Святки, колядки. История для детей школьного возраста

Святки, колядки. История для детей школьного возраста

Святки (святые вечера, страшные вечера)

По древнерусскому верованию, в продолжение святых дней и вечеров нисходит с Неба и странствует по Земле новорожденный Бог, и потому всякая работа считалась за великий грех.

Что касается празднования Святок, то об этом можно найти указания в беседах и словах, произнесенных Отцами Церкви в дни от 25 декабря по 6 января. Святой Амвросий в одной беседе говорил: «Господь рождением своим на Земле принес свет и людям, и дням».

Самое явление Божества сопровождается чудесными знамениями, особенно в полночь накануне Рождества Христова и Богоявления. Тогда отверзаются небесные врата; пресветлый рай, в котором обитает Солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение и при этом претворяются в вино; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки. В эти таинственные часы Божество принимает молитвы людей и рассыпает щедрые дары на весь мир.

Многие верят, что если в это время помолиться Небесам, то все сбудется.

Двенадцатидневное празднование Святок подтверждается кодексом Юстиниана (VI в.). Император этот проводил 12дней Святок без короны и раздавал обильную милостыню бедным. В нашем церковном уставе упоминается о Святках как о днях особенно торжественных и священных, в которые «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях», и «возбранено совершать священнодействие брака».

В древности к сочельнику у наших предков приурочивалось языческое празднование Коляды, связанное с зимним солнцеворотом...

От этого языческого празднования Коляды ведет свое начало и современный обычай колядования.

«Пришли колядки — блины да ладки (оладьи)», — говорили в старину. Это означало, что наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.

Святки — праздник христианский, но к нему применилось немало унаследованного от самых древнейших времен. У славян с давних пор существовал во время Святок обычай рядиться, производить гадания, устраивать катанья и пляски, возжигать огни и т. д.

Святки праздновались всеми, но больше всего этот праздник нравился молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. К этим дням специально готовились, разучивали тексты колядок.

Но Святки — это святые дни по преимуществу, а потому все, не соответствующее их святости, должно быть искореняемо, считает православная церковь. «Где нега и роскошь, — учил святой Иоанн Златоуст, — где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно»...

С распространением христианства на Руси все эти древние обряды, обычаи и увеселения не потеряли своей силы, обогатившись новыми, образовавшимися на христианской основе. И в настоящее время продолжают существовать ряжения, гаданья и другие так называемые «святочные забавы» и развлечения.

По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. «В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая мехоноскою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжается дележом сбора».

Подобные обходы в течение Святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

По традиции колядовщики требовали платы, угощения, подчас очень настойчиво:

...Нам же, славцам,

Не рубль-полтина —

Единая гривна,

Пива братыня,

Яиц коробица,

Скляница вина,

Бочка квасу,

Морда рыбы,

Блюдо шанег,

Ставец оладий

И масла крыница!

Если хозяйка выносила угощение, благодарили:

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Если же ничего не подавали, могли пропеть и такое:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа!

Или:

На двор чертей,

На огород червей!

Коляда, моляда,

Уродилась коляда!

Кто подаст пирога —

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки —

Числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки —

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки —

Завалим окошки,

Кто не даст пирога —

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба —

Уведем деда,

Кто не даст ветчины —

Тем расколем чугуны!

Угрозы в адрес скупых хозяев могли быть и страшнее:

На Новый год —

Осиновый гроб,

Кол да могилу,

Ободрану кобылу!

После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку — съедали все, чем их одарили односельчане. До сих пор у нас представление о Святках связывается с посиделками. Посиделки, вечерки, беседы устраивались еще с Николина дня или Покрова, но приобретали праздничный характер с Рождества.

Песни, танцы, разговоры обыкновенно прерывались приходом ряженых. Любимыми масками ряженых на Псковщине были медведь, ломающийся, показывающий, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, как ребятишки воруют чужой горох; и «журав», то есть представляющий из себя подобие журавля... Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью наверх шубу, в один из рукавов которой продевает палку с крюком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфеты, пряники, которые журавль и подбирает.

Иной раз на посиделки врывалась целая ватага «нечисти» — парни любили наряжаться в белые длинные рубахи с рукавами до пола, вывернутые тулупы, надевать изготовленные загодя страшные маски и в таком виде с шумом и гиком заскакивать в избу и пугать девушек. Когда первый испуг проходил, девушки, конечно же знавшие о возможности прихода подобных «гостей», начинали обороняться и выгонять нечистую силу. Поскольку игра носила не только веселый и развлекательный характер, но имела и магический смысл (выгнав из дома нечисть, пусть ряженую, были уверены, что обезопасили наступающий год, расчистили дорогу приближающемуся Новому году), ряженые не очень долго сопротивлялись и под радостные крики победителей отступали в сени или тут же разоблачались, как в случае с кикиморой, которую изображал парень, одетый по-старушечьи, в лохмотья, с горшком на голове вместо кокошника: горшок разбивали, и «кикимора» тут же превращалась в обычного парня.

Святки — это время гаданий.

Колядки

В навечерие Рождества Христова в селах и деревнях девушки, во многих местах мальчики и парни, собравшись по нескольку человек вместе, ходят кучками по улицам от одного дома к другому и под окнами поют. Так что не удивляйтесь, если в праздничный вечер к вам в дверь постучат ряженые. Приготовьте им гостинцы. А можете и сами отправиться колядовать. Или отправьте детей. Только не забудьте, готовясь к празднествам, выучить наизусть колядки.

Приходила коляда

Наперед Рождества —

Виноградье

Красно-зеленое мое!

Напала пороша

Снегу беленького.

Как по этой по пороше

Гуси-лебеди летели,

Колядовщички,

Недоросточки,

Недоросточки,

Красны девушки

Сочили, искали

Иванова двора.

А Иванов двор

Ни близко, ни далеко —

На семи столбах.

* * *

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку,

А дай бог тому,

Кто в этом дому,

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста:

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством,

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

* * *

Уродилась коляда

Накануне Рождества,

За горою за крутою,

За рекою за быстрою,

За горою за крутою,

За рекою за быстрою

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят пылающие,

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят колядуют:

«Ой коляда, коляда,

Ты бываешь, коляда,

Накануне Рождества».

Похожие статьи:

Праздник Рождество в детском саду. Средняя группа. Сценарий

Святки для школьников. Сценарий

Гадания на Святки в домашних условиях

Стихи о Рождестве для детей. Колядки

Рождественский сочельник. Приметы и традиции

Нет комментариев. Ваш будет первым!