Игры на взаимодействие в лагере для детей 14-16 лет
Игры на взаимодействие для детей
В начальный период формирования детского коллектива педагогически неорганизованное взаимодействие ребят часто становится причиной их неприязни друг к другу, переходящей в конфликты, безразличия к делам коллектива, противопоставления себя всему коллективу и т. д.
Избежать подобных неприятностей помогают специальные игры на взаимодействие, основная цель которых — установить близкие и доброжелательные отношения между детьми, а также между детьми и педагогами. При правильном использовании этих игр отношения складываются намного быстрее и благоприятнее, чем в любой другой ситуации. В чем же секрет такого педагогического успеха?
По нашему мнению, главными факторами, способствующими быстрому установлению доверительных и дружеских отношений в процессе игры на взаимодействие, являются:
• разнообразие и динамика игровых ситуаций, позволяющих за короткий промежуток времени осуществить взаимодействие со всеми членами коллектива;
• переход из реальной ситуации знакомства (и взаимодействия) в игровую ситуацию;
• распространение игровой ситуации за рамки собственно игры в реальные, повседневные отношения детей;
• возможность выбора — из множества вариантов, предложенных игротехниками, — стратегии и тактики управления поведением ребенка и его взаимодействием с другими детьми, причем не только в играх, но и в реальности, связанной с этими играми;
• педагогически организованная, целенаправленная и систематическая игровая деятельность;
• анализ психологического состояния всех детей и уровня развития отношений в детском коллективе. Эта работа должна проводиться коллективно.
Вспомогательные факторы, позволяющие с помощью игр на взаимодействие достичь необходимого эффекта:
• желание детей самоутвердиться (особенно это характерно для подросткового и юношеского возраста);
• желание ребенка продемонстрировать сильные стороны характера - «фасад» (термин В. Франкла);
• направленность большинства детей на доброжелательные, товарищеские отношения;
• позитивная роль педагога (его положительные «подкрепления», «поглаживания» как отдельных членов группы, так и всего коллектива в целом).
Педагог должен учитывать, что «пресыщение» играми на взаимодействие (переигрывание) может привести к тому, что у детей появится стойкое отвращение к ним. Поэтому игры необходимо сочетать с другими видами деятельности (спорт, групповые беседы, прогулки на природе, коллективно-творческая деятельность).
Педагогу надо позаботиться о том, чтобы у детей была возможность хоть немного отдохнуть от насыщенного графика первых дней его жизни в новом коллективе, побыть одному или вместе с товарищами.
Когда проводить игры на взаимодействие? В любое свободное или особо отведенное время. Специально выделить для этой цели 30 40 минут (в зависимости от возраста детей) следует на первых этапах формирования отношений в коллективе или в ситуации, когда в уже сформировавшемся коллективе появились серьезные проблемы в отношениях между ребятами.
Необходимо учитывать и другое, не менее важное обстоятельство: зачастую отношения, которые сформировались очень быстро, нестабильны и неустойчивы. Для того чтобы они стали прочными, необходима их проверка не только в игровых, но и реальных житейских, порой серьезных конфликтных ситуациях.
Давайте рассмотрим игры, цель которых — организация эффективного взаимодействия и формирования благоприятного климата в детском коллективе. Некоторые из них уже были рассмотрены в разделе «Игры на знакомство», поэтому мы не будем их снова описывать.
Молекула-хаос! (вариант I)
Ведущий объясняет правила игры — надо образовать «соединения молекул», количество которых соответствует числу, названному им. Затем он командует участникам: «Молекула-хаос!» Иrpoки изображают беспорядочное движение молекул в рамках круга (его можно начертить заранее). Далее ведущий объявляет: «Моле- кула-2! (3, 4, 5 и т. д.)». Найдя необходимое количество «молекул», участники «соединения» по очереди называют свои имена друг другу. При этом необходимо взяться за руки.
После того как нужное количество участников нашло друг друга, ведущий дает команду: «Молекула-хаос!», и игра начинается сначала. В конце игры ведущий может сказать: «Молекула-отряд!» При этом весь отряд (группа) должны встать в круг и взяться за руки.
Молекула-хаос! (вариант II)
Правила этой игры уже были описаны в предыдущем разделе. Второй вариант игры заметно сложнее. Участникам необходимо соблюдать все правила, описанные ранее, но к ним добавляется еще одно: необходимо хаотично двигаться в рамках круга (комнаты, холла) с закрытыми глазами.
Иначе говоря, когда ведущий скомандует: «Молекула-2,3 и т. д.», участники ищут свою пару, тройку и т. д. с закрытыми глазами. Самое сложное задание — по команде ведущего «Молекула-группа!» встать в круг.
Необходимым условием игры является то, что передвигаться с закрытыми глазами нужно, не подглядывая, иначе весь интерес (а значит, и результат игры) будет потерян.
Замечания. Внимательное наблюдение за перемещениями всех участников группы позволит определить их уровень тревожности, агрессии, страха; характер психологической защиты.
Обратите внимание на детей, передвигающихся очень осторожно, держащих руки на уровне груди или вытянутыми вперед, — это люди с повышенным уровнем тревожности.
Некоторые дети передвигаются чересчур уверенно, расталкивая всех плечами и локтями, наступая на ноги другим участникам. Они идут напролом, как танк, — это люди с повышенной агрессией (необходимо выяснить причину этой агрессии). Безусловно, найдутся дети, которые передвигаются уверенно, но при этом стараются не причинить вреда другим, заботясь о своих товарищах.
И, наконец, есть дети (их меньше всего), которые передвигаются вне пределов основного движения. Эти дети совершают свои перемещения очень медленно и осторожно — скорее всего, они страдают страхами или фобиями.
Педагогу необходимо выделить детей, берущих на себя в игре роль координатора, организатора, — это дети с лидерскими, организаторскими способностями и навыками. Скорее всего, они помогут педагогу в дальнейшем при формировании детского коллектива (при условии их положительного настроя).
Очень важно после проведения игры ее обсудить и отрефлексировать (осмыслить).
Зеркало
Выбирается ведущий, его роль — «человек». Все остальные — «зеркала» (точнее было бы сказать — «отражения»). Ведущий перемещается по замкнутому пространству (отрядное место, комната, холл). Он смотрит в «зеркала» (на других участников игры), а они его «отражают», повторяя все действия, которые он выполняет. Важно, чтобы «зеркала» точно повторяли движения, позы, мимику «человека». Достоверность «отражения» важна для установления контакта, возникновения эмпатии.
Ведущий сменяется спустя 2-3 минуты. Это необходимо для того, чтобы как можно больше игроков «примерили» на себя роль «человека» и в то же время попытались сыграть роль «отражения».
Замечания. Следует давать положительное подкрепление (поощрять) самых пассивных ее участников.
Магия слов
Все участники рассчитываются на «первый-второй», а затем образуют пары, в которых есть один «первый» и один «второй» номер.
Ведущий говорит: «Закройте глаза и представьте себе десятибалльную шкалу. Найдите на ней ваше настроение в данную минуту. Отметьте его для себя (можно записать на бумажку)». Далее задание «первым» номерам: повернуться к своим партнерам по паре и сделать в их адрес несколько положительных высказываний.
Например: «я очень рад, что мы с тобой в одной паре», «у тебя очень приятный голос», «мне нравится твое имя», «ты сегодня очень красивая», «у тебя очаровательная улыбка», «ты классно вчера выступил в концерте» и т. д. Затем ребята меняются местами, и высказываются уже «вторые» номера.
После этого всем участникам опять предлагается закрыть глаза и отметить на десятибалльной шкале свое настроение. Результаты «до» и «после» необходимо сравнить.
Замечания:
• Играть рекомендуется с детьми не младше 10-12 лег.
• Обязательным условием должно быть активное участие каждого игрока. Можно дать минуту на обдумывание своего высказывания.
• Не говорите детям, что нужно сказать комплимент друг другу, — положительное высказывание гораздо более широкое и емкое понятие.
• У некоторых детей (особенно в разнополых парах) могут возникнуть затруднения. Поэтому ведущему лучше заранее сделать несколько карточек с написанными на них положительными высказываниями.
Ассоциации
Игру, как правило, проводят в кругу во время вечернего огонька, сбора отряда и т. д. Выбирается человек, о котором будет идти речь.
Участники должны придумать, с кем или с чем ассоциируется у них этот человек.
Например, кем (или каким) окажется этот человек, если он вдруг станет:
• деревом • картиной
• цветком • песней
• мебелью • рекой
• животным • растением
• птицей • временем года
Возможен вариант, когда каждого участника игры описывают в форме метафор: «колючий ежик», «вечный двигатель», «капитан Врунгель» и т. п.
Замечания. Игру можно несколько усложнить: выбрать водящего, попросить его на время покинуть пределы помещения или отрядного места. В это время все участники выбирают человека, о котором пойдет речь. После этого приглашают водящего. Его задача — с помощью вопросов (см. выше) выяснить ассоциации игроков и назвать того, о ком они говорят.
Если ведущий справился с этой задачей, то тот, кого он угадал, идет «водить».
Имиджмейкеры
Ведущий: «Всем нам интересно знать, какое впечатление мы производим на других людей, что в нас они воспринимают как существенное, а его не замечают. Сейчас есть возможность поучаствовать в коллективном создании образов присутствующих здесь людей, то есть попробовать себя в роли имиджмейкеров».
Игрок выходит в центр круга. Ведущий задает детям вопросы: Какой образ у вас появляется при взгляде на нашего героя? Какую картину можно создать к этому образу? Какие люди его окружают, какой интерьер или пейзаж составляет фон его портрета? В какую эпоху все это происходит? Какое время года окружает нашего героя? и т. д.
Необходимо подбирать вопросы так, чтобы отразить многообразие внутреннего мира ребенка, особенности его поведения, характер взаимодействия с другими членами коллектива.
Замечания. После обсуждения достоинств и отдельных недостатков можно продолжить работу «имиджмейкеров» по формированию положительного имиджа героя. Для этого ребята должны сказать о желаемых, но отсутствующих у него чертах характера, личностных качествах.
Проникнуть в круг
Все участники встают в плотный круг; плечом к плечу, лицом к центру. Один человек — за кругом. Он должен проникнуть в круг, воздействуя на окружающих любыми способами: уговорами, лаской, приказами, мимикой, позами и т. д. Единственное условие, которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, — запрещается применять физическую силу и угрозы.
Замечания. Участник должен сам найти слабое звено, т. е. того человека, который пропустит его в круг. Иногда эти попытки могут длится очень долго. В таком случае ведущий может прервать игру и выбрать другого водящего.
Эстафета жестов
Все участники садятся в круг. Ведущий дает им задание приду мать какой-нибудь жест, движение, гримасу, с которой каждый будет участвовать в игре (щелканье пальцами, похлопывание ладошками, «рожки» из пальцев, хлюпанье носом, смешная рожица и т. д.). После того как жесты придуманы, их необходимо продемонстрировать друг другу и постараться запомнить все то, что показали другие участники.
Игру начинает ведущий: он показывает свой жест и жест того человека, которому он передает эстафету. Задача игрока — повторить предыдущий жест (ведущего), свой жест и жест того участника, которому передается эстафета. Таким образом, каждый из участников показывает три жеста: предыдущего участника, свой собственный и следующего участника.
Замечания. На первый взгляд — это игра на внимание (дети очень часто путаются, забывают продемонстрировать какой-нибудь из жестов и т. д.). Однако через 5-7 минут после начала игры можно заметить, что некоторые жесты (а соответственно, и участники) повторяются чаще, чем остальные. Почему? Причина не в том, что какие-то жесты более запоминающиеся. Практика показывает, что чаще выбирают ребят приятных в общении, успевших удачно проявить себя в каких-либо делах.
Для того чтобы игра проходила интересно, необходимо соблюдать простое условие — она должна проходить в полной тишине.
Через 7-8 минут после начала игры ее можно усложнить, дав участникам задание увеличить темп игры в два раза.
Игра может произвести на оказавшихся поблизости «непосвященных» людей шокирующее впечатление — постарайтесь сделать так, чтобы ее не увидели посторонние.
Крокодильчики
Игра очень похожа на предыдущую и демонстрирует формирующиеся в коллективе отношения, симпатии и предпочтения.
Все участники сидят в кругу. По команде ведущего (начиная с него самого) игроки рассчитываются по порядку.
У ведущего номер «один», он говорит: «По небу летело пять крокодилов». Игрок с номером «пять» спрашивает: «А почему пять?». Ведущий отвечает: «А сколько?». Игрок называет любую цифру, не превышающую число участников игры. Теперь уже игрок, номер которого назвали, начинает задавать вопросы и продолжает игру.
Для игроков важно не сбиться и правильно вести диалог в быстром темпе.
Замечания:
• Через некоторое время после начала игры можно попросить участников играть быстрее.
• У некоторых ребят игра может вызвать недоумение: «К чему все это?». Объясните, что «крокодильчики» — очень тонкая психологическая игра (конечно, это не совсем так, но детей надо мотивировать), которая помогает выявить уровень сплоченности коллектива.
• Если вы будете играть в «Крокодильчиков» хотя бы по 10-15 минут в течение 3 4 дней, вы заметите, что дети с каждым разом играют все быстрее и быстрее.
• Спустя несколько дней бывает так, что цифры, которые дети выбирают чаще других, меняются. Это естественно, поскольку, в коллективе существует очевидная динамика развития отношений.
Копилка
Каждому участнику можно перемещаться в пределах комнаты, выбирать себе партнера по общению и просить у него какие-либо предметы, вещи, украшения. Важно убедить товарищей в том, что без этого предмета ваша жизнь потеряет всякий смысл, что вещь для вас жизненно необходима. Запрещено обманывать или насильно отбирать вещи друг у друга. Передача может происходить только на добровольной основе.
Замечания:
• У кого оказалось больше всего вещей, тот и является победителем. Но, может быть, победитель тот, у кого ничего не осталось?
• Как проходил сам процесс выпрашивания? У кого просили больше всего и почему? А почему вы отдавали свои или уже выпрошенные вещи? Это те вопросы, которые следует обсудить с детьми после проведения игры.
• Необходимо проследить, чтобы ценные вещи и украшения (в том числе ювелирные) после игры вернулись к своим хозяевам.
Зоопарк
Каждому участнику на спину крепится табличка с названием животного. Табличек с таким же названием в группе две. Они находятся у разных игроков. Прочитать то, что написано на спине товарища, несложно. А вот то, что написано у вас на спине, вы можете прочитать? Вам необходимо найти свою «пару». Основное правило этой игры заключается в том, что ее участникам запрещено переговариваться друг с другом.
Разрешается взаимодействие друг с другом с помощью мимики и жестов, поз и условных знаков: «да» — кивок головой, «нет» — отрицательное покачивание головой и т. д.
Замечания. Возможна замена названий животных на числа, цветы, геометрические фигуры и т. п.
Уроки декламации
Детям дается задание: хором выразительно прочитать какое- либо известное стихотворение (в едином темпе и ритме). Этот «урок» обычно не вызывает серьезных затруднений. Гораздо сложнее следующий — прочитать это же стихотворение с одинаковой интонацией, в едином темпе и ритме, и при этом «ученики» должны произносить слова по очереди, сидя в кругу.
Замечания. Можно провести один и тот же «урок» несколько раз. Повышается ли качество декламирования после многократных повторений? Каков настрой детей? А может, пришло время сменить стихотворение? Задайте ребятам ряд вопросов: Как они ощущали себя на «уроках»? Насколько им удалось преодолеть психологический барьер (стеснительность, скованность)? Как они настраивались на одну волну с «классом»? Как изменилось их настроение?
Направление
Участники игры становятся в шеренгу лицом в одну сторону. Ведущий начинает считать или ритмично хлопать в ладоши. На каждый счет или хлопок участники прыгают, поворачиваясь на 90°.
Задача игроков — всем повернуться в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее. Выполняется задание молча, переговариваться друг с другом нельзя.
Замечания. Проследите за тем, как ребята договариваются между собой, кто принимает в этом самое активное участие, кто берет на себя функции координатора или организатора.
Игра сплачивает группу, повышает настроение детей, снимает физическое напряжение и мышечные зажимы. Советуем играть под ритмичную музыку!
Здравствуй! Ты представляешь...
Ведущий поворачивается к участнику, сидящему (стоящему) слева от него, и весело говорит: «Здравствуй! Ты представляешь...», а затем сообщает ему какую-нибудь новость, рассказывает смешную историю, случай, анекдот.
Задача участника — внимательно выслушать и порадоваться вместе с ведущим. Затем участник обращается к соседу слева и тоже радостно произносит: «Здравствуй! Ты представляешь...» и заканчивает фразу уже своей новостью, случаем, историей.
Замечания. Можно в процессе игры изменить задание. Например попросить детей пересказывать одну и ту же новость, историю, случай. Проследите за тем, как изменяется первоначально сообщенная информация (она может становиться более краткой, а может и более пространной).
Гигантские шашки
Ведущий предлагает детям поиграть в шашки. Роль шашечных фигур на заранее расчерченном поле выполняют сами ребята. Главное правило — с самого начала игры всем ее участникам строго- настрого запрещено переговариваться между собой. Итак, игра начинается! Первое, что необходимо сделать ребятам — разбиться на две команды.
После того как первое задание выполнено, ведущий просит одного человека из каждой команды подойти к нему и «вытянуть» цвет своей команды (черный или белый). Затем каждый участник игры должен самостоятельно занять свое место на шашечной доске. Первый ход делают «белые». Далее все идет по правилам игры в шашки:
• шашки передвигаются только по черным клеткам и не могут ходить назад;
• за один ход шашка может передвинуться только на одну клетку;
• шашка может бить противника вперед и назад через одну клетку;
• за один ход можно бить несколько шашек противника (если есть такая возможность);
• дойдя до последнего ряда клеток соперника, шашка становится дамкой;
• дамка может ходить назад и вперед по всей линии клеток, бить сразу несколько шашек противника (если есть такая возможность).
Игра заканчивается, когда на поле остаются шашки только одного цвета или когда становится ясно, что выигрыш невозможен (ничья).
Выбывший из игры имеет право советовать другим членам команды, куда им пойти. Но окончательное решение принимает шашка, находящаяся на поле.
«Шашка», став «дамкой», складывает руки на груди крест-на- крест. Все ходы делаются только по команде ведущего.
Замечания:
• Для данной игры нужно подготовить заранее расчерченную площадку, на которой хватало бы места всем. Напоминаем, что на шашечном поле, также как и на шахматном, 64 клетки. На каждой стороне поля в игре участвует по 12 шашек каждого цвета.
• С правилами дети должны быть ознакомлены перед началом игры, чтобы иметь возможность задать уточняющие вопросы.
• Если некоторым ребятам не хватило места в команде и они остались «вне игры», попытайтесь ввести их в игру в следующий раз. Но сейчас они, также как и все участники, лишены права голоса.
• После проведения серии игр необходимы их коллективное обсуждение и рефлексия. Участники должны поделиться своими впечатлениями; проанализировать динамику развития событий и отношений в игре; рассказать о чувствах, которые испытывали во время игры и в гот момент, когда выбывали из нее, и т. д.
Мяч на покрывале
Для проведения игры необходимо покрывало и мячик. Участники встают по периметру покрывала, берутся за его края, поднимают с пола и растягивают так, чтобы образовалась ровная поверхность. Ведущий кладет на покрывало мячик.
Задача участников — не допустить, чтобы мячик упал с покрывала на пол. Только отлаженное взаимодействие всех участников игры не позволит скатиться мячику на пол.
Замечания:
• Проследите за тем, чтобы покрывало было достаточно натянуто и в нем не образовывались углубления, в которые мог бы скатиться мяч.
• Предупредите детей, что покрывало не нужно натягивать слишком сильно, иначе его можно просто разорвать.
• Нужно внимательно проследить за лидерами, чтобы определить, каким образом они воздействуют на окружающих.
Убийца (вариант I)
Несмотря на свое устрашающее название, игра очень интересна. Все участники встают в круг (лицом к центру), плотно прижимаются друг к другу плечами. Ведущий находится за пределами круга. Он обходит его и произносит какую-нибудь детскую считалочку или просто ведет счет игроков. Ведущий незаметно для других задевает рукой одного из игроков так, чтобы тот явно почувствовал это прикосновение. Этот игрок становится водящим («убийцей»). Его задача — вывести из игры («убить») как можно больше участников. Задача игроков — найти «убийцу».
По команде ведущего все расходятся и начинают хаотичное движение в пределах определенного пространства. Обязательное условие — все должны пожимать друг другу руки (здороваться за руку). Причем это нужно делать неограниченное число раз. «Убийца» тоже пожимает руки игрокам, но при пожатии делает незаметное движение — пальцем как бы немного царапает ладонь того, с кем он здоровается.
Если «жертва» поздоровалась с «убийцей» и он сделал такое движение, то она покидает игровое поле. Главное правило заключается в том, что «жертва» ire должна (ни словом, ни мимикой, никакими другими способами) дать понять другим игрокам, что она «убита». Поэтому она делает еще два рукопожатия с любыми игроками и только после этого выходит из игры.
От рукопожатия отказываться нельзя. Если у кого-то из игроков появилось подозрение в том, что кто-то является «убийцей», он поднимает руку вверх и говорит: «У меня есть подозрение!». Ведущий прерывает игру и спрашивает всех участников (кроме тех, кто уже выбыл): «У кого еще есть подозрения?». Если вместе с первым игроком набирается три-четыре таких участника, то ведущий считает до трех, а они указывают на того, кого подозревают.
Если они показали на одного и того же участника (независимо от того, является он «убийцей» или нет), этот человек покидает
Если «убийца» выполнил свое задание, то он победил. Если его разоблачили, то победа за всей группой.
Замечания:
• Игру проводят в полной тишине. Переговариваться, советоваться, обмениваться подозрениями запрещено.
• Выбывшие участники никак не комментируют происходящее на площадке и, уж конечно, не называют того, кто «убил» их.
• За один тур можно проводить 6-7 игр.
• Перед игрой рекомендуйте всем ее участникам тщательно вымыть руки с мылом.
Убийца (вариант II)
Количество участников — 15-40 человек. Все стоят в кругу, повернувшись друг к другу лицом. На начальном этапе необходимо плотно прижаться друг к другу плечами. По команде ведущего все закрывают глаза, а он идет по кругу и проговаривает детскую считалочку или просто считает игроков. Исходя из количества игроков, ведущий произвольно выбирает «убийц». Для того, чтобы «убийцы» поняли, что они — «убийцы», ведущий должен дотронуться до их спины или плеча рукой. Никто, кроме человека, до которого дотронулся ведущий, а также самого ведущего, не знает, кто же является «убийцей». «Убийц» может быть от одного до трех-четырех. Затем все открывают глаза и по команде ведущего делают полшага назад. Игра начинается. Она проходит в полной тишине!
Задача «убийц»: вывести из игры как можно больше игроков. Задача всех игроков: как можно быстрее вычислить «убийц» и убрать их из игры.
Каким образом происходит «убийство»? «Убийца» подмигивает своей «жертве» одним глазом в тот момент, когда их взгляды встречаются. Обычно выбирается момент, когда никто не смотрит на «убийцу», кроме «жертвы». Если «жертва» увидела, что ее «убили», то она складывает руки на груди («жертвы» могут выйти из круга или сесть — главное, чтобы другие игроки поняли, что эти участники выбыли из игры).
Если кто-то из участников увидел, как «убийца» подмигивает кому-нибудь, то он поднимает руку и говорит: «У меня есть подозрение!» Ведущий спрашивает участников: «У кого-нибудь еще есть подозрения?» Если есть хотя бы три человека, которые поднимают руку, то ведущий считает до трех. На счет «Три!» игроки должны одновременно показать рукой на подозреваемых. Если они (не менее трех человек) показали на одного и того же человека, он выбывает из игры, независимо от того, «убийца» он или нет. Количество тех, кто подозревает, может быть более трех человек. Если же на настоящего «убийцу» показали меньше трех человек, то он остается в игре.
Замечания:
• По правилам игры нельзя отводить взгляд в сторону; необходимо смотреть в лица участников.
• Зрение игроков должно быть достаточно хорошим, чтобы заметить подмигивание.
• Нельзя проявлять эмоции, выкрикивать, подсказывать играть нужно молча.
• Если один «убийца» подмигнул другому, то это — «холостой выстрел». «Убийца» не может вывести «убийцу». Так происходит их «тихое» знакомство.
• «Убийцы» тоже могут выступать в качестве подозревающих. Они могут «договориться» об этом взглядами. Голосование для них — еще один способ «убийства».
• Хотя это игра на взаимодействие и проводится на начальном этапе формирования детского коллектива, но, поскольку детям она очень нравится, они играют в нее и потом.
Резиночка
Для проведения игры необходимы следующие предметы: пластиковый стаканчик, резиночка, моток прочных ниток. К резиночке привязывают несколько ниточек (по количеству участников) длиной 30-80 см. Посередине круга ставят пластиковый стаканчик. Каждый участник берет в руки одну ниточку.
Задача участников — растянуть резиночку так, чтобы ее можно было надеть на стаканчик, затем переместить стаканчик на место, указанное ведущим.
Замечания:
• Чтобы внести элемент азарта и соревновательности, можно предложить двум-трем командам выполнить упражнение на скорость.
• Педагогу необходимо внимательно отслеживать проявление лидерских и организаторских способностей участников.
Мимикрия
Участники игры сидят в кругу. Ведущий придумывает какое-нибудь движение и показывает его соседу, который должен изобразить это движение, закрыв глаза. Затем следующий игрок повторяет то же движение (с закрытыми глазами) и так далее по кругу В конце игры каждый делится своими ощущениями.
СМИ
Ведущий заранее находит газетную статью или заметку, которую можно прочитать за короткий промежуток времени.
Он читает эту статью (вместе с заголовком) участнику, сидящему рядом с ним, причем другие не должны слышать ее содержания. Задача того, кому прочитана статья, пересказать ее следующему участнику и так далее по кругу.
Лучше, если последний участник перескажет ее содержание вслух для всех участников.
Замечания:
• Практика показывает, что уменьшение объема информации становится заметным при пересказе статьи уже на втором-третьем участнике, а явное ее искажение — на шестом-седьмом. Иногда информация, сделав круг, возвращается к ведущему с прямо противоположным первоначальному смыслом.
• Игра «СМИ» очень напоминает игру «Испорченный телефон». Попробуйте обсудить с детьми эту ситуацию. Почему информация так изменилась?
• Стоит заметить, что в некоторых случаях информация может не искажаться участниками, но уменьшение ее объема происходит всегда.
Счет
Участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с мест. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться.
Замечания. Необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу: участники, по команде ведущего, должны сделать шаг вперед.
Счет до десяти
Игра очень похожа на предыдущую. Но задача игроков несколько изменяется: необходимо, не договариваясь между собой, считать вслух от одного до десяти. Важно довести счет до совершенства.
Сказка с продолжением
Ведущий начинает рассказывать какую-нибудь неизвестную детям сказку или историю. После 6-7 первых предложений он прерывает свое повествование и передает слово следующему участнику.
Задача игрока — придумать небольшое продолжение сказки (3-4 предложения). Каждый участник вправе изменить сюжет сказки, ввести в нее новых персонажей или, наоборот, кого-то исключить. Перебивать говорящего запрещено. Он имеет полное право сочинять свой отрывок так, как считает нужным.
Когда все участники круга примут участие в сочинении сказки, слово вновь переходит ведущему, и он заканчивает рассказ.
Замечания. Будьте готовы к тому, что повествование будет развиваться не так, как хотелось бы вам, а как решат рассказчики. А именно:
• будут часто умирать, погибать, исчезать герои сказки;
• героями сказки могут становиться реально существующие люди, члены коллектива, а иногда сами педагоги, проводящие эту игру;
• вероятно частое появление отрицательных персонажей, которые будут путать все действие и творить всякие гадости;
• некоторые эпизоды сказки станут противоречить друг другу;
• дети могут надолго задумываться над своим эпизодом сказки;
• некоторые дети откажутся от участия в сочинительстве, а некоторые наоборот — вмешаются еще до того, как им дадут слово, и т. д.
Для того чтобы избежать такого развития событий, педагогу необходимо взять управление очередностью на себя.
Имеет смысл провести игру несколько раз в течение 2-3 дней. Тогда взаимодействие детей становится более слаженным, целенаправленным, содержание сказки добрее, а сюжет логичнее.
ХА-ХА!
Для этой игры необходимо выбрать площадку, на которой все участники могли бы расположиться лежа. Сначала укладывается один участник, затем другой ложится ему головой на живот, третий — головой на живот второму, четвертый — третьему и т. д., до тех пор, пока все участники не устроятся на полу. Круг участников, лежащих на полу, должен быть замкнутым: голова последнего должна лежать на животе первого игрока.
Первый участник громко произносит слово «ха!», второй его произносит дважды, третий — трижды и т. д. Основная задача участников — не ошибиться в количестве слов, которое нужно произнести, и постараться не засмеяться.
Если эти правила нарушаются, то игра начинается заново. Так происходит до того момента, пока последний участник не произнесет нужное количество раз слово «ха!», при этом никто не должен смеяться.
Замечания. Перед началом игры необходимо вымыть пол или постелить на него какую-нибудь подстилку. Если игра проводится на траве, земля должна быть теплой.
Слепой и поводырь
Ведущий: «Доверяем ли мы другим людям, доверяем ли мы самим себе? Как часто нам этого недостает и как много порой мы от этого теряем... А сейчас все встаньте, закройте глаза и походите по комнате. Спасибо, откройте глаза. Теперь разделитесь на пары. В этих парах каждый может почувствовать себя "слепым" или "поводырем". Определите свои роли в каждой паре».
Итак, один из пары закрывает глаза и становится «слепым», а второй будет вести его по специальному маршруту с препятствиями (в качестве препятствий можно использовать любую мебель). «Поводырь» руками страхует и направляет своего подопечного. Потом участники меняются ролями.
Можно усложнить задание: провести «слепого» без помощи рук, а только с помощью команд, советов или предостережений.
После того как оба участника в паре выполнили эти упражнения, проводится обсуждение ощущений (доверял или нет партнеру, комфортно или скованно ощущал себя, чувствовал ли «поводырь» ответственность за «слепого» и т. д.).
Затем упражнение можно повторить, поменяв участников в парах (по их желанию).
Замечания. Будьте осторожны: предметы, которые будут обходить «слепые», должны быть легкими, в противном случае можно получить ушибы или даже повредить конечности.
Пчелы и змеи
Перед началом игры нужно разбиться на две примерно равные по количеству игроков группы. Те, кто хотят стать «пчелами», отходят, например, к окну, а те, кто хотят играть в команде «змей», подходят к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего «короля».
Затем оба «короля» выходят за дверь и ждут, когда их позовут. Ведущий прячет два предмета, а «короли» должны их отыскать. «Король пчел» должен найти «мед» (например, губку), а «король змей» — «ящерицу» (например, карандаш).
«Пчелы» и «змеи» должны помогать своим «королям». Каждая группа может делать это, издавая определенные звуки. Все пчелы будут жужжать: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...». Чем ближе их «король» подходит к «меду», тем громче должно быть жужжание. А «змеи» помогают своему «королю» шипением: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш...». Чем ближе их «король» приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение.
После объяснения правил игры «короли» выходят за дверь, «пчелы» и «змеи» рассаживаются по своим местам. Необходимо помнить, что во время игры никто не должен говорить. Побеждает та группа, чей «король» быстрее нашел свой предмет.
Замечания. После игры ребятам необходимо ответить на вопросы:
• Хорошо ли твоя группа помогала своему «королю»?
• Как вы взаимодействовали друг с другом?
• Как ты чувствовал себя в роли «короля»?
• Что для тебя было самым трудным в этой роли?
• Ты остался доволен своими подданными?
• Как вы считаете, «мед» и «ящерицу» одинаково легко искать?
Гусеница
Ведущий: «Все выстраиваются цепочкой друг за другом, а теперь — внимание! Каждый участник подает правую руку между своих ног соседу, стоящему сзади, а левой рукой берется за ладонь стоящего впереди. У нас образовалась цепочка, напоминающая гусеницу. Теперь идем вперед, не разрывая цепочки! Двигаемся назад! Цепочку не разрываем!
Отлично! А сейчас самое сложное задание: двигаясь назад, вся гусеница должна лечь на пол! Каким образом? Сначала ложится на пол последний участник, пройдя над последним, — предпоследний и т. д.
Не забывайте про главное условие — не расцеплять руки ни в коем случае! Если оно нарушается, то игра начинается сначала!»
В завершении игры «гусеница» должна таким же образом встать: сначала встает самый первый игрок, а затем второй и т. д.
Замечание. Для проведения игры нужно площадка, а все участники должны быть в спортивной форме либо брюках, джинсах.
Переправа
Для игры нужны две скамейки или два квадрата из любого материала (картон, фанера, ватман и т. д.), расположенных друг от друга на расстоянии 40-90 см (в зависимости от роста участников).
Группа делится на две команды, каждая из которых занимает свое место на квадрате. Задача каждой команды — поменяться местами с другой командой, наступая только на эти квадраты. Если кто-то совершил заступ, то все начинается сначала. Ведущему игры необходимо перед началом четко показать границы квадрата (команда должна стоять очень плотно на этом квадрате, свободного места быть не должно).
Замечания. По завершении игры ее участники делятся своими впечатлениями.
Веревочка
Для игры нужно взять веревку и связать ее концы так, чтобы было образовано кольцо. Длина веревки зависит от количества участников игры. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Всем участникам необходимо закрыть глаза и, не выпуская из рук веревку, построить треугольник (или квадрат, звезду, шестиугольник).
Важно играть не подглядывая!
Замечания. Практика показывает, что сначала возникнет пауза и ребята будут бездействовать. Затем кто-то из них предложит, например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, а затем станет руководить действиями. Обычно так себя ведут лидеры.
Таинственный незнакомец
Ведущий загадывает кого-то из участников игры и дает всем подсказки (говоря или записывая их, они также могут быть в виде рисуночных ребусов) об этом загаданном участнике. Ведущий предлагает подсказки от лица «таинственного незнакомца».
Например: «у меня голубые глаза», «у меня светлые волосы», «я умею играть на гитаре». Подсказки должны быть четкими и ясными. Когда ведущий произнес все подсказки, он спрашивает: «Кто я?».
Задача участников — отгадать, кого из присутствующих загадал ведущий. Если играющие не отгадали, кто это, то ведущий еще раз проговаривает все подсказки и просит «таинственного незнакомца» встать. Предлагая «незнакомцу» встать, ведущий должен смотреть ему прямо в глаза.
Замечания. Младшие дети могут без всяких ваших подсказок начать перебирать имена всех, кто сидит рядом.
Гимнастика с опозданием
Игру можно проводить на утренней зарядке. Участники встают лицом к ведущему игры. Он показывает группе гимнастические упражнения (комплекс утренней зарядки вполне подойдет).
Группа должна повторять движения, но с запаздыванием на одно движение. Постепенно темп движений нарастает, движения усложняются.
Там-там
Для проведения игры нужно представить, что все ее участники— члены первобытного африканского племени. Они встают в круг и закрывают глаза. Ведущий предлагает ребятам изобразить игру на там-таме. Для этого дети должны отбивать ритм у себя на коленках.
Задача участников — найти общий, коллективный ритм. Вначале это сделать довольно трудно, но постепенно ритм становится синхронным и, наконец, все участники начинают дружно выводить на своих «там-тамах» единый ритм.
Еще один вариант: вслед за одним из участников группы все по очереди (по кругу) повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
Оп-паньки!
Участники игры рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свое число. Ведущий называет два порядковых номера (исходя из общего количества игроков). Ребята, номера которых назвали, говорят «Оп-паньки!» и быстро меняются местами друг с другом. В это время ведущий пытается занять место одного из них. Если ему удалось это сделать, то водить начинает тот, кто опоздал встать на свободное место.
Замечания. В конце игры ведущий может назвать не два, а сразу несколько номеров. Суматоха гарантирована!
Эмпатия
Вначале выбирается наиболее эмпатичный человек из группы. Остальным участникам раздаются листочки, на которых написаны
За 1-2 минуты необходимо «войти» в это состояние, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке очередного участника.
Замечания. На карточках могут быть перечислены следующие состояния и настроения: скука, гнев, отвращение, испуг, восхищение, радость, печаль, страх, удивление, презрение, гордость, задумчивость, ирония и др.
Я доверяю!
Участники разбиваются по парам. Желательно, если в игре участвуют девушка и юноша. Девушка встает спиной к юноше и со словами: «Я доверяю!» падает на его руки. Задача юноши — подхватить девушку.
Свободный полет
Участники становятся парами (4-5 пар) друг напротив друга и крепко держатся за вытянутые руки. Один из участников разбегается и прыгает лицом вперед на руки стоящих в парах. Чтобы никто не пострадал, руки прыгающего должны быть прижаты к телу или вытянуты вперед.
Замечания. Возможен вариант, когда участник с небольшого возвышения (примерно метр высотой) падает лицом вниз на сцепленные руки других игроков.
Мафия
Несмотря на зловещее название, игра настолько интересная и захватывающая, что в нее с удовольствием играют не только дети, но и взрослые. Для ее проведения потребуется богатое воображение и фантазия каждого из ее участников и минимум предварительной подготовки.
До игры необходимо приготовить карточки для всех, кроме ведущего. Очень важно соблюсти ролевую пропорцию, поскольку от этого напрямую зависит успех всей игры. Допустим, в игре участвуют 25 человек. Делаем 25 карточек:
• 20 штук без каких-либо обозначений (это законопослушные граждане — мирные жители);
• 3 штуки с изображенными на них крестиками (это «мафиози»);
• 1 карточку с надписью «Скорая помощь»;
• 1 карточку с надписью «Комиссар полиции».
Участники усаживаются в круг, чтобы было видно всех и никто бы не касался друг друга. Ведущий идет по кругу и раздает карточки. Получив их, игроки должны посмотреть, что же на них написано или нарисовано. Сделать это они должны гак, чтобы другие игроки не прочитали запись в карточке. В этом состоит интрига: никто не должен знать, кто есть кто!
Задачи игроков:
• «мафиози» должны уничтожить всех «мирных жителей»;
• «мирные жители» должны разоблачить и уничтожить «мафию»;
• «комиссар полиции» должен уничтожить «мафию»;
• «скорая помощь» должна помочь тем, кого подстрелила «мафия».
Время игры не регламентировано. Она продолжается до тех пор, пока «мафия» или «мирные жители» не одержат полную победу
После того как участникам объяснены правила, игра начинается. Ведущий просит всех закрыть глаза и начинает рассказ:
Представьте, что мы с вами жители прекрасного итальянского города Палермо. В городе орудует банда мафиози. Никто не знает их в лицо. Днем они похожи на обычных людей, а ночью начинают охотиться на жителей Палермо.
Итак, над Палермо распростерла свои объятия ночь. Сегодня под покровом ночи мафиози выходят на свое очередное дело. (Игроки с карточками, на которых нарисованы крестики, открывают глаза.) Они узнают друг друга (игроки встречаются взглядами) и делают свой выстрел! («Мафиози» должны только взглядами или жестом руки показать, кого они хотят вывести из игры. Сделать это нужно так, чтобы ведущий понял, кто является их жертвой. В то же время сидящие рядом не должны почувствовать каких-либо движений.)
Наступило прекрасное утро. Просыпаются жители Палермо. Из утренних теленовостей они узнают, что сегодня ночью в городе было совершено убийство... (Называется имя человека, которого «мафиози» вывели из игры. Ведущий может называть как реальные имена участников, так и придуманные им самим итальянские имена. Главное, чтобы все поняли, о ком идет речь.) Уважаемые жители! Мы обращаемся к вам с просьбой дать нам свидетельские показания по поводу всего странного и необычного, что вы видели или слышали сегодняшней ночью.
Далее импровизация ведущего и всех «жителей», делящихся своими подозрениями. Выдвигая обвинения, свидетель должен как можно более убедительно объяснить, почему он подозревает того или иного участника. Ведущий принимает показания, но не более 3-4 подозреваемых за один тур игры (один день).
Подозреваемые имеют право голоса — они могут отклонять обвинения, предоставлять алиби, выдвигать встречные обвинения.
После этого начинается голосование. Оно проводится по мере поступления показаний: первый подозреваемый, второй, третий.
Каждый, кто участвует в голосовании (а в нем можно не участвовать, если нет уверенности в правильном выборе), может голосовать только один раз и подать свой голос против одного подозреваемого.
Если против одного из подозреваемых проголосовало больше всех, то он выбывает из игры, независимо от того, кто он — «мафиози» или «мирный житель». В этом состоит одна из особенностей игры — можно, не желая этого, вывести из игры и «мирного», ни в чем не повинного «жителя», и «мафиози».
После того как игрок выведен из игры, он открывает свою карточку и называет свою роль. Все «убитые» и выведенные из игры участники покидают круг. Игра продолжается.
На втором этапе игры — после выстрела «мафии», когда «мафиози» закрывают глаза, ведущий вводит в действие «скорую помощь». Задача этого игрока — спасти «убитого». Он показывает кивком головы или жестом руки на того, кого он хочет спасти. Он может ошибиться, а может и действительно вывести из-под удара жертву «мафиози».
На этом же этапе в игру включается «комиссар полиции». Его задача — сделать выстрел в «мафиози». Однако он не знает, кто же является «мафиози» и поэтому может убить «мирного жителя». Такой вариант развития событий не делает ему чести, и поэтому он может отказаться от права выстрела
Игра продолжается до тех пор, пока одна из сторон не одержит победу.
Замечания:
• Продолжительность игры в среднем — 20-25 минут.
• Как правило, проводится серия из 4-5 игр, чтобы больше детей выступило в различных ролях.
• Однако в коллективе будут дети, которым с завидным постоянством будет выпадать роль «мирных жителей».
• Как это ни странно, но подавляющее большинство детей хочет быть в этой игре «мафией»...
• Известны различные модификации этой игры (с дополнительными ролями «маньяка» и пр.).
Милый Киллер
Еще одна игра с не очень приятным названием, но тоже очень увлекательная и захватывающая. Ее особенность в том, что можно играть и параллельно выполнять любые другие виды деятельности: общаться, играть, читать и т. д.
Для проведения игры требуется небольшая предварительная подготовка, а именно: необходимо приготовить карточки по количеству игроков (для педагогов тоже). На каждой карточке пишется имя и фамилия участника. Эту работу могут взять на себя сами дети, написав каждый на своей карточке собственные имена и фамилии.
Все карточки собираются организатором игры, перемешиваются, а затем раздаются каждому игроку. Таким образом, у каждого участника есть карточка с именем и фамилией другого игрока. Это и есть «заказ киллера». Ни один из игроков не должен знать, у кого размещен «заказ» на его «убийство». В то же время, каждый игрок знает имя и фамилию своей «жертвы», но не должен никому говорить об этом.
«Киллер» должен выполнить «заказ» («убить» свою жертву), а «жертва» не должна создавать условий для своего «убийства».
Конечная цель «киллера» — собрать карточки всех игроков.
После того как все карточки розданы, ведущий объявляет правила о начале игры:
• «убийство» должно происходить в тот момент, когда «киллер» и «жертва» находятся наедине, без свидетелей;
• нельзя применять физическую силу для того, чтобы искусственно создавать такую ситуацию;
• «убийство» считается состоявшимся в том случае, если «киллер», находясь наедине со своей «жертвой», показывает ей карточку с ее именем;
• после того, как «киллер» совершил «убийство», «жертва» передает ему карточку со своим «заказом». После этого у «киллера» появляется новая «жертва»;
• игра заканчивается тогда, когда все карточки оказываются у одного из игроков.
Продолжительность игры — от нескольких часов до нескольких дней. Все зависит от числа участников; оно может варьировать от 20-25 до 100 человек. Наверное, можно играть и в большем составе, но мы пока не пробовали.
Замечания:
• Изредка случается, что при раздаче карточек игроку выпадает карточка с его именем. В этой ситуации участник должен незаметно для других обратиться к ведущему игры. Пока игра только начинается, у ведущего есть возможность тихо обменять «заказы» двух игроков (конечно же, с их взаимного согласия). При этом ни один из них не должен знать, у кого размещен новый «заказ».
• Нужно держать в тайне имя «киллера» и имя его «жертвы». В противном случае игра теряет всякий смысл и становится неинтересной.
• Очень часто возникают спорные ситуации, которые касаются вопросов «чистоты» выполнения «заказа». Эти ситуации решает только ведущий игры по своему усмотрению.
• После того как «жертва» «убита», она не должна никому говорить об этом.
• Если игра проводится в одном коллективе, то узнать имя «жертвы» нетрудно. Сложнее выполнить «заказ», если «жертва» не является членом коллектива, в котором находится «киллер». Это условие вызывает особые затруднения у младших детей, так как они весьма непосредственны и могут спрашивать у всех участников имена и фамилии, тем самым выдавая себя.
Свеча
Участники рассаживаются по кругу. Лучше, если в комнате будет полумрак или полная темнота. В центре круга стул с горящей свечой. Любой желающий может сесть на стул, взять свечу в руки и смотреть на нее, поднеся к глазам. Остальные задают вопросы. Вопросы касаются личностных качеств, увлечений, черт характера участника, который отвечает на них. Ответы должны быть по возможности искренними, а вопросы — глубокими и душевными.
Можно провести эту игру несколько иначе — вопросы всем детям задает тот, кто сидит на стуле. Эти вопросы должны быть примерно такими: каким видит вся группа этого члена коллектива, как она его воспринимает, какое впечатление он производит и т. д. Желательно, чтобы как можно больше детей приняли участие в ответах на вопросы.
Замечания:
• Эту игру можно проводить, если в детском коллективе уже сформированы более-менее дружественные, доверительные отношения.
• Не допускаются провокационные вопросы (в том числе связанные с интимной, личной жизнью человека). Это условие необходимо заранее оговорить с участниками.
• Вполне вероятно, что найдутся такие дети, которые не захотят быть в весьма необычной для них роли. Не нужно заставлять их.
Мимика и жесты
Такие игры необходимы для развития паралингвистических (внеязыковых) средств общения, а также для выработки свободного, раскованного стиля общения.
Задания:
• Каждый участник только при помощи жестов пытается показать два противоположных состояния, например: гнев и удовольствие, печаль и радость, усталость и бодрость, напряженность и раскованность, злость и доброту и т. д.
• То же самое, только при помощи мимики (без жестов).
• То же самое, но теперь при помощи и мимики, и жестов.
Все делятся на пары. Каждая пара по очереди перед всей группой выполняет задание.
Например, один из партнеров получает записку с примерно таким текстом: «переставить мебель в классе», «стереть с доски и написать новый текст», «выйти из класса и принести воды в стакане» ит. д.
Получивший записку должен передать информацию напарнику, используя только мимику и жесты. Второй выполняет. Группа должна оценить насколько точно выполнено задание.
Видение других
Эта игра на внимание друг к другу:
• Один участник садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих — детали костюма, прическу, обувь и т. д.
• Вызывается один из участников. Вся группа сообща должна воспроизвести последовательность его поведения: жестов, поступков, высказываний с самого начала занятия до данного момента (например, за последние полчаса).
Этюд с предметом
Цель игры — продемонстрировать роль доброжелательной атмосферы в создании настроения участников.
Два человека получают задание придумать по два этюда с предметами. Например, один этюд с дипломатом (дипломат может заменять собой, зеркало, картину, которую надо прикрепить к стене, и т. д.). Второй — с линейкой (линейка может играть роль указки, тросточки, ножа и пр.). Пока двое готовятся за дверью класса или за пределами игровой площадки, ведущий договаривается с аудиторией о групповой реакции.
Например, этюд первого исполнителя встречается одобрительно (улыбки, доброжелательные взгляды, заинтересованность на лицах). Второй этюд встречается участниками холодно (равнодушные лица, скучные глаза, позевывания). Реплики с места не рекомендуются.
Затем оба исполнителя рассказывают о своих ощущениях и оценивают этюды. Как правило, этюд, исполненный в ситуации «равнодушие», оценивается самим автором ниже, чем этюд, исполненный в ситуации «заинтересованность». Затем исполнителям раскрывают суть «заговора» и вместе со всей аудиторией идет обсуждение проблемы психологической поддержки.
Согласованность мыслей
Эта игра помогает научиться настраиваться друг на друга и уметь полностью включаться в ситуацию.
Выходят два человека. Первый стоит в 2-3 метрах от второго, повернувшись спиной; второй глядит ему в затылок. Задача второго партнера — дать первому мысленный приказ оглянуться. Первый знает о задаче второго, но не знает, когда именно последует приказ.
Оба игрока должны быть свободными и готовыми всем своим существом чувствовать партнера.
Чтобы зрители знали, когда посылается приказ, второй партнер в этот момент поднимает руку.
Лабиринт
Игра состоит из пяти этапов и помогает выявить в группе визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Первый этап. Трем участникам, находящимся в центре площадки, дается задание: пройти по воображаемому лабиринту с закрытыми глазами. Группа наблюдает физическое состояние исполнителей (свободны или скованы движения, зажаты ли мышцы, каково положение головы, рук, есть ли суетливость и т. п.). После 1-2 минут «блуждания» участнику предлагается описать «свой» лабиринт.
Первоначальное описание обычно бывает очень коротким: 1-2 предложения, чаще всего это определение места. Например: «это было темное, сырое подземелье», «это был стеклянный лабиринт», «это коридор космического корабля». Группа может отметить скованность и напряженность мышц, плечевого пояса, рук, таза.
Второй этап. Тем же участникам предлагается рассмотреть лабиринт, проходя по нему (задание выполняется с закрытыми глазами). При описании лабиринта группа следит за тем, чтобы описывающие не сбились на описание звуков и ощущений. Например:
• «Это был стеклянный лабиринт, очень прозрачный, сверкающий так, что глазам было больно» (группа должна заметить кинестетическое слово «больно» и поправить рассказчика).
• «Это был коридор космического корабля с голубыми стенами и светом откуда-то снизу. Я слышала... (группа останавливает) видела очень красивый пульт, на котором было много разноцветных огоньков».
• «Это темное подземелье с каменными серыми стенами. У меня в руках была маленькая свечка, от которой почти не было света. Я видела, как по стенам текла вода...».
После описания группа обсуждает физическое состояние участников. Вероятно, будут отмечены высоко поднятая голова, более свободные движения рук.
Третий этап. Предлагается пройти по лабиринту и «услышать» максимальное количество звуков При описании звуков группа следит за тем, чтобы участники не сбились на картинки и ощущения. Например:
• «Стены в этом лабиринте звенели, как стекла в серванте, когда проезжает грузовая машина».
• «Там была какая-то особая, звенящая тишина. Все приборы работали бесшумно, специальное покрытие заглушало звук шагов, и все-таки я чувствовала... (группа останавливает), я слышала за спиной тихое дыхание».
Когда группа будет описывать физическое состояние участников, наверняка будут отмечены наклоненная к плечу голова, менее скованные по сравнению с первым этапом игры движения рук, может быть, осторожная походка.
Четвертый этап. Участникам необходимо описать, что они чувствуют, проходя по лабиринту (температура, влажность, запах и т. д.):
• «Это был очень жаркий лабиринт, солнце пекло так, что я расплавлялась. А стены были холодные. Мне очень хотелось выйти, но я не могла найти выход. Я хотела разбить стены».
• «Мне было сыро и холодно, я спотыкалась и падала на острые камни — это было очень больно. Мне так хотелось теплого света и чтобы кто-нибудь был рядом». (Группа должна заметить, что в этом случае движения испытуемого были свободны, лицо опущено вниз, легкий шаг.)
• «Я чувствовала за спиной дыхание другого человека и мне было очень спокойно, что я не одна. Стены были мягкие, а пол — пружинистый. Вообще, это был очень удобный коридор. Я чувствовала себя уютно».
Пятый этап. Последний «проход» по лабиринту с заданием «видеть», «слышать», «чувствовать». После этого дается полное описание, которое сравнивается с первоначальным. Анализируются изменения, происшедшие в физическом состоянии участников.
В заключение слово предоставляется испытуемым для анализа своего состояния, о том, что мешало и помогало при выполнении упражнения и т. д.
Замечания. Эту игру можно проводить и в группе с большим составом участников (до 12-14 человек). В этом случае обсуждение должно быть очень динамичным, а роль координатора должен взять на себя ведущий тренинга. Он должен выделить из всей группы тех, кто описывал лабиринт как визуал, аудиал, кинестетик.
Чоки на пшоду
Игру необходимо проводить, предварительно выучив слова. Все дети встают в круг, повернувшись лицом к центру; круг должен быть широким, поэтому игрокам нужно встать так, чтобы находиться друг от друга на расстоянии 40-50 см. Ведущий говорит слова и показывает движения, все вместе повторяют за ним:
Чоки на пшоду (руки, слегка согнутые в локтях, вытянуть вперед, ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вверх).
Локти до тылу (локти прижаты к корпусу).
Ножки-кочежки (слегка приседают).
Колени отечки (стопы поворачиваются внутрь).
Пузо опер (живот выставляется вперед).
Броду на пузо (голову опускают на грудь).
Язык на броду (высовывают язык).
Ухо на плечо (голову наклоняют, то вправо, то влево).
И сам с усам, и сам с усам, и сам с усам: О-па! (поворот влево или вправо).
Строчки проговариваются в следующем порядке: сначала первая и последняя, затем первая, вторая и последняя; потом — первая, вторая, третья и последняя, и т. д.; в конце повторяются все строчки. Необходимо повторять не только все слова, но также и все движения. Во время игры дети ходят по кругу (то влево, то вправо), поворачиваясь по команде ведущего «О-па!».
Замечания. В конце игры есть смысл сделать фотографию. Думаем, она будет пользоваться неизменной популярностью. Кроме того, если играть зимой, то можно еще и согреться.
Сантики-фантики-лимпопо
В игре участвуют от 15 до 40 человек. Все стоят в кругу, повернувшись друг к другу лицом. Один из игроков вызывается за круг. В это время оставшиеся в кругу незаметно для него выбирают «заводилу», и игра начинается.
Все начинают хлопать в ладоши и в такт повторять: «Сантики- фантики-лимпопо!». Водящий приглашается в круг. С этого момента время от времени «заводила» меняет движения (шагает на месте, потирает живот, хлопает себя по животу, щекам, показывает дразнилку руками и т. д.).
Задача игроков — повторять за «заводилой» все его движения. Задача водящего — угадать, кто же является «заводилой». Если «заводилу» вычислили, то он становится водящим и выходит за круг. Игра начинается сначала.
Почта
Участвуют 15—40 человек. Все стоят в кругу, повернувшись друг к другу лицом и держась за руки. Водящий становится внутрь круга.
Один из участников говорит: «Я посылаю телеграмму (письмо)», и называет своего адресата. «Письмо» передается легким пожатием руки. Руку можно пожать только соседу справа или слева. Пожатие передается по (или против) часовой стрелки всеми участниками игры.
Задача водящего: перехватить «письмо», т. е. увидеть, кто передает его. Если он перехватил «письмо», то тот участник, который его передавал, становится водящим. Если письмо достигло своего адресата, то он говорит: «Я получил письмо» и посылает его кому- либо из игроков.
Летел лебедь
Все дети образуют круг, повернувшись лицом в центр. Круг должен быть довольно широким, поэтому нужно встать гак, чтобы находиться друг от друга на расстоянии 30 40 см. Руки вытянуты вперед, ладони каждого участника лежат на ладонях рядом стоящего или поддерживают их.
Кто-нибудь из игроков начинает детскую считалочку: «Летел лебедь по синему небу, загадал число...». Каждый из ребят называет всего лишь по одному слову из считалочки. Тот, кому необходимо назвать число, называет его, а следующие начинают счет. При этом каждый делает хлопок по ладони соседа.
Тот, на которого выпало конечное число, должен не пропустить его и вовремя убрать ладошку из-под хлопка соседа.
Узел
Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит за рамки круга и отворачивается в сторону. В это время первый участник начинает «запутывать узел», т. е., продолжая держаться за руки, с другими участниками перекручивает руки, перешагивает через них ногами, пропускает между ног других и т. д.
Все участники активно помогают ему и сами тоже «запутывают узел». Когда «узел завязан», вызывается водящий. Его задача — правильно «распутать» завязанный «узел».
Арам-шим-шим
Разновидность известной игры в «бутылочку». Кстати, и взрослые, и дети играют в нее с удовольствием. Все встают в круг. Выбирается водящий. Он становится посреди круга, закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Стоящие в кругу начинают движение по часовой стрелке, проговаривая слова:
Арам-шим-шим, Арма-шим-шим! Арамия-Гульсия, Покажи-ка на меня!
Тот, на кого показала рука водящего, выходит на середину круга. Водящий открывает глаза. Стоящие посреди круга встают спиной друг к другу. Все вокруг начинают счет: «Раз, два, три!».
По команде: «Три!» водящий и его напарник поворачивают голову или налево, или направо. Если их головы повернуты в разные стороны, они пожимают друг другу руки. Если же головы повернуты в одну сторону — целуются. Водящий покидает центр круга и занимает место игрока. Игрок же становиться водящим. Игра продолжается.
Замечания. Как вариант, можно заменить поцелуй похлопыванием друг друга по плечу.
Охотники
Участники образуют круг. Один из них, изображающий охотника, должен сложить руки пистолетом и, направляя этот «пистолет» на кого-либо из игроков, имитирует выстрел, сопровождая его звуком «у». «Жертва» мгновенно отклоняется назад, поднимает руки вверх и тоже говорит «у». Те участники, которые находятся слева и справа от «потерпевшего», тут же наклоняются в его сторону, соединяют ладони и произносят тот же звук. Далее «жертва» становится охотником.
Все это должно происходить очень быстро. Кто не успел — покидает игру.
Себе - соседу
Для игры понадобится небольшой предмет: колечко, ключик, пуговица, брелок и т. д. Сначала выбирают водящего, потом участники становятся в круг, руки вытягивают в стороны; ладонь левой руки держат ковшиком, пальцы правой сложены щепотью. Повторяя слова «себе - соседу», все игроки перекладывают из своей левой ладони в левую ладонь соседа справа небольшой предмет. Задача водящего: угадать, у кого находится предмет.
Траволта
Ведущий: «Если вы не были на Диком Западе, мы приглашаем вас совершить путешествие по прерии. Там ковбои перегоняют стада коров и быков. Сами они передвигаются на лошадях. Бывают в их жизни всякие неожиданности, например, встречи с индейцами или дикими зверями. Один из таких замечательных парней-ковбоев — Траволта. Итак, все встали в круг и повторяем следующие слова и движения».
Происходит следующий диалог:
— Хей!
— Хей!
— Как дела? (Ведущий вытягивает руку вперед — кулак сжат, большой палец показывает вверх.)
— О'кей! (Дети повторяют движение.)
— Покажите мне корову! (Ведущий приставляет ладонь козырьком к глазам.)
— Что ты сказал?!
— Я сказал — покажите мне корову!
— У-а-а-а, у-а-а-а-, у-а-а-а! (Ведущий вместе с детьми изображает корову.)
— Еще раз! (Повторяются слова и жесты.)
— Молодцы!
— Это —- мы!
Далее игра продолжается словами ведущего (второй, третий и т. д. круг). Теперь ведущий игры просит показать кобылу, шакала, индейца, и, наконец, самого Траволту — замечательного парня и бесстрашного ковбоя.
Месим, месим тесто
Участники становятся в круг, взявшись за руки, и дружно повторяют слова: «Месим, месим тесто, месим, месим тесто», при этом сходятся как можно плотнее. Под слова: «Раздувайся пузырь, да не лопайся, раздувайся пузырь да не лопайся!» расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга, и их уже «месят». Находящиеся в кругу имеют право помогать «разрывать» своими спинами «пузырь». Побеждают самые сильные и ловкие.
Контакт
Участники стоят (или сидят) в кругу. Ведущий загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово.
Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы «Л». Для того чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву «Л» и дать ему небольшую характеристику.
Допустим, кто-то из игроков говорит: «Это есть ночью на небе». Кто догадался, говорит «контакт» и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до десяти и называют слово.
Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву «Л». Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву (например, «А») таким образом, образуется слог «Ла». Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до десяти и т. д.
Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придется подбирать новые слова. В этой игре для ведущего важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.
Доброе животное
Игра проводится на начальном этапе формирования детского коллектива или в ситуации коррекции межличностных отношений. Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Ребята, давайте представим, что мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит и как у него бьется сердце». На вдох все делают вдох и два шага в круг, на выдох — выдох и два шага на свое место. При условии синхронного выполнения вдохов и шагов должен получиться эффект бьющегося сердца (шаги) и дыхания животного (дыхание всех участников игры).
В качестве вариантов игры можно представить, что животное засыпает и его дыхание и биение сердца замедляются. Или же, наоборот, что оно чем-то взволнованно и его дыхание и биение сердца учащаются.
Видеоклип
Коммуникативная игра. Проводится в коллективе с различной степенью сплоченности (главное, чтобы сплоченность была хотя бы минимальной). Для организации игры необходимы фонограммы трех-четырех современных песен с выраженным сюжетом и, по возможности, с большим количеством действующих лиц или предметов (это количество должно быть известно ведущим заранее). В «съемках» видеоклипа может принимать участие вся группа. В случае, если участников не хватает, кто-то из них может взять на себя исполнение двух или более ролей.
В начале игры детям предлагается два-три раза прослушать выбранную ведущим песню. После чего им дается задание самостоятельно распределить имеющиеся роли и по возможности выстроить сюжетную линию клипа. На это задание даются три-четы- ре минуты, после чего группа должна показать уже готовый клип под музыку.
Если у педагога есть возможность снять происходящее на видеокамеру и показать детям, то это можно использовать как прием, сплачивающий группу и формирующий в ней благоприятный психологический климат.
Похожие статьи:
А ну-ка, мальчики! в летнем лагере. Сценарий
Сценарий мероприятия по ПДД для лагеря
День богатырей в лагере. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!