Внеклассное мероприятие 9 класс. Сценарий «Великие люди планеты»

Ведущий 2. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца. Обобщив результаты вскрытий трупов, создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела. Интересны исследования Леонардо да Винчи в области геологии: он создал описание осадочных пород, объяснил наличие морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на сетчатке глаза проецируются в перевернутом виде. Высказал предположение о том, что «белый свет есть причина всех цветов».

Леонардо да Винчи ввел математические знаки плюс и минус; бросая камни в воду, объяснил распространение звуковых волн; начертил со слов Америко Веспуччи карту Нового Света.

Ведущий 1. Среди идей да Винчи можно видеть легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные станки, выдвижную пожарную лестницу. Турецкому султану Леонардо да Винчи предложил проект по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Уже в XX в. на Флоренцию обрушилось страшное наводнение. Стали думать, как избежать затопления в будущем, и тут нашли проект Леонардо, проект защиты города от будущих наводнений - подарок из века пятнадцатого веку двадцатому. Леонардо Да Винчи был наделен таким разнообразием совершенств, каких хватило бы на добрый десяток людей, наверняка бы вошедших в историю прогресса.

Страница четвертая. Литературная и педагогическая Деятельность

Ведущий 1. Леонардо да Винчи известен нам прежде всего как художник, изобретатель, ученый, но мало кто знает о его литературной деятельности и о том рукописном наследии из 7000 листов, которое дошло до потомства только во второй половине XX в. А между тем сказки, легенды и притчи великого флорентийца до сих пор рассказывают в итальянских деревнях как безымянные народные сказки. Они вводят нас в реальный, а порой полуфантастический и причудливый мир природы и человека. В них есть и элементы притчи, и элементы народной басни, байки, и элементы средневековых бестиариев, и, конечно, фантастика, присущая сказкам и легендам: говорящие и думающие звери и птицы, предметы и растения, необычные существа. Причем в некоторых произведениях авторская мысль выражена с предельной ясностью, другие же представляют собой зарисовки с натуры, как бы являясь набросками будущей картины. Все это дает возможность заглянуть в творческую лабораторию писателя, поработать над художественным словом, погрузиться в глубины мысли величайшего гения человечества.

Ведущий 2. Леонардо да Винчи всегда был окружен учениками, щедро делился своими знаниями и научными открытиями. Он был неистощимым выдумщиком и прекрасным рассказчиком. Стоило ему заговорить, как все замолкали, прислушиваясь к его чарующему голосу. Недаром его называли сладкоголосым Орфеем. Люди жадно ловили каждое слово да Винчи, а рассказанные им истории передавали из уст в уста.

Леонардо да Винчи - автор многих афоризмов:

• «Как железо ржавеет, не находя себе применения, как стоячая вода гниет, так и ум человека чахнет от лености и бездействия».

• «Мудрость - дочь опыта».

• «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. Помни, что пищей старости является мудрость, и пока молод, действуй так, чтобы не оставить свою старость голодной».

• «Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть».

III. Инсценировка (по страницам романа Д. Мережковского «Воскресшие боги»)

Ученики Чезаре и Джованни садятся напротив учителя, превращаясь в слух.

Джованни. Учитель, о чем мы сегодня будем говорить?

Леонардо (задумываясь). О гордыне.

Чезаре (язвительно усмехнувшись). Разве можно об этом говорить?

Леонардо. Даже необходимо. Малые знания дают людям гордыню, великое - дает смирение: так пустые колосья подымают к небу надменные головы, а полные зерном - склоняют их долу, к земле, к своей матери.

Чезаре (с испытующей усмешкой). Как же, учитель, ведь говорят, будто бы великое знание, которым обладал светлейший из херувимов, Люцифер, внушило ему не смирение, а гордыню, за которую он и был низвергнут в преисподнюю?

Леонардо (немного помолчав). Я расскажу вам басню. Однажды водяная капля задумала подняться к небу. При помощи огня влетела она тонким паром, но, достигнув высоты, встретила разряженный, холодный воздух, сжалась, отяжелела - и гордость ее превратилась в ужас. Капля упала дождем. Сухая земля выпила ее. И долго вода, заключенная в подземной темнице, должна была каяться в грехе.

Все молчат.

Джованни (очень осторожно, подсев к учителю). Расскажите еще что-нибудь, учитель.

Леонардо. Хорошо, расскажу. На высоком месте, над большою дорогою, там, где кончался оградою сад, лежал камень, окруженный деревьями, мхом, цветами и травами. Однажды, когда он увидел множество камней внизу, на большой дороге, захотелось ему к ним и он сказал себе: «Какая же мне радость в этих изнеженных, недолговечных цветах и травах? Я желал бы жить среди ближних и братьев моих, среди подобных камней!» - и скатился на большую дорогу к тем, кого называл своими ближними и братьями. Но здесь колеса тяжелых повозок стали давить его, копыта ослов, мулов и гвоздями подкованные сапоги прохожих топтать. Когда же порой удавалось ему немного подняться и он мечтал вздохнуть свободнее, липкая грязь или кал животных покрывали его. Печально смотрел он на прежнее место свое, уединенное Убежище в саду, и оно казалось ему раем... Вот такая басенка; так бывает с теми, кто покидает тихое созерцание и погружается в страсти толпы, полные вечного зла.

Чезаре. Мессэр Леонардо, многие обвиняют тебя и нас, Учеников твоих, в том, что мы слишком редко ходим в церковь и в праздники работаем, как в будни.

Леонардо. Пусть ханжи говорят что угодно. Да не смущается сердце ваше, друзья мои! Изучать явления природы есть Господу угодное дело. Это все равно что молиться. Познавая законы естественные, мы тем самым прославляем первого Изобретателя, Художника Вселенной, и учимся любить Его, ибо великая любовь к Богу проистекает из вечного познания. Кто мало знает, тот мало любит. Если же ты любишь Творца за временные милости, которых ждешь от Него, а не за вечную благость и силу Его, - ты подобен псу, который виляет хвостом и лижет хозяину руку в надежде лакомой подачки. Подумай, насколько бы сильнее любил пес господина своего, постигнув душу и разум его. Помните же, дети мои: любовь есть дочь познания; любовь тем пламеннее, чем познание точнее, и в Евангелии сказано: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Чезаре (пытаясь возразить). Можно ли соединить мудрость змия с простотою голубя? Мне кажется, надо выбрать одно из двух...

Леонардо (категорично). Нет, вместе! Вместе - одно без другого невозможно: совершенное знание есть совершенная любовь - одно и то же.

IV. Леонардо - сказочник

Ведущий 1. Обращение Леонардо да Винчи к миру сказки не случайно. «Помню, как однажды я проснулся в своей колыбели, - пишет он в заметках.- Мне почудилось, что большая птица раскрыла крылом мне рот и погладила перьями по губам». Если бы эта короткая запись не была первым воспоминанием художника о раннем детстве, ее можно было бы принять за начало какой- то волшебной сказки, где автор размышляет о ценности жизни, красоте души, о славе и бессмертии.

Чтение сказок и легенд Леонардо да Винчи.

Щегол

Держа червячка в клюве, щегол подлетел к своему гнезду, но птенцов внутри не оказалось. Пока он был на охоте, злоумышленники выкрали их.

Крича и плача, щегол принялся искать пропавших птенцов. Весь лес огласился его жалобными стонами и призывами, но никакого ответа не последовало.

На следующее утро несчастному родителю повстречался зяблик, который поведал, что еще вчера видел щеглят в одном крестьянском доме.

Вне себя от радости щегол полетел во весь дух к селению и вскоре оказался у того дома, на который указал добрый зяблик.

Щегол сел на конек крыши, огляделся, но никого не увидел. Он слетел на гумно - и там ни души. Когда же бедный отец поднял голову кверху, он заметил клетку, висевшую снаружи у окна. В ней сидели щеглята-пленники. Щегол ринулся к ним.

Завидев отца, птенцы принялись хором жалобно щебетать, умоляя поскорее вызволить их из неволи. Орудуя лапками и клювом, щегол предпринял отчаянные усилия, чтобы раздвинуть железные прутья. Но все его старания оказались тщетны. Тогда, громко заплакав, он улетел прочь.

На следующий день обезумевший от горя щегол вновь появился у клетки, где томились несчастные щеглята. Он долго смотрел на них с нежностью, а потом тихонько клюнул каждого птенца в разинутый рот.

Родитель принес в клюве ядовитую травку, и все щеглята разом протянули лапки...

- Лучше умереть, чем маяться в неволе, - горестно промолвил гордый щегол и улетел в лес.

Страницы: 1 2 3
Галина # 31 января 2017 в 13:31 0
Отличная работа! Спасибо большое за великолепный сценарий. Какой проделан кропотливый серьезный труд.