Внеклассное мероприятие в школе «Народные промыслы России»

Час-открытие для школьников на тему «Орнамент русской хохломы»

Цель: знакомство с народными промыслами России.

I. Вступительное слово ведущего.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем того, чего не знаем. Знакомство с народными промыслами России мы начнем с золотой хохломы.

Педагог приглашает гостей, мастеров хохломы.

Педагог. Встречайте мастеровой торговый люд. Мы попросили их рассказать о твореньях хохломских умельцев.

Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

1-й учащийся. Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой. Это конечно, легенда, сказка. Но сказка - ложь, да в ней намек... Не оттуда ли, не из сказки ли, появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?

2-й учащийся. Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Селиво, Хрящи. Но зовут ее не кулинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему. Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Гзолы. Стук-бряк! Погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома селинские и кулинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричат зазывалы на ярмарке: «Кому посуда для кашки-окрошки? Откуда посуда? - К нам приехала сама золотая Хохлома!» Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово хохлома. В нем и смех, и восхищенное ах! и восторженное ох! слышится!

Ведущий. Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

Учащийся (рассказывает и показывает). Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие - братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок. По старому преданию, это был цветок счастья. Но цвел он только один раз в год - в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

Хохломские изделия считались хорошим подарком. Чаши всегда принимались в подарок. Хоть все они и имели одинаковое название, но отличались друг от друга и формой, и росписью. В отличие от чаш и братин ставец считался индивидуальной посудой. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Распространены ставцы были в монастырях. Оттуда и пословица пошла: «Всяк старец имей свой ставец!» В больших количествах изготовляли ложки - ложка у каждого была своя. Ложки и ковши использовались в качестве подарков. Ложки использовались и используются и как музыкальный инструмент.

Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поет ее по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

Ведущий. Что писали художники на изделиях?

Учащийся. Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину; называют они ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их одинаково; чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера.

Ведущий. Как называется узор из цветов, трав и ягод?

Учащийся. Растительный орнамент.

Ведущий. Какой из них самый любимый?

Учащийся. Самый любимый и стародавний - травка, травяной орнамент. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше кустиков.

Ведущий. Каким цветом пишется травка?

Учащийся. Красным и черным.

Ведущий. Как называются самые затейливые узоры?

Учащийся. Кудрины. Травки превращаются в крупные кудри-завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной жар-птицы загораются они на черном или красном фоне. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Ведущий. Какие значения имеют цвета: красный, золотой, черный?

Учащийся. Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой - цвет солнца, на черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

Ведущий. Приузолье - северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где зеленое, вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах, о неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумрудных народных промыслов - хохломского и Городецкого. Хотя и не сравнится городецкая роспись по известности с хохломской, немало и она знаменита.

Какова же история городецкого народного промысла?

Учащийся. Стояли по берегам Узоры дубравы, величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омут. Дуб лежал в воде, морился, становился тяжелым и черным. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигурой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины или липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть, и вот крестьяне приузольских деревень, инкрустировав их конями да птицами, привезли на городецкий базар, в донный ряд. Рынок требовал поиска нового. Братья Лазарь да Антон Мельниковы впервые расписали донца яркими красками. Искусство талантливых братьев нашло живой отклик в народе, ведь «кто людей веселит, за того свет стоит». В 1870 году в деревню Курцево приехал иконописец Николай Иванович Огуречников править роспись в местной церковке. Он и надоумил курцевских умельцев делать донца не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками, научил кистью работать резвей да веселей, и разлетелась вскоре чудо-красота по всей Руси.

Что только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут сцены чаепитий, пестрые цыганские хоры, разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи и диковины: павлины, пышные розаны. Впрочем, павлины уж больно на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе не по одной было, похожи.

Родившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городецкие краски пылали всей палитрой.

Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись - холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы - у хохломской, сюжеты картины «мещанского быта» - у городецкой росписи. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель.

Ведущий. Тихий провинциальный городок Ростов Ярославской области каждый день принимает гостей, комфортабельные «Икарусы» мягко подъезжают к Кремлю, туристы выходят из автобуса, фотографируются на фоне белокаменных стен... Живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные, знаменитые ростовские звоны. Белокаменная сказка - златоверхий город князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане».

Учащийся. А еще славится Ростов финифтью - дивной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVIII века. В переводе с греческого «финифть» означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.

В экспозиции Ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла — женские украшения с цветной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

Сейчас в Ростове создана фабрика «Ростовская финифть». Одно время появилось у ростовских мастеров опасение, что мода на финифтяные украшения пройдет, что наскучат цветочные росписи. Нет, видно, это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования своего она оттого не теряет, что живописные традиции веками накоплены.

Ведущий. Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью. В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось в 1923 году на основе древних традиций народного иконописания.

Учащийся. Два косогора, усеянные избушками, между ними полусонная речушка Палешка - вот и все знаменитое еще с XVII века в селе Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне, а ими, крестьянами, владели помещики Бугурнины - такая вот история. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни ее несравненное сияние.

А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорчики, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развеселой и умной жизни?

Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту и клеймят злую силу.

А за волшебными их мазками - торжественное и спокойное, земное и любезное сердцу Отечество.

Учащийся читает стихотворение «Палех».

Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказами да былью...

Русские иконные края...

Будто свиток, Палешка-река

В полосе вишневого заката,

Белый храм возносится куда-то,

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок?!

Да и сам-то Палех, как ларец,

Первозданен, искренен и хрупок.

Зарастает речка муравой.

На воде - венок живой из линий...

(То ли день струится золотой,

То ли свет из утонченных линий?)

Не печалься, древняя земля!

Пчелами гудит лесной малинник...

Русские, иконные края

Сохраняют таинства святыми.

Ведущий рассказывает о дымковской игрушке и показывает игрушки, сделанные руками учащихся.

Ведущий. Делали глиняные расписные игрушки в слободе Дымково и продавали в Вятке на ярмарках, куда стекался народ.

Учащийся читает стихотворение «Дымковская игрушка».

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

Но есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично. –

Ликующе и празднично.

В ней молодость - изюминка.

В ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет,

Он не иссякнет десятки, сотни лет.

Похожие статьи:

Конспект интеллектуального классного часа в 8 классе

Классный час на тему Вредные привычки, 6-8 класс

Сценарий литературно - музыкальной композиции о войне для старшеклассников

Внеклассное мероприятие 8 класс. Викторина «Своя игра»

Внеклассное мероприятие для 7-8 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!