Конкурсы и игры в лагере для детей

Игры в летнем лагере

Карнавал

С давних времен считается, что пятое время года — это карнавалы. А мы — единственная страна, где они не проводятся даже в дни новогодних праздников, стало быть, у нас нет пятого времени года. У понятия «карнавал» много толкований. «Карие, вале» по- немецки — «прощай, мясо». Это был праздник кельнцев перед постом. Карнавалом называлась колесница богини Изи, с приходом которой в реках начиналась подвижка льдов. Это слово в переводе с греческого означает «корабельная колесница». Такое название вполне сухопутный обряд получил потому, что в праздничной процессии в честь бога Дионисия по улицам древнегреческих городов обязательно провозили корабль на колесах, в котором восседал наряженный бог: ведь по легенде Дионис много путешествовал, он научил людей выращивать виноград. И все-таки карнавал чаще всего связывают со святками, с новогодними праздниками. А разве он не может быть проведен летом в лагере? Конечно, может. В лагерях чаще всего проходят лесные карнавалы, карнавалы цветов, героев сказок, лесных персонажей, индейцев. Бывают литературные карнавалы и маскарады. И тогда у ребят появляется шанс стать кем-то на несколько часов. Мушкетером, разбойником, королевой, Красной Шапочкой, чертом или поросенком. Придумать себе костюм и сделать его — это побывать в стране фантазии, на острове Мечты. А что, если сделать так: приготовить в лагере вечер отдыха, входным «билетом» на который будет карнавальный костюм для ребят и вожатых, для всех гостей. А содержание карнавала может быть самым фантастическим. Пусть пройдет парад масок и «суд» над угрюмыми лицами, на котором симпатичные принцессы будут поливать из леек всех, кто пришел без маскарадных костюмов. Пусть пройдут «митинги» против «зверской серьезности», пусть авторов самых смешных костюмов наградят «орденами» Улыбки, Веселой рожи, «32-х зубов» и т. п. Смехом спасают и спасаются. На карнавале имеет право быть мини-дискуссия на тему «Жизнь хороша, как скумбрия в томате». Здесь же можно «позволить» собраться вместе ребятам, которые уже носят звания «кузин», «кузина», «зять», «свояченица», «сноха». На карнавале полезно устроить конкурс веселых лозунгов типа «Ударим макаронами по кастрюле!».

Именно на карнавале пройдет «смехотека» вместо дискотеки, откроется «Музей смеха», «Юмориал» имени Паниковского, выставка карикатур и шаржей. А еще будет состязание рыбаков. У каждого рыбака на ниточке болтается по полу бумажная рыбка, пришитая к брюкам или к пиджаку. Рыбаки бегают и пытаются наступить на чужую рыбку, а свою спасти. Именно на карнавале в один миг все снимут левую туфлю или ботинок и бросят в кучу. А потом по команде, завязав глаза, будут копаться в этой куче, чтобы найти свою обувь на ощупь и «сдать» ее на регистрацию. Кто это сделает первым, получит право... танцевать 15 минут с кем хочет.

На карнавале, конечно же, каждая маска обязана себя как-то проявить. К примеру, принять участие в турнире «Яблочко». Его условия следует обнародовать в веселой рекламе заранее. Вот примерные условия:

1. Участники турнира должны придумать 3 каникулярных совета. Какие? Смешные.

2. Сочинить летнюю историю, совершенно невероятную, веселую и не более чем на страничку.

3. Принять участие в конкурсе «Пуговица».

В одну команду собираются 3 человека, у которых на костюмах много пуговиц. Побеждает группа, у которой жюри обнаружит больше всего пуговиц. Засчитываются пуговицы только на верхнем платье.

4. Еще один конкурс — «Модельеры». За 5 минут надо сделать шляпу из двух галстуков, корзинки для мусора, искусственных цветов, 8 прищепок, цветных лент, брючного ремня, цветной бумаги. Затем придумать шляпе название, сделать рекламу в стихах, продемонстрировать шляпу зрителям.

5. Нарисовать «Друдл» на летние темы. «Друдл» — это загадочная картина, приобретающая неожиданный смысл после того, как к ней дается подпись. Каждое задание оценивается по 5-балльной системе. Участники турнира получат добавочные 3 балла, если также сделают свой приз в адрес соперников.

Ну а победителей ждут награды: свежие яблоки, яблоки моченые, яблоки печеные, яблочное пюре, яблочный пирог и яблочный сок.

...Кстати, вы знаете, кто в России организовал первое карнавальное маскарадное шествие? Великий актер Федор Волков. Прошло оно по улицам Москвы в конце января 1763 года.

Конкурс барона Мюнхгаузена.

Барон Мюнхгаузен — неутомимый фантазер, сочинитель веселых небылиц. Предложите ребятам провести такой конкурс: чья история будет наиболее интересной, смешной, тот и окажется лучшим вралем, лучшим выдумщиком и самым веселым человеком. О конкурсе сообщите за 1—2 дня до его проведения.

Темами выступлений «баронов» могут быть: «Мое путешествие к Южному полюсу на белых кошках», «Без пушки на Луну за грибами», «Что я видел на дне марсианской впадины», «Мои встречи с Робинзоном Крузо», «Как я поймал Лохнесское чудовище», «Моя фазенда на Марсе» и т. п. Участники конкурса могут демонстрировать фотографии, фотоколлажи, рисунки, чертежи, проекты. Привлекать «свидетелей» — друзей по лагерю. Этот веселый конкурс можно проводить как в отряде, так и между отрядами.

Кольцовка.

Каждый отряд разбивается на группы. Группы рассаживаются по кольцу. Особенно это удобно у вечернего костра — «огонька». Ведущий объявляет жанр и тему кольцовки. Например, кольцовка песен о... насекомых, о березе, о море, о дружбе (исполняется один куплет или только одна строчка песни). Или кольцовка пословиц и поговорок с цифрой семь («Семь бед — один ответ», «Семеро одного не ждут» и др.). Или кольцовка стихов (учитывается только одно четверостишие) на тему «Осень». Через кольцовку можно пустить загадки, поговорки, считалки. Побеждает группа, за которой осталось последнее слово (песня, загадка, пословица). Эту игру хорошо проводить на привале, в автобусе, на сборе.

Конкурс веселых и находчивых.

Нам кажется, что КВН — самая «лагерная» модель работы. Он экспромтен, понятен и доступен всем. И его можно коллективно придумать отрядом, звеном или советом дела. КВН может быть тематическим, например посвященным лесу, или речке, или птицам, или кино. Лучше, если экологическим вопросам. Впрочем, пусть это решат сами дети. Мы напоминаем, что сначала надо создать команды. Это может быть звено или просто объединение друзей. Команду можно сформировать и по таким необычным критериям: в команде КВН, к примеру, все ребята и девочки, у которых имена начинаются с буквы «А» — Алены, Алеши, Ани, Анатолии и т. п. Или с буквы «К» — Клавы, Коли, Константины, Киры. В команде могут объединиться ребята, живущие в одной палатке; ребята, у которых в фамилии есть две буквы «О» (Колов, Рогов) или две буквы «А» (Панкратов, Гаманин); ребята, у которых в одежде преобладает один цвет, например красный. Придумайте и другие варианты. Команды подбирают себе названия, выбирают капитанов. Обычно в программу этих конкурсов включаются приветствия, визитная карточка команды, вопросы или задания для разминки, турнир капитанов, домашнее задание, соревнования болельщиков, сувениры противйику, сюрпризы и т. д.

Вот несколько подсказок для КВН в лагере:

1. Живая реклама какого-то дела в лагере.

2. Картинки (мимические) с «выставки» на темы лагерной жизни.

3. Театрализация шуточной песни.

4. Конкурс «Добро пожаловаться» (веселая жалоба).

5. Совмещение несовместимых предметов (корзинка для мусора, кеды, удочка, трамвайный билет, пуговица и т.п.).

6. Изобразить мимически: рассерженного кота, индюка, цаплю, лягушку, гуся, одуванчик, утенка, сову, рака и т. п.

7. Отгадать мелкие предметы, сложенные в мешочек, на ощупь.

8. Нарисовать портрет друга пластилином на картоне.

9. Составить композицию из веточек, камушков и цветов. Придумать композиции название и др.

Литературная игра.

Утром на линейке библиотекарь сообщает, что в библиотеке произошло ЧП — из книг сбежали все любимые герои. Лагерю предлагается найти их в течение дня. Определенная группа ребят заранее по секрету готовится изображать героев любимых книг (подбираются наиболее распространенные в детском возрасте книги). Из бумаги и картона готовятся костюмы. Подгримированные и одетые «герои» заранее прячутся в районе лагеря (Тимур с командой, например, прячется на чердаке, Черномор и 30 витязей прекрасных — около речки или озера, Баба Яга — в дупле и т. д.). Дети ищут пропавших героев в окрестностях лагеря. Выигрывают те отряды или ребята, которые сумели разыскать наибольшее количество пропавших «героев» и вернуть их в библиотеку (библиотекарь сообщает, какие и сколько героев пропало).

«Огонек».

Вечерний «огонек» не просто традиция лагеря, а важнейший компонент самоуправления ребят. Проводить его можно каждый день. Лучше всего на отрядном месте у маленького костра. Цель

«огонька» — выяснить, как прожит день — маленькая жизнь, что удалось, а что нет. «Огонек» — лучшее изобретение орлятской методики. Самые важные вопросы «огонька»: что хорошего принес этот день твоим друзьям, всем людям? И что мешало? И как завтра будем жить, что делать? Не превращайте «огонек» в судилище и бестолковое разбирательство конфликтов. Он ведь еще и на ночь ребят должен настроить. Учите ребят законам открытости и доброты. Пусть говорят, не обижая других, по делу, требовательно, но уважительно. Тихо и в то же время, чтобы все слышали, и о самом важном. Не навязывайте ребятам свое мнение. Чтобы все умели говорить, анализировать, делать оценки и предложения, пускайте эстафетную (волшебную) палочку по кругу. У кого она в руках, тот говорит. А вопросы «огонька» очень просты: что мы сделали нужного, полезного? Дружно ли жили и работали? Довели ли дело до конца? Кому надо сказать «спасибо»? От чего в следующий раз отказаться? Что будем делать завтра? Кому поручим дело? На «огоньке» может быть гость. Оставьте ему у костра гостевое место. Спутники «огонька» — новая идея, новая-старая песня, интересные истории, игра. «Огонек» — это старый, добрый лагерный костер, у которого говорят «за жизнь», поют негромкие песни или просто молчат. У костра в голову приходят самые главные и самые серьезные мысли. А вслух говорятся самые важные и нужные слова. О прожитом дне, о дружбе, о чести. Когда-то давно вычитал у Баден Поуэля — родоначальника английских скаутов: «Говори о Боге, Короле и Отечестве только на ночь, только в самом красивом месте округи, только у костра». Хорошо сказано!

Пирамиды.

И до, и после Отечественной войны миллионы мальчишек и девчонок с упоением принимали участие в акробатических вольных композициях, которые тогда назывались пирамидами. Особенно их любили и любят младшие дети. Малыши — истинные «циркачи», они ловко выполняют «мостики», «полушпагаты», «ласточки» и другие элементы спортивных пирамид. Пирамида — групповая творческая композиция, состоящая из последовательных акробатических фигур и завершающаяся общим красочным рисунком. Младшие дети любят выступать с флажками, обручами, лентами и другими атрибутами. Пирамида может заканчиваться речевкой, куплетом песни. Красочность пирамиды — это и спортивная форма. Итак, пирамида — чуть подзабытое спортивное КТД, она требует максимума выдумки и максимума осторожности.

Пресс-центр лагеря.

Это такое место, через которое все дети проходят в день несколько раз. Место, где сконцентрирована самая важная информация для детского коллектива. Возможно, это холл столовой или клуба. В пресс-центре информация практически меняется ежедневно. Ее меняет пресс-группа, в которую входят информаторы (журналисты, юнкоры, художники) всех отрядов и ответственные за пресс-информацию в совете дружины. Курирует пресс-центр старший вожатый.

О чем может рассказать пресс-центр? Какие вопросы поставить? Как дать возможность развернуться гласности ребят? Структура пресс-центра может быть разной. Пусть ее придумают сами ребята. На планшетах, стендах могут «работать» следующие разделы, рубрики, направления информации о жизни коллектива дружины:

1. Сегодня в дружине (перечень главных дел).

2. Путевки для наших отрядов (карточки с планами работы отрядов, названием дел, в которых все могут принять участие).

3. Идет конкурс (положение об очередном конкурсе дня).

4. Задаем вопросы (начальнику лагеря, педагогическому коллективу, совету дружины и т.д.).

5. Совет дружины решил (последнее решение).

6. Банк идей (предложения ребят, подсказки, советы).

7. Прошу слова (заявка на выступление).

8. Хочу поделиться идеей (предложения ребят).

9. Кто нам поможет (заявка звена, отряда, членов кружка).

10. Поздравляем (именинников, победителей конкурса, лучших тружеников и др.).

11. Разучите новую песню (текст песни).

12. Фотоинформация (по итогам прошедшего дня).

13. Приглашаем в гости (приглашение отрядов).

14. Прочти — это интересно (новая статья, специальная информация) .

15. Читай свежие газеты.

16. Консультанты дают советы (время и место консультаций по каким-то вопросам).

17. Что бы это значило? (веселая информация).

18. Могу научить (заявка умельца).

Рубрики могут быть иными, они появляются в зависимости от традиций лагеря, направлений работы дружины, наличия актива. Конечно же, любая информация должна быть подана интересно и эстетически выразительно. Желаю удачи!

«Робинзоны».

Ребят, откалывающихся от отряда, мы называем «беспризорниками», наука называет их «робинзонами». Почти в каждом отряде есть такой «робинзон», живущий среди сверстников на своем персональном «острове» одиночества. В силу ряда обстоятельств, а главным образом, в силу дурных наклонностей и черт характера, имеющихся у «робинзона», его не принимает детская семья. С ним никто не хочет стоять в паре, спать рядом, сидеть за одним столом. Мальчишка в первые дни смены «показал» себя всем, желая утвердиться в коллективе. Он где-то проявил жестокость, где-то жадность, где-то нечистоплотность. И вот естественная реакция детей — мальчишку «высадили» на «необитаемый остров». Но есть и другие «робинзоны», они любят жить в одиночку. Для них коллектив потерял социальную значимость, и они ищут себе Пятницу на «острове». Для мальчишки, что крутится около хоздвора, таким Пятницей стала собака сторожа. Ведь не может же человек жить без партнера. Этому мальчишке надо вернуть уверенность в себе, поставить его в позицию человека, достойного уважения. Есть и зацепка — собака. Если «робинзон» нашел ключ к злющей собаке, вожатый найдет ключ к «робинзону». А пока его надо вывести из состояния социальной изоляции, умело подружить со сверстниками.

Словарь-наоборот.

Помощник вожатого в лагере, ученица педагогического класса 24-й липецкой школы Наташа Полунина предложила ребятам свое толкование разных слов. Привожу здесь частичку ее словника:

— Невинность — отказ от спиртного.

— Усыпальница — лекция.

— Аскорбинка — продавщица.

— Рыло — экскаватор.

— Лизоблюд — котенок.

— Тушенка — окурок.

— Фиалка — фамильярное отношение к А. Б. Пугачевой.

— Пускачи — швейцары.

А что, если в эту «гимнастику ума» включатся десятки старших ребят и устроят между собой веселое соревнование «Кто остроумнее?». Воодушевите на этот конкурс своих питомцев, вожатые.

Связной вожатого.

Связной — помощник вожатого. Должность связного в лагере постоянна, есть даже такой отряд связных — малыши. Связные — это «ноги» и «живая команда» вожатого. Связной на день работы надевает особую пилотку как форму — пропуск в любое место лагеря. Ребята знают: связной несет приказ-распоряжение-просьбу, для него открыты все двери.

Сказка.

Серьезнейшее средство нравственного воспитания детей. Гаснут в палатах огни. Засыпает неугомонное племя ребят. В этой палате кончают спор, начатый еще у костра. В этой — вожатая рассказывает сказку...

Удивительное дело — сказка. Дети не могут жить без нее, хотя время приземляет сказочное, делает его будничным, обычным. Даже подростки, которые отчаянно стыдятся обнаружить свою симпатию к сказке, слушают ее, затаив дыхание. Они могут пошутить: «Мы уже не маленькие слушать сказки». Но в глубине души все-таки горячо ей сочувствуют. Сказка делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка — это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Сказка возвращает ребят в чудесный мир природы. Огромное количество ребят называет любимым фильмом мультипликацию о Маугли, сказку, населенную симпатиями-зверями. Самуил Маршак видел в сказке высокую педагогику воздействия.

«Великого сказочника Андерсена в последний путь провожал весь город. За гробом другого великого сказочника — Я. Корчака никто не шел. Да и гроба-то не было. Сожгли фашисты сказку в печах Треблинки...» — голос вожатой глубокий, ласковый. Вяжет вожатая хитрую нить сказки, под аккомпанемент которой засыпают наши ребята. Мы — сторонники «плавного» засыпания. Дети и не умеют засыпать мгновенно. Здесь не помогут ни команда, ни окрик. Пусть они немножко поговорят, пофилософствуют, послушают сказки.

Спасение Дюймовочки.

Утром вожатый сообщает младшим ребятам, что внезапно получено письмо от Дюймовочки (Буратино, Чиполлино, Золушки и т. д.). Дюймовочка пишет, что злая страшная жаба унесла ее, чтобы навсегда заключить в нору к кроту. Дюймовочка просит детей спасти ее от злой жабы. Она будет оставлять по дороге различные знаки: цветы, листья, веточки, указывающие направление, по которому ее уносит жаба. Весь отряд отправляется искать и спасать Дюймовочку. Действительно, по дороге они находят знаки, которые помогают догнать жабу и Дюймовочку. После долгих поисков и поворотов в земле под камушком находят письмо. Дюймовочка

сообщает, что, опасаясь преследования, жаба решила закопать ее в землю, но Дюймовочка оставит знак, по которому ее найдут. Дети ищут знак, раскапывают землю и находят крохотную куколку. Так спасена Дюймовочка. Сюжет нехитр, но малышам нравится.

Этот сюжет можно варьировать по содержанию наиболее любимых детских сказок. Целлулоидных кукол — персонажей сказок всегда можно купить в детских магазинах и разыгрывать целые спектакли с похищениями, поисками, приключениями, таинственными письмами, загадочными знаками, вплоть до счастливого конца. Конец, конечно, должен быть счастливым. А может быть, вкусным?

Таким же образом можно провести игру «Путешествие в страну сказок».

Чемпионат кроссвордистов.

Кроссворды любят все, ими не интересуются разве лишь ленивые. Проведите в отряде встречу любителей кроссвордов. Это может быть вечер «Посидим за кроссвордами», а может быть целый чемпионат в лагере. Как известно, нынче кроссворды печатают почти все газеты и журналы. Подберите 2—3 комплекта одинаковых для ребят, желающих участвовать в чемпионате. Установите время, оборудуйте комнату отдельными столиками. Поставьте справочный стол, на который положите энциклопедический словарь, другие словари, атлас миоа и другую информационную литературу. Ею могут пользоваться все желающие. А далее участникам раздаются конверты, в которые вложено 2—3 кроссворда. Соревнование идет на время и точность ответов. Разгадавший кроссворд вкладывает его в конверт, подписывает на конверте свою фамилию и ставит время сдачи. Вот и все. Дело жюри — проверить.

На чемпионате можно провести конкурс на гимнастику ума. Предложить ребятам готовую (чистую) сетку кроссвордов, по которой надо его составить, ничем не отступая от правил этой игры. Вот эти правила: слова должны быть в единственном числе; во множественном можно загадывать названия народов, парные предметы, слова, у которых нет единственного числа. Можно брать названия произведений, фамилии известных людей, наименования городов, столиц, портов, курортов. Настоящая творческая работа при составлении кроссворда начинается с толкования слов. Оно должно быть кратким и точным. Для усложнения чемпионата можно определить тему кроссворда, например «Кино». Можно объявить спецконкурсы — на самый маленький и самый большой кроссворд, на кроссворд... о своем лагере, шуточный кроссворд.

Итак, читатель, перед вами строчки, где вместо слов есть только точки. В ком любознательность жива, пусть впишет нужные слова.

Автор: Шмаков Сталь Анатольевич

Похожие статьи:

Ярмарка в летнем лагере. Идеи

Праздник Нептуна в летнем лагере. Сценарий

Туристический слёт в летнем лагере. Сценарий

Мероприятие ко Дню памяти и скорби в летнем лагере

Игры на улице в лагере для детей от 7 до 12 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!