Свидетельство о публикации бесплатно

Литературная игра по мифам Древней Греции 5 класс. Конспект

Конспект интеллектуальной игры в 5 классе по мифам Древней Греции «Обаятельный мир древности»

Игровое занятие может быть организовано после изучения темы «Мифы народов мира», и ему, безусловно, должна предшествовать подготовительная работа, в том числе и уроки внеклассного чтения. Все это вкупе поможет учащимся расширить представления о богах и героях Древней Эллады. Учитель рекомендует ребятам познакомиться с замечательными книгами: 1) Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции; 2) Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А. А. Нейхардт; 3) Мифы и легенды Древней Греции / сост. А. И. Немировский. (Можно использовать любое издание данных книг.) Конечно, прочесть всю эту литературу в полном объеме ученики не смогут. Можно разбить класс на группы, каждая из которых получит свое задание: изучить какой-либо раздел книги («Боги», «Герои») или определенную его часть. Целесообразно дать ребятам индивидуальные задания: сделать сообщение о том или ином герое и его приключениях (по выбору учителя и учеников), выполнить иллюстрации к любимым мифам.

В игре принимают участие две команды. Названия команд (например, «Аргонавты», «Олимпийцы» и т. п.), девизы придумываются заранее, заранее также изготавливаются эмблемы.

Большинство заданий ориентировано на выявление того, как усвоено учащимися содержание наиболее популярных греческих мифов. В ходе игры ребята получают возможность продемонстрировать приобретенные знания. Ряд конкурсов требует, чтобы шестиклассники проявили смекалку, находчивость, а также творческие способности.

За каждый правильный ответ игрокам вручаются специальные жетоны (от одного до трех, в зависимости от степени сложности заданий), подсчет которых по окончании игры позволит, с одной стороны, определить команду-победительницу, а с другой - оценить степень активности каждого участника соревнований.

Ведущий. Известный литературный критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский писал о культуре Античности: «На почве Греции и Рима выросло новое человечество. <...> Обаятелен мир древности. В его жизни зерно великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни - гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства». Сегодня нам предстоит прикоснуться к части этой уникальной культуры - к мифологии Древней Греции.

Ход игры

I. Кроссворд «Жизнь богов».

Ведущий. «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни, - сообщается в книге Н. Куна “Легенды и мифы Древней Греции”. - Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги». Задания конкурса посвящены божествам античных времен.

Условия игры. Команды получают листы с одинаковым заданием - кроссвордом, на разгадывание которого отводится не более 3 минут. Затем соревнующиеся стороны сдают листы ведущему, который осуществляет судейство в зависимости от того, сколько строк удалось заполнить командам в течение отведенного времени. За каждую заполненную строку целесообразно присуждать 1 балл. Можно выполнять задание по-другому: поочередно предоставляя командам право заполнить строки кроссворда.

По горизонтали:

1. Он наводит ужас на окружающих. Его испугалась даже родная мать.

2. Он произвел на свет дочь, которая появилась из его разрубленной головы.

3. К нему обращались древние греки с просьбами о выздоровлении.

4. Он построил для богов золотые чертоги на горе Олимп.

5. Он был наименее почитаемым из всех богов. В его честь не возводили храмы.

6. Он изобрел меры, числа, азбуку и передал все изобретения людям.

По вертикали (выделенная строка): напиток богов.

(Ответы. По горизонтали: 1. Пан. 2. Зевс. 3. Эскулап. 4. Гефест. 5. Арес. 6. Гермес. По вертикали: нектар.)

II. Конкурсное задание «Герои Эллады».

Ведущий. Зевс, пытаясь усовершенствовать род людской, создал полубогов, или героев. Перед вами - изображения некоторых из них: 1) Ахилл; 2) Геракл; 3) Одиссей; 4) Орфей; 5) Адонис.

Задание командам: выберите нужное изображение из ряда представленных.

Задание команде 1.

1. Он был учредителем Олимпийских игр. (Геракл.)

2. Нельзя умереть дважды, но он ежегодно умирает и воскресает. (Адонис.)

3. Какие из этих героев входили в число аргонавтов? (Геракл, Орфей.)

Задание команде 2.

1. Ему изготовил щит сам Гефест, но изделие не спасло владельца от гибели. (Ахилл.)

2. Он получил прозвание хитроумного. (Одиссей.)

3. Из царства мрачного Аида нет выхода. Они все там побывали и вернулись, кроме него. Кто не вернулся? (Ахилл.)

III. Конкурс с подсказками «Богини».

В ходе конкурса соревнующимся нужно угадать богинь Древней Эллады. Угадывание будет происходить в три этапа. Если игроки узнают богиню с первой попытки, они получают 3 балла. В случае же когда для узнавания понадобятся вторая и третья подсказки, конкурсанты смогут приобрести соответственно 2 балла или только 1 балл.

Задание команде 1.

• Эта богиня:

1) учила людей искусствам и ремеслам, девушек - рукоделию; почиталась как богиня мудрости и знания;

2) считалась защитницей городов и крепостей;

3) являлась покровительницей героев, непобедимой воительницей. (Афина.)

• Эта богиня:

1) давала счастье в браке, благословляла деторождение;

2) вызывала рост трав, цветов и деревьев, исцеляла от болезней;

3) являлась покровительницей животных, богиней-охотницей. (Артемида.)

Задание команде 2.

• Эта богиня:

1) первоначально почиталась как властительница моря и неба, посылающая дождь;

2) до сих пор служит олицетворением красоты и вечной юности;

3) будит любовь в сердцах смертных и богов и благодаря этому царит над миром. (Афродита.)

• Эта богиня:

1) была матерью гор и мойр;

2) обладала даром предвидения, созывала собрания богов и людей;

3) следила за тем, чтобы на Олимпе и на земле не нарушались закон и порядок. (Фемида.)

IV. Конкурсное задание «Всему свое место».

На слайдах презентации или плакате представлены изображения предметов, рядом с которыми имеются надписи - имена божеств. Задача игроков - устранить ошибки, «раздав» предметы их настоящим владельцам, а также пояснить, как боги использовали данные предметы.

Задание команде 1.

Аполлон - меч; Посейдон - лира; Танат - трезубец. (Правильный ответ: Аполлон - лира; Посейдон - трезубец; Танат - меч. Аполлон играет на лире, а вокруг него музы водят хороводы. Если Посейдон ударит своим трезубцем, на море начинается буря. Танат, бог смерти, с помощью меча расправляется со своими жертвами.)

Задание команде 2.

Афродита - рог изобилия; Артемида - яблоко; Тюхэ (Фортуна) - лук и стрелы. (Прав ил ь н ы й ответ: Афродита - яблоко; Артемида - лук и стрелы; Тюхэ - рог изобилия. Яблоко Афродита получила из рук Париса как красивейшая из богинь. Артемида охотилась в своих владениях с помощью лука и стрел. Тюхэ, богиня счастья и удачи, раздавала дары из рога изобилия.)

V. Конкурсное задание «Крылатые слова».

Ведущий. Как известно, многие образные выражения и крылатые слова, которые мы используем в речи, восходят к древнегреческим мифам.

Условия игры. Команды получают карточки, где записаны фразеологизмы, а также три варианта толкования их значения. Участники конкурса должны выбрать среди них единственно правильный ответ.

Задание команде 1.

Сизифов труд: а) тяжелая, бесконечная и безрезультатная работа; б) работа, выполненная быстро и качественно; в) многолетний кропотливый труд. (Правильный ответ — а.)

Ахиллесова пята: а) главное достоинство, лучшее качество кого-либо или чего-либо; б) основной недостаток, свойственный лицу или предмету; в) наиболее уязвимое место у кого-либо. (Правильный ответ - в.)

Ящик Пандоры: а) ларец для хранения драгоценностей, украшений; б) источник несчастий, бедствий; в) надежный тайник. (Правильный ответ - б.)

Авгиевы конюшни: а) помещение, которое содержится в образцовом порядке; б) сильно засоренное, загрязненное и захламленное место; в) место, где собраны особо ценные породы скота. (Правильный ответ - б.)

Задание команде 2.

Прометеев огонь: а) священное горение, стремление к достижению высоких целей; б) душевное смятение, волнение; в) сильный пожар. (Правильный ответ — а.)

Титаническая борьба: а) необычайно трудная, тяжелая борьба; б) тщетные усилия; в) новый олимпийский вид спорта. (Правильный ответ - а.)

Троянский конь: а) конь редкой масти; б) дорогостоящий подарок; в) тайный коварный замысел, символ предательства. (Правильный ответ - в.)

Олимпийское спокойствие: а) душевное равновесие, сохраняемое в любой ситуации; б) отсутствие угрызений совести; в) психологическое состояние спортсмена перед началом соревнований. (Правильный ответ - а.)

Когда ребята справятся с этим заданием, ведущий предлагает прослушать стихотворение, которое выразительно читает специально подготовленный ученик. Тексты на бумажных носителях ведущий передает командам.

О том, чего бы я хотел

Хотел бы я нектар прохладный

Черпать из Стиксовой реки.

Хотел бы я носить чулки

Из тонких нитей Ариадны.

Испечь хотел бы я пирог

Из нежных яблоков раздора,

Хотел бы изобилья рог

Узреть на телке у забора.

Роскошный дом хотел бы я

Сложить из камня преткновенья,

И чтоб пред ним, струи лия,

Журчали волны вдохновенья.

Иван Козьмич Прутков (Б. В. Жиркович)

Задание командам.

Найдите в тексте стихотворения фразеологизмы, возникшие на основе античных мифов, и объясните их значение.

(Нектар - в древнегреческой мифологии напиток богов, дающий им бессмертие и вечную юность; в переносном смысле: прекрасный, живительный напиток. Стикс — священная река, леденящие воды которой протекают в царстве мертвых. Нить Ариадны - выражение со значением: путеводная нить; то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Согласно мифу, дочь критского царя Миноса Ариадна помогла афинскому царю Тезею выбраться из лабиринта при помощи клубка ниток. Яблоко раздора - выражение со значением «повод, причина ссоры, споров, серьезных разногласий» - возникло на основе мифа о яблоке, преподнесенном Парисом богине Афродите как приз за красоту и послужившем причиной раздора между нею и богинями Герой и Афиной. Рог изобилия - символ неиссякаемого богатства, изобилия. В греческой мифологии — чудесный рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком младенца Зевса. По одному из преданий, когда однажды коза обломила рог, Зевс придал чудодейственную силу этому рогу наполняться всем, чего пожелает владелец. Волны вдохновенья - здесь подразумевается Кастальский ключ, который находился на горе Парнас и воды которого служили источником поэтического вдохновения.)

Чтобы выполнение такого задания оказалось по силам учащимся, необходимо проводить соответствующую словарную работу на уроках литературы. В этом и детям, и учителю помогут следующие книги: 1) Ботвинник М. Н., Коган М. А., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Мифологический словарь. - М., 1965; 2) Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. - М., 1986; 3) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.

VI. Конкурсное задание «Наш вернисаж».

Ведущий. Античная мифология оказала сильное влияние на культурное развитие человечества, обогатила мировое искусство. Мифологические сюжеты и образы начиная с эпохи Возрождения активно использовали литераторы и музыканты, скульпторы и живописцы в своих произведениях.

Вниманию игроков предлагаются наборы репродукций известных художественных полотен. В каждом наборе три репродукции. Две картины из этого ряда созданы на сюжеты античной мифологии, содержание же третьего произведения не связано с греко-римскими легендами. Задача игроков - обнаружить «лишнее» звено в данном ряду.

Задание команде 1.

1) «Пигмалион» Э. Берн-Джонса; 2) «Зевс и Фетида» М. Носенко; 3) «Кащей Бессмертный» В. Васнецова. (Лишнее звено - 3.)

Задание команде 2.

1) «Эрот» А. Бугро; 2) «Вакх (Дионис)» Веласкеса; 3) «Садко в подводном царстве» И. Репина. (Лишнее звено - 3.)

VII. Конкурсное задание «Подвиги Геракла».

Ведущий. Геракл - один из самых популярных героев Древней Эллады. Всем известны легенды, повествующие о его двенадцати подвигах, совершенных на службе у царя Эврисфея.

Задание командам.

Восстановите правильную последовательность подвигов Геракла: 1) Яблоки Гесперид; 2) Стимфалийские птицы; 3) Немейский лев; 4) Лернейская гидра; 5) Скотный двор царя Авгия. (Правильные ответы: 3, 4, 2, 5, 1.)

VIII. Конкурс капитанов «Выбери меня».

Для участия в конкурсе ведущий приглашает выйти капитанов команд вместе с 2-3 помощниками.

Ведущий. Все знают, что полноправным властителем на Олимпе является громовержец Зевс. Представим себе такую невероятную ситуацию: Зевс сложил с себя полномочия правителя, в среде богов-олимпийцев возобладали демократические веяния, объявлены президентские выборы. Один из кандидатов на пост президента Олимпа - Геракл.

Во время этого конкурса каждому из трех капитанов придется примерить на себя «маску» знаменитого мифологического героя Геракла и дать «интервью» от его лица, ответив на несколько вопросов ведущего.

Пока ведущий интервьюирует новоявленного кандидата на президентский пост, группа поддержки занимается подготовкой предвыборной кампании.

Творческое задание капитанам команд.

Напишите шуточную программу, которую новоиспеченный кандидат в президенты - Геракл - мог бы обнародовать во время своей предвыборной кампании.

Задание для группы поддержки капитана команды 1.

Составьте заметку сенсационного характера, посвященную деяниям Геракла, которую можно было бы разместить в местной олимпийской прессе, если бы таковая имела место в Древней Элладе.

Задание для группы поддержки капитана команды 2.

Напишите сценарий рекламного ролика о Геракле и его подвигах.

Вопросы игроку команды 1.

1. Почему вас прозвали Гераклом? Каково ваше настоящее имя? Что оно означает? (При рождении герою было дано имя Алкид, что значит «сильный». Гераклом его стали звать из-за преследований Геры (в переводе - «совершающий подвиги из-за гонений Геры»). Римляне именуют его Геркулесом.)

2. Опишите ваше воинское облачение, включая оружие. («...Золотой панцирь сделал ему Гефест, а Афина сама соткала для него одежду». «Еще юношей Геракл убил грозного киферонского льва, жившего в вершинах гор, и снял с него шкуру. Эту шкуру он накинул, как плащ, на свои могучие плечи. Лапы он связал у себя на груди, а шкура с головы льва служила ему шлемом». (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».) Из книги Куна мы также узнаем, что Аполлон подарил Гераклу лук и стрелы, которыми были впоследствии повержены стимфалийские птицы, лернейская гидра, керинейская лань. Из вырванного с корнями в Немейской роще ясеня, твердого, как железо, Геракл сделал себе палицу, которой сразил немейского льва.)

3. Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, что, будучи младенцем, как говорится, едва из пеленок, вы поразили всех, обнаружив недюжинную физическую силу. Как это было? (В восьмимесячном возрасте Геракл задушил двух чудовищных змей, которых подослала Гера, обиженная появлением сына Зевса от смертной женщины.)

Вопросы игроку команды 2.

1. Какой из ваших подвигов был самым трудным? Почему? («Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый, подвиг. Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов три золотых яблока. <...> Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз. Никто не знал пути к Гесперидам и Атласу», - пишет Н. Кун в книге «Легенды и мифы Древней Греции».)

2. Какая награда ожидала вас за совершенные подвиги? («Живет с тех пор на светлом Олимпе в сонме бессмертных богов Геракл. Это было ему наградой за все его подвиги на земле, за все его страдания», - сообщает Н. Кун в книге «Легенды и мифы Древней Греции».)

3. Смерть непобедима для всех, кроме... вас. Правда ли, что в поединке с богом смерти Танатом вы одержали верх и последний вынужден был отступить? Поведайте нам об этом. (Когда Геракл узнал, что его друг Адмет потерял любимую жену Алкестиду, могучий герой решил во что бы то ни стало помочь горю друга и вырвать у бога смерти Таната добычу. «...Началась меж ними ужасная борьба, - читаем в книге Н. Куна. - Все же могучий сын громовержца Зевса победил Таната. Он связал его и потребовал как выкуп за свободу, чтобы вернул бог смерти к жизни Алкестиду».)

IX. Викторина «Хочу все знать!».

Ведущий. В легендах и сказаниях сконцентрированы знания древнего человека о Вселенной, различных природных явлениях, флоре и фауне, а также о человеческом обществе и развитии мировой цивилизации.

Условия игры. Участники состязания могут сами выбрать категорию вопроса посильной сложности и той «стоимости», которая устраивает игроков. Система триггеров и гиперссылок в специально подготовленной презентации позволяет представить конкурсные задания нужным образом. Если нет возможности создать презентацию, можно просто сделать необходимые записи на доске.

Тема задания

Стоимость правильного ответа

Земля и небо

1 балл

2 балла

3 балла

Люди и боги

1 балл

2 балла

3 балла

Растения

1 балл

2 балла

3 балла

Земля и небо

1 балл. Как древнегреческая легенда объясняет смену времен года? (В том, что на земле происходит смена времен года, «виновата» богиня плодородия Деметра, тоскующая по дочери Персефоне. Когда Персефона покидает мать, отправляясь к мужу Аиду в подземное царство, Деметра погружается в печаль: желтеют листья на деревьях, пустеют нивы, наступает сначала осень, а потом зима. Когда же Персефона гостит на земле у матери, все расцветает, природа ликует, Деметра одаривает людей богатым урожаем.)

2 балла. Почему небесный свод не падает на землю? Кто его поддерживает, если верить античным легендам? (Сын Зевса и Данаи Персей, обидевшись на титана Атласа, показал ему голову горгоны Медузы, и тот окаменел, превратившись в огромную гору, ушедшую вершиной в самое небо. С тех пор поддерживает Атлас весь небесный свод на своих плечах.)

3 балла. Как появилось на небе скопление звезд Млечный Путь, согласно легенде? (Зевс и Афина хитростью заставили Геру кормить только что появившегося на свет младенца Геракла, сына Зевса и Алкмены. Узнав правду, Гера отшвырнула ребенка. Из капель пролившегося молока возникло скопление звезд Млечный Путь.)

Люди и боги

1 балл. Как объясняет античная легенда появление человеческих пороков? (У ворот дворца Зевса находятся два сосуда: в одном сосуде - добро, в другом - зло. Зевс черпает из обоих сосудов и посылает дары людям. Учащиеся также могут пересказать миф о ящике Пандоры.)

2 балла. Кто из смертных состязался с богами и в чем? Каким был результат? (Арахна состязалась с Афиной в искусстве ткачества. Марсий вызвал Аполлона на состязание по музыке. Арахна была превращена в паука, а Марсий казнен.)

3 балла. Какие важнейшие этапы развития цивилизации отражены в древнегреческой мифологии? Охарактеризуйте кратко каждый этап. (Участник игры пересказывает раздел «Пять веков».)

Растения

1 балл. Какое растение стало символом самовлюбленного юноши? (Красавец Нарцисс не ответил на чувство влюбленной в него нимфы Эхо. Убитая горем Эхо обрекла его своим проклятием на безответную любовь к самому себе. Любуясь собственным отражением в водах лесного источника, юноша умер. На «месте происшествия» вырос бело-желтый цветок, получивший название нарцисса.)

2 балла. Венок из какого растения украшает голову бога Диониса? Почему? (Дионис со своей свитой бродит по свету из страны в страну. Он идет впереди в венке из виноградных веток и учит людей разводить виноградники и делать вино. Таким образом этот бог подчиняет род людской своей власти.)

3 балла. Венок из какого растения украшает голову бога Аполлона? С какой легендой связан этот факт? (Прелестная нимфа Дафна, спасаясь от преследований влюбленного в нее бога Аполлона, была обращена своим отцом речным богом Пенеем в лавр. Опечаленный Аполлон в память о возлюбленной украсил лавровым венком голову, а ветками лавра - колчан и кифару.)

X. Поэтический конкурс «Служенье муз...».

Завершает игру поэтический конкурс. Ребята читают стихотворения известных поэтов с «мифологической» тематикой (например, «Арион» А. С. Пушкина, «Венера Милосская» А. Фета, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Тебе, Афродита, слагаю танец...» А. Ахматовой, «Эвридика» А. Тарковского, «Елена Прекрасная» В. Федорова), а также произведения собственного сочинения - стихотворные «опусы» на сюжеты античных легенд. Подобное задание, разумеется, потребует предварительной домашней подготовки.

Победителей состязания поэтов и чтецов награждают символическими лавровыми венками.

По окончании игры подводятся итоги.

XI. Заключительное слово.

Ведущий. «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны», - писал академик Д. С. Лихачев. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие во многом способствовало этому.

«Подлинный взмах крыльев торжествует над прошлым, над небытием, и каждый такой взмах в искусстве важен для нас не только как исторический этап, за которым последует другой, но и как проявление абсолютного в своей ценности, вечно юного творчества», - подчеркивал писатель Лев Любимов в популярной книге «Искусство Древнего мира» [2]. Сегодня древние эллины помогли нам воспарить над прошлым, а значит - прикоснуться к вечности и вечно прекрасному.

Похожие статьи:

Литературная игра для школьников 7 класса с ответами. Стивенсон «Остров сокровищ»

Познавательная викторина для школьников 5-7 класса с ответами

Викторина с ответами о животных, 5-6 класс

Литературная игра-викторина для школьников 5-6 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!