самой страной и ее достопримечательностями, но и хотим просто отдохнуть. Какие возможности есть у нас и других туристов для отдыха?

Господин Смит. Омываемая неспокойным Атлантическим океаном на западе и ласковыми водами Индийского океана на востоке, Южная Африка имеет береговую линию протяженностью 3600 км, так что здесь нет недостатка в великолепных пляжах для любителей солнечного загара и водного спорта.

Ученик 4. А мне хотелось бы подробнее узнать о животном мире Африки. Ведь именно здесь происходят знаменитые сафари, на которые съезжаются любители со всего мира?

Господин Смит. Многие туристы приезжают в Южную Африку в поисках диких животных, в изобилии обитающих в тщательно охраняемых бесчисленных заповедниках и национальных парках. Крупнейшие кошки Африки - львы, леопарды и гепарды - до сих пор свободно кочуют в местах исторического обитания своих предков вместе с гигантскими слонами, носорогами и гиппопотамами. Страна как магнитом притягивает также любителей пернатых. Птиц здесь насчитывается до 900 видов.

Ученик 1. Как интересно! Можете ли вы предложить для посещения какой-нибудь зоопарк, где можно было бы увидеть многих зверей - обитателей лесов ЮАР?

Господин Смит. Условия пребывания в местах естественного обитания диких животных - самые разнообразные и зависят от выбора и предпочтений самих туристов. Широкий выбор предлагает Национальный парк имени Крюгера - крупнейший заповедник и старейший национальный парк южной Африки. Здесь вы научитесь видеть, слышать и различать любой, даже самый слабый звук, любую тень и запах дикой природы.

Ученик 2. А правда ли, что на территории ЮАР сохранились доисторические животные?

Господин Смит. О доисторических животных, сохранившихся на территории ЮАР, мне, к сожалению, ничего не известно, но здесь вы можете увидеть диких животных не только в заповеднике.

С побережья Южной Африки лучше всего вести наблюдение за китами, гигантскими колониями котиков, пингвинов и стаями морских птиц. А вот информация, которую я хочу предложить к сведению тех, кто интересуется тайнами подводного царства. Именно у южноафриканского побережья Индийского океана были обнаружены доисторические виды рыбы целаканты, считавшиеся давно вымершими.

Ученик 3. Какие народы проживают в Африке? Какие языки являются в ЮАР официальными?

Господин Смит. Являясь родиной для приблизительно 42 миллионов человек различных рас и происхождения, Южная Африка имеет одиннадцать официальных языков, которые кроме английского и африкаанс включают зулу, коса, суто, венда, тсвана, тсонга, педи, шангаан и ндебеле. Эти местные языки так же различаются между собой, как немецкий и испанский.

Я думаю, что, собираясь в ЮАР, вы достаточно много о ней узнали. Ведь неспроста у вас такой большой интерес к посещению этого государства?

Ученик 4. Мне всегда было интересно познакомиться с теми местами, откуда начиналась цивилизация. В одной из энциклопедий я прочитал, что именно в ЮАР находится место, где были найдены окаменелости, относящиеся к тому периоду, когда человек был еще человекообразной обезьяной. Это так?

Господин Смит. Да, это так. Это место находится недалеко от города Йоханнесбурга. Здесь как будто остановилось время. А еще я рекомендую каждому туристу воспользоваться шансом и посмотреть наскальные рисунки древнего народа саан, сохраняющиеся в тысячах пещер, служивших им домом.

Ученик 1. Да, я слышал, что на самом деле южноафриканские пещеры - это собрание чудес: одни - со следами человека каменного века; другие - с геологическими чудесами - сталактитами и сталагмитами.

Ученик 2. Кто такие - народы саан, о которых вы говорите?

Господин Смит. Кочевой народ саан больше известен как бушмены, занимался охотой-собирательством и населял южную часть Африки многие тысячелетия назад. Позже пришли койоин (названные голландцами готтентотами) - первые туземцы, начавшие торговать с европейскими мореплавателями и поселенцами, высадившимися на южном побережье. Они вынуждены были постоянно мигрировать на юг по очень простой причине: северная и восточная части нынешней Южной Африки к XVII веку были заселены народом коса, совершенно отличавшимся по культуре, знавшим железо и занимавшимся скотоводством, постепенно продвигавшимся на юг.

Ученик 3. А еще я слышал о таком народе, как зулусы.

Господин Смит. Народ зулу, напротив, был самым воинственным и бесстрашным из всех туземных африканских племен. В XIX веке, захватив территорию, известную сейчас как Квазулу- Наталь, он создал под руководством короля Шака свою империю. Между зулусами и белыми поселенцами, а позже британскими колонизаторами произошло много кровавых столкновений. Исторические места провинции Квазулу-Наталь привлекают множество туристов.

Ученик 4. Господин Смит! Простите за бестактный вопрос, но вы - белый человек, так много знающий о ЮАР, как долго вы живете в этой стране?

Господин Смит. Я не только живу в этой стране. Это - страна моих предков - выходцев из Голландии.

Южноафриканцы европейского происхождения, насчитывающие около пяти миллионов человек, подразделяются на две категории: англоговорящие и африкаансговорящие. Последние являются потомками первых голландских поселенцев. К ним я как раз и отношусь.

Ученик 1. Представители каких культур населяют Африку?

Господин Смит. Около миллиона южноафриканцев по происхождению являются азиатами. Большинство происходит от контрактных рабочих, завезенных из Индии.

Имеется также и трехмиллионная община метисов (цветных), в большинстве своем компактно проживающих в Западном Кейптауне.

Это современные отпрыски бывших рабов и их белых хозяев, а также туземных койоин и коса, населявших эту землю.

Ученик 2. Чем богата южноафриканская земля?

Господин Смит. Если Йоханнесбург и Риф послужили стартом для «золотой лихорадки», то кладовой драгоценных металлов в наши дни служат золотые прииски Оранжевого свободного государства (входит в состав ЮАР). Природа щедро одарила этот регион несметными запасами золота, платины и алмазов. Однако алмазной столицей мира считается город Кимберли, расположенный в богатой минералами провинции Северный Кейп.

Кимберли стал центром величайшей «алмазной лихорадки» конца XIX века, начавшейся после того, как мальчик нашел алмаз размером в 21 карат.

Ученик 3. И напоследок. Господин Смит! Что бы вы нам рекомендовали посмотреть, чтобы понять быт и культуру южноафриканского государства?

Господин Смит. Первое, что дает туристам ключ к пониманию широкого спектра культуры, делающей Южную Африку действительно уникальной страной, так это ее многоязычие.

Это страна, в которой европеец знакомится с традицией, где глобальные тенденции переплетаются с древними обычаями, а Юг в одинаковой мере гостеприимно встречает Север, Восток и Запад.

Чтобы получить представление о традиционной жизни африканцев, посетите деревню-музей под открытым небом, где сможете посмотреть работу ремесленников, процесс приготовления пищи, танцы и церемониальные обряды.

Или совершите тур в Соуэто - пленительный город, расположенный на окраине Йоханнесбурга, где лачуги, скромные дома и особняки стоят вперемешку.

Ученик 1. Большое спасибо вам за рассказ, господин Смит. Теперь нам легче будет путешествовать по это прекрасной стране.

Классный руководитель. Спасибо вам, ребята, за интереснейший рассказ об африканских странах. А теперь слово третьей группе, которая подготовила для вас викторину под названием «Путешествие по Африке».

Выходит третья группа, остальные отвечают на вопросы. В конце викторины награждаются победители.

1. В названии какого африканского государства присутствует домашнее животное? (Кот д 'Ивуар.)

2. Чьей колонией долгие годы являлось государство Эритрея? (Эритрея долгие годы, с 1890-го по 1941-й, являлась итальянской колонией.)

3. Назовите столицу Экваториальной Гвинеи. (Малабо.)

4. Какой продукт является главным экспортным продуктом Эфиопии? (Кофе.)

5. Назовите столицу Мадагаскара. (Антанариву.)

6. Назовите государственный язык Мозамбика. (Португальский язык.)

7. Главное экспортное природное ископаемое Намибии. (Это уран, который добывается здесь в неограниченных количествах.)

8. Назовите государственные языки Сомали. (Наряду с языком сомали, государственными языками являются арабский, итальянский, английский и французский языки.)

9. Назовите денежную единицу государства Свазиленд. (Лилангени.)

10. Кто был первым президентом ЮАР, выходцем из местных жителей? (Нельсон Мандела - первый «черный» президент ЮАР.)

11. Назовите озеро, на берегах которого расположено государство Конго. (Озеро Танганьика.)

12. Назовите государство, в котором находится знаменитый водопад Виктория. (Зимбабве.)

Классный руководитель. Спасибо, ребята. Я предлагаю предоставить слово четвертой группе, которая познакомит нас с фотовыставкой «В объективе - Африка».

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Похожие статьи:

Тематический классный час 9 класс

Классный час 9 класс на тему: Вредные привычки

Информационно-познавательный классный час 9-10 класс

Психологический классный час, 9-10 класс

Конспект классного часа для 9 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!