Конспект классного часа в 8 классе по теме: Боевые искусства
Классный час для 8 класса
Сценарий внеклассного мероприятия в 8 классе «Боевые искусства – Российский стиль»
Классный час, посвященный национальным видам борьбы
В 13-14 лет многие подростки начинают увлекаться боевыми единоборствами. В последнее время различные виды борьбы осваивают и девушки. В секции и школы единоборств подростков приводит забота о личной безопасности, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.
Но спортивные традиции, национальные боевые искусства - хорошие темы для патриотического воспитания. Предлагаемый классный час дает учителю достаточно информации для того, чтобы поговорить об истории и возрождении российской школы борьбы, об истоках побед российских спортсменов, о готовности к армейской службе, о национальной гордости и достоинстве, о патриотизме. В сценарии значительная роль отводится борьбе самбо, в которой собраны приемы боевых искусств всех народов СССР. Представители этих народов продолжают жить на территории России. И спортивные традиции - это то, что способствует объединению, консолидации, укреплению нации. А это уже не этнический а общегосударственный патриотизм.
Цели: расширить представление детей о национальных спортивных традициях, ознакомить с некоторыми видами русских боевых искусств; способствовать формированию положительной нравственной оценки людей, сохраняющих и продолжающих лучшие национальные традиции в области спорта; побуждать детей к участию в спортивных секциях, соревнованиях, к самовоспитанию и саморазвитию.
Форма проведения: устный журнал.
Подготовительная работа с детьми: выбрать редколлегию журнала (9 журналистов, 1 психолог), помочь детям распределить материалы для выступлений (достаточно сделать одну ксерокопию сценария).
Оформление:
- борцовская форма, фотографии поединков, личные фотографии детей, посещающих школы и секции единоборств;
- на доске записать содержание журнала (переписать с плана классного часа).
План классного часа
I. Вступительная беседа.
II. Устный журнал «Истоки. Боевые искусства – российский стиль»:
1. Наши борцы - лучшие в мире (Информация для размышления).
2. Российские боевые традиции (Статья).
3. Стенка на стенку (Репортаж с кулачного поединка).
4. Осторожно: секта! (Беседа с психологом)
5. Самбо - наше национальное богатство (Вопросы и ответы).
6. Три приема против лома (Вариант: «Расскажи о единоборстве» - рассказы детей, которые занимаются единоборствами) (Урок самбо).
7. В чем причина российского чуда? (Дискуссионный клуб)
III. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительная беседа
Классный руководитель. Ребята, сегодня буквально на каждом шагу можно встретить объявление о наборе в секции, школы, кружки боевых искусств. Какие боевые искусства предлагают изучать? (У-шу, тхэквондо, самбо, рукопашный бой, каратэ, кикбоксинг, дзюдо, греко-римская борьба, вольная борьба, бокс и т. п.)
Приемы защиты и нападения хотят осваивать не только ребята, но и девушки. Как вы считаете, чем вызвана такая популярность боевых искусств в наши дни?
Примерные ответы детей:
- На тебя в любой момент могут «наехать», напасть. И милиция чаще всего не может защитить.
- Ребята стали наглыми, грубыми, девушкам приходится надеяться только на себя.
- Если ребята знают, что девчонка занимается боевыми искусствами, они боятся ее трогать.
- Знание боевых искусств не помешает - можно потом работать в охранном агентстве, телохранителем.
- Сейчас страшно одной ходить по улицам.
- Если ты владеешь приемами самообороны, ты держишься уверенно и спокойно, а к таким никто не полезет.
Классный руководитель. Согласно статистике МВД за 2006 г. в России было совершено около 100 000 тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. Поэтому понятным становится желание людей защитить себя, помочь другим в экстремальной ситуации. Отсюда такой интерес к проблеме личной безопасности и самообороны, отсюда и огромное количество различных школ боевых искусств. Возникает вопрос: как не потеряться в море предложений, какой стиль борьбы выбрать? И многие российские специалисты все чаще призывают обратить внимание на российскую школу единоборств, призывают развивать традиции отечественных боевых искусств. Сегодняшний спецвыпуск устного журнала «Истоки» мы решили посвятить боевому искусству нашего народа, российским боевым традициям. Передаю слово главному редактору (имя, фамилия).
II. Устный журнал «Истоки. Боевые искусства – российский стиль»
Ведущий 1 (главный редактор). Здравствуйте, уважаемые слушатели. Предлагаем вашему вниманию специальный выпуск устного научно-популярного журнала «Истоки». Тема нашего выпуска: «Боевые искусства - российский стиль». Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера (читает с доски содержание журнала). Наш журнал посвящен российским традициям в области единоборств. И самой главной традицией стали победы наших спортсменов. Много лет наша сборная по борьбе не знает себе равных в мире - почти на всех чемпионатах и первенствах завоевывает золотые медали. Открывает первую страницу журнала информация для размышления, которую подготовили {имена, фамилии).
Наши борцы - лучшие в мире!
Ведущий 2. «Наши борцы - лучшие в мире!» - так мы назвали свою информацию. Мы расскажем о достижениях советских и российских спортсменов в области греко-римской и вольной борьбы.
Ведущий 3. Греко-римская борьба зародилась в Греции, где она наряду с бегом входила в программу первых олимпиад. Эту борьбу очень полюбили и в Риме. С XVIII в. эта борьба стала возрождаться во Франции, поэтому греко-римскую борьбу еще называют французской или классической. Она вошла в программу Олимпийских игр и стала очень популярной в Европе.
Но ни одна страна в мире пока не смогла подготовить команду, которая бы могла на равных соперничать с нашими борцами.
Ведущий 2. За всю историю олимпиад борцы из СССР и России завоевали наибольшее количество золотых медалей, а российский атлет Александр Карелин был официально признан лучшим борцом греко-римского стиля XX в. Александр Карелин -12-кратный чемпион Европы, 9-кратный чемпион мира, трехкратный чемпион Олимпийских игр. За выдающиеся победы в области спорта ему было присвоено звание Героя России.
Ведущий 3. В 1994 г. в Москве проходил матч века по греко- римской борьбе между сборной командой России и сборной командой мира. Этот исторический матч был посвящен российским борцам за их грандиозные достижения на международном борцовском ковре. И в этом матче, как всегда, победила сборная России.
Ведущий 2. В Европе получила распространение французская (греко-римская) борьба, а в странах Азии и Америки - борьба вольная. Ее иногда называют американской борьбой. Вольная борьба - тоже олимпийский вид спорта. В этом виде первенство всегда держали борцы из Америки. Но наши спортсмены не уступают. Лучшим борцом XX в. в вольном стиле был официально признан спортсмен из СССР Александр Медведь. Он завоевал рекордное число титулов: трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, трехкратный победитель первенств Европы, обладатель 9 золотых медалей чемпионатов и спартакиад Советского Союза.
Ведущий 3, Наши спортсмены являются мировыми лидерами практически во всех видах контактных единоборств, это - бокс, кикбоксинг, контактное каратэ, все общепризнанные виды борьбы, фехтование. Спортсмены других народов достигают успехов в отдельных видах, но чтобы сразу во всех - только русские. Почему это происходит? В чем причины российского боевого чуда?
На этот вопрос предстоит ответить вам. Наша задача - дать информацию для размышления.
Российские боевые традиции
Ведущий 1. Итак, вопрос поставлен: «В чем причина нашего лидерства во всех видах контактных единоборств?» Свой вариант ответа предлагают (имена, фамилии). Их статья называется «Российские боевые традиции».
Ведущий 4. Каждый народ, живущий на планете, создал свое боевое искусство, которое помогало в рукопашных схватках отстаивать свою жизнь. Создавали свои боевые искусства и народы России. У многих народов в древности зародилось искусство кулачного боя. Можно сказать, что наши предки на протяжении столетий буквально не выпускали оружия из рук. То степные кочевники, то западные рыцари, то свои же соседи-князья заставляли каждого взрослого мужчину быть воином. А потому кулачные бои получили огромное распространение. Например, на Руси, как правило, в зимнюю пору сходились на льду замерзших рек стенка на стенку простые крестьяне. Боевой опыт, полученный ими в таких игровых сражениях, пригодился во время битвы на льду Чудского озера. В передовой полк, принявший на себя главный удар тевтонских рыцарей, Александр Невский поставил легко вооруженных воинов-ополченцев, умевших биться на скользком льду в «стенке». И свою задачу они выполнили с честью.
Ведущий 5. Воинское искусство передавалось из поколения в поколение. В процессе своего развития оно испытало влияния других боевых систем, попадавших в Россию и с Запада, и с Востока.
В начале XX в. знания и опыт, накопленные многими поколениями, были оформлены в цельную систему. Это сделали такие мастера боевых искусств, как Ощепков, Ознобишин, Спиридонов, Харлампиев. Они создали российскую боевую систему самообороны без оружия (самбо) и заложили основы русского стиля в рукопашном бою. Эта система сейчас широко используется в Вооруженных Силах России, в милиции, спецназе.
Стенка на стенку
Ведущий 1. Третья страница переносит нас в далекое прошлое - время грандиозных кулачных боев. «Стенка на стенку» - так назвали свой материал (имена, фамилии).
Ведущий 6. Ни одному русскому не надо объяснять, что такое стенка на стенку. Это кулачный поединок, в котором одновременно могут участвовать тысячи людей. Таких поединков не было ни у одного народа. А у русских эти традиции идут из глубокой древности. Предлагаем вам репортаж с одного из таких поединков.
Ведущий 7 (читает). Зима, самый разгар Масленицы. На льду Москвы-реки собирается огромная толпа. Толпа растет и гудит, внутри нее что-то созревает. И вот толпа делится на две стенки и становится одна против другой вдоль реки. Обе стенки разделяет пространство в 10 сажень.
На это пространство выбегают мальчишки. Они галдят и дразнят друг друга, задирают, сшибают с ног и опять убегают к своим.
Ведущий 6. С берегов на поединок глазеют толпы людей - тут весь цвет местного общества: купцы, чиновники, аристократы! Среди зрителей ходят торговцы - продают сладости, пряники, напитки. Словом, грандиозное народное гулянье с турниром, который вот-вот разыграется на глазах зрителей. Самые азартные спорят, делают ставки, подбадривают бойцов. Но вот столкновения на льду становятся чаще, уже не одиночки, а целые группы нападают друг на друга. И вот со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток стремительно бросается стенка на стенку - начинается настоящий бой.
Ведущий 7. Издавна в кулачных боях сложились негласные правила: лежачего не бьют, по виску или под микитки - тоже, в спину бить воспрещается, можно драться только лицом к лицу, категорически запрещены тяжелые закладки, которые увеличивают силу удара, и горе тому, у кого их обнаружат. Толпа в таких случаях бывает беспощадна, может и забить до смерти.
Ведущий 6. Зрителям видно, как два потока то сшибаются, то отступают, словно волны. В этих потоках резко выделяются «бойцы и силачи», любимцы публики. Словно сказочные богатыри валят они противников налево и направо, оставляя вокруг себя пустое пространство.
Ведущий 7. Но вот богатырь встретил равного себе по силе и начинается поединок один на один. Победа в таком сражении решает исход всего боя, и побитая сторона обращается в бегство. Победители устремляются в погоню. Но что это? Проигравшие внезапно сплотились и пошли напролом. Несколько минут отчаянной борьбы. И вот уже побежденные превращаются в победителей. Зрители приветствуют силачей, а бывшие противники, убрав с поля боя раненых и увечных, вместе идут подкрепиться в харчевню, добродушно обсуждая удаль и ловкость самых отчаянных бойцов.
Осторожно: секта!
Ведущий 1.На четвертой странице вас ждет беседа с психологом (имя, фамилия). Эту беседу мы назвали «Осторожно: секта!».
Психолог. Я начну свое выступление со скандальной газетной статьи. В этой статье, которая была опубликована в 2002 г., говорилось о том, что в школах Воронежа действует «тоталитарная» секта. Действует она под видом обычных кружков и секций по восточным единоборствам. В этих секциях школьников учат поменьше рассуждать, не задумываться над тем, что хорошо и что плохо, ежечасно готовиться к смерти и в любой момент отдавать своему «князю» душу и тело. Дальше приводится письмо нескольких девочек, которые рассказали о том, чему их учили в этих секциях. К сожалению, такое случается нередко. В последнее время у нас в стране появилось огромное количество новых школ восточных единоборств. Поэтому хотелось бы предупредить ребят, чтобы они были более осторожными, критически относились к рекламным объявлениям. Иначе можно легко потерять свободу, став рабом доморощенных учителей и гуру. Случалось ли вам или вашим друзьям оказаться в подобных кружках, секциях? Как удалось узнать об их деструктивном (разрушительном) характере?
(Дети рассказывают.)
Чтобы не попасть в зависимость от секты, опытные тренеры советуют отдавать предпочтение нашим, российским, единоборствам, тем, что прошли испытание временем.
Самбо - это наше национальное богатство
Ведущий 1. Вот и наступило время открыть пятую страницу нашего журнала и рассказать об одном из самых замечательных явлений в области единоборств - о российской боевой системе самбо. Слово нашим корреспондентам (имена, фамилии).
Ведущий 8. Наш рассказ мы построили в форме вопросов и ответов. Что такое самбо?
Ведущий 9. Самбо - это российский вид единоборства. Это российское боевое искусство.
Ведущий 8. Когда и как зародилось самбо?
Ведущий 9. Около ста лет назад был такой легендарный русский боец Иван Лебедев. Он начал собирать самые эффективные приемы из различных видов единоборств. Его дело продолжили другие борцы. Они создали систему защиты от нападений для работников милиции, спецподразделений. Но эту систему быстро засекретили, чтобы ею не смогли воспользоваться преступники. Около 30 лет назад информацию о самбо рассекретили. Появились книжки, стали открываться клубы, курсы самозащиты.
Ведущий 8. Как можно объяснить название борьбы «самбо»?
Ведущий 9. Самбо - это сложносокращенное слово, составленное из словосочетания «самозащита без оружия».
Ведущий 8. Почему у нас в России так интересуются самбо?
Ведущий 9. Потому что самбо - это наше национальное достояние. В него вошли боевые приемы всех народов бывшего СССР: азербайджанского, армянского, казахского, молдавского, таджикского, туркменского, грузинского, узбекского и многих др. Также в самбо вошли самые лучшие приемы из английского бокса, из французской борьбы, из японского дзюдо, джиу-джитсу, каратэ и других видов борьбы. В самбо объединились 52 вида единоборств.
Ведущий 8. В какой одежде выступают самбисты?
Ведущий 9. Чаще всего самбисты выступают в одежде синего или красного цвета, и эта одежда обязательно должна иметь пояс.
Ведущий 8. Часто в поединках борцы получают травмы?
Ведущий 9. В соревнованиях по самбо травматизм минимален, потому что удары чередуются с захватами. Причем захваты плотные, скручивающие. А во время захвата удара не нанесешь.
Ведущий 8. Боевое самбо - это грозное оружие. Но им же могут воспользоваться и преступники?
Ведущий 9. На курсах и в школах самбо преподают приемы самозащиты, но есть такие приемы, которые не раскрывают для широкой публики. Этим приемам обучают работников милиции, спецназа, службы безопасности и других подразделений.
Ведущий 8. Можно считать самбо национальным видом спорта в России?
Ведущий 9. В Корее национальным видом спорта является тхэквондо, дети изучают его на уроках физкультуры. Боевые искусства Японии дзюдо, айкидо являются частью национальной культуры. Многие деятели спорта добиваются того, чтобы и в России также распространяли и популяризировали самбо. Это боевое искусство сближает все народы нашей страны, объединяет нацию.
Ведущий 8. Могут ли женщины заниматься самбо?
Ведущий 9. Женщины тоже занимаются самбо. Проводятся чемпионаты мира по борьбе самбо среди женщин.
Ведущий 8. С какого возраста можно заниматься самбо?
Ведущий 9. Борьбой самбо можно начинать заниматься в любом возрасте.
Ведущий 8. Признают ли самбо в мире?
Ведущий 9. Самбо - это международный вид спорта. Он распространен в 40 странах мира. Самбо - также и олимпийский вид спорта, но пока он не включен в программу Олимпиад.
Ведущий 8. Каковы достижения российских самбистов?
Ведущий 9. Наши самбисты на чемпионатах мира и Европы ежегодно завоевывают наибольшее количество золотых медалей.
Ведущий 8. И последний вопрос: что дает самбо?
Ведущий 9. Силу, выносливость, здоровье, уверенность в себе, готовность к армейской службе - вот что дает самбо. Но только тем, кто тренируется, кто работает над собой. Потому что спорт - это труд
Ведущий 8. Спасибо за интервью.
Ведущий 9. Всем нашим самбистам желаем новых спортивных побед.
Три приема против лома
(Если в классе есть ребята, которые занимаются самбо, можно попросить их продемонстрировать два-три приема (захват, подсечку, бросок).)
Ведущий 1. А теперь практическое занятие. Три приема против лома нам покажут наши самбисты (имена, фамилии). Может быть, эти приемы помогут вам избежать неприятностей и защитить себя.
(Вариант: можно попросить детей, которые занимаются боевыми искусствами, рассказать о своих секциях и школах.)
В чем причина российского чуда?
Ведущий 1. На седьмой странице журнала вы можете обсудить вопросы, поднятые нашими корреспондентами. Заседание дискуссионного клуба ведет классный руководитель (имя, фамилия).
Классный руководитель. Ребята, мне кажется, настало время ответить на вопрос: «В чем причина российского чуда? Почему наши борцы не знают поражений?»
Примерные ответы детей:
- В том, что у нашего народа давние воинские традиции.
- В том, что у нашего народа высоко развита техника кулачного боя.
- Потому что они знакомы с приемами из боевых искусств разных народов.
- Потому что веками наш народ отрабатывал боевые приемы.
- Потому что наш народ веками не выпускал из рук оружия и каждому мужчине приходилось быть воином.
Классный руководитель. Вы прослушали рассказ о кулачном поединке XVIII в. Проходилось ли вам читать или слышать о кулачных боях других эпох? (Читали в сказках, былинах: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Пересеет и Ослябя, купец Калашников и т. д.)
Как вам кажется, в наше время кулачные бои ушли в прошлое? Или сохранились? Или изменились до неузнаваемости?
Примерные ответы детей:
- Сейчас часто дерутся район на район, двор на двор, класс на класс, так что никуда не исчезла эта традиция.
- Сейчас эти уличные бои стали более жестокими и часто ведутся без правил.
- В старину кулачные бои были зрелищем, поединком, в них было какое-то соревнование. Сейчас дерутся, чтобы отомстить или проучить, или подчинить.
- Кулачные бои превратились в простые уличные драки. После них никто не пойдет добродушно обсуждать достоинства бойцов.
Классный руководитель. Но, по милицейской статистике, в этих уличных драках как раз участвуют те ребята, которые не занимаются борьбой и боксом. А те, кто занимается, тратят свое время не на уличные разборки, а на тренировки, на соревнования. Клубов и секций, кружков и школ единоборств сейчас сколько угодно. Согласны ли вы, что у нас слишком много восточных единоборств и что российским ребятам нужно больше внимания уделять национальным видам борьбы, развивать наши, российские, традиции?
Примерные ответы детей:
- Считаю, что их столько, сколько нужно.
- В этих единоборствах много общих приемов. Неважно, где ты им научишься.
- Восточные единоборства очень древние, а значит, более совершенные.
- Восточные единоборства изучать полезно. Президент В. Путин имеет черный пояс по дзюдо. И это ему не помешало, а может, и помогло в жизни.
- Лучше, конечно, заниматься самбо. Это наша, российская, борьба.
- Если будет больше бесплатных школ и курсов по самбо, все станут заниматься этим видом борьбы.
- Мы должны продолжить традиции, которые заложили наши предки, но и не отказываться от всего хорошего, что есть у других народов.
Классный руководитель. Итак, в нашем дискуссионном клубе мы пришли к выводу, что истоки мирового лидерства наших борцов - в глубоких воинских традициях народов России. И что мы должны продолжить эту традицию?
Ведущий 1. Мы закрыли последнюю страничку нашего журнала. Надеемся, что он был интересен и полезен для вас. Спасибо за внимание.
III. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Мы сегодня говорили о личной безопасности, о боевых традициях нашего народа, о победах российских спортсменов. Затронули ли вас эти вопросы? Какие эмоции, мысли остались у вас?
Примерные ответы детей:
- Осталось желание попробовать себя в каком-то единоборстве.
- Захотелось посмотреть на соревнования самбистов, мне кажется, я начну в них что-то понимать.
- Появилась ясность, какое единоборство лучше выбрать.
- Осталось чувство гордости за наших спортсменов.
- Осталось чувство удивления: оказывается, наши борцы лучшие в мире, а мы увлекаемся восточными единоборствами.
- Очень заинтересовался самбо, обязательно узнаю о нем побольше.
Похожие статьи:
Классный час в 8 классе по теме «Дети и деньги»
Конспект классного часа для 8 класса
Конспект классного часа для 8 класса по теме Суворов
Нет комментариев. Ваш будет первым!